Методичка для преподавателя гитары

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.
методическая разработка на тему

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.

Фактурные вопросы аппликатуры. Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_prepodavaniya_igry_na_gitare.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Санкт-Петербургская детская школа искусств на Петроградской»

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.

Фактурные вопросы аппликатуры. Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.

Автор: Чукуткин Владимир Алексеевич

Санкт-Петербург 2016 год.

Методика преподавания игры на гитаре.

Фактурные вопросы аппликатуры.

Система определения аппликатуры. Определитель аппликатуры аккордов.

Гитара – инструмент с особой историей отличной от многих академических инструментов судьбой. В современном мире найдется немного музыкальных инструментов, столь распространенных среди людей всех возрастов, независимо от рода их деятельности. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром.

При всей демократичности гитары, она доставляет исполнителю много неприятных минут. При малейшем форсировании звука он становится трескучим. Гитарный звук быстро гаснет: чтобы продлить звучания его, гитаристу приходится пользоваться растяжками левой руки. Именно благодаря такому техническому приему удается выделит мелодическую линию в фактуре музыкального произведения.

Несмотря на многовековую историю гитарного исполнительства, устойчивые критерии эстетики гитарного звука только формируются, а следовательно не разработаны методики работы над звуком в учебном процессе. Поэтому одна из основных проблем для гитаристов- достижение плотного, объемного, певучего, красивого звука. Особенно актуальным становится вопрос художественного критерия в гитарной исполнительской практике, повышения уровня общей исполнительской культуры. Ведь порой беглость пальцев становится главной и единственной целью молодого гитариста.

Как преодолеть технические и художественные трудности, достичь красивого звука и исполнительской легкости. Это основные задачи, которые стоят перед начинающим исполнителем.

Распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, называется аппликатурой. Рассмотрим аппликатуру левой руки на грифе гитары.

При игре на гитаре может быть два типа аппликатуры левой руки – типовая и уникальная.

Типовой аппликатурой называются случаи, когда все звуки аккорда извлекаются на струнах, каждая из которых прижата к какому – либо ладу грифа. Уникальной – когда часть звуков аккорда извлекается на открытых струнах ( не прижатых к ладам).

Рассмотрим систему построения на основе типовой аппликатуры.

Поскольку буквенно-числовое обозначение не показывает порядка расположения звуков в аккорде, то имеет смысл изобразить аппликатуру в виде схем – рисунков участка грифа гитары, на которых указаны места прижатия струн пальцами левой руки.

Приведенная таблица дает возможность определить, каким приемом , и на каком ладу можно построить аккорд от заданной ноты.

Схемы-рисунки аппликатуры образуют 17 горизонтальных и 5 вертикальных рядов. Горизонтальные ряды носят названия разновидностей аккордов с буквенно-цифровыми обозначениями, вертикальные ряды условно названы «приемами».

Определение аппликатуры аккорда производится следующим образом. По таблице определяем, что аппликатуру аккордов от звука до можно построить пятью способами:

4-ым приемом на III ладу,

5-ым приемом на V ладу,

1-ым приемом на VII ладу,

2-ым приемом на X ладу,

3-им приемом на XII ладу.

После этого из горизонтального ряда мажорного трезвучия выбираем наиболее удобный прием.

На данных ладах устанавливается указательный палец левой руки, остальные пальцы расставляются, как указано на схемах-рисунках.

Чтобы получить минорный вид аккорда от до , следует вышеперечисленные приемы строить на тех же ладах:

4-ым приемом на III ладу,

5-ым приемом на V ладу,

1-ым приемом на VII ладу,

2-ым приемом на X ладу,

3-им приемом на XII ладу.

Но, брать эти приемы надо из горизонтального ряда, носящего название «минорное трезвучие».

Таким образом, чтобы получить любой другой вид аккорда от до , приемы аппликатуры, найденные в таблице, надо строить из горизонтального ряда, носящего название требуемого вида аккорда.

Пользуясь данной системой, можно построить на грифе гитары 17 видов аккордов от до или любой другой ноты звукоряда. Причем, система дает возможность построить каждый вид аккорда пятью приемами, что позволяет свободно и разнообразно подобрать аккомпанемент (сопровождение) на гитаре с учетом удобства исполнения и выразительности звучания.

Аппликатуру аккордов определяем, каким приемом, и на каком ладу строятся аккорды от данной ноты, находим в схемах-рисунках горизонтальный ряд с требуемым видом аккорда и в соответствии с таблицей переносим любой из пяти приемов аппликатуры на гриф гитары.

Рисунки с аппликатурой представляют схему участка грифа гитары.

Шесть горизонтальных линий соответствуют струнам гитары.

Верхняя горизонтальная линия – первая струна (тонкая), нижняя – шестая (бас).

Вертикальные линии обозначают лады на грифе гитары.

Расположение пальцев левой руки на ладах и струнах (аппликатурах) показано точками. Цифры, стоящие слева от точек, обозначают пальцы левой руки: 1-указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.

Звуки следует извлекать только на струнах, прижатых к ладам.

При типовой аппликатуре указательный палец левой руки часто прижимает на одном ладу несколько струн одновременно ( такой прием называется «барре»).

Можно пользоваться и уникальной аппликатурой, при которой ряд звуков аккорда извлекается на открытых струнах. Уникальная аппликатура образуется, когда роль указательного пальца левой руки выполняет верхний порожек грифа гитары.

На таблице с обозначением звуков до, ре, ми, соль, ля указаны номеров приемов, которыми можно строить аккорды этих звуков в уникальной аппликатуре.

При подборе аккомпанемента уникальную аппликатуру следует использовать в первую очередь, так как она технически легче для пальцев левой руки.

В таких случаях надо логично изменить обозначенную постановку пальцев, используя освобожденный указательный палец.

Система позволяет сделать удобное наглядное пособие для определения аппликатуры к аккомпанементам.

Источник

Уроки игры на гитаре

Уроки игры на гитаре. Вводная информация

Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.

Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих

Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.

Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.

Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе. Перейти к бесплатному курсу

Основные аккорды для начинающих

В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.

Виды переборов

Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.

Виды боя

Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.

Постановка рук на гитаре

Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.

Упражнения на гитаре

На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.

Настройка гитары

Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.

Импровизация и техника игры

В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.

Помимо этого, ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.

Статьи по классической гитаре

Практика. Учим любимые песни

От теории надо медленно переходить к практике – например, к Разбору песен на гитаре.

В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.

Три способа обучения игре на гитаре

1. Научиться играть на гитаре самостоятельно

Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также простые уроки гитары .

2. При помощи платных онлайн-курсов

Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.

3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе

Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.

Минусы и плюсы самостоятельного обучения

Плюсы

— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;

— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;

— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.

Минусы

— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;

— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;

— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.

Как добиться успеха в гитаре?

  1. Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
  2. Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
  3. Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
  4. Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
  5. Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
  6. Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.

Что делать после освоения всех азов?

Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.

Источник

Оцените статью