Методика по классу аккордеона

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне
учебно-методический материал (музыка) на тему

Этот материал предназначен для моих начинающих коллег и для родителей учащихся класса аккордеона. Здесь я постаралась описать основные этапы работы с начинающими аккордеонистами, опираясь на собственный опыт. Думаю, что эта работа даст некоторые ориентиры и поможет в обучении.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_metodiki.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Лукина Ирина Леонидовна

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне

Аккордеон – замечательный музыкальный инструмент, который имеет разные сферы бытования – он придает необыкновенную задушевность своим трогательным тембром при сопровождении песен, может быть ярким и зажигательным воплощением образов современной эстрады в публичных концертах и различных мероприятиях, или иметь камерное звучание в качестве инструмента академической сцены с классическим репертуаром. Благодаря многотембровости инструмента (наличию множества регистров переключения тембра звучания) на аккордеоне можно исполнять очень разнообразный репертуар, который может удовлетворить самого взыскательного слушателя, любящего и интересующегося музыкой. А налаженная система концертно-конкурсной деятельности становится привлекательной стороной для юных музыкантов при обучении.

Мой педагогический опыт складывался из личных наблюдений, а также, явился обобщением опыта ведущих педагогов. Несмотря на знакомство с методиками и учебно-методическими пособиями других педагогов, у меня складывается своя собственная система обучения детей.

Начальный период обучения длится в течение 2-3 лет, что обусловлено освоением учеником основных простейших навыков игры. На моей практике в основном занятия начинаются с детьми пяти — шести лет.

Ребенок, приходящий в студию, хочет научиться играть на аккордеоне. Насколько соответствует понятие игра в привычном смысле для юного музыканта? Сидя за инструментом приходится выполнять очень много задач одновременно — управлять достаточно сложным музыкальным механизмом, контролировать слухом воспроизводимое звучание, регулировать движения своего тела, а при исполнении по нотам необходимо расшифровывать нотную символику. Как справиться с этими задачами не потеряв интереса к своей деятельности и радости от новых знаний?

Ответ на этот вопрос вижу в правильной трактовке понятия играть , в подаче материала в игровой форме.

Обычный ребенок хочет получать радость и удовольствие при обучении и не согласен испытывать страдания ради музыки как искусства в момент учебной работы, чтобы получить достижения в будущем. Поэтому, педагогу следует прилагать усилия для того, чтобы сделать свои уроки и обучение в целом игрой. Это не означает, что игра не может быть связана с трудом, умственными и физическими усилиями.

На данный момент не существует общей методики преподавания обучению игре на аккордеоне. Сходство с фортепианной клавиатурой правого полукорпуса аккордеона позволяет опираться на достижения фортепианной методики обучения.

Думаю, что любой педагог, ищущий эффективные методы обучения, должен ознакомиться с методическими рекомендациями великих музыкантов на каких бы инструментах они не играли. В любом случае, можно получить большое пространство для размышления на волнующие вопросы.

Много интересного содержится в пособии И. Э. Сафаровой «Игры для организации пианистических движений» (Екатеринбург, 1994). В пособии собраны игры, которые одновременно являются упражнениями на развитие движений и ощущений необходимых при соприкосновении с инструментом. Упражнения расположены по мере возрастания сложности и делятся на три группы:

  1. Пальчиковые игры
  2. Игры на крупные движения рук, ног, головы, туловища
  3. Игры на осязание

Игры-упражнения мы используем с учениками для развития дифференцированных движений, координации, тонких тактильных ощущений – как в доинструментальный период так и в период работы за инструментом (при появлении технических трудностей). В работу мы берем разные упражнения из всех трех разделов, соответствующие уровню развития ребенка. Часть из них представляет собой модель, по образу которой можно придумывать собственные движения, а другие желательно выполнять точно из-за специфики определенного движения, что указывается в комментарии.

Много близкого для себя я нахожу в брошюре Г. Хохряковой «ФОРТЕПИАНО: возможно ли обучение без мучения?» (г. Екатеринбург, 1998). Автор рассуждает о том, как заинтересовать ребенка музыкой и создать благоприятную атмосферу для творчества и музицирования, а также подчеркивает значение игры для ребенка, считает, что педагог должен придумывать к каждому случаю новую игру.

