Методические доклады по классу гитара

Методический доклад на тему: «Работа над развитием техники аккомпанемента в классе гитары»
методическая разработка по музыке

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskiy_doklad_sergeeva_m.s.doc 413.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Курска

Управление культуры города Курска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детская школа искусств № 2 имени И.П. Гринева» города Курска

Методический доклад на тему:

«Работа над развитием техники аккомпанемента в классе гитары»

(класс гитары) Сергеева М.С.

  1. Введение с.3
  2. Начальный этап обучения гитариста с.6
  3. Обучение технике аккомпанемента с.12
  4. Заключение с.16
  5. Список литературы с.18

Рассматривая перспективы развития профессионального образования, нельзя не обратиться прежде всего к его истокам и современному состоянию обучения в кружках, музыкальных школах и студиях.

Еще в 50-е годы музыкальные коллективы художественной самодеятельности были почти единственной базой для получения начального музыкального образования. В последующие годы, когда началось интенсивное развитие сети детских и вечерних музыкальных школ, самодеятельные коллективы стали уступать свои функции профессиональным музыкальным учреждениям.

Серьезные организационные задачи стоят сегодня перед детскими школами искусств. Их деятельность в настоящее время определяется задачами общего музыкального образования и прочной начальной профессиональной подготовки особо одаренных детей, имеющих перспективы для дальнейшего обучения в музыкальном училище. Для любительского музицирования учащиеся необходимо приобрести навыки чтения с листа, игры по слуху, умения аккомпанировать.

Насущной является и проблема отбора учащихся, методики проведения приемных экзаменов. Характерно, что сейчас в музыкальные школы поступают не только те дети, которые обладают наиболее яркой одаренностью, а также те, которые случайно услышали и заинтересовались каким-либо инструментом, или, что еще хуже, которых вопреки их желанию прислали учиться родители. Зачастую недостаточность связи с общеобразовательными школами и детскими садами, пассивное ожидание педагогов вместо активного поиска талантов лишают в настоящее время музыкальную школу многих ярких дарований.

На сегодняшний день нельзя пожаловаться на отсутствие интереса школьников к гитарной музыке – классы гитары в школах переполнены. Но, несмотря на это, существует ряд проблем по набору контингента. Во-первых, в настоящее время основным критерием отбора при поступлении в музыкальную школу является желание поступающего, т. е. берут практически всех. Нередко это приводит к тому, что в школу попадают дети со слабыми музыкальными данными. Это создает определенные трудности для педагога. Даже если такие ребята на начальном этапе занимаются с удовольствием, то впоследствии, с усложнением репертуара, результаты становятся недостаточными, что может привести к потере интереса со стороны ученика. Такие ребята редко заканчивают обучение, но бывают и исключения: иногда упорный труд приводит к развитию музыкальности и техники, овладению основными приемами игры. Благоприятно сказалось на процессе обучения таких ребят появление развивающих программ, позволяющих найти к каждому ребенку индивидуальный подход и оптимизировать процесс обучения.

Второй насущной проблемой преподавателей гитары является то, что возраст детей, поступающих для обучения на этом инструменте, зачастую колеблется на уровне 11–13 лет. С одной стороны, ребята уже достаточно развиты умственно и физически, но с другой стороны, начинается переходный возраст, усложняется программа в общеобразовательной школе, следовательно, для занятий музыкой остается меньше времени. Эти дети зачастую отказываются посещать остальные предметы в школе искусств – хор, сольфеджио, оркестр, – что ведет к отставанию в музыкальном развитии. В таких случаях преподавателю приходится уделять больше времени на уроке теоретическим дисциплинам, что опять же сокращает время работы над техникой и музыкальностью исполнения.В настоящее время среди поступающих в школы искусств заметен значительный интерес к гитарной музыке, но не всегда он обусловлен желанием научиться играть на классической гитаре. Как указывалось выше, очень часто в школу приходят достаточно взрослые ребята, желающие научиться играть «для себя», т. е. аккомпанировать.

