Методические рекомендации по организации игрового аппарата у начинающих на занятиях по классу фортепиано
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования по классу фортепиано. Они помогут педагогу организовать движения ребёнка за инструментом, избежать ряд «опасностей» в работе, устранить неполадки в постановке рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom_po_organ_igr_apparata.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость данных методических рекомендаций заключается в важности и сложности задачи, которая стоит перед педагогом на начальном этапе обучения: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. В этой работе каждый педагог должен проявить искусство, изобретательность, своего рода талант.
Ребенок должен ощутить, что его руки – передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний, это его голос. Он должен понять, что руки могут «говорить» , извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко, словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь.Только тогда, когда ребенок почувствует, как приятны и удобны свободные, естественные движения, ненапряженное состояние рук и всего организма, он сможет с первых шагов «подружиться» с инструментом.
Однако, дети нередко с трудом познают свободные приемы игры, лишенные «зажимов» и «перегрузок». Педагог должен искать причины тормозящих явлений и уметь их вовремя устранить. Неверные навыки развиваются по разным причинам. Одна из них – неконтролируемый рефлекс, который возникает у обучающегося в процессе обучения, причем часто – в самом его начале (например, некоторые дети судорожно цепляются за клавишу, поднимают плечи, напрягают спину, шею, мышцы лица). Скрытые напряжения при извлечении звука, если педагог не обратит на них внимание, входят в привычку, становятся основой неправильного приема игры. С другой стороны, случается, что сам педагог не всегда понимает некоторые естественные приемы обучающегося, подсознательно приспосабливающегося к инструменту, и борется с ними (так, например, пружинность некоторые педагоги принимают за зажатость). Иногда обучающемуся с самого начала прививаются нерациональные движения.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования по классу фортепиано. Они помогут педагогу организовать движения ребенка за инструментом, избежать ряд «опасностей» в работе, устранить неполадки в постановке рук.
Организацию движений обучающегося необходимо строить таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение к клавиатуре – струнам, отношение к фортепиано как к «поющему» инструменту.
Прикасаться к клавише надо не ногтем, а мягкой подушечкой пальца – всей или частью ее в зависимости от того, какой звук хотим получить. Такое прикосновение позволяет сохранить чуткость осязание кончика пальца и является одним из условий певучести. Педагог должен следить, чтобы ребенок чувствуя упругое сопротивление клавиши, не давил на нее, не извлекал звук толчками и тычками.
Положение пальца должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Слишком вытянутые пальцы трудно сокращать, согнутые, крючкообразные неспособны разгибаться во второй фаланге. Поэтому предпочтительнее естественная, слегка закругленная форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно «открывать» и «закрывать» их (поднимать и опускать).
Лучше всего, если положение кисти с опорой не в так называемые «косточки» (пястно-фаланговые суставы), а дальше – в мякоть, в середину ладони, широкой, с пологим пружинящим «сводом». Пястно-фаланговые суставы при этом не выдаются наружу, но и не продавлены. Опора в поднятые «косточки» менее желательна, так как придает кисти несколько фиксированную форму, при которой сужается ладонь и затрудняется работа пальцев.
Широкое положение ладони, являясь условием независимости пальцев, позволяет добиться певучего, сочного звучания.
Первый палец, обладая способностью противополагаться другим пальцам и ладони, исключительно независим. Наиболее естественное положение первого пальца слегка в стороне от ладони, но так, чтобы было возможно сближение его с остальными пальцами (как в тех случаях, когда мы что-то берем). Педагог должен контролировать, чтобы ладонь ребенка у основания первого пальца была широкая, раскрытая, мышцы между пястными костями первого и второго пальцев были мягкие, ненапряженные. В таком случае первый палец будет работать легко, без всяких усилий.
