Методический доклад чтение нот с листа

Доклад «Чтение нот с листа»
методическая разработка ( класс) на тему

Среди великого многообразия музыкально-технических навыков, которые ученик приобретает в процессе обучения игры на скрипке, одно из важных является навык чтения с листа, умение грамотно и правильно(ритмически и интонационно) сыграть по нотам без остановок какое-либо новое музыкальное произведение, по сложности не превышающее технических возможностей ученика.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_chtenie_not_s_lista.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«О навыке чтения с листа»

Среди великого многообразия музыкально-технических навыков, которые ученик приобретает в процессе обучения игры на скрипке, одно из важных является навык чтения с листа, умение грамотно и правильно(ритмически и интонационно) сыграть по нотам без остановок какое-либо новое музыкальное произведение, по сложности не превышающее технических возможностей ученика.

Ученики не всегда справляются с этой задачей, хотя хорошее чтение с листа необходимо каждому обучающемуся музыке. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание накоплению этого навыка, правильное его воспитание.

Умение хорошо читать с листа не ставится в зависимость от общей одаренности ученика, зачастую очень одаренные музыканты, прекрасно владеющие инструментом, плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными хорошо читают с листа. И относить качество этого навыка только за счет практики и тренировки, неверно. Преподаватели часто встречаются с тем, что в первом классе(не имея никакой практики) одни ученики читают нотный текст лучше, другие хуже. Значит, существуют причины, от которых зависит этот навык. Для того чтобы понять как формируется этот навык, необходимо хорошо представлять как он формируется. Необходимо представлять себе из каких элементов состоит запись нотного текста, какие нужны технические средства для прочтения этого текста, и с какими из этих элементов возникают сложности у ученика.

Нотный текст – это условные знаки, из которых и формируются музыкальные фразы, облаченные в форму гармонического, динамического, мелодического, метроритмического рисунка музыкально произведения. Помимо этого имеется большое число добавочных обозначений возле нот (аппликатура, штрихи, динамические оттенки и т.д.).

Чтобы одномоментно охватить такое количество обозначений, нужно иметь достаточный запас музыкально – технических навыков (знание тональностей, позиций, штрихов, умение грамотно группировать длительности, хороший внутренний слух, чувство ритма).

В момент читки с листа, начинающий ученик должен успеть осознавать каждое из нотных обозначений в связи с другими навыками и объединять их в единое целое. Этот сложный синтез и постоянный анализ и составляют основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки и практики этот процесс прочтения приобретает быстроту, и со временем ученик сможет охватывать не только отдельные ноты, а уже целые музыкальные фразы.

Самый необходимый навык для чтения с листа – это умение смотреть вперед, воспитывать его надо с первого года обучения.

Скорость восприятия играемого текста зависит от подвижности нервных процессов ученика, а так же от тренировки и верного воспитания навыков, прививаемых с первых лет обучения. Соответственно, навык чтения с листа связи со всем вышеперечисленным комплексом, и накопление этих навыков зависит от метода преподавания.

Даже при проверке можно заметить, что усложняют чтение с листа одни и те же элементы: отсутствие навыка подобрать аппликатуру, боязнь расстаться с первой позицией (не знание грифа), плохая ориентировка в счете. Это основные элементы, составляющие затруднение чтение с листа, для ученика. Почему же так происходить?

Попробуем разобраться в причинах. Первая – отсутствие умения правильно группировать ноты, то есть считать. Впервые с группировкой нот ученик знакомится на первом году обучения. Для начала он должен ознакомиться и осмыслить каждую отдельную длительность, а уже после перемежать их.

На практике же, по сути, ученик не играет целыми нотами и половинными нотами пользуется мало. Таким образом, ученик начинает «чтение нот» с четвертных и восьмых. И, при этом, зачастую, он не успевает осмыслить каждую ноту в отдельности и играет большей частью по слуху, и с помощью педагога.

Если ко всему прибавить, что начальный этап обучения сопряжен с неустойчивой интонацией и постановкой, плюс ко всему, педагог делает множество замечаний, становится понятным, что ученик просто не успевает осознавать каждую ноту и уделять достаточно сосредоточенного внимания.