К сожалению, в подавляющем большинстве в школах искусств нет определенной программы обучения на гитаре технике аккомпанемента. Обучение предусматривает как минимум4 года что, естественно, неприемлемо для учащихся 15–16 лет. Для овладения техникой аккомпанемента не выделяются отдельные часы, а на уроках классической гитары не всегда хватает времени на подбор по слуху. Как следствие – значительное количество детей уходит из музыкальной школы с определенным багажом знаний, умением играть, но не всегда это пригодится в жизни. Случается, что ребята, считавшиеся хорошими исполнителями на гитаре, участники концертов, не в состоянии самостоятельно подобрать мелодию, разобраться в аккордах, не умеют аккомпанировать себе в пении.

Зачастую учащиеся, занимающиеся на каком-либо другом инструменте: фортепиано, баяне, виолончели, аккордеоне – на последнем году обучения выбирают как дополнительный инструмент гитару. Начинать учить их, как классических гитаристов, от азов, не имеет смысла – за год они ничего нового не узнают. А вот овладеть за год техникой аккомпанемента на гитаре, а также подбором по слуху вполне реально.

За несколько лет обучения аккомпанементу нами была разработана и апробирована система упражнений и несложных пьес, при работе над которыми происходит достаточно быстрое (за 3–4 месяца) овладение нотной грамотой, развитие аккордовой техники в правой и левой руке, развивается чувство ритма даже у учащихся, не владеющих никакими другими инструментами.

В процессе работы нами были составлены некоторое подобие программы обучения технике аккомпанемента в сжатые сроки, в том числе и для детей, уже владеющих нотной грамотой (обучение на дополнительном инструменте в школе искусств). ,,

2 . Начальный этап обучения гитариста.

Прежде всего, начиная занятия, следует ознакомить ученика с основными элементами музыкальной речи: мелодия, гармония, аккомпанемент, ритм, длительности, размер и т. д. Ознакомление с нотной грамотой можно ограничить диапазоном гитары: от «ми» малой октавы до «ми» второй октавы. В целом теоретическая часть совпадает с начальным ознакомлением с нотной грамотой при обучении на классической гитаре.

На уроках следует применять различные методические приемы, способствующие эффективности занятий. Для более быстрого и удобного запоминания нот можно использовать схему-рисунок грифа гитары, на котором наглядно изображены струны, лады и те ноты, знание которых необходимо на начальном периоде обучения. Эту схему следует также поместить ученику в тетрадь для самостоятельного изучения. Не следует выносить на гриф все ноты, диезы, бемоли во избежание переизбытка информации. Мы считаем, что лучше на самом раннем этапе ограничиться диатоникой, тогда запоминание при регулярном контроле со стороны преподавателя происходит достаточно быстро и не представляет сложности для учащихся.

Занятия теорией ни в коем случае не должны доминировать над практическими упражнениями на инструменте во избежание потери интереса к игре со стороны ученика. Практически с первых занятий можно начинать овладение начальными навыками игры.

Перед тем, как непосредственно приступить к игре, следует рассказать ученику об инструменте, его истории, обязательно исполнить несколько несложных, но ярких и интересных произведений. Это, с одной стороны, заинтересует ребенка, с другой – ученик получает представление о том, чему ему предстоит научиться. Далее можно объяснить устройство гитары, какая часть для чего служит. Для лучшего запоминания можно нарисовать инструмент в тетради ученика, обозначив составные части на рисунке.

Естественно, даже самый ранний этап в обучении подразумевает знакомство с нотной грамотой, элементами музыкальной выразительности, как то: мелодия, гармония, аккомпанемент, ритм, размер, длительности и т. д. Все это ребята проходят на уроках теории, но не всегда в одновременном со специальностью темпе. Соответственно, для улучшения и ускорения учебного процесса преподаватель гитары может вводить в занятия элементы теоретических дисциплин в наиболее удобном для него порядке. В начале необходимо познакомить ученика с понятием «звукоряд», «октава» – в гитарном диапазоне: от «ми» малой октавы до «ми» второй октавы. Затем можно переходить непосредственно к изучению расположения нот на грифе, ознакомив предварительно с ритмическими фигурами, длительностями, понятиями размера, доли. С этим можно познакомить на занятиях при помощи несложной схемы и ритмических групп в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Для более продуктивного запоминания можно ввести в уроки элемент игры, использовав карточки с длительностями, ритмическими группами и нотами в разных октавах.