Пятый палец также имеет в ладони специальные группы мышц. Сильные мышцы первого и пятого пальцев дают им возможность сближаться и раздвигаться. Умелое использование этого свойства позволит ребенку удобно менять позиции руки на клавиатуре. При поворотах кисти, при смене позиций первый и пятый пальцы удобно держать почти параллельно. Большую роль играют крупные части руки, с помощью которых производится смена позиций на клавиатуре. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе – так называемая «игра всей рукой от плеча» . Наибольшая точность и управляемость движений достигается в том случае, когда рука находится в положении, при котором отсутствуют острые углы, вызывающие напряжение и придающие жесткость звучанию (в частности, исключаются такие крайности, как прижатые опущенные или неестественно раздвинутые локти). При этом лучше, если рука будет слегка отставлена от корпуса, так, чтобы в подмышечной впадине чувствовался воздух.
Такой принцип работы исключает лишние, неоправданные движения, которые «уводят» от ощущения контакта с клавиатурой. Эти движения, например, изолированные движения кисти без включения вышележащих частей руки, значительно менее точны и могут давать нежелательные «деревянные» и «шлепающие» призвуки.
Движения кисти, главным образом, дополняют движения предплечья и плеча.
Практически рука работает не «от плеча», а «от корпуса» . Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса.
Сутулая, сгорбленная осанка сильно затрудняет их работу. Поэтому положение корпуса – это первое, на что следует обращать внимание при организации аппарата ученика.
Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение «стрежня» , проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержки всего корпуса мышцами поясницы. При этом лопатки прилегают к спине, грудь открытая, широкая, плечи (надплечья) опушены. Их надо сохранять спокойными во время игры, не поднимать и не выдвигать. Центр тяжести тела проходит вертикально через туловище. Такая осанка позволяет сохранить устойчивость посадки и дает возможность свободно поворачиваться и наклоняться в разные стороны. При этих поворотах плечи и весь корпус ощущаются легкими и податливыми. Поддержка мышц спины — одно из главных условий неутомляемости аппарата.
Сохранять осанку помогает хорошая опора ноги. Наиболее удобна посадка, при которой можно было бы в любую минуту встать, не приготавливаясь заранее.
Рука поддерживается не только мышцами спины, но и своими «нижними» мышцами. Они облегчают работу «верхних» мышц, удерживающих руку на весу, и предохраняют их от утомления.
Поддержка нижних мышц регулирует вес руки, передаваемый в клавиши, придает руке упругость, легкость , от нее зависит рабочий тонус.
Упругость тонуса сочетается с таким состоянием рук, при котором по ним как бы «течет звук» из корпуса через пальцы и клавиши в струны. У играющего при этом создается впечатление, будто клавиатура «сама играет», а он только слышит, чувствует, легко управляет ею, почти не ощущая рук. Такое состояние рук называют «проводимостью звука» . «Проводимость звука» — это отсутствие зажатий, спазмов – состояние полной свободы, полного слияния исполнителя с инструментом.
Занимаясь над «постановкой рук» , педагог должен научится делать это незаметно, ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук.
Для того чтобы научить играть ребенка сочным, красивым звуком, необходимо для этого подготовить его руки.
Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку полностью освобождать свое тело, правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными, делая опору на ноги. Для упражнений придуманы названия, которые педагог может менять в зависимости от характера, возраста и особенностей обучающегося. Главное — чтобы эти упражнения превратились из упражнений в игру.
Упражнение №1: «Шалтай — Болтай»
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то раздвигая руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению.
Упражнение №2: «Заводная кукла» или «Робот»
Кукла стоит подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено),
завод кончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище, и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.
Упражнение №3 «Маятник»
Стать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад – вперед, как маятник. Выше! выше! – пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнение №4 «Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков)
Выполнять сидя за фортепиано. Сидеть как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд), затем расслабиться (5- 10 секунд). Выполнять 5-6 раз.
Исходная позиция «новая кукла» . Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – кукла сломалась, кончился завод. Мальчики в этих упражнениях изображают солдатика и мягкого толстенького медвежонка.
Выполнять упражнение №5, усложнив его движениями рук, а именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы. Выделите слова: «нежной», чтобы движения рук были плавными; «большой» — большая амплитуда движений; «красивой» — добиваться изящества в движениях.
На занятиях с детьми рекомендую :
- не употреблять слово «упражнение» или словосочетание «делать упражнение» . Лучше использовать фразы: «Давай поиграем в «куклу» и т.п.»
