- Методические рекомендации для преподавателей класса аккордеона и баяна в ДШИ и ДМШ. методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методическая работа «Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования» материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для преподавателей класса аккордеона и баяна в ДШИ и ДМШ.
методическая разработка по теме
Посадка и постановка инструмента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_posadk_postanovka.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка инструмента и игрового аппарата.
Методические рекомендации (класс аккордеона)
Аккордеон – сложный в изучении инструмент. Играть приходится на двух (или на трёх, если аккордеон готово-выборный) принципиально разных клавиатурах. Причём левая находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания преподавателя на протяжении всего обучения должны быть посадка, постановка инструмента и, конечно, руки ученика.
Прежде, чем приступить к практическим занятиям на аккордеоне, необходимо правильно посадить ученика и установить инструмент.
Устойчивость. Ноги должны ступнями упираться в пол. Вес туловища вместе с весом инструмента должен приходиться на три точки опоры: на сиденье стула и ступни ног.
Высота стула подбирается в соответствии с физическими данными играющего. Сиденье стула – немного выше уровня коленей (можно использовать подставку для ног).
При постановке инструмента необходимо найти компромисс между свободой игрового аппарата и ограничениями, связанными с конструкцией инструмента. Наиболее перспективно смещение инструмента в левую сторону (это зависит от физических данных ученика).
Левый ремень – максимально короткий. Правый – длинный. Это создаёт определённый комфорт для правой руки. Гриф правой клавиатуры упирается в бедро правой ноги, а часть правого корпуса и сомкнутый мех стоит на бедре левой ноги.
ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ
Клавиатура аккордеона сродни фортепианной и самое удобное , естественное и непринуждённое положение кисти и пальцев на нотах МИ ФА диез СОЛЬ диез ЛЯ диез СИ сформулированное ещё Шопеном, подходит и для аккордеонистов. Различная длина пальцев при этом выравнивается: длинные пальцы играют на клавишах, расположенных глубже, чем те, на которых играют короткие. Первоначальные игровые навыки на правой клавиатуре удобнее осуществлять во 2 октаве. В постановке правой руки главным условием должны быть «естественность» и «удобство».
Важным условием является касание всех пальцев клавиатуры.
ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ
Ремень левого корпуса стесняет движение левой руки, которая ведёт мех и нажимает кнопки. Эти особенности предполагают определенные трудности при обучении, вместе с тем готовая система левой клавиатуры даёт колоссальную возможность.
При сжатом мехе левая рука. Свободно согнутая в локте, продевается под ремень, при этом тыльная сторона запястья в предплечевой части опирается на ремень, предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крышки, пальцы – над кнопками. Рука должна быть выдвинута чуть вперёд (чтобы 5 палец мог нажимать кнопки на вспомогательном ряду), первый палец не должен создавать точки опоры при разжиме и сжиме меха. Это нарушает свободу остальных пальцев и создаётся лишнее напряжение для всей руки. Натяжение ремня левой части корпуса должно позволять руке передвигаться вдоль всей левой клавиатуры.
Основные приёмы ведения меха – разжим, сжим, все остальные построены на различных сочетаниях разжима и сжима. Мех следует разжимать «веерообразно» по дуге вниз и сжимать обратно – по той же траектории. При сжиме поднимать вверх левый корпус аккордеона не следует. Это создаёт лишнюю нагрузку на левую руку и заметна смена меха. Важно: контролировать игровые движения, не сжимать и не разжимать мех до предела, дослушивать окончания фраз и мотивов.
Источник
Методическая работа «Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
материал на тему
Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к изучению нотной грамоты. Основные этапы работы над музыкальным произведением: 1. Ознакомление. 2. Освоение музыкального текста. Понимание и раскрытие художественного образа. 3. Подготовка пьесы к публичному исполнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_2016g.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗНАМЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
«Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»
Выполнила преподаватель по классу баяна и аккордеона Фомюк Т.В.
Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к изучению нотной грамоты. Желательно, чтобы учащийся пел подобранные мелодии в сопровождении аккордеона правой рукой и под басовый аккомпанемент. Такой подход вырабатывает в ученике умение опираться в процессе игры на слух, а не только на зрительную и мышечную память. Увеличение этого этапа в обучении позволит также сделать максимально постепенным переход от основного занятия детства (игры) к учёбе.