Существует целый ряд факторов, оказывающих значительное влияние на исполнение. Один из них – правильная посадка учащегося, ей следует придавать особое значение. При игре гитарист должен сидеть на устойчивом сидении без пружин и поручней, с пропорциональной его росту высотой. Стул лучше ставить несколько наискосок, т. к. при длительном занятии край сидения может оказывать нежелательное давление на мышцы правой ноги, что приводит к дискомфорту. Гитара кладется на левое колено, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед, плечи сохраняют свое естественное положение. Левое бедро образует с корпусом небольшой острый угол, нога согнута, и ступня опирается на скамеечку. Выбор высоты скамейки должен соответствовать росту ученика, длине его ног, а также высоте сидения. Наиболее удобной и естественной является посадка, когда головка грифа находится приблизительно на уровне лица ученика.

Правая нога должна быть отставлена от левой только на расстояние, необходимое для нижней части инструмента, что придает ему устойчивое положение.

На самых первых уроках лучше начинать с постановки правой руки, т. к. ею возможно извлекать звуки без участия левой. При постановке правой руки очень важно правильно фиксировать ее положение на обечайке. Наиболее естественным является такое ее положение, когда кисть полностью расслаблена. При этом запястье должно находиться на расстоянии примерно 4 см от поверхности верхней деке. Линия первых суставов указательного, среднего и безымянного пальцем и мизинца параллельна струнам. Пальцы в расслабленном состоянии, сложенные вместе, параллельны ладони. Необходимо следить за тем, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец, параллельный указательному, касается его краем последней фаланги. Эта постановка руки, характерная для школы Тарреги, исходит из положения инструмента, рук и пальцев и обеспечивает легкое и уверенное защипывание струн, дающее сильный и полный звук.

Иногда допустим небольшой наклон кисти в сторону подставки, что связано с анатомическим строением руки, – главное, лишь бы не было напряжения в запястье.

Положение предплечья на обечайке обусловлено тем, что кисть должна создавать противовес локтю. Это особенно важно при перемещении правой руки. Когда оно производится правильно, перемещается кисть вдоль струн, но ни в коем случае не меняется положение локтевого сустава относительно обечайки. Особое внимание следует обратить на то, что кисть при перемещении должна оставаться перпендикулярной по отношению к струнам. При этом перемещение кисти по струнам будет диагональным от 1-ой струны к 6-ой, и наоборот. Вышеуказанная постановка руки представляется наиболее естественной. Кисть должна быть полностью расслабленной и либо просто висеть, либо опираться кончиками пальцев на струны. Рука в целом, от плеча до кончиков пальцев, является источником силы, преодолевающей сопротивление струн. Всякое напряжение руки уменьшает эластичность мышц и гибкость суставов, что препятствует свободе движений и устойчивости кисти и отрицательно сказывается на чувствительности, независимости действий и силе пальцев. Начинающему рекомендуется смотреть в расположенное напротив зеркало, чтобы внимательно следить за положением и движением рук.

,Для овладения приемом «апояндо» рекомендуется упражнение «шаги», когда учащийся чередует на каждой струне (кроме шестой) игру пальцами правой руки m-i-m-i. Упражнение можно разнообразить аппликатурно, добавив палец a – a-m-i.

Это упражнение также очень полезно для заполнения аппликатуры правой руки – при проигрывании упражнения наименования пальцев можно называть вслух.

При игре следует сразу акцентировать внимание учащихся на диагональном передвижении правой руки над розеткой.

Одним из вариантов этого упражнения является исполнение его по всем струнам, кроме первой, большим пальцем – p. При этом рука находится в фиксированном положении за счет того, что пальцы a-m-i не одной линии стоят на первой струне, и рука ни в коем случае не помогает большому пальцу. Действие пальца p находится на сгибании второй фаланги, благодаря чему он является самым подвижным и действует независимо от остальной части кисти. А поскольку его движение по своему направлено противоположно движению других пальцев, он после щипка образует крест с указательным пальцем. При игре пальцем p не следует допускать сгибания первой фаланги.

