Методика по классу аккордеон

Использование эффективных форм, методов и средств обучения в образовательном процессе в классе аккордеона

(обобщение и трансляция опыта)

«Использование эффективных форм, методов и средств обучения в образовательном процессе в классе аккордеона»

преподаватель по классу аккордеона

МБУДО «Детская музыкальная школа»

Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения. Для реализации образовательного процесса я использую разнообразные методы и приёмы работы, как традиционные, так и современные. В таблице представлены наиболее эффективные методы (приёмы и формы) работы в классе аккордеона.

Эффективные методы (приёмы и формы) работы в классе аккордеона

(форма, методика, прием)

Краткое описание метода (формы, методики, приема)

Обоснование выбора метода (формы, методики, приема)

Рассказ, объяснение — устное изложение изучаемого материала: название, автор, анализ нотного текста, особенности музыкального произведения

Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учеником задачи и подсказать пути их решения; слово активизирует воображение, память, чувства детей

Показ преподавателем различных приёмов игры на инструменте, исполнение преподавателем изучаемого произведения

Способствует лучшему усвоению учебного материала, развивает внимание, мышление, наблюдательность, побуждает к активности действовать самостоятельно

Самостоятельная работа на инструменте: развитие технических навыков (игра упражнений, гамм, арпеджио, аккорды, штриховые упражнения, динамические упражнения) и работа над пьесами

Формирует практические умения и навыки игры на музыкальном инструменте, а также умения применять теоретические знания к решению практических задач, воспитывает терпение, выдержку

Перед учеником ставится вопрос (творческое задание) на который он самостоятельно ищет ответ, как бы создавая новые знания, формулирует теоретические выводы..

Формирует музыкальное мышление, способность к суждениям, оценкам, развивает творческое воображение, интерес к музыке

Показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, портретов, чтение стихотворений, коротких рассказов, сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов, показ видео материалов

Использование художественно-иллюстративного материала способствует лучшему восприятию детьми содержания исполняемых музыкальных произведений

Метод эмоционального воздействия

Умение учителя выражать своё отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами

Эмоциональная, творческая, атмосфера на уроке, способствует доверительным отношениям и взаимопониманию между учеником и преподавателем

Метод «Учение через обучение»

Урок — взаимообучения, где учащиеся старших классов сами, или с помощью преподавателя, готовят и проводят отдельные части урока (игра в ансамбле, разбор текста, показ приёмов игры)

Совместная работа вырабатывает у старшеклассников ответственность, самостоятельность, инициативность, объяснение младшим способствует лучшему пониманию материала, младшеклассники проявляют большую активность и старательность

Метод «Коллективное музицирование»

Игра в ансамбле (с педагогом или с учащимся)

Повышает заинтересованность учащихся к обучению, способствует установлению благоприятной психологической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений, развивает навыки вербального и невербального общения

Метод «Защита творческих работ» — проектный метод

Выступление учащегося, сочетающее исполнение музыкального

произведения и сообщение-рассказ о нём (презентация)

Способствует всестороннему развитию творческих способностей и мышлению ученика, повышает заинтересованность предметом специальности, создаёт благоприятные взаимоотношения между участниками проекта

Здоровьесберегаю-щие методы, приёмы, технологии

Применение определённых мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития: в ыбор оптимального ритма, темпа, плана урока, с учётом индивидуальных физических и психических особенностей ученика; благоприятная атмосфера урока; смена видов деятельности; соблюдение норм гигиены; использование приёмов поощрения, подбадривания; проведение физкультминутки

Сохраняют и укрепляют психическое и физическое здоровья ученика, формируют у ребёнка необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни

Игра под фонограмму (синтезатор)

Применение синтезатора в процессе музыкального обучения детей

Применение приема темпо-ритмического сопровождения игры обучающегося на начальном этапе обучения дает огромный опыт слушания и понимания ритма как системы комбинации различных длительностей, воспитывает ощущение сильной доли. Смена стиля сопровождения развивает воображение и фантазию, позволяет экспериментировать с различными ритмами и тембрами, превращает скучную работу над гаммами и упражнениями в увлекательную игру

Применение современных технических и программных средств в образовательном процессе (ноутбук, проектор, фото и видео камера, цифровые носите, графические, текстовые редакторы, информационные сайты, поисковые системы, эор)

Дают возможность проводить более наглядные, насыщенные и интересные уроки, что способствует активному усвоению знаний, стимулирует учащихся к образовательному процессу и повышению исполнительского мастерства, так же воспитывают самостоятельность, ответственность

Нестандартные формы уроков:

Занятия нетрадиционной структуры:

урок-концерт, урок-зачёт, урок-беседа

Необычные формы работы , создают настроение праздника, развивают интерес к музыкальным занятиям, способствуют активности учащихся, развивают мыслительные процессы

