Методические работы для преподавателей гитары
Автор: Клементьев Виталий Вячеславович
Организация: Филиал МБУ ДО «ДШИ № 2 г. Надыма» в п. Лонгъюган
Населенный пункт: Тюменская область, п. Лонгъюган
Любой начинающий гитарист желает научиться играть на гитаре хорошо, развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели нужно идти разными путями, использовать разные школы, специальные упражнения.
Для того, чтобы достичь высокой скорости и частоты исполнения любого вида техники, необходимо развивать технические навыки игры ( как в спорте — натренировать определённые группы мышц рук, выработать чёткую координацию их действий).
Пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать удобную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения и др.- приобретаются путем тщательной, систематической работы. С самого начала ребенка надо приучать к сознанию того, что занятия музыкой — трудная работа.
Техническое развитие обучающегося начинается с самых первых занятий, начиная с правильной посадки, постановки игрового аппарата и воспитания двигательной культуры.
Аппарат не должен быть зажатым и скованным, руки должны быть свободными, естественными. Пальцы требуют ежедневной тренировки. Технику следует развивать не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.
Неоценимую помощь в освоении обучающимися различных двигательных навыков могут оказать разнообразные упражнения.
Многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры.
В учебных программах по классу гитары предусматриваются технические зачеты, которые проводятся на протяжении всего курса обучения по два раза в год в I и IV четвертях. Как правило, технический зачет состоит из прослушивания одного этюда и одной гаммы.
Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где обучающиеся в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания обучающиеся закрепляют дома самостоятельно. По учебному плану на занятия по специальному инструменту в ДМШ и ДШИ отводится по два академических часа в неделю на каждого обучающегося, так организован учебный процесс по обучению игре на гитаре в современной музыкальной школе.
Работа над техническим развитием обучающихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии, они изучаются отдельно от музыкальных произведений.
Время, затрачиваемое обучающимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае, техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.
Техническое совершенствование гитаристов должно включать в себя работу над исполнением: 1) арпеджио; 2) интервалов и аккордов; 3) гаммообразных пассажей; 4) тремоло; 5) технического легато и мелизматики.
На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов. А для приобретения устойчивого навыка обучающимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу.
Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела.
Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их:
1. Арпеджио – поочерёдное извлечение звуков.
Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио. На начальном этапе лучше использовать арпеджио на открытых струнах из сборника А.Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси предложены 22 упражнения на различные виды арпеджио. Ряд упражнений на восходящие и нисходящие арпеджио предлагает в своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль:
— из трёх звуков №29-32;
— из четырёх звуков №85-90;
— из шести звуков №91-92.
В вышеупомянутых сборниках помимо упражнений существует большое количество Этюдов и Прелюдов на данный вид техники:
— М. Каркасси Прелюды (e), (С);
— М. Джулиани Этюд №5, соч.48, «Ручеёк»;
— Э. Пухоль Этюд «Шмель»;
2. Интервалы и Аккорды
Изучение техники игры интервалами и аккордами, рекомендуется вводить на начальном этапе обучения. Ряд упражнений А. Гитмана, М. Каркасси, П. Агафошина предложен в сборнике «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» А.Гитмана. В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля – это упражнения с №19 — 28 .Этот вид техники широко используется в Андантино, Аллегретто, Прелюдах и Вальсах Ф.Карулли, М.Каркасси.
3. Гаммы
Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами, начинать удобно с хроматических последовательностей на разных струнах. Гаммы лучше всего играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии, но в аппликатуре стараться не допускать «перекрещивания». Гаммы следует играть в различном ритмическом оформлении( дуолями, триолями, квартолями, пунктирным ритмом).
Цель гамм – выравнивание пальцев, а для этого требуется постоянный слуховой контроль. Играя гаммы нужно научиться извлекать звуки ровной силы. Работа над гаммами играет важное значение в воспитании координации рук, которая является залогом двигательно-технической свободы. Упражнения № 33-36 по подготовке пальцев к исполнению гамм, предложены в «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля. Гаммообразные пассажи широко используются в произведениях как у гитаристов-классиков, так и у современных авторов.
