- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара» учебно-методический материал по музыке
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методические рекомендации по гитаре
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»
учебно-методический материал по музыке
«Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», — пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик преподавателя, его самодисциплина, манера поведения оказывает несомненное влияние на ученика. Он должен следить за своей речью, стараться разнообразить ее, привлекать удачные сравнения, образные характеристики. Требовательность и чуткость – вот одни из критериев профессионализма (Л.Рощина «Вопросы музыкальной педагогики» М., Музыка 1984).
К вышесказанному можно только добавить слова Анатоль Франса: «На земле существуют, чтобы любить добро и красоту и давать волю желаниям, если они благоразумны, великодушны и разумны…. Воспитание, не развивающее таких желаний, только извращает душу. Надо, чтобы наставник учил хотеть…» Это основная задача начального этапа образования.
Прививать и развивать это желания – вот задача педагога. Отправная точка – изучение индивидуальности, личности учащегося, вера в его возможности.
Начальный этап обучения является базисным для дальнейшего профессионального роста. Важной составляющей этого этапа является активизация творческой активности, что поможет оптимизировать учебный процесс, и будет способствовать формированию личности.
На начальном этапе обучения важно добиться правильности выполнения основных, базовых движений, что в дальнейшем обеспечит перспективу технического роста учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для преподавателей класса гитары. Текстовый документ | 487 КБ |
Предварительный просмотр:
Ленинградская область. Тосненский муниципальный район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Тельмановская школа искусств»
«Методические рекомендации к 1 году обучения
учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты. Гитара»
преподаватель класса гитары
Минина Ольга Борисовна
2. Знакомство с инструментом
3. Посадка гитариста
4. Постановка игрового аппарата
5. Терминология, необходимая для начального обучения маленького гитариста
7. Рекомендуемая литература
Целью данной работы является методическое обеспечение учебного процесса в системе образовательных учреждений дополнительного образования (школы искусств и музыкальные школы).
Работа предназначена для молодых преподавателей, а также для студентов специальных образовательных учреждений высшего и среднего звена, проходящих педагогическую практику в музыкальных школах.
Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы юного музыканта. С первых минут занятия необходимо наладить контакт с учеником, суметь привлечь его симпатии.
«Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», — пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик преподавателя, его самодисциплина, манера поведения оказывает несомненное влияние на ученика. Он должен следить за своей речью, стараться разнообразить ее, привлекать удачные сравнения, образные характеристики. Требовательность и чуткость – вот одни из критериев профессионализма (Л.Рощина «Вопросы музыкальной педагогики» М., Музыка 1984).
К вышесказанному можно только добавить слова Анатоль Франса: «На земле существуют, чтобы любить добро и красоту и давать волю желаниям, если они благоразумны, великодушны и разумны…. Воспитание, не развивающее таких желаний, только извращает душу. Надо, чтобы наставник учил хотеть…» Это основная задача начального этапа образования.
Прививать и развивать это желания – вот задача педагога. Отправная точка – изучение индивидуальности, личности учащегося, вера в его возможности.
Начальный этап обучения является базисным для дальнейшего профессионального роста. Важной составляющей этого этапа является активизация творческой активности, что поможет оптимизировать учебный процесс, и будет способствовать формированию личности.
На начальном этапе обучения важно добиться правильности выполнения основных, базовых движений, что в дальнейшем обеспечит перспективу технического роста учащегося.
Обучение игре на гитаре следует начинать с 6-7 лет, это наиболее благоприятный возраст для формирования двигательных и слуховых навыков, для развития образного мышления.
В этом возрасте
- мускулы обладают эластичностью и мягкостью,
- дети легче поддаются процессу воспитания и обучения
При наборе учащихся в класс гитары большинство преподавателей отдают предпочтение подростковому возрасту, так как в работе с малышами могут возникнуть определенные трудности, касающиеся временных рамок понятия и освоения теоретического и практического материала. Но приобретая в одном, мы можем потерять в другом… Не следует сразу давать ученику большой объем информации, лучше постепенно формировать и закреплять каждый навык в игре.
Чтобы ученик не потерял интерес к занятиям, необходимо вносить в занятия элементы игры, т.е. сделать серьезное занятие для ребенка занимательным. Целесообразно чередовать практический материал с теоретическим – давать упражнения то на одну руку, то на другую, затем вернуться к теоретическим вопросам (закрепление нот в виде музыкальных ребусов, нарисовать мажор, минор и т.д.).
Еще один сложный вопрос – выставление оценок. Здесь большую роль играет родительский фактор. Можно уйти от цифровой системы оценки знаний на начальном этапе посредством получения учеником за хорошо выполненную работу как в классе, так и дома различных ярких карточек с изображением, например, нот.
Способы звукоизвлечения при игре на гитаре различны: для правой и левой рук. Рассмотрим моменты, на которые следует обратить особое внимание при постановке левой руки гитариста.