Выполнение учениками рисунков, к исполняемым музыкальным произведениям

Способствует лучшему восприятию и пониманию содержания исполняемых музыкальных произведений, развитию воображения

Внеурочные формы работы

Конкурсы, фестивали, концерты, конференции

Учат общению, толерантности, учат управлять эмоциями, направлять внимание на содержание исполняемой музыки, увлекать за собой слушателей, развивают мышление, инициативу, помогают обрести уверенность в себе, воспитывают чувство ответственности, побуждает к расширению своих музыкальных знаний и возможностей

Выбор метода обучения зависит от ряда обстоятельств, таких как: общая цель образования, воспитания и развития учащихся; цель и задачи, содержание конкретного урока; особенности изучаемого предмета; возраст и индивидуальные особенности учащихся; уровень подготовленности учащихся; время, отведённое на изучение материала; наличие технических средств и наглядных пособий; возможности преподавателя, его личностные качества.

Выбирая и применяя те или иные методы обучения, преподаватель всегда стремится найти наиболее эффективные, чтобы не только обеспечить оптимальное качество знаний, но и способствовать развитию умственных, творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности учащихся.

Источник

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне
учебно-методический материал (музыка) на тему

Этот материал предназначен для моих начинающих коллег и для родителей учащихся класса аккордеона. Здесь я постаралась описать основные этапы работы с начинающими аккордеонистами, опираясь на собственный опыт. Думаю, что эта работа даст некоторые ориентиры и поможет в обучении.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_metodiki.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Лукина Ирина Леонидовна

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне

Аккордеон – замечательный музыкальный инструмент, который имеет разные сферы бытования – он придает необыкновенную задушевность своим трогательным тембром при сопровождении песен, может быть ярким и зажигательным воплощением образов современной эстрады в публичных концертах и различных мероприятиях, или иметь камерное звучание в качестве инструмента академической сцены с классическим репертуаром. Благодаря многотембровости инструмента (наличию множества регистров переключения тембра звучания) на аккордеоне можно исполнять очень разнообразный репертуар, который может удовлетворить самого взыскательного слушателя, любящего и интересующегося музыкой. А налаженная система концертно-конкурсной деятельности становится привлекательной стороной для юных музыкантов при обучении.

Мой педагогический опыт складывался из личных наблюдений, а также, явился обобщением опыта ведущих педагогов. Несмотря на знакомство с методиками и учебно-методическими пособиями других педагогов, у меня складывается своя собственная система обучения детей.

Начальный период обучения длится в течение 2-3 лет, что обусловлено освоением учеником основных простейших навыков игры. На моей практике в основном занятия начинаются с детьми пяти — шести лет.

Ребенок, приходящий в студию, хочет научиться играть на аккордеоне. Насколько соответствует понятие игра в привычном смысле для юного музыканта? Сидя за инструментом приходится выполнять очень много задач одновременно — управлять достаточно сложным музыкальным механизмом, контролировать слухом воспроизводимое звучание, регулировать движения своего тела, а при исполнении по нотам необходимо расшифровывать нотную символику. Как справиться с этими задачами не потеряв интереса к своей деятельности и радости от новых знаний?

Ответ на этот вопрос вижу в правильной трактовке понятия играть , в подаче материала в игровой форме.

Обычный ребенок хочет получать радость и удовольствие при обучении и не согласен испытывать страдания ради музыки как искусства в момент учебной работы, чтобы получить достижения в будущем. Поэтому, педагогу следует прилагать усилия для того, чтобы сделать свои уроки и обучение в целом игрой. Это не означает, что игра не может быть связана с трудом, умственными и физическими усилиями.

На данный момент не существует общей методики преподавания обучению игре на аккордеоне. Сходство с фортепианной клавиатурой правого полукорпуса аккордеона позволяет опираться на достижения фортепианной методики обучения.

Думаю, что любой педагог, ищущий эффективные методы обучения, должен ознакомиться с методическими рекомендациями великих музыкантов на каких бы инструментах они не играли. В любом случае, можно получить большое пространство для размышления на волнующие вопросы.

Много интересного содержится в пособии И. Э. Сафаровой «Игры для организации пианистических движений» (Екатеринбург, 1994). В пособии собраны игры, которые одновременно являются упражнениями на развитие движений и ощущений необходимых при соприкосновении с инструментом. Упражнения расположены по мере возрастания сложности и делятся на три группы:

  1. Пальчиковые игры
  2. Игры на крупные движения рук, ног, головы, туловища
  3. Игры на осязание

Игры-упражнения мы используем с учениками для развития дифференцированных движений, координации, тонких тактильных ощущений – как в доинструментальный период так и в период работы за инструментом (при появлении технических трудностей). В работу мы берем разные упражнения из всех трех разделов, соответствующие уровню развития ребенка. Часть из них представляет собой модель, по образу которой можно придумывать собственные движения, а другие желательно выполнять точно из-за специфики определенного движения, что указывается в комментарии.

