Методика чтения нот с лист

Тема 3.2. Методика чтения нот с листа

Продолжительность лекции: 2 академических часа.

Материальное обеспечение лекции: наглядные пособия, таблицы, схемы по развитию навыка чтения нот с листа.

Первый Чтение с листа как возможность освоения музыкальной литературы;

Вторая Основные методические принципы знакомства с нотным текстом;

Третья Методика быстрого чтения нотного текста;

Четвёртое Типичные ошибки при чтении с листа

Цель лекции: Усвоить алгоритм чтения нот с листа и познакомить с современными методиками развития быстрого чтения нотного текста.

Первый Чтение с листа как возможность освоения музыкальной литературе

Многие известные исполнители и преподаватели в нашей стране в за рубежом, говоря о первоначальном знакомстве с музыкальным произведением, придают первостепенное значение быстрому ознакомлению с материалом. Это связано с тем, что чем более сознательно и быстро читает музыкант с листа, тем быстрее и легче формируется в его идеальный образ произведения и исполнительский план его интерпретации.

Чтение классических произведений отечественных и зарубежных композиторов, а также обработок и переводов образцов народной музыки — важнейший акт творческой деятельности исполнителя, связанный с его «начитанностью» и профессиональным интеллектом музыканта. Именно поэтому умение правильно и быстро читать с листа может рассматриваться как одно из средств повышения уровня профессиональной сознании музыканта.

Обычно в учебном процессе учащиеся демонстрируют чтение в медленном темпе, который не соответствует данному произведению и не обеспечивает полноценного восприятия отдельных художественных образов и содержания произведения в целом. Медленное чтение, как правило, связано с фиксацией внимания на отдельных нотах, мелодических рисунках и мотивам, их повторным воспроизведением и с большими энергетическими и временными потерями, снижением интереса к чтению нотного текста и утомление.

Под быстрым чтением понимается чтение в темпе, необходимом для создания звукового и художественного образов данного произведения.

К разработке методики быстрого чтения, формирования навыков чтения нот с листа обращались многие известные музыканты.Сегодня не без основания считается, что появление звукозаписывающей аппаратуры и снижение интереса к домашнему музицированию значительно снизила темпы и качество формирования навыка быстрого чтения нот с листа. Все реже встречаются музыканты, которые без напряжения читают нотные тексты любой сложности, как это делал, например, в конце XIX в. известный музыкант Ф.Блуменфельд. В мемуарной литературе встречаются воспоминания его современников, которые отмечают поразительно умение Блуменфельда читать из письма в темпе сложные партитуры, при том не только печатные, но и рукописные.

Нотная запись открывает для вдумчивого исполнители безмерную красоту и содержательность музыкального искусства. Именно нотный текст становится главным и неоспоримым источником знаний. Все остальное — знания о композиторе, его творчество, методические советы, исполнительские традиции — это только дополнение к тому, что воспринято с нотного текста. Чтение его — не перевод «видимого в подвижное», но всегда раскрытие внутреннего смысла через проникновение в значение каждого элемента ткани, каждой «музыкального события», через глубоко эмоциональное переживание его драматургии, содержания.

Ученик, который овладел техникой чтения нот с листа играя, как будто бы видит не ноты, а глазами «слышит» зашифрованы «в их звуковой образ. Нотные знаки воспринимаются не сами по себе, а звучат, оживают по мере того, как перед ними раскрывается богатый мир эмоциональных образов. Поэтому сформировать умение быстрого чтение — раскрытие ученику беспредельного мира музыки разных эпох и народов, музыки разных стилей и жанров, музыки, без которой невозможно представить полноценную жизнь.

Первый Основные методические принципы знакомства с нотным текстом

В исполнительской практике существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения — разбор и чтение с листа. Под разбором понимается медленное воспроизведение произведения, которое допускает прекращение для более детального и тщательного анализа текста. Под игрой с листа — выполнение незнакомого произведения в темпе и характере, близком к требуемого, без предварительного, даже фрагментарного воспроизведения на инструменте. Такое исполнение должно быть неразрывным: оно предполагает сознательную фразировки и выполнение тех авторских указаний, которые в наибольшей степени обусловливают характер выполняемой музыки.