- стараться не делать замечания непосредственно ребенку: «Ты плохо сидишь, неправильно» Лучше сказать: «Так медвежонок сидит, а Леночка у нас как сидит?» На такое замечание ребенок не обидится и с удовольствием покажет свое умение красиво сидеть. Это поможет сохранить приятную атмосферу на занятии.
Следующие упражнения помогут в работе над постановкой руки. Помогут ребенку найти правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата.
Упражнение №1. «Колобок».
Взять кисть руки ребенка, добившись чтобы она была свободной, «отданной» педагогу «на время». И затем крутить руку у запястья, как колобок их теста. Детям нравится, когда от свободного быстрого раскручивания кажется, что в воздухе мелькают сразу десять пальцев на каждой руке. «Раскручивать колобок» надо несколько минут, после этого кисть у детей становится неизмеримо более гибкой. Затем положить освободившуюся кисть ребенка на резиновый мячик или колени, чтобы рука, полежав, приняло форму «свода» , стала обтекаемый как купол. Потом в форме образовавшегося «свода» перенести руки на клавиатуру.
Упражнение №2. «Колечко»
Соединять поочередно первый палец со всеми остальными пальцами в «колечко». Затем расширить «колечко», чтобы между первым и остальными пальцами получалось «овальное окошко».
При этом у каждого пальца (кроме первого) должны быть видны три «бугорка» (места сгибания), которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти.
Упражнение №3 « С карандашом»
Для того, чтобы ребенок понял, что прикасаться к клавишам нужно кончиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, можно поиграть в игру – «поцелуй с карандашиком»: кончиками («носиками») пальцы по очереди «здороваются » с карандашом. Необходимо, чтобы на конце карандаша была мягкая резиночка.
Смена уровня опоры рук. Руки спокойно лежат на коленях. Положить их на крышку фортепиано, затем снова на колени. Следите, чтобы руки ребенок держал слегка отставленными от корпуса, при подъеме рук локти не опускались. Все движения должен выполнять просто и естественно.
Для того, чтобы ребенок почувствовал всю руку от корпуса до кончика пальца как единый рычаг, работающий «от плеча», можно предложить ему рисовать в воздухе любые закругленные линии поочередно вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами, ощущая палец как продолжение руки (вся рука как бы один «длинный палец»).
Для ощущения контакта ладони с клавиатурой пусть ребенок погладит ладонью клавиатуру от черных клавиш к белым и к себе.
Для нахождения правильной опоры ребенку необходимо сесть боком к клавиатуре, положив всю руку ладонью вниз на закрытую крышку фортепиано. Постепенно приподнимаясь, последовательно переносить опору с плеча на предплечье, с предплечья в ладонь и ладонную поверхность пальцев и оттуда в кончики 2-5 пальцев (как бы встать на пальцы). Таким образом, все части руки естественно включаются друг в друга, и звук «переливается» из спины в кончик пальца. Сами пальцы при этом как бы упираются в середину широкой ладони. «Широким» ощущается и запястье – оно несколько ниже, чем «свод»: очень важно, чтобы оно было способно мягко «рессорить» при нажиме на него сверху.
Для того, чтобы ребенок почувствовал упругость руки, опираясь на ладонную поверхность пальцев, пусть даст руке свободно пружинить. Если будет опираться на все ладонь – в этом случае он сможет почувствовать, как она выдерживает вес руки.
Подготовительное упражнение к дуговым движениям. Ребенок переносит руки по дуге от середины крышки, закрывающей клавиатуру, к самым ее краям. Руки он кладет на ладони, чувствуя передачу их веса на крышку. Кисть не делает никаких самостоятельных движений.
Следующие упражнения за инструментом.
Предварительное упражнение для нахождения трудового тонуса. Положите любой предмет на пюпитр. Пусть ребенок возьмет его с пюпитра, положит его на колени, затем обратно на пюпитр. Это упражнение психологически настраивает на извлечение звука естественным движением.
Упражнение №1 Извлечение одного звука («опора звука»)
Перед началом упражнения руки спокойно лежат на коленях. Затем извлекать звук каждым пальцем по очереди сначала одной рукой, потом двумя – спокойно, без суеты, в медленном темпе, чтобы успеть дослушать до конца звучание струны. Обратите внимание ребенка на звук – он должен быть сочным и одинаковым у всех пальцев.