К началу первого и второго полугодия на каждого ученика составляются индивидуальные планы работы на основе строгого соблюдения дидактического принципа, детального изучения программных требований соответствующего класса, с учётом индивидуальных особенностей ученика. Репертуар должен включать разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре музыкальные произведения композиторов-классиков, современных отечественных и зарубежных композиторов, обработки песен и танцев народов мира, а также оригинальные сочинения для баяна, аккордеона.
Разделами индивидуального плана должны быть:
Самостоятельная работа над музыкальным произведением.
Работа над этюдами.
Работа над гаммами, арпеджио, аккордами.
Подбор мелодий по слуху и транспонирование.
Чтение нот с листа.
Повторение пройденного репертуара.
Индивидуальные планы утверждаются заведующим народного отделения и заместителем директора по учебной работе.
В конце каждого полугодия педагог отмечает в индивидуальных планах качество выполнения и изменения, внесённые в утверждённые ранее списки, а в конце года даёт развёрнутую характеристику музыкального и технического развития, успеваемости и работоспособности ученика.
Для расширения музыкального кругозора следует знакомить ученика с целым рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершённости работы с ними, не требуя обязательного выучивания наизусть.
Репертуарные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Преподаватель может пополнять индивидуальные планы по своему усмотрению другими произведениями, соответствующими индивидуальным возможностям ученика, как в сторону усложнения программы, так и наоборот.
Основные этапы работы над музыкальным произведением:
2. Освоение музыкального текста. Понимание и раскрытие художественного образа.
3. Подготовка пьесы к публичному исполнению.
Первый этап может быть самым различным по форме: прослушивание пьесы в исполнении педагога, использование видео- или аудиозаписи, чтение с листа совместно с педагогом. Целесообразно предложить ученику сыграть музыкальное произведение целиком, по возможности приближаясь к необходимому темпу и характеру сочинения, не отвлекаясь на точное исполнение всех деталей фактуры и поиски рациональной аппликатуры.
Второй этап – наиболее сложный. Анализ сочинения предполагает определение круга его музыкальных образов, структуры, средств музыкальной выразительности и развития, различных кульминаций, основных технических и психологических трудностей исполнения.
В зависимости от способности мысленно охватить тот или иной отрезок музыки работу можно вести по частям, в замедленном темпе, внимательно вслушиваясь в каждую интонацию, подбирая подходящую аппликатуру. Если текст очень сложен и насыщен, учить его лучше каждой рукой отдельно, вслушиваясь в гармонию, контролируя ритм, динамику, а затем соединить партии обеих рук.
Когда музыкальный текст играется уже наизусть, работу следует строить так, чтобы перед каждым проигрыванием произведения или его части ученик ставил перед собой совершенно конкретные задачи. В одном случае это будет концентрация внимания на интонировании мотивов и динамике музыкальных построений. В другом случае – нужно проследить за темпом правильностью метроритма при изменении музыкальной фактуры и динамики.
Третий – заключительный этап работы над произведением – подготовка пьесы к публичному исполнению. Первым условием успешного выступления является хорошо выученный текст. Однако во время публичного выступления появляются две новые проблемы: рассеивание внимания и преобладание возбуждения над торможением. Полезно в своём классе практиковать проигрывание учащимися их программ в присутствии других учащихся. Это тренирует умение собирать внимание и концентрировать его на художественном образе и самом исполнительском процессе. Подобные проигрывания полезны не только для ученика, но и для педагога: таким образом, он может всё проверить и определить направление дальнейшей работы. Как показывает опыт, причиной срывов и неровностей в игре часто являются слишком быстрый темп или завышенная сложность программы, вынесенной на концерт или экзамен.
Постоянный слуховой контроль и концентрация внимания на характере музыки, её темпе, динамике и метроритме помогут достичь желаемого результата.
Музицирование включает в себя разделы: подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, творческая работа.
Подбор по слуху активизирует слуховой опыт ребенка, «развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга» (С. Савшинский). Подбор по слуху развивает мелодический, гармонический и внутренний слух учащегося; способствует лучшей организации движений и уверенности в концертных выступлениях; повышает интерес к домашним занятиям. Подбором по слуху следует заниматься как в донотный период, так и параллельно с изучением музыкальной грамоты, на протяжении всех лет обучения. Непосредственное воспроизведение музыки (как правило, песенно-танцевального характера), звучащей в памяти или воображении, невозможно без четкой ладогармонической основы.
