Методические разработки по гитаре для дши
Автор: Клементьев Виталий Вячеславович
Организация: Филиал МБУ ДО «ДШИ № 2 г. Надыма» в п. Лонгъюган
Населенный пункт: Тюменская область, п. Лонгъюган
Любой начинающий гитарист желает научиться играть на гитаре хорошо, развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели нужно идти разными путями, использовать разные школы, специальные упражнения.
Для того, чтобы достичь высокой скорости и частоты исполнения любого вида техники, необходимо развивать технические навыки игры ( как в спорте — натренировать определённые группы мышц рук, выработать чёткую координацию их действий).
Пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать удобную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения и др.- приобретаются путем тщательной, систематической работы. С самого начала ребенка надо приучать к сознанию того, что занятия музыкой — трудная работа.
Техническое развитие обучающегося начинается с самых первых занятий, начиная с правильной посадки, постановки игрового аппарата и воспитания двигательной культуры.
Аппарат не должен быть зажатым и скованным, руки должны быть свободными, естественными. Пальцы требуют ежедневной тренировки. Технику следует развивать не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.
Неоценимую помощь в освоении обучающимися различных двигательных навыков могут оказать разнообразные упражнения.
Многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры.
В учебных программах по классу гитары предусматриваются технические зачеты, которые проводятся на протяжении всего курса обучения по два раза в год в I и IV четвертях. Как правило, технический зачет состоит из прослушивания одного этюда и одной гаммы.
Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где обучающиеся в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания обучающиеся закрепляют дома самостоятельно. По учебному плану на занятия по специальному инструменту в ДМШ и ДШИ отводится по два академических часа в неделю на каждого обучающегося, так организован учебный процесс по обучению игре на гитаре в современной музыкальной школе.
Работа над техническим развитием обучающихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии, они изучаются отдельно от музыкальных произведений.
Время, затрачиваемое обучающимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае, техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.
Техническое совершенствование гитаристов должно включать в себя работу над исполнением: 1) арпеджио; 2) интервалов и аккордов; 3) гаммообразных пассажей; 4) тремоло; 5) технического легато и мелизматики.
На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов. А для приобретения устойчивого навыка обучающимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу.
Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела.
Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их:
1. Арпеджио – поочерёдное извлечение звуков.
Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио. На начальном этапе лучше использовать арпеджио на открытых струнах из сборника А.Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси предложены 22 упражнения на различные виды арпеджио. Ряд упражнений на восходящие и нисходящие арпеджио предлагает в своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль:
— из трёх звуков №29-32;
— из четырёх звуков №85-90;
— из шести звуков №91-92.
В вышеупомянутых сборниках помимо упражнений существует большое количество Этюдов и Прелюдов на данный вид техники:
— М. Каркасси Прелюды (e), (С);
— М. Джулиани Этюд №5, соч.48, «Ручеёк»;
— Э. Пухоль Этюд «Шмель»;
2. Интервалы и Аккорды
Изучение техники игры интервалами и аккордами, рекомендуется вводить на начальном этапе обучения. Ряд упражнений А. Гитмана, М. Каркасси, П. Агафошина предложен в сборнике «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» А.Гитмана. В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля – это упражнения с №19 — 28 .Этот вид техники широко используется в Андантино, Аллегретто, Прелюдах и Вальсах Ф.Карулли, М.Каркасси.
3. Гаммы
Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами, начинать удобно с хроматических последовательностей на разных струнах. Гаммы лучше всего играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии, но в аппликатуре стараться не допускать «перекрещивания». Гаммы следует играть в различном ритмическом оформлении( дуолями, триолями, квартолями, пунктирным ритмом).
Цель гамм – выравнивание пальцев, а для этого требуется постоянный слуховой контроль. Играя гаммы нужно научиться извлекать звуки ровной силы. Работа над гаммами играет важное значение в воспитании координации рук, которая является залогом двигательно-технической свободы. Упражнения № 33-36 по подготовке пальцев к исполнению гамм, предложены в «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля. Гаммообразные пассажи широко используются в произведениях как у гитаристов-классиков, так и у современных авторов.
4. Тремоло
Самый яркий приём игры на классической гитаре. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах одновременно звучит и аккомпанемент на басах — это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие — два инструмента (дуэт).
Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Во 2 части сборника «Художественная техника гитариста» Е.Шилина предлагается двенадцать специальных упражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания , от простого к сложному, и поэтому тремоло, если работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда, когда хорошо отработанно предыдущее.
Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями. Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он — главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу.
Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который «поёт» красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i), и аккомпаниатору — палец (p), который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы.
Список пьес с приёмом тремоло:
— М. Каркасси — Этюд (Am)
— М. Высотский — Русская мелодия (Am или Gm)
— Х. Виньяс — Фантазия (E)
— Фр. Таррега — Воспоминание об Альгамбре (Am)
— Фр. Таррега — Грёзы (E)
— А. Иванов-Крамской — Грёзы (D).
5. Техническое легато и мелизматика
Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, что легато всё же специфический приём. Пальцевые движения при легато более резкие, чем при обычной игре. Легато может иногда применяться для облегчения действий правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение- колористическое. Игра легато придаёт исполнению неповторимую звуковую окраску.
В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции.