4. Тремоло
Самый яркий приём игры на классической гитаре. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах одновременно звучит и аккомпанемент на басах — это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие — два инструмента (дуэт).
Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Во 2 части сборника «Художественная техника гитариста» Е.Шилина предлагается двенадцать специальных упражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания , от простого к сложному, и поэтому тремоло, если работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда, когда хорошо отработанно предыдущее.
Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями. Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он — главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу.
Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который «поёт» красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i), и аккомпаниатору — палец (p), который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы.
Список пьес с приёмом тремоло:
— М. Каркасси — Этюд (Am)
— М. Высотский — Русская мелодия (Am или Gm)
— Х. Виньяс — Фантазия (E)
— Фр. Таррега — Воспоминание об Альгамбре (Am)
— Фр. Таррега — Грёзы (E)
— А. Иванов-Крамской — Грёзы (D).
5. Техническое легато и мелизматика
Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, что легато всё же специфический приём. Пальцевые движения при легато более резкие, чем при обычной игре. Легато может иногда применяться для облегчения действий правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение- колористическое. Игра легато придаёт исполнению неповторимую звуковую окраску.
В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции.
Очень подробно разработаны упражнения на разные виды легато в «Школе» Э.Пухоля, №93-98. Этот вид техники встречается в Андантино, Аллегретто, М. Каркасси, Этюде №13 соч.100 М. Джулиани, Этюд (упр. №99) Э. Пухоля.
Фундамент техники закладывается в школе. Этюды для развития техники активизируют пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность. Следует сказать, что не только этюды, но и любая пьеса является упражнением и может принести большую пользу, если ребёнок проявляет к нему интерес и любовь.
Основная цель формирования технических навыков — обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач. Работа гитариста требует и физического и умственного напряжения, развитию звукового воображения. Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививает обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.
Урок специальности – это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребёнка, а творчество — проводник к накоплению богатого личностного потенциала.
Список литературы:
1. Борисевич В.Г. «Оптимизация музыкально-технического развития учащихся — гитаристов на начальном этапе музыкального образования (статья);
2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1997;
3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970;
4. Каркасси М. Школа игры на гитаре. М., 1988;
5. Пухоль Э. Школа игры на гитаре. М., 1977;
6. Шилин Е. Школа игры на гитаре. Ч.2 «Художественная техника гитариста» М., 2001.
Источник
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.
методическая разработка на тему
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.
Фактурные вопросы аппликатуры. Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_prepodavaniya_igry_na_gitare.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Санкт-Петербургская детская школа искусств на Петроградской»
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.
Фактурные вопросы аппликатуры. Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.
Автор: Чукуткин Владимир Алексеевич
Санкт-Петербург 2016 год.
Методика преподавания игры на гитаре.
Фактурные вопросы аппликатуры.
Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.
Гитара – инструмент с особой историей отличной от многих академических инструментов судьбой. В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром.
При всей демократичности гитары, она доставляет исполнителю много неприятных минут. При малейшем форсировании звука он становится трескучим. Гитарный звук быстро гаснет: чтобы продлить звучания его, гитаристу приходится пользоваться растяжками левой руки. Именно благодаря такому техническому приему удается выделит мелодическую линию в фактуре музыкального произведения.
Несмотря на многовековую историю гитарного исполнительства, устойчивые критерии эстетики гитарного звука только формируются, а следовательно не разработаны методики работы над звуком в учебном процессе. Поэтому одна из основных проблем для гитаристов- достижение плотного, объемного, певучего, красивого звука. Особенно актуальным становится вопрос художественного критерия в гитарной исполнительской практике, повышения уровня общей исполнительской культуры. Ведь порой беглость пальцев становится главной и единственной целью молодого гитариста.
Как преодолеть технические и художественные трудности, достичь красивого звука и исполнительской легкости. Это основные задачи, которые стоят перед начинающим исполнителем.
Распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, называется аппликатурой. Рассмотрим аппликатуру левой руки на грифе гитары.