При чтении с листа все действия музыканта вступают в неразрывную связь, объединятся в сложный динамический процесс, который протекает с высокой интенсивностью. Игра с листа требует в основном синтэзуючай деятельности, в то время, как в разбирательстве преобладает аналитический начало.

Взятый в последовательности процесс игры с листа представляет собой сложный цепь действий, которые можно условно разбить на три группы:

Действия, которые предупреждают игру: определение по авторским ремарках названия, жанровой и стилевой основы, характера, темпа, основной лада, тональности и размера; быстрый просмотр текста с целью выделения господствующего метра ритмического рисунка (уже в этот момент рождается общая моторная установка поведения рук) .

Действия, которые принадлежат непосредственно к чтению и связано с работой зрения и слуха: зрительный обзор и умственная дешифровка ритмической и звуко высотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов, осмысление структурной логики и построение гипотезы о ее продолжении.

Действия по реализации, «озвучивании» воспринятого текста, которая требует сложной координированной деятельности всего исполнительского аппарата.

Часть этих действий протекает автоматически и существует как будто бы вне тебя. Для этого музыкант должен уметь предвосхищающая ближайшее развертывание музыкального текста, на что обратил внимание еще ​​И.Гофман, который говорил: «Чтение с листа в значительной мере сводится к прадугадвання, как вы можете впевницца, проанализировав чтение книг» [2] .

Возможность с той или иной вероятности предугадать вать продолжение нотного текста, предсказывать него зависит, в свою очередь, от двух взаимозависимых факторов: самого нотного текста (степени его сложности, степени упорядочения его элементов и т.д.) и уровня профессионального образования музыканта, г . е. степенью его «начитанности». По этому поводу И.Гофман писал: «. скорость успеха зависит от уровня вашего образования, чем оно шире, тем более легко предугадать логическое продолжение начатой ​​фразы» [3] .

Говоря о предсказуемость мы имеем в виду не только зрительно-слуховое представление того, что произойдет в ближайших тактах, но и представление игровых движений. Отсутствие или неточность моторной двигательной готовности — весьма распространенная причина плохого чтения с листа.

Таким образом, основная задача методики сводится чтения с листа — максимально обеспечить субъективная сторона предсказуемости через освоение всевозможных «алгоритмов», «моделей», «формул», по которым строятся произведения разных жанров и стилевых направлений.

Третья Методика быстрого чтения нотного текста

Основной практический метод чтения с листа наиболее лаконично описан И.Гофманам, который под крэсливав: «Лучший способ научиться читать с листа — это как можно больше читать», — и продолжал, — «Много читать с листа, причем как можно скорее, хотя бы на первых парах и вкрались какие-то мелкие неточности. При быстром чтении будет развита способность зрения . «схватывает во», а это, в свою очередь, облегчит вам чтение деталей » [4] .

В исполнительской практике вырабатывается комплексность восприятия и комплексные ответные действия на них. Нотный рисунок перестает быть только зрительным восприятием. Графическое изображение нотной записи по мере выработки навыка чтения нот ассоциируется все больше с «топографическим» изображением музыки в звуко высотной пространстве: движение вверх — вниз, плавным или скачкообразно, быстрым чередованием многих звуков или медленной их последовательностью, движением линейным, единогласным, или шматгучным и т.д.

Именно так бывает, когда исполнитель читает с листа знаком произведение, язык и круг образов которого нам известно. По легкому намеку нотного рисунке музыкант на предвосхищающая содержание сложных аккордов, длинных пассажей. Достаточно схватить глазом контурную линию мелодии, почувствовать характерность ритма, особенности гармонии, поймать ход баса, чтобы почти создавать музыку вместе с композитором. «Плох тот музыкант, — говорил Р.Шуман, — который растеряться или остановиться, когда ему перевернуть страницу на половину такт позже, чем нужно» [5] .

