Методические разработки открытого урока по классу фортепиано

Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему «Работа над музыкальным образом»
план-конспект урока по теме

Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.

Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Форма урока: индивидуальная.

Возраст обучающегося: 3 класс

  1. Предметные:
  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
  1. Личностные:

Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применять приобретённые знания и навыки на практике.

  • умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
  • умение действовать по заданному алгоритму;
  • осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
  • развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.

Дополнительный материал к уроку — красочная презентация способствует более живому, непосредственному и запоминающемуся восприятию нового материала.

Скачать:

Вложение Размер
Разработка открытого урока ««Работа над музыкальным образом в классе фортепиано» 1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта с методической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: __Ряховская Кира Сергеевна

2. Ученица: ____________ Класс: 3, третий год обучения _ Дата: ______________Предмет:_ специальное фортепино __

3. Тема урока :___ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»______

4. Тип урока:_ комбинированный

5. Цель урока: Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для

дальнейшего развития творческой самостоятельности.

  • Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  • Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
  • Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
  • Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
  • Развивать техническую оснащённость.
  • Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  • Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением;
  • Развитие воли и управления своим поведением.
  1. Предметные:
  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
  1. Личностные:

Ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применять приобретённые знания и навыки на практике

  1. Метапредметные:
  • умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
  • умение действовать по заданному алгоритму;
  • осуществлять констатирующий контроль по результату действия;
  • развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
  • Фортепиано
  • Стул
  • Подставки под ноги, на стул
  • Сборники нот
  • Персональный компьютер
  • Презентация
  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Наблюдение
  • Прослушивание музыкального произведения
  • Развивающего обучения
  • Творческая лаборатория
  • Художественно-эстетическая
  • Информационно-компьютерная
  • Здоровьесберегающая

Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002;

Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта – С.Пб., Диамант, Золотой век, 1997;

Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992.

Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2001.

2 . Нотные сборники:

П.И.Чайковский «Детский альбом»

Соколова Н.С. «Ребёнок за роялем», Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. — 4-е изд. — Л.: Музыка, 1988;

Торопова Н.М. «Музыкальные зарисовки для учащихся младших и средних классов ДМШ»: учебно-методическон пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

Презентация, иллюстрации и справочные материалы с Интернет-сайтов:

Источник

Методическая разработка открытого урока «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное казённое учреждение

«Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района Курской области

Методическая разработка открытого урока

«Работа над музыкальным образом

в классе фортепиано»

Подготовила и провела:
Гончарова Л.М.

Преподаватель по классу фортепиано МКУ ДО

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности, особенностях построения, стиле композитора для дальнейшего развития творческой самостоятельности.

Сформировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений, продолжить освоение приемов звукоизвлечения, обучить выразительному исполнению и умению выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

Привить эстетический вкус и сформировать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

Воспитать познавательный интерес к изучению классической музыки, расширить общий кругозор учащихся.

Вид урока: интегрированный.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Два инструмента фортепиано;

Наглядное пособие с изображением средств музыкальной выразительности;

Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;

У неё сформирован музыкальный образ;

Ученица свободно и правильно владеет текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.

сообщение темы и постановка задачи.

2. Основной этап:

практическая часть: работа над пьесой А. Хевелева «Баба Яга».

Поеподаватель: Здравствуйте, уважаемые гости!

Сообщение темы и постановка задач:

Преподаватель: Сегодня на уроке мы будем учиться создавать музыкальный образ произведения при помощи выразительных средств музыки, на примере пьесы А. Хевелева «Баба Яга», исполняемой учащейся 3 класса Кубышкиной Полиной.

2. Основной этап

Преподаватель: Что же это за понятие «музыкальный образ»? Это вместе взятые характер, музыкально – выразительные средства, общественно – исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.

Вот основные виды образов в музыке:

лирический – передает личные переживания автора, его чувства, настроение, ощущения, раскрывает его духовный мир;

эпический – описывает события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах;

драматический – изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом;

сказочный – показывает выдуманные фантазии и воображения;

комический – разоблачает все дурное, используя смешные ситуации.

Музыкальный образ раскрывается при помощи средств музыкальной выразительности.

К средствам музыкальной выразительности относятся:

Мелодия – является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья. Мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой, все зависит от того, как ее видит автор.

Темп – определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяются термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так для медленного – adagio , для быстрого – presto и allegro , а для умеренного – andante .

Ритм – определяет настроение и движение в музыке. Его можно определить как чередование коротких и длинных звуков. Бывает спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и так далее.