а) Особое внимание приходится уделять растяжке. Детям 7-8 лет проще начинать изучение грифа не с I, а с V (если кисть маленькая, то и с V I I лада); при этом левая рука занимает более естественное положение. Постепенно, по мере того, как ученик приспосабливается к инструменту, можно продвигаться к I ладу. Следует обращать внимание правильный разворот кисти не к 1 пальцу, а к 4.
б) При игре одноголосных гамм, тетрахордов следует придерживаться принципа сомкнутой аппликатуры (пальцы левой руки после извлечения звука остаются на ладах, не снимаются до тех пор, пока этого не потребует дальнейшее развитие-музыкального материала).
в) Смена позиций – важнейший технический элемент. Чистота работы и ловкость пальцев левой руки при смене позиций зависит не только от правильного и точного прижатия струн, но и рационального кисти и пальцев. Большой палец помогает установке кисти в другую позицию. При скольжении пальцы занимают пассивную позицию по отношению к струне. В качестве упражнения на смену позиций может использоваться любая гамма исполненная одним пальцем; также хроматическая гамма на одной струне, исполненная различными вариантами аппликатуры (1 2 3 4,1 2 3, 2 3 4 и т.д.).
г) Гитара – инструмент многоголосный; следовательно, левая рука часто прижимает несколько звуков одновременно. Подготовку руки к аккордам следует начинать заблаговременно. Поскольку любой аккорд состоит из интервалов, будет логично в отдельности изучить каждый из них. Здесь можно пользоваться упражнениями секстами, терциями октавами. Вначале звуки ставятся поочередно (с баса), затем – вместе. Следующий этап – на основе уже известных интервалов добавляется третий и четвертый звук.
д) Так как прижатие струн левой рукой требует значительных мышечных усилий, следует искать возможности для расслабления руки. Такими моментами могут быть паузы, смены позиций, звучание открытых струн.
2. Знакомство с инструментом.
Первый урок в музыкальной школе является для ребенка большим событием. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, а делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько будет успешной эта встреча, зависит дальнейшее отношение к занятиям.
На первых занятиях происходит налаживание контакта с учеником в творческой непринужденной атмосфере, получения положительных эмоций и ярких красок. Для этого преподаватель не только расскажет об инструменте, но и проиллюстрирует свой рассказ игрой на гитаре, расспросит, что его привело в музыкальную и чем обоснован выбор данного инструмента.
Нужно подготовить ребенка к тому, что музыкальные занятия – это не только удовольствие, но и кропотливый труд.
- корпус
- верхняя и нижняя дека
- обечайка
- держатель для струн
- розетка (голосник)
- гриф
- струны
- металлические порожки
- лады
- головка грифа
- колки
Источник
Методические рекомендации по гитаре
Автор: Клементьев Виталий Вячеславович
Организация: Филиал МБУ ДО «ДШИ № 2 г. Надыма» в п. Лонгъюган
Населенный пункт: Тюменская область, п. Лонгъюган
Любой начинающий гитарист желает научиться играть на гитаре хорошо, развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели нужно идти разными путями, использовать разные школы, специальные упражнения.
Для того, чтобы достичь высокой скорости и частоты исполнения любого вида техники, необходимо развивать технические навыки игры ( как в спорте — натренировать определённые группы мышц рук, выработать чёткую координацию их действий).
Пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать удобную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения и др.- приобретаются путем тщательной, систематической работы. С самого начала ребенка надо приучать к сознанию того, что занятия музыкой — трудная работа.
Техническое развитие обучающегося начинается с самых первых занятий, начиная с правильной посадки, постановки игрового аппарата и воспитания двигательной культуры.
Аппарат не должен быть зажатым и скованным, руки должны быть свободными, естественными. Пальцы требуют ежедневной тренировки. Технику следует развивать не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.
Неоценимую помощь в освоении обучающимися различных двигательных навыков могут оказать разнообразные упражнения.
Многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры.
В учебных программах по классу гитары предусматриваются технические зачеты, которые проводятся на протяжении всего курса обучения по два раза в год в I и IV четвертях. Как правило, технический зачет состоит из прослушивания одного этюда и одной гаммы.
Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где обучающиеся в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания обучающиеся закрепляют дома самостоятельно. По учебному плану на занятия по специальному инструменту в ДМШ и ДШИ отводится по два академических часа в неделю на каждого обучающегося, так организован учебный процесс по обучению игре на гитаре в современной музыкальной школе.
Работа над техническим развитием обучающихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии, они изучаются отдельно от музыкальных произведений.
Время, затрачиваемое обучающимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае, техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.
Техническое совершенствование гитаристов должно включать в себя работу над исполнением: 1) арпеджио; 2) интервалов и аккордов; 3) гаммообразных пассажей; 4) тремоло; 5) технического легато и мелизматики.
На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов. А для приобретения устойчивого навыка обучающимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу.
Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела.
Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их:
1. Арпеджио – поочерёдное извлечение звуков.
Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио. На начальном этапе лучше использовать арпеджио на открытых струнах из сборника А.Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси предложены 22 упражнения на различные виды арпеджио. Ряд упражнений на восходящие и нисходящие арпеджио предлагает в своей «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоль:
— из трёх звуков №29-32;
— из четырёх звуков №85-90;
— из шести звуков №91-92.