При постановке левой руки также следует обращать внимание на естественность ее положения на грифе. Естественно приподнимая предплечье, следует поставить кисть на высоту первых ладов и расположить большой палец на средней линии задней части грифа. При этом запястье округлое, пальцы согнуты и последней фалангой прижимают струны к грифу. Широкая часть кисти должна быть ему параллельна, несмотря на разную длину пальцев. А пальцы, в свою очередь, образуют с грифом перпендикуляр, кроме 1 и 4, для которых допустим небольшой наклон. Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны 1 пальца, что затрудняет игру 3 и 4, сковывает их действия и усложняет впоследствии игру баррэ. Не следует излишне напрягать кисть, это приводит к потере ее эластичности. Роль кисти заключается в том, чтобы удерживать пальцы на уровне ладов, на которых прижимаются струны, и содействовать свободному движению пальцев по всему грифу. Перемещение левой руки по грифу может быть вертикальным, горизонтальным и смешанным.

Только тогда, когда ребенок полностью осознает положения обеих рук, когда руки свободны, их постановка естественна и удобна, можно переходить к игре более сложных упражнений.

С детьми с хорошим аппаратом и музыкальными данными можно на достаточно раннем этапе вводить упражнение «вертушка», в котором используются элементы упражнения «шаги» с синхронным прижатием струн пальцами левой руки. Его можно исполнять различными вариантами, отличающимися уровнем сложности:

  • От V-ого лада вверх и вниз от 1 пальца.
  • От V-ого лада вверх от 1, вниз от 4 пальца.
  • Полный вариант, охватывающий весь гриф, поделенный на 3 части: в первой позиции, пятой и девятой.

Попутно следует объяснить понятие «позиция», определяющееся положением первого пальца на ладах. Обязательно следует обращать внимание на логику движения пальцев левой руки – ни в коем случае не допускать снятия пальцев при движении вверх на одной струне. Неправильно заученное движение будет препятствовать в дальнейшем в исполнении пассажей, отрицательно повлияет на развитие техники. Переучивание в этом случае дается очень тяжело. Упражнение «вертушка», при правильном его исполнении, является очень полезным на различных этапах обучения, развивая следующие навыки:

  • укрепляет пальцы левой руки;
  • способствует развитию синхронного движения обеих рук;
  • проводит к осознанию понятия «позиция»;
  • способствует развитию пассажной техники;
  • выполняет роль «разминки» на уроках.

Для закрепления положения обеих рук и более быстрого запоминания струн и нот в 1-ой позиции, можно играть несложные попевки, предварительно ознакомив учеников с расположением нот на грифе.

3. Обучение технике аккомпанемента.

Не следует заострять внимание на работе над апояндо, так как при обучении аккомпанементу этот прием вряд ли пригодится. Апояндо можно внедрить на начальном этапе постановки правой руки в упражнении «шаги», о котором говорилось ранее, и в упражнении «вертушка». Основное внимание уделяется приему «тиррандо», применяющемуся в арпеджио.

Уже на первых занятиях можно отработать игру приема «тиррандо» на открытых струнах различными вариантами. Несложной пьесой с прижатыми струнами является «Этюд» В. Калинина.

Неоспоримо полезными при обучении технике аккомпанемента можно считать арпеджио из сборника М. Каркасси. На них удобно отрабатывать механику перемещения элементов аккордов. При этом развивается гибкость пальцев левой руки, укрепляются суставы. Не обязательно использовать все арпеджио, можно ограничиться лишь теми, которые впоследствии пригодятся для аккомпанирования.

При игре арпеджио следует обращать внимание ученика на правильное звукоизвлечение, работу пальцев, не допускать лишних движений рукой. Для более быстрого запоминания расположения нот на грифе в первой позиции можно поиграть по нотам те же попевки, что и при обучении на классической гитаре.