Размер – количественная характеристика тактового метра, указывающая число долей в такте. Определяет, как нужно играть музыку, помогает определить ритм произведения и его темп. Записывается, как правило, после ключа в виде простой дроби (2/4, 3/4, 2/3, 6/8, 3/8 и так далее).

Лад – характеризует направление музыки. Если это минор, то она печальная, грустная, ностальгическая или задумчиво – мечтательная. Если мажор — веселая, радостная, солнечная. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Тембр – окрашивает музыку. С помощью него мы можем определить на слух, что именно мы слышим – человеческий голос, скрипку, гитару, фортепиано или флейту. У каждого музыкального инструмента есть свой тембр, своя звуковая окраска.

Регистр – часть звуков, объединенных каким – либо признаком, главным образом тембровым. Подразделяется на низкий, средний и высокий.

Динамика – сила звука. Игра на одинаковом уровне звучности не может быть выразительной, она быстро утомляет, а вот ее смена делает музыку интересной, позволяя передавать широкую гамму эмоций. Если требуется выразить радость, торжество, ликование, счастье – динамика будет яркой и звучной. Для передачи такого настроения, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность используется светлая, мягкая, спокойная динамика.

Штрихи – способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. У каждого штриха свой образ и каждому соответствует определенный знак, который и указывает, как надо играть ноту: коротко, связно, не связно, тяжело и так далее.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств выразительности. Грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер — спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств, в создании образа не одинакова. В каждом образе доминируют определенные средства выразительности.

Преподаватель: А теперь, Полина, внимательно послушай отрывок произведения великого русского композитора М. П. Мусорского.

Слушаем отрывок пьесы «Баба Яга» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».

Преподаватель: Как ты думаешь, какой образ передает эта музыка, что она выражает?

Учащаяся: Музыка яркая, громкая, резкая, с пульсирующим ритмом, в низком регистре. Этот образ выражает тревогу, беспокойство, ощущение чего-то фантастического, страшного, зловещего.

Преподаватель: Совершенно верно. Ведь прослушанное нами произведение называется «Баба Яга». Образ Бабы Яги тебе очень хорошо знаком. Ты знаешь о нем из русских народных сказок, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Я тебе приготовила картинки, давай посмотрим (преподаватель демонстрирует тематические иллюстрации.)

Преподаватель: К сегодняшнему уроку я просила тебя нарисовать Бабу Ягу, как ты ее видишь (учащаяся показывает свои рисунки.)

Преподаватель: Ты очень четко представляешь этот образ. Именно поэтому мы с тобой при выборе пьесы руководствовались тем, что если этот персонаж нам так известен и знаком, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нем.

К этому сказочному герою обращались многие композиторы. Хорошо известна фортепианная пьеса «Баба Яга» П.И. Чайковского из «Детского альбома», даже симфоническое произведение есть под таким названием. Ее написал композитор А. К. Лядов. Но ты сама послушаешь их, это будет твоё домашнее задание.

Обратимся к исполняемой тобой пьесе, она написана известным пианистом и педагогом А. Хевелевым. Он создал много инструментальной, симфонической, оперной и, конечно, музыки для детей. Пьеса «Баба Яга» входит в сборник «Детский альбом», сочиненный им в юном возрасте, именно поэтому у них по – детски наивные названия: «Песня собак», «Веселый паровозик» и так далее. Все эти произведения не редактировались им, взрослым композитором, а оставлены, как есть, в первой редакции. Давай попробуем разобраться и донести его авторский замысел.

Преподаватель: А теперь, Полина, сыграй нам свое произведение (учащаяся исполняет пьесу «Баба — Яга» А. Хевелева,)

Преподаватель: Давай поговорим о Бабе Яге. Какая она? Может это знатная дама или милая старушка?

Учащаяся: Я думаю, что Баба-Яга – злая, сгорбившаяся старуха, наделенная колдовской силой. Живет в темной чаще леса, в избушке на курьих ножках.

Преподаватель: Опиши, как она выглядит?

Учащаяся: Безобразное лицо с длинным, горбатым и крючковатым носом, украшенным бородавками. Беззубая, с седыми, длинными, нечесаными волосами, одета в лохмотья.

Преподаватель: А тембр голоса можно угадать?

Учащаяся: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий, зловещий.

Преподаватель: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы Яги. Молодец! А какая походка? Характер?

Учащаяся: Походка ковыляющая, прихрамывающая на одну ногу, ведь одна нога у нее костяная. Характер у неё вредный, агрессивный, упрямый.

Преподаватель: Ты нарисовала образ словами, а теперь его мы попробуем передать музыкой, с помощью средств музыкальной выразительности.

Что ты можешь сказать о мелодии этой пьесы?