В вышеупомянутых сборниках помимо упражнений существует большое количество Этюдов и Прелюдов на данный вид техники:
— М. Каркасси Прелюды (e), (С);
— М. Джулиани Этюд №5, соч.48, «Ручеёк»;
— Э. Пухоль Этюд «Шмель»;
2. Интервалы и Аккорды
Изучение техники игры интервалами и аккордами, рекомендуется вводить на начальном этапе обучения. Ряд упражнений А. Гитмана, М. Каркасси, П. Агафошина предложен в сборнике «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» А.Гитмана. В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля – это упражнения с №19 — 28 .Этот вид техники широко используется в Андантино, Аллегретто, Прелюдах и Вальсах Ф.Карулли, М.Каркасси.
3. Гаммы
Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами, начинать удобно с хроматических последовательностей на разных струнах. Гаммы лучше всего играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии, но в аппликатуре стараться не допускать «перекрещивания». Гаммы следует играть в различном ритмическом оформлении( дуолями, триолями, квартолями, пунктирным ритмом).
Цель гамм – выравнивание пальцев, а для этого требуется постоянный слуховой контроль. Играя гаммы нужно научиться извлекать звуки ровной силы. Работа над гаммами играет важное значение в воспитании координации рук, которая является залогом двигательно-технической свободы. Упражнения № 33-36 по подготовке пальцев к исполнению гамм, предложены в «Школе игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля. Гаммообразные пассажи широко используются в произведениях как у гитаристов-классиков, так и у современных авторов.
4. Тремоло
Самый яркий приём игры на классической гитаре. Он звучит очень эффектно, потому что кроме основной мелодии на первых струнах одновременно звучит и аккомпанемент на басах — это и главная трудность при работе над ним. Не многие могут сыграть тремоло так, чтобы ясно звучало двухголосие — два инструмента (дуэт).
Технику тремоло лучше всего отрабатывать на коротких упражнениях, чтобы пальцы приобрели начальные навыки. Во 2 части сборника «Художественная техника гитариста» Е.Шилина предлагается двенадцать специальных упражнений. Работать над ними нужно не менее 15 минут ежедневно. Упражнения расположены в порядке возрастания , от простого к сложному, и поэтому тремоло, если работать над ним ежедневно, постепенно будет улучшаться. Брать каждое последующее упражнение нужно только тогда, когда хорошо отработанно предыдущее.
Пальцы правой руки должны научиться извлекать звуки очень экономными, короткими движениями. Очень важная и тонкая роль у большого пальца правой руки. С одной стороны он является участником мелодической линии тремоло и извлекает первый звук в группировке из 4-х нот, а с другой стороны, он — главный и единственный исполнитель аккомпанемента. Поэтому, он должен очень гармонично приспосабливаться и к мелодии и к аккомпанементу.
Когда играешь тремоло, нужно уделять внимание и солисту, который «поёт» красивую мелодию (это пальцы p-a-m-i), и аккомпаниатору — палец (p), который не только помогает звуками аккордов, но и держит ритм пьесы.
Список пьес с приёмом тремоло:
— М. Каркасси — Этюд (Am)
— М. Высотский — Русская мелодия (Am или Gm)
— Х. Виньяс — Фантазия (E)
— Фр. Таррега — Воспоминание об Альгамбре (Am)
— Фр. Таррега — Грёзы (E)
— А. Иванов-Крамской — Грёзы (D).
5. Техническое легато и мелизматика
Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, что легато всё же специфический приём. Пальцевые движения при легато более резкие, чем при обычной игре. Легато может иногда применяться для облегчения действий правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение- колористическое. Игра легато придаёт исполнению неповторимую звуковую окраску.
В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции.
Очень подробно разработаны упражнения на разные виды легато в «Школе» Э.Пухоля, №93-98. Этот вид техники встречается в Андантино, Аллегретто, М. Каркасси, Этюде №13 соч.100 М. Джулиани, Этюд (упр. №99) Э. Пухоля.
Фундамент техники закладывается в школе. Этюды для развития техники активизируют пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность. Следует сказать, что не только этюды, но и любая пьеса является упражнением и может принести большую пользу, если ребёнок проявляет к нему интерес и любовь.
Основная цель формирования технических навыков — обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач. Работа гитариста требует и физического и умственного напряжения, развитию звукового воображения. Удобство движений, их точность, свободная посадка, овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило, прививает обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, что уже само по себе является очень важным условием его дальнейших успехов.
Урок специальности – это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребёнка, а творчество — проводник к накоплению богатого личностного потенциала.
Список литературы:
1. Борисевич В.Г. «Оптимизация музыкально-технического развития учащихся — гитаристов на начальном этапе музыкального образования (статья);
2. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 1997;
3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970;
4. Каркасси М. Школа игры на гитаре. М., 1988;
5. Пухоль Э. Школа игры на гитаре. М., 1977;
6. Шилин Е. Школа игры на гитаре. Ч.2 «Художественная техника гитариста» М., 2001.
Источник