Четвёртое Типичные ошибки при чтении с листа

Методический анализ процесса чтения с листа позволил определить ряд типичных ошибок, описание которых целесообразно с целью их профилактики. Сразу отметим, что наибольшую сложность представляет собой чтение с листа произведений, написанных для многоголосные инструментов и партитур.

Первый Одной из типичных ошибок является установка [6] музыканта исполнителя на максимальное сэнсорнае насыщение при зрительном восприятии текста. Наибольшая эффективность достигается при выработке установки на использование минимального количества сигналов, которые необходимы для раскрытия художественно-звукового образа произведения.

Вторая Вторая ошибка — установка на Поэлементный восприятие нотного текста, преодоление которой достигается формированием навыков апярэжваючага логического поиска («пре слыханне»).

Третья Третий и распространенной ошибкой является а установка на потом Доуни восприятие отдельных строк многострочного текста. Чтобы избавиться от этой ошибки, нужно развивать периферийных зрение.

Четвёртое Ошибочная установка на замедленное и повторное восприятие нотного текста. Необходимо, наоборот, в один миг воспринимать текст во время его восстановления и быстро переключаться на следующую дозу текста. Нужно избегать повторений, потому что из-за них теряется целостное восприятие музыкального произведения.

Пятый Неэффективная установка на корректировку звучания, на поиск зрением пальцев на клавиатуре. Необходимо уверенная ориентация рук, пальцев, всего исполнительского аппарата.

Избежание этих ошибок может рассматриваться как предпосылка к овладению умения быстрого чтения с листа музыкальных произведений.

— Развитое умение чтения нот с листа облегчает профессиональную работу музыканта, расширяет его музыкальный кругозор, позволяя ему самостоятельно знакомиться с исчерпывающими миром музыки.

— Игра с листа представляет собой сложный цепь действий, которые объединятся в три группы: предварительный просмотр текста и авторских ремарок; зрительный обзор, дешифровка нотной графики и прадугадванне дальнейшего; озвучивание воспринято текста.

— Предсказуемость нотного текста зависит от степени его сложности и степени упарадкаванняи его элементов, а также от уровня профессионального образования музыканта.

Ключевые понятия: чтение с листа, быстрое чтение, нотный текст, нотная графика.

Вопросы для самопроверки:

Первый Охарактеризуйте, в чем принципиальная разница между разбором незнакомого текста и чтением с листа.

Вторая В чем заключается предсказуемость, как необходимый навык при чтении с листа?

Третья Перечислите типичные ошибки, встречающиеся при чтении нот с листа.

Первый Брянск Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа д. Первые годы Обучение пианиста. — М. : Классика, 2005 — 68 с.

Вторая Брянск Ф., Ефимова Л., Ляховицкая С. Пособие по чтения но т с листа: В 2 ч. Ч.1. — Л., 1963, 1964; ч.2. — Л., 1969.

Третья Бюзен Т. Учебник быстрого чтения. — М.: Попурри, 2001. — 255 с.

Четвёртое Верхолаз Р. Вопросы методики чтения нот с листа. — М.: Госмузиздат, 1960. —

Пятый Гофман И.. Чтения с листа / / Гофман И.. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М.: Госмузиздат, 1961. — С.176 — сто семьдесят седьмой

Шестой Жилины В. Занимательные игры для чтения с листа (для любого инструменты). — М.: Музыка, 2005. — 56 с.

Седьмой Серебровский И. К вопросы О развитии навыков чтения нот с листа / / Труды ин-та культуры им. Н.К, Крупской. Т.13. — Л., 1963. — С.161 — сто шестьдесят восьмой

Восьмой Часов В. психологические принципе быстрого чтения. — Л.: Знание, 1978. — 29 с.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Чтение нот с листа в музыкальной школе

Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.

К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.

А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.

Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.

1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.

Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.

Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.

2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.

Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!

Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.

Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.

Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.

3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.

Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.

Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.

4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.

Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.

Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.

Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?

1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.

К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.

2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.

Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.

Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.

3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.

4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.

Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.

А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).

Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!

Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.

Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.

Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».

Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!

Источник

Читайте также:  Микрофон для пения под гитару
Оцените статью