Огромную роль в воспитании художественного вкуса имеет выбор репертуара для подбора по слуху. Инициатива при выборе репертуара должна исходить от ученика, но не забывайте, что русская народная песня настоящий кладезь интонационного развития, подголосочной полифонии. Желательно включать в репертуар детские песни – именно в них большое разнообразие образов, характеров, красок; в подарок мамам, папам, бабушкам – популярные эстрадные песни разных лет; для нравственно-патриотического воспитания учащихся – песни военных лет. Работа в данном направлении очень важна, так как подбор выступает главным стимулятором музицирования учащихся в послешкольный период.
Транспонирование развивает у ученика не только музыкальный слух, но и навыки свободного владения клавиатурой, отсутствие боязни тональностей с большим количеством знаков, тембровый слух и аналитическое мышление.
Первоначально транспонируем произведение по слуху; затем, по мере накопления теоретических знаний, по нотам. Репертуаром для транспонирования могут являться подобранные по слуху мелодии, выученные ранее пьесы, этюды.
Самым удобным видом является транспонирование по вертикальным рядам (на малую терцию) на баяне и кварту, квинту на аккордеоне. Материалом для транспонирования могут служить детские песенки, подобранные по слуху, первоначальные пьески и песни из сборников для баяна, аккордеона.
Чтение нот с листа помогает быстрее выучить новую пьесу, знакомиться с неизвестной музыкой, просматривая нотные сборники. Чтение с листа – хороший и наглядный способ изучения, повторения и применения терминов.
Начальный этап – подготовительный. Это привыкание к нотам, графическому изображению звуков, которое необходимо с первых шагов обучения. Иначе в дальнейшем, если ученик привыкнет играть только «с рук», его будет тяжело заставить не только смотреть в ноты, но и играть по ним. Не нужно торопиться начинать играть незнакомую мелодию. Надо внимательно изучить ноты глазами пару минут, чтобы обратить внимание на основные моменты. При чтении с листа темп должен быть спокойным и удобным.
Прежде чем приступать к чтению нот с листа, нужно проанализировать нотный текст:
С какой ноты начинается. Какая нота самая низкая, какая — самая высокая.
Какие длительности встречаются.
Мелодия идёт плавно, по гамме или скачками.
Если двумя руками, то какие басы и аккорды использованы, нет ли скачков.
Благодаря развитию навыков чтения с листа крепнет интерес к знакомству с новыми музыкальными произведениями, умению раскрыть и воплотить художественный образ и замысел композитора в читаемом произведении. Здесь необходимо учитывать трудности, связанные с большим числом ключевых знаков альтерации, поэтому навык чтения с листа надо накапливать постепенно, по принципу «от простого к сложному».
Одной из форм детского творчества является творческая работа — сочинение, так как здесь в полной мере ребёнок может проявить свою инициативу и неистощимую фантазию. Этот процесс приносит огромную пользу на всех ступенях развития ребёнка. Учитывая то, что все дети имеют разные творческие способности, а некоторые из них могут лишь конструктивно воспринимать музыкальный материал, одной из форм работы над сочинением с такими детьми является подражание. Поэтому на начальном этапе обучения это может быть структура «вопрос – ответ», звукоподражание (пение птиц, дождик, часики и т.п.), сочинение мелодии на стихи. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы обратить внимание ребёнка на сходство музыкальной интонации и интонаций человеческой речи.
Воспитание собственного отношения к сочинению музыки начинается через каданс. Именно с него следует начинать творческую работу с учеником, так как каданс является важным моментом в развитии слуха и интеллекта юного музыканта. На его основе развивается творческое воображение и элементы импровизации. На начальном этапе обучения ребёнок должен хорошо усвоить основные функции T-S-D, слышать функциональную зависимость, окраску аккорда, ощущение остроты тяготения D в T. Постепенно можно вводить II, IV ступени, понятие параллельной тональности. При этом важно следить насколько хорошо этот материал усвоил ученик. Необходимо ставить различные задачи на основе каданса: изменения фактуры, сочинение мелодии на аккордовую последовательность и наоборот (добавление аккордов к мелодии), игра кадансов в разных тональностях с использованием секвенции, изменение ритмического рисунка в различных жанрах (марш, полька, вальс).