Много близкого для себя я нахожу в брошюре Г. Хохряковой «ФОРТЕПИАНО: возможно ли обучение без мучения?» (г. Екатеринбург, 1998). Автор рассуждает о том, как заинтересовать ребенка музыкой и создать благоприятную атмосферу для творчества и музицирования, а также подчеркивает значение игры для ребенка, считает, что педагог должен придумывать к каждому случаю новую игру.

В работу также я включаю некоторые упражнения из методической разработки для преподавателей ДМШ Е. В. Климовой «Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося-аккордеониста к овладению техническими навыками», которые учат «слушать» и «слышать» свои мышцы, помогают с легкостью осваивать и способствуют развитию мышечно-суставных ощущений и технических навыков аккордеонистов. В пособии есть нотное приложение, где к упражнениям добавлены образные веселые детские стишки, что облегчает работу. Многие из упражнений заимствованы из сборника Ганона, который пользовался особой популярностью в российских музыкальных учебных заведениях начала XX века («Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья», 1873).

Для изучения нотной грамоты я использую пособие — «Где живут ноты, или веселая нотная азбука» (сл. Н. Френкель, муз. И. Космачева). Можно самостоятельно сделать карточки с каждой нотой и соответствующим стишком отдельно и придумать разные способы работы – выучив ноты показывать карточки вразброс, складывать из карточек полный звукоряд и т.п. Это пособие рассчитано только на изучение нот в скрипичном ключе в пределах одной октавы. Для басового ключа делаются отдельные карточки, которые сопоставляются с карточками нот в скрипичном ключе.

Далее, мы учим длительности нот, используя рисунок с основными длительностями, и потом приступаем к закреплению нотной грамоты: это работа с рисунком, в котором нужно угадывать, где расположена нота, а где просто какой — то схожий объект; письменное задание на определение правильной записи нот в басовом и скрипичном ключах, и обобщающего характера задание по чтению нот на рисунке «Паровозик» — где ученик должен прочесть каждую ноту и определить ее длительность. Ученики продолжают выполнять задания дальше, пока хорошо их не запомнят.

Для достижения воплощения главной цели – осознанного исполнения, убедительного воплощения художественного образа изучаемого музыкального произведения, выделяю составные части при работе. К примеру: работая над пьесой, уделяем внимание каждой партии в отдельности, отдельно проучиваем сложные места, придумывая ряд упражнений на подобный вид технических трудностей, следим за красивым и выразительным звуковедением, артикуляцией, в общем, за тем, что наполняет произведение – формой и содержанием.

На начальном этапе особое внимание нужно уделить посадке ученика и постановке инструмента и рук, потому что именно в данный период обучения складываются основные навыки игры, которые бывает очень сложно изменить в дальнейшем на других этапах. Учителю следует постоянно корректировать положение рук и инструмента, следить, чтобы спина во время исполнения была ровной, пальцы были округлыми, рука в запястье не прогибалась, а ноги стояли ровно с опорой на всю стопу; аккордеон стоял на левой ноге и имел опору на правой.

Большое внимание нужно уделить формированию навыков использования рациональной аппликатуры, что тоже важно именно в этот период как один из основных навыков. Для этого стараемся разобраться как строится мелодия и как соответственно нужно расставлять аппликатуру: если звуки идут по порядку, то и пальцы ставим так же и т.д.

Также, очень важно учить бережно относиться к инструменту, аккуратно брать и ставить его на место только на боковую или нижнюю планку, плавно нажимать регистры, то есть, развивать качества аккуратности и уважения, что тоже очень важно для успешного обучения в дальнейшем, так как мы обращаем внимание на общую культуру исполнителя, на культуру владения инструментом.

При работе с детьми применяю принцип – от простого к сложному, суть которого заключается в постепенном нарастании сложности изучаемого материала.

На данном этапе учащиеся проходят множество разнохарактерных пьес, в которых знакомятся со штрихами легато и стаккато, с мажорными и минорными аккордами в партии левой руки, которые подбираются для каждого индивидуально в соответствии со способностями и учебной программой.

Когда пьесы готовы, то ученики участвуют в концертах. Важно, чтобы ребенок не считал возникающие при исполнении запинки чем-то очень ужасным. Нужно объяснить, что ошибки при игре возникают всего лишь из-за того, что у ученика пока еще мало опыта, а выполненный характер пьесы и настроение намного важнее.

На начальном этапе обучения формируются основы исполнения, отношения к своей деятельности и к музыке, привычка играть определенным образом, поэтому педагог должен быть очень внимательным во всех сферах изучаемых учеником при контроле выполнения поставленной задачи и не пускать на самотек развитие ребенка во всех изучаемых разделах — звуковедении, посадке, аппликатуре, постановке рук и т.д.

Я нахожу много интересного и близкого для себя в начальном этапе обучения.

Источник

Читайте также:  Ирмосы рождества христова ноты обычный напев
Оцените статью