При игре на гитаре может быть два типа аппликатуры левой руки – типовая и уникальная.
Типовой аппликатурой называются случаи, когда все звуки аккорда извлекаются на струнах, каждая из которых прижата к какому – либо ладу грифа. Уникальной – когда часть звуков аккорда извлекается на открытых струнах ( не прижатых к ладам).
Рассмотрим систему построения на основе типовой аппликатуры.
Поскольку буквенно-числовое обозначение не показывает порядка расположения звуков в аккорде, то имеет смысл изобразить аппликатуру в виде схем – рисунков участка грифа гитары, на которых указаны места прижатия струн пальцами левой руки.
Приведенная таблица дает возможность определить, каким приемом , и на каком ладу можно построить аккорд от заданной ноты.
Схемы-рисунки аппликатуры образуют 17 горизонтальных и 5 вертикальных рядов. Горизонтальные ряды носят названия разновидностей аккордов с буквенно-цифровыми обозначениями, вертикальные ряды условно названы «приемами».
Определение аппликатуры аккорда производится следующим образом. По таблице определяем, что аппликатуру аккордов от звука до можно построить пятью способами:
4-ым приемом на III ладу,
5-ым приемом на V ладу,
1-ым приемом на VII ладу,
2-ым приемом на X ладу,
3-им приемом на XII ладу.
После этого из горизонтального ряда мажорного трезвучия выбираем наиболее удобный прием.
На данных ладах устанавливается указательный палец левой руки, остальные пальцы расставляются, как указано на схемах-рисунках.
Чтобы получить минорный вид аккорда от до , следует вышеперечисленные приемы строить на тех же ладах:
4-ым приемом на III ладу,
5-ым приемом на V ладу,
1-ым приемом на VII ладу,
2-ым приемом на X ладу,
3-им приемом на XII ладу.
Но, брать эти приемы надо из горизонтального ряда, носящего название «минорное трезвучие».
Таким образом, чтобы получить любой другой вид аккорда от до , приемы аппликатуры, найденные в таблице, надо строить из горизонтального ряда, носящего название требуемого вида аккорда.
Пользуясь данной системой, можно построить на грифе гитары 17 видов аккордов от до или любой другой ноты звукоряда. Причем, система дает возможность построить каждый вид аккорда пятью приемами, что позволяет свободно и разнообразно подобрать аккомпанемент (сопровождение) на гитаре с учетом удобства исполнения и выразительности звучания.
Аппликатуру аккордов определяем, каким приемом, и на каком ладу строятся аккорды от данной ноты, находим в схемах-рисунках горизонтальный ряд с требуемым видом аккорда и в соответствии с таблицей переносим любой из пяти приемов аппликатуры на гриф гитары.
Рисунки с аппликатурой представляют схему участка грифа гитары.
Шесть горизонтальных линий соответствуют струнам гитары.
Верхняя горизонтальная линия – первая струна (тонкая), нижняя – шестая (бас).
Вертикальные линии обозначают лады на грифе гитары.
Расположение пальцев левой руки на ладах и струнах (аппликатурах) показано точками. Цифры, стоящие слева от точек, обозначают пальцы левой руки: 1-указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.
Звуки следует извлекать только на струнах, прижатых к ладам.
При типовой аппликатуре указательный палец левой руки часто прижимает на одном ладу несколько струн одновременно ( такой прием называется «барре»).
Можно пользоваться и уникальной аппликатурой, при которой ряд звуков аккорда извлекается на открытых струнах. Уникальная аппликатура образуется, когда роль указательного пальца левой руки выполняет верхний порожек грифа гитары.
На таблице с обозначением звуков до, ре, ми, соль, ля указаны номеров приемов, которыми можно строить аккорды этих звуков в уникальной аппликатуре.
При подборе аккомпанемента уникальную аппликатуру следует использовать в первую очередь, так как она технически легче для пальцев левой руки.
В таких случаях надо логично изменить обозначенную постановку пальцев, используя освобожденный указательный палец.
Система позволяет сделать удобное наглядное пособие для определения аппликатуры к аккомпанементам.
Источник