Но в случае, если педагогу все же удастся этого добиться, и ученик получит навык правильного группирования нот – это послужит хорошим фундаментом для правильного чтения с листа в дальнейшем.

В начальном периоде обучения, желательно, чтобы ученик играл на скрипке без нот, до момента пока будут усвоены постановочные навыки. Когда ученик просто водит смычком по струнам, он встречается с элементарным счетом, независимо от нот. Педагог всегда организовывает игру ученика во времени, отсчитывая равномерные единицы. И только в тот момент, когда ученик уже чисто играет тетрахорд и освоена постановка, можно перейти к игре по нотам уже знакомых песенок, которые он пел.

Когда нужные навыки будут хорошо усвоены на этом этапе, можно переходить к игре медленными четвертями. Это не должно составить никакого труда, потому что те же ноты идут размеренно, только чуть быстрее. Сложности могут начаться тогда, когда половинные и четверти начинают перемежаться в одном такте. Чередование длительностей связанно с распределением смычка, этот навык необходимо усвоить ранее( на открытых струнах: половинную ноту играть всем смычком, а 2 четверти по половине смычка).

Систематично необходимо приучать ученика к каждой новой длительности и новой комбинации длительностей, особо тщательно подбирать репертуар.

Проблемы с ритмом могут появиться в виду многих причин: завышенный репертуар, непрочное усвоение каждой длительности, неосознанное прочтение текста, неумение смотреть вперед.

Вторая причина, усложняющая прочтение текста – большое количество знаков альтерации. При разборе нового произведения ученики редко обращают внимание на ключевые знаки, не определяют тональность и ориентируются только на свой мелодический слух, в результате делая ошибки. Это упущение на месте педагога, не научившего ученика определять тональность, прежде чем начинать играть.

Третья причина – аппликатура. Почти все ученики предпочитают играть в первой позиции, почему? Ответ очень прост – они хорошо ее знают, а остальные позиции знают хуже или не знают вообще. Вывод прозрачен: изучать каждую позицию нужно так же тщательно, как и первую, тогда, при чтении с листа, эта проблема отпадает сама собой. Потому как вопрос аппликатуры связан с хорошим знанием позиций и их смены. Педагогу нужно как можно меньше обозначать аппликатуру в учебниках. Это приучает ученика к пассивности, и в моментах, где аппликатура не указана, ученик испытывает трудности, потому что не привык думать самостоятельно.

Рациональнее не подписывать аппликатуру, а лишь обозначать позиции.

Если с первого года обучения уделять большое внимание усвоению каждого навыка, проходить только в строгой последовательности, то никаких трудностей чтение с листа вызывать не будет.

Необходимо приучить ученика, прежде чем начать читать новый текст, определить тональность, темп, размер, окинуть взглядом произведение, его нотный текст и фактуру. И после этого предварительного ознакомления с произведением следует начать его играть.

Источник

Методический доклад «Навыки разбора и чтения нот в начальный период фортепианного обучения»
методическая разработка на тему

Методический доклад

«Навыки разбора и чтения нот в начальный период фортепианного обучения»

Скачать:

Вложение Размер
myshlenie_i_noty.docx 22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа им. В. В. Андреева»

Преподаватель: Точилова T.B.

«Навыки разбора и чтения нот в начальный период фортепианного обучения»