Когда происходит овладение приемом арпеджио, запоминаются как следует ноты, можно переходить к разучиванию несложных пьес из сборников Каркасси, а также Карулли, Антонийчука и других. Эти произведения были отобраны нами потому, что они не представляют сложности для запоминания и построены на элементах различных аккордов. Особое внимание при разучивании следует обращать на связное исполнение произведения, не допускать остановок и неритмичной игры. Также в этих пьесах совершенствуется исполнение арпеджио в различных фигурациях.

Постепенно, по мере укрепления пальцев, развития техники в обеих руках следует переходить к отрабатыванию приема баррэ, при котором указательный палец левой руки прижимает от двух до шести струн и на одном ладу. Ноту, исполняемые баррэ, обозначаются либо скобкой [, либо пунктирной линией ——, отчерчивающей отрезок, который исполняется баррэ. Осваивать баррэ необходимо осторожно и постепенно, ни в коем случае не допуская перенапряжения и утомления руки. Если рука устала, лучше дать ей отдохнуть, опустив вдоль тела на 10–15 секунд, затем вновь продолжить упражнения.

Вначале можно отрабатывать баррэ на трех струнах, постепенно добавляя по одной. При игре баррэ следует акцентировать внимание на следующих нюансах:

  • Положение левой руки должно быть правильным, т. е. не допускается наклон в сторону первого пальца, иначе прижимание струн на грифе усложняется.
  • Палец должен лежать плашмя перед порожком, не «находя» на него и не сползая на середину.
  • Не стоит сильно давить первым пальцем на гриф, лучше разместить его почти параллельно большому пальцу с другой стороны грифа и «висеть» на грифе всей тяжестью руки, что способствует меньшему ее уставанию.
  • При игре баррэ остальные пальцы должны оставаться полностью свободными, не помогая первому пальцу прижимать струны.

Когда при помощи упражнений и пьес учащимися приобретены все основные навыки, можно переходить к освоению аккордов – вначале более простых – Am, Em, E, C, G и т. д. Их можно исполнять в разложенном виде, на, на арпеджио, руководствуясь принципами тяготений, попутно знакомя с понятиями тональность, тоника, субдоминанта, доминанта. Постепенно можно осваивать все новые и новые аккорды, вводя в игру аккорды с баррэ – F, Fm, B, Hm, H.

Для обозначения аккордов учащихся следует познакомить с системой буквенных обозначений звуков и тональностей.

Обычно у учащихся даже со средними музыкальными данными овладение навыками исполнения аккордов, запоминание их названий происходит достаточно быстро.

Одним из приемов игры, необходимым для аккомпанирования, является исполнение ритмического расгеадо (игра «боем»). Гитарный «бой» – особой явление, пришедшее к нам из испанской музыки фламенко, где гитаристы часто играют свою партию приемом расгеадо. Оно представляет собой удар вверх или вниз пальцами правой руки по струнам – очень быстрое арпеджио – создавая определенный ритмический рисунок, фон для солиста или другого гитариста.

В эстрадной музыке «бой» стал одним из основных способов ритмического сопровождения. В основе приема лежит равномерное движение правой рукой вверх и вниз параллельно плоскости деки. Удары по струнам чередуются с пропусками – движение руки вверх или вниз, не задевая струны. Порядок ударов и пропусков может варьироваться в зависимости от ритмического рисунка.

Чтобы освоить простейшую формулу боя, необходимо сначала просто сыграть чередующиеся удары вверх и вниз по струнам. Вниз – пальцем p, вверх – i.

Затем стараться сгруппировать их по четыре, выделяя каждую четвертую долю.

Ритмически это можно отразить в длительностях

Не следует делать слишком больших движений рукой, амплитуда должна составлять 8–10 см вверх и вниз от крайних струн, а сами движения должны быть равномерными. Постепенно формулу «боя» можно усложнить пропусками ударов для получения нового ритмического рисунка.

Таким образом, мы получили один из самых распространенных вариантов «боя», подходящего почти ко всем быстрым песням.