Учащаяся: Она скачкообразная, тревожная, беспокойная.

Преподаватель: Да, этого автор добивается с помощью угловатого и однообразного аккомпанемента, штриха staccato , синкопированного и пульсирующего ритма. Хоть размер и 4/4, но ноты группируются 2+2+3, что придает звучанию неровность, имитируя прихрамывающую походку персонажа. Быстрый темп– allegro , минорный лад, использование нижнего регистра, который как – бы передает нам голос Бабы Яги, грубый хриплый, внушающий страх.

А как помогает динамика?

Учащаяся: Она часто меняется, поэтому чувствуется взволнованность, суетливость.

Преподаватель: Да, разброс силы звука от p к f , частые crescendo и diminuendo говорят о том, что Баба Яга – неуравновешенная особа.

Обратимся к структуре. В какой форме написана пьеса?

Учащаяся: В трехчастной. При этом первая и третья части совершенно одинаковы.

Преподаватель: Остановимся на первой части (т. 1-10). Исполни ее (учащаяся играет.)

Преподаватель: В ней главная героиня выходит «на сцену». Использование коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, хроматических, развивающихся секвенционно, позволяет нам добиться создания образа угрюмого и свирепого персонажа.

В этой части очень важно хорошо прочувствовать характер, при этом точно выполняя динамику, которая написана композитором весьма колоритно. Штрих staccato должен быть сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением, очень близко к клавиатуре (показ). Учащаяся повторяет.

При этом важно, чтобы движения были синхронные. Настраиваться нужно на «широкое дыхание», не теряясь в мелочах и не увлекаясь игрой отдельных мотивов.

Преподаватель: Давай рассмотрим вторую часть (т. 11-20). Сыграй ее (учащаяся исполняет.)

Преподаватель: Что отличает ее от первой?

Учащаяся: Она яркая, более выразительная, отличается технической и ритмической сложностью.

Преподаватель: А еще?

Учащаяся: Возникают резкие, диссонирующие аккорды, вместе с многочисленными акцентами, что придает образу зловещий характер, погружая нас в атмосферу таинственности и сказочности.

Преподаватель: Я согласна, меняется фактура – она становится насыщенной, более густой и сочной, появляется синкопа. Какую картину действия мы можем себе представить в этой части?

Учащаяся: Я думаю, что Баба Яга колдует, совершает какой-то магический обряд.

Преподаватель: В работе над второй частью необходимо уделить внимание правильному взятию аккордов. Следует учитывать, что вся крупная техника играется от лопатки, но берется пальцами, приготовленными к попаданию на соответствующие клавиши еще в воздухе, без предварительного ощупывания. При чередовании аккордов пальцы ведут руку, а не наоборот (показ). Учащаяся повторяет.

При работе над синкопой существуют некоторые методические приемы работы:

сначала со счетом в ладоши; (показ)

в ладоши на слух; (показ)

ладонью по колену или по крышке инструмента; (показ)

на клавиатуре; (показ)

и все на одном движении (показ)

Преподаватель: Ну и третья часть (т. 21-30). Проанализируй ее.

Учащаяся: В ней звучит тема первой части. В конце, при затухании мелодии на diminuendo , образ Бабы Яги как бы растворяется и лишь издалека нам чудятся интонации, напоминающие о ней.

Преподаватель: Ты права. А как ты думаешь, Полина, достиг композитор своей цели в раскрытии образа?

Учащаяся: Да, конечно, и у него это здорово получилось!

Преподаватель: Чем мы занимались сегодня на уроке?

Учащаяся: Создавали музыкальный образ Бабы Яги.

Преподаватель: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?

Учащаяся: Я узнала, что к этому персонажу обращались такие композиторы, как П.И. Чайковский, А. К. Лядов, М. П. Мусорский, А. Хевелев. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образ персонажа, теперь я могу делать это самостоятельно. И ещё я заметила, что в музыкальных произведениях о Бабе Яге все композиторы использовали штрих staccato , наверное, потому что он передаёт слушателям тревожность и беспокойство.

Поеподаватель: Полина, ты хорошо занималась сегодня на уроке, активно участвовала в создании образа Бабы Яги, в разборе произведения, вспомнила средства музыкальной выразительности, нарисовала дома рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Я думаю твою работу можно оценить на отлично!

Послушаешь фортепианную пьесу П.И. Чайковского и симфоническую сказку А. К. Лядова, познакомиться с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Поработаешь над исполнительским приемом staccato

Поиграешь и выучишь аккорды.

Организуешь синкопу, используя методические приемы работы, полученные на уроке.

Источник

Оцените статью