Очень подробно разработаны упражнения на разные виды легато в «Школе» Э.Пухоля, №93-98. Этот вид техники встречается в Андантино, Аллегретто, М. Каркасси, Этюде №13 соч.100 М. Джулиани, Этюд (упр. №99) Э. Пухоля.
Фундамент техники закладывается в школе. Этюды для развития техники активизируют пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность. Следует сказать, что не только этюды, но и любая пьеса является упражнением и может принести большую пользу, если ребёнок проявляет к нему интерес и любовь.
Основная цель формирования технических навыков — обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач. Работа гитариста требует и физического и умственного напряжения, развитию звукового воображения. Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививает обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.
Урок специальности – это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребёнка, а творчество — проводник к накоплению богатого личностного потенциала.
Список литературы:
1. Борисевич В.Г. «Оптимизация музыкально-технического развития учащихся — гитаристов на начальном этапе музыкального образования (статья);
2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1997;
3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970;
4. Каркасси М. Школа игры на гитаре. М., 1988;
5. Пухоль Э. Школа игры на гитаре. М., 1977;
6. Шилин Е. Школа игры на гитаре. Ч.2 «Художественная техника гитариста» М., 2001.
Источник
Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»
методическая разработка на тему
Методическая разработка подготовки и проведения открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ» с нотными приложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gitara_v_razlichnyh_vidah_ansamblya__prepodavatel_bogomolova_l.i..doc | 33 КБ |
noty1.doc | 280 КБ |
noty2.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока
«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»
преподавателя ДШИ Богомоловой Ларисы Ивановны
Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.
Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.
2.Совместное музицирование педагога с учеником.
3.Совместное музицирование со сверстниками.
Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования в ДШИ.
1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.
Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.
Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Пример:
«Небо синее, роща в инее, утро раннее все румянее». К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки, поем под аккомпанемент преподавателя. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песенки. В начальных двух тактах аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости, тишины (пиано). Но уже в двух следующих тактах появляющиеся аккорды насыщают звучание приближение яркого света и красок (плавное крещендо). Из этого уже ученик и мелодию играет соответственно – первую фразу — ласково и таинственно, вторую – ярко, крещендо. Возьмём для примера другую песенку «Смелый пилот» здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Звук извлекается более интенсивно, уверенно, ровно(mf).
Теперь перейдем к исполнению песенок на закрытых струнах. Первая задача ученика — внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки. Возьмём для примера « Как пошли наши подружки», определим, как идёт мелодия, каким динамическим оттенком сыграть её (сделать крещендо). Перед началом игры можно предложить ученику примеры разного восприятия прогулки девочек — бодро, радостно и грустно, печально и теперь исполнение превращается в интересную, образную музыкальную картинку. Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга. Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» — умения уйти на второй план.
В пьесе «Как пошли наши подружки» очень важно научить играть аккомпанемент – бас, аккорд, объяснить разницу в звучании. Бас глубоко, но не резко и аккорд более мягко. «Не летай соловей» здесь важно найти такое звукоизвлечение аккордов, чтобы передалось образное содержание песенки.
2 этап. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный дуэт, трио и т.д.).
На этом этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приёмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато).
Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. В начале урока мы проигрываем гамму C-dur в унисон, пытаемся сыграть вместе, вслушиваемся, не сразу это получается, но стараемся. Здесь же мы учимся играть в пределах одного динамического оттенка ровно. Также это можно делать на одной ноте, чтобы услышать разницу в звучании динамики. Затем переходим к произведениям.
Возьмём для примера Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко. Полька- быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем .
Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче.
Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.
Вторая пьеса «Мазурка». Ритм мазурки острый и чёткий, в ней сочетается лёгкое изящество, порой мечтательность. Звукоизвлечение, должно быть более чёткое, острое, лёгкое.
Затем идёт работа над динамикой. Воспитав тонкое ощущение динамики ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии, относительно других . В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнёр немедленно среагирует и исполнит свою партию чуть тише или громче.
При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.
В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.
Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.
Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. В исполнении дуэт(трио) прозвучит «Цыганочка».
3 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.
Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим исполнение аккомпанемента — арпеджио и бас – аккорд. При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Первый звук играется F, второй — mf, третий – mp, четвёртый – p. Это значит – следующий звук берется с такой силой звучания, которая получается в результате затухания предыдущего. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».
В исполнении ученика прозвучит песня «Кузнечик» В. Шаинского. В первом случае он поёт и сам себе аккомпанирует, во втором – домре. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. Также на этом примере мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой.
Второй пример, это романс А. Петрова «Любовь – волшебная страна», приём игры арпеджио, средняя часть — соло гитары. На примере этих пьес показана работа над аккомпанементом, соотношением звучания мелодии и сопровождения, звукоизвлечением. Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.
Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом.
Н. Ризоль. «Очерки о работе в ансамбле баянистов». Москва 1986г.
Ю. Кузин. «Азбука гитариста». Новосибирск 2003г.
Тезисы 4 международной научно – практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» Тамбов 2009г.
26 ноября 2011 год.
Михеев Кирилл 1 кл.
Е.Тиличеева «Небо синее», «Смелый пилот»
Р.Н.П. «Как пошли наши подружки», «Не летай, соловей»
Гарусов Трофим 4 кл.+ Шабанов Слава 4 кл.
Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко.
Широков Егор 3 кл.+ Прудников Игорь 3 кл.
Широков Егор 3 кл.
В.Шаинский «Кузнечик» , А.Петров «Любовь-волшебная страна».
Источник