На основании этой формулы учащийся, если хорошо понимает механизм его формирования, может самостоятельно получить любые ритмические фигуры. Например, одним из более сложных вариантов «боя» является «бой» с заглушкой. Наглядно его можно представить следующей схемой:

Существует также более интересный его вариант:

Если возникают сложности в овладении приемами «боя», можно предложить следующие варианты работы над ними:

  • Игра рукой ученика для лучшего понимания ритмического рисунка.
  • Синхронная игра вместе с преподавателем.
  • Отработка элементов «боя» по отдельности.

При обучении аккомпанементу главное в занятиях – последовательность и постепенное усложнение материала, дабы не отбить у ученика желание, не уничтожить веру в собственные возможности. Любые элементы игры сначала лучше отработать на простых аккордах, а потом перейти к более сложным. Когда ученик в достаточной степени овладел всеми приемами игры и может саккомпанировать себе по обозначенным аккордам, можно переходить к обучению подбору по слуху. Умение подбирать не растет совокупно с техникой игры, его необходимо развивать. Методика подбора по слуху на гитаре такая же, как и на любом другом инструменте, и не требует особого рассмотрения в данной работе.

Таковы основные аспекты обучения технике аккомпанемента на шестиструнной гитаре. Эта методика используется нами уже в течение нескольких лет и дала положительные результаты. Ребята, не имеющие никакого музыкального образования, занимаясь 1–2 раза в неделю с педагогом, а также работая самостоятельно, овладевают приемами игры к 3–4 месяцу обучения.

Следует заметить, что мы не учим играть без изучения нотной грамоты, т.к. «бездумное» исполнение заученных аккордов кажется нам не слишком нужным навыком. Впоследствии, владея нотной грамотой, ребята легче разберутся в многочисленных песенниках и самоучителях.

Ребята, обучающиеся в музыкальных школах игре на каком-либо инструменте и осваивающие гитару в качестве дополнительного, естественно, учатся несколько быстрее – за 2–3 месяца. Сказывается развитое чувство ритма, знание нот, скоординированное движение рук.

Польза данной методики очевидна и апробирована нами в течении многих лет.

Благодаря широкому кругу поклонников, интересу, проявляемому композиторами, месту в искусстве импровизации, гитара, несомненно, должна иметь большое будущее, но не следует забывать, что её история насыщенна частыми взлётами и падениями, крутыми поворотами, во многом зависящими от моды. В настоящее время повысился интерес к электронной музыке – применение MIDI технологий – всё это, несомненно, несёт угрозу, о которой не следует забывать. Во всём мире огромное количество любителей-гитаристов, и особое пристрастие к инструменту испытывает молодежь. Интерес подростков объясняется безудержным желанием следовать моде и утверждаться среди сверстников. Практика работы показала, что интерес к современной лёгкой музыке, желание научиться аккомпанировать себе при пении можно использовать для приобщения подростков к музыкальной культуре. С этой целью в репертуар параллельно с популярными новинками можно включать лучшие образцы современной лёгкой музыки, романсы, народные песни. Увлеченность подростков во многом зависит от умелого и тактичного подхода к их интересам. Не навязывая те или иные произведения, важно расширять музыкальный кругозор учащихся, привлекать их внимание к выразительным средствам музыки, способствовать формированию эстетических идеалов и художественного вкуса.

  1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1983 (1990, 2001).
  2. Агуадо Д. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1956.
  3. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара. – М.: Владос, 2000.
  4. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды .1978.
  5. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1990.
  6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре / Под ред. А. Иванова-Крамского. – М., 1990, 2001; М.: ЭКСМО-Пресс, 2000, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В работе рассматриваются психофизиологический и методический аспекты совершенствования исполнительской техники учащихся — гитаристов.

Проблемы мотивации учащихся ДМШ по классу гитары.

Вопросы овладения техникой учащимися начальных классов музыкальных школ должны рассматриваться в связи с общим направлением развития техники пианиста и с учетом возрастной специфики.

Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня&raquo.

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока).

Развитие у учеников художественного образа при игре музыкальных произведений.

Звукоизвлечение — одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. Объективная трудность получения чистого, красивого, богато окрашенного обертонами и вместе с тем достаточно гром.

Источник

Читайте также:  Джо перри с гитарой
Оцените статью