Рассматривая задачу, как наполнить смыслом процесс работы и развить длительную концентрацию внимания ребенка, следует остановиться на одном из главных условий, одинаково необходимом для всех без исключения школ, систем и методов обучения музыке. Это условие заключается в том, что бы научить разбирать музыку, и научить разучиванию. Ведь что такое разбор? Это первое знакомство, первое впечатление, первое ощущение, очень важно что бы оно пробуждало интерес, а не гасило его. Можно сказать, что в правильном разборе заключено не менее половины всей работы над произведением, причем половины очень важной для всего процесса разучивания. Точно также в неправильном разборе возникают те трудности, в борьбе с которыми в дальнейшем бесполезно растрачиваются силы и время ученика и педагога. Учить разбору необходимо с первых шагов, занимаясь этим систематически в классе на уроке. В качестве материала следует выбирать пьесы, доступные ученику по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач, ясные по строению музыкальной ткани. Главная цель при этом заключается в том, что бы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. Только в условиях связного и цельного исполнения формируется художественно-музыкальная задача, которая определяет пути дальнейшей работы. Поэтому достижение связного процесса должно быть целью первого этапа в разучивании произведения. Очень важно отметить роль мышления и необходимость его развития для успеха в решении поставленных выше задач. Развитие «музыкального мышления» ребенка является не целью, но средством для постижения музыкальной культуры. Развитого музыкального слуха для этого недостаточно. Обучение тому, что мы понимаем под «музыкальным языком» и будет для нас развитием музыкального мышления, а способность к прогнозированию поступающей музыкальной информации и будет для нас признаком развитости «музыкального мышления». Основополагающие функции музыкального мышления – интонационная и конструктивно-логическая. Только их сплав, органическое обтекание и взаимодействие делает художественно полноценными процесс музыкально мыслительной деятельности человека, которая обобщает и синтезирует эти функции. Развитие музыкального мышления связано с постепенным усложнением звуковых явлений, отображаемых и передаваемых сознанием человека от элементарных образов к более углубленным и содержательным. Необходимо работать над развитием самостоятельности мышления с первых же уроков. Надо направлять, наставлять, а не требовать. В начальной стадии обучения основу работы по развитию самостоятельного мышления образуют наводящие вопросы преподавателя и ответы ребенка. Большое значение для развития музыкального мышления имеют навыки разбора и чтения нот, так как происходит наполнение смыслом процесса разучивания, концентрация внимания и слуховой контроль. Представим, что (на уроке) перед нами ученик, который знает клавиатуру, нотный стан. Он уже приобрел элементарные навыки звукоизвлечения. Вот он разбирает без помощи педагога пьесу. Процесс будет выглядеть так: опознавание ноты, поиск клавиши и, наконец, извлечение звука. При таком разборе юный музыкант теряет терпение и интерес к пьесе раньше, чем добивается связного и непрерывного исполнения. Каким же образом нужно построить работу, что бы получить желаемый результат? Сначала следует обратить внимание ученика на метроритмическую основу разучиваемой пьески.

а) при разборе пьесы ученик должен представить себе ровное чередование долей и изобразить ритм ударами по пюпитру.

б) ученик отбивает левой рукой метр по пюпитру или на крышке инструмента, а правой реальный ритм.

в) левая рука отбивает метр, а голосом пропевается мелодическая линия пьесы. Такой вид работы формирует предварительный слуховой образ музыкального произведения, и нотный текст становится слышим.