Следующим этапом творческой работы является сочинение с элементами импровизации. Это может быть некоторое видоизменение тех или иных мелодических или ритмических оборотов песен или пьес, которые находятся в репертуаре ученика. Так могут появиться пьесы в форме вариаций и пьесы в простой 2-х и 3-х частной формах.
Главная цель творческой работы – это художественная активизация ученика, приобретение им навыков импровизации, которые помогут ему свободно общаться с инструментом, выражать своё отношение к музыке, отражать её настроение.
Ансамбль – это такая форма коллективного музицирования, где каждый из участников сохранив свою индивидуальность, подчиняется общим задачам и требованиям в воплощении авторского замысла.
Ансамблевая игра способствует воспитанию чувства долга и ответственности за совместное исполнение музыкального произведения.
Преподаватель, создавая ансамбль, должен учитывать совместимость характеров учеников, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, интересам, степень их технической подготовки владения инструментом. Приступая к работе над ансамблевым произведением, педагог должен дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии. Работая над ансамблевым исполнением, педагог должен заботиться о том, чтобы ясно прослушивалась главная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас давал хорошую метроритмическую основу. Важно определить правильный темп ансамблевого произведения, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения темпа.
Одним из важнейших элементов работы в классе ансамбля является правильное расположение учащихся на репетициях и выступлениях. Участники ансамбля должны быть рассажены компактно и в зависимости от исполняемой партии.
На занятиях ансамбля большое внимание следует уделять развитию навыков чтения с листа. Рекомендуется начинать работу с легких произведений в удобной для исполнения тональности, с минимальным количеством знаков альтерации и простым ритмическим рисунком. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков игры в ансамбле, ведет к перегрузке, снижает интерес к занятиям.
Задача преподавателя грамотно распределить партии, хорошо ориентироваться в репертуаре, который должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре.
Руководитель ансамбля должен требовать от учащихся самого серьёзного и внимательного отношения к домашним занятиям по изучению своих партий. Хорошее знание партий даст возможность уделять основное время занятий в ансамбле работе над художественной стороной исполняемых произведений. Преподаватель должен хорошо понимать психологию каждого участника ансамбля, знать его привычки и интересы, уметь всегда найти с ним общий язык; стремиться к максимальному контакту со всем коллективом в целом, уметь просто, доступно и всегда спокойно объяснить учащимся свои требования.
Аккомпанемент: Работу с учеником необходимо выстраивать по этапам в зависимости от трудностей аккомпанемента и восприимчивости ученика. Этапы работы могут менять свою очерёдность, а также варьироваться своей продолжительностью, в зависимости от успешности работы. Самая лучшая концертмейстерская база создаётся на изучении вокальной музыки.
Этапы работы над произведением:
1.Знакомство с произведением:
исполнение выбранного произведения преподавателем для формирования интереса к предмету, радости музицирования;
анализ формы произведения (вступление, заключение, повторы, количество частей, кульминация, предложения, фразы, мотивы);
определение характера произведения, выбор динамических оттенков и штрихов;
определение тембра и выбор регистров.
2.Работа над нотным текстом:
проигрывание гармонической основы;
работа над линией баса;
работа над фразировкой и единством формы (целостность исполнения);
работа над выбором рациональной аппликатуры.
Работа аккомпаниатора уникальна. Музыкант, овладевший мастерством аккомпанемента, всегда будет востребован и в сфере музыкального исполнительства, и в сфере домашнего музицирования.
1. Бабаева, Ю. Д. Информационные технологии для одаренных. /
2. Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/ page.php?article=87 (дата обращения: 18.04.16 г.).
3. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. – 95 с. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (дата обращения: 18.03.2016 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье изложен опыт работы по применению приёмов и методов ТРКМ на уроках русского языка и литературы.
В соответствии с современными требованиями к уровню образовательной подготовки и уровню личностного развития учащихся первостепенной задачей обучения становится формирование текстовой компетенции как .
Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».
Современный опыт по организации профессиональной деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля.
Работа в классе баяна и аккордеона.
Работа с синтезатором в классе аккордеона и баяна.
Программа «Чтение с листа» в классе баяна и аккордеона для ДШИ и ДМШ.
Источник