Чтобы ребенок нашел состояние «проводимости звука» , перед выполнением этого упражнения предложите ему поднять руки вверх и почувствовать их легкость – их вес как бы стекает в спину. В момент звукоизвлечения должно быть обратное ощущение: вес руки как бы передается от спины к кончику пальца и через него к клавише. Следите за тем, чтобы ребенок брал звук сразу и непосредственно, одним движением без прицела или остановки, вызывающий спазмы.
Упражнение №2 Проверка опоры и «проводимости звука».
- неиграющей рукой «покачаться» сверху на кисти, предплечья, плече играющей руки. Ребенок должен почувствовать как вся рука пружинит и «пропускает звук» в клавишу.
- незанятой рукой слегка приподнять снизу локоть, плечо и предплечье играющей руки, чтобы проверить их легкость. При этом кисть, предплечье и плечо как бы «включатся» друг в друга.
Упражнение №3 Проверка свободы незанятых пальцев и всей руки.
- взять звук одним пальцем, остальными легко без напряжения повибрировать в воздухе или похлопать по клавишам. При этом ребенок должен сохранять устойчивость опорного пальца и не менять положения кисти на клавиатуре, ощущать свободу и ширину запястья. Необходимо следить за тем, чтобы первый палец «отдыхал».
- держась на опорном пальце, слегка раздвинуть (без напряжения) свободные пальцы и затем вернуть их в исходное положение кисти. Звук должен все время тянуться. Ребенок должен ощущать раздвижение в ладони. Следите, чтобы уровень свода и положение кисти ребенка не менялось.
- проверка цепкости кончика пальца. Повиснуть одной рукой на кончике пальца, а другой попытаться стащить ее. Следите за тем, чтобы фаланги опорного пальца ребенок не скрючивал, держался на «подушечке».
Упражнение №4 «Погружение в клавиатуру»
Взять звук на черной клавише слегка закругленным пальцем. Медленно, как бы утюжа, движением от себя «погружать » палец вглубь клавиатуры (на клавишу стараться не давить). При этом расширяется ладонь, пальцы веерообразно расходятся.
Вместе с пальцем вглубь клавиатуры «погружается» ладонь и вся рука. Ребенок должен чувствовать ширину и свободу запястья, прогнутую спину. Следите, чтобы запястья ни в коем случае не поднимались, расширение не было преувеличенным, пальцы не натягивались, раздвигались естественно, без всякого труда. Затем вернуть пальцы в исходное положение, они сами собой собираются. При этом клавишу не отпускать, но и не цепляться за нее судорожно. Следите за тем, чтобы звук продолжал «тянуться».
Упражнение выполнять каждым пальцем по очереди одной и двумя руками. Следите, чтобы все время сохранялась устойчивость и пружинность свода, и широкое положение ладони у запястья.
При расширении ладони раздвигаются и слегка проминаются «косточки», контролируйте, чтобы ребенок не преувеличивал проминание, иначе наступит расслабление пальцев. При возращении в исходное положение следите, чтобы косточки не поднимались чрезмерно вверх, опорный палец не «ломался» в межфаланговых суставах, первый палец не опускался.
Это упражнение дает большую перспективу в овладении звуком. Ощущение, которое должно возникнуть при его выполнении у ребенка – ощущение «протекания» звука через корпус, руку, расправленную, мягкую ладонь и палец в клавишу, как будто он касается самой струны, минуя деревянные части инструмента.
Все упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному, умело, дозируя нормы работы и выбирая для ученика те упражнения, которые ему более все необходимы в данный момент.
При всей важности и сложности задачи по «созданию» рук ребенка не следует выдвигать ее на первый план. Ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руки. Обязательно следует оживить руки, придумать какую-нибудь игру, например, ноты веселые и хотят перекричать друг друга. Это позволит делать замечания ребенку в более мягкой форме (не говорить: «Что ты так громко играешь, барабанишь!» — а заметить: «Что то у тебя сегодня ноты раскричались, расшумелись» ). Тем самым внимание ребенка концентрируется не на нем самом, а на извлекаемых звуках. Главное, чтобы с первого занятия ребенок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.
Источник