Теперь можно приступить к исполнению пьесы. Прежде всего ,развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться ,чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу группами по 2-3-4 ноты, то есть применять метод групповой читки, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты ,или слова(если это песенка с текстом). Структуру музыкальных построений (фраз) начинающему учащемуся будет значительно легче понять на основе песенных мелодий, в которых — и на это сразу нужно обратить внимание — фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными . Роль текста в этот период обучения очень важна. Им определяется естественность дыхания, ясность фразировки, выразительность мелодии. Осмысленность речевой интонации переносится в интонацию музыкальную, помогая найти нужную окраску звука, и отсюда – сам способ звукоизвлечения мелодии связанной с текстом ярче воспринимается и лучше запоминается, а потому легче переходит в область внутреннего слуха, активизируя его и становясь тем стержнем, на котором строится логика формообразования. По существу, разбор группами начинается задолго до того, как ученик разучит ноты. Вспомним, что с первых встреч с учеником мы занимаемся с ним разучиванием простых песенок, пользуясь способом «показа с рук». Чем больше принцип разбора по нотам будет приближен к подбору по слуху или показу с рук, тем лучше, так как тогда в процессе разбора будет меньше промежуточных звеньев, а конечный результат-звучащая музыка-будет достигнут легко и возбудит интерес и желание играть и разбирать новые пьесы. Однако это только одна сторона работы — внести смысл в процесс разучивания, сократить время и повысить интерес. Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот(а следовательно непрерывного внимания).Решая эту задачу, необходимо преодолеть инертность и скачкообразность мышления, свойственные ребенку; надо добиться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления, идущего несколько впереди движений рук, тем самым обеспечивая цельность игрового процесса. Для этой цели уже в начальном периоде(как только ученик усвоил ноты и простейшие ритмические деления)рекомендуется систематически играть легкие пьесы в четыре руки с педагогом. Здесь очень важен умелый подбор репертуара. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Хорошо если партия педагога представляет собой ровную пульсацию, заменяя ученику счет. Вначале процесс читки протекает медленно и напряженно вследствие того, что внимание ученика перегружено (увидеть ноту, узнать ее и найти на клавиатуре),а слух пассивен(воспринимает звук ,только после его извлечения). В дальнейшем зрительное восприятие ассоциируется со звуковысотным (ученик, видя ноту, начинает «слышать» ее раньше, чем извлекает звук),а нотный знак ассоциируется с соответствующей клавишей).В результате весь процесс проходит значительно быстрее и вскоре укладывается в один импульс (в одно действие). Помимо совершенствования навыков чтения нот, эта работа будет развивать способность охвата произведения в целом, а так же — что очень важно — расширять музыкальный кругозор ученика. Рассмотренные два направления работы – разбора группами и непрерывной читки — со временем дополняют друг друга: в разбор группами вносятся навыки последовательной читки, благодаря чему ликвидируются неизбежные остановки между группами; в непрерывную читку вносятся элементы комплексного восприятия текста, и ученик начинает видеть и слышать вперед не только одну ноту, а целую группу ( мотив, фразу).Таким образом, приобретение навыков комплексного восприятия текста и тренировка в непрерывной читке нот должны проходить параллельно и систематически, начиная с первых шагов обучения. Для сочетания группового представления и непрерывной читки в едином процессе рекомендуется вначале использовать пьесы (или этюды), построенные на разложенных аккордах. Такую работу можно разделить на два этапа. Сначала сыграть аккордами поочередно каждой рукой. Затем двумя руками одновременно. На этом этапе представление каждой следующей группы аккорда формируется во время выдерживания аккордов. Затем начинается следующий этап: играть восьмыми, как написано в нотах. Теперь представление групп, уже знакомых по первому этапу разучивания, будет складываться в процессе непрерывного движения. Здесь сыграют роль навыки непрерывной читки. Таким образом достигается плавный процесс мышления, идущего впереди движений, и закладываются основы координации. Собирание нот в аккорды, то есть аккордовое мышление помогает усвоению гармонической структуры и облегчает разучивание сложных построений. Кроме того, собирание нот в аккорды способствует установлению правильного соотношения звучности между главными и сопровождающими элементами музыки, а также достижению цельности музыкальной фразировки. Переходя к разучиванию пьес двумя руками одновременно, рекомендуется вначале выбирать материал, в котором партия одной из рук предельно проста. Например, в правой руке — мелодия ,в левой-выдержанные долгие звуки (например, квинта). Развивая у ученика «групповое» восприятие текста, нельзя забывать, что группы формируются не произвольно, а в соответствии с мелодической и гармонической структурой музыки. Точно так же, добиваясь непрерывного и связного исполнения, мы должны помнить, что это не механическое сложение звуков, а органическое слияние их в мотивы, фразы, эпизоды и т.д. сопровождаемое живым пульсом и дыханием. Поэтому, начиная с элементарных заданий на разбор группами и непрерывное чтение в одноголосных пьесах и последовательно совершенствуя навыки быстрого и осмысленного разучивания, мы одновременно развиваем ученика и музыкально. Развитие в указанных направлениях повышает интерес ученика к самому процессу работы за инструментом, наполняя этот процесс смыслом и содержанием.

Источник

Читайте также:  Киркор сонатина ля минор ноты
Оцените статью