В работу также я включаю некоторые упражнения из методической разработки для преподавателей ДМШ Е. В. Климовой «Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося-аккордеониста к овладению техническими навыками», которые учат «слушать» и «слышать» свои мышцы, помогают с легкостью осваивать и способствуют развитию мышечно-суставных ощущений и технических навыков аккордеонистов. В пособии есть нотное приложение, где к упражнениям добавлены образные веселые детские стишки, что облегчает работу. Многие из упражнений заимствованы из сборника Ганона, который пользовался особой популярностью в российских музыкальных учебных заведениях начала XX века («Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья», 1873).

Для изучения нотной грамоты я использую пособие — «Где живут ноты, или веселая нотная азбука» (сл. Н. Френкель, муз. И. Космачева). Можно самостоятельно сделать карточки с каждой нотой и соответствующим стишком отдельно и придумать разные способы работы – выучив ноты показывать карточки вразброс, складывать из карточек полный звукоряд и т.п. Это пособие рассчитано только на изучение нот в скрипичном ключе в пределах одной октавы. Для басового ключа делаются отдельные карточки, которые сопоставляются с карточками нот в скрипичном ключе.

Далее, мы учим длительности нот, используя рисунок с основными длительностями, и потом приступаем к закреплению нотной грамоты: это работа с рисунком, в котором нужно угадывать, где расположена нота, а где просто какой — то схожий объект; письменное задание на определение правильной записи нот в басовом и скрипичном ключах, и обобщающего характера задание по чтению нот на рисунке «Паровозик» — где ученик должен прочесть каждую ноту и определить ее длительность. Ученики продолжают выполнять задания дальше, пока хорошо их не запомнят.

Для достижения воплощения главной цели – осознанного исполнения, убедительного воплощения художественного образа изучаемого музыкального произведения, выделяю составные части при работе. К примеру: работая над пьесой, уделяем внимание каждой партии в отдельности, отдельно проучиваем сложные места, придумывая ряд упражнений на подобный вид технических трудностей, следим за красивым и выразительным звуковедением, артикуляцией, в общем, за тем, что наполняет произведение – формой и содержанием.

На начальном этапе особое внимание нужно уделить посадке ученика и постановке инструмента и рук, потому что именно в данный период обучения складываются основные навыки игры, которые бывает очень сложно изменить в дальнейшем на других этапах. Учителю следует постоянно корректировать положение рук и инструмента, следить, чтобы спина во время исполнения была ровной, пальцы были округлыми, рука в запястье не прогибалась, а ноги стояли ровно с опорой на всю стопу; аккордеон стоял на левой ноге и имел опору на правой.

Большое внимание нужно уделить формированию навыков использования рациональной аппликатуры, что тоже важно именно в этот период как один из основных навыков. Для этого стараемся разобраться как строится мелодия и как соответственно нужно расставлять аппликатуру: если звуки идут по порядку, то и пальцы ставим так же и т.д.

Также, очень важно учить бережно относиться к инструменту, аккуратно брать и ставить его на место только на боковую или нижнюю планку, плавно нажимать регистры, то есть, развивать качества аккуратности и уважения, что тоже очень важно для успешного обучения в дальнейшем, так как мы обращаем внимание на общую культуру исполнителя, на культуру владения инструментом.

При работе с детьми применяю принцип – от простого к сложному, суть которого заключается в постепенном нарастании сложности изучаемого материала.

На данном этапе учащиеся проходят множество разнохарактерных пьес, в которых знакомятся со штрихами легато и стаккато, с мажорными и минорными аккордами в партии левой руки, которые подбираются для каждого индивидуально в соответствии со способностями и учебной программой.

Когда пьесы готовы, то ученики участвуют в концертах. Важно, чтобы ребенок не считал возникающие при исполнении запинки чем-то очень ужасным. Нужно объяснить, что ошибки при игре возникают всего лишь из-за того, что у ученика пока еще мало опыта, а выполненный характер пьесы и настроение намного важнее.

На начальном этапе обучения формируются основы исполнения, отношения к своей деятельности и к музыке, привычка играть определенным образом, поэтому педагог должен быть очень внимательным во всех сферах изучаемых учеником при контроле выполнения поставленной задачи и не пускать на самотек развитие ребенка во всех изучаемых разделах — звуковедении, посадке, аппликатуре, постановке рук и т.д.

Я нахожу много интересного и близкого для себя в начальном этапе обучения.

Источник

Методические рекомендации по организации начального этапа обучения игре на аккордеоне
методическая разработка на тему

Рекомендации предназначены для педагогов по классу аккордеона в ДМШ, ДМХШ, ДШИ

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_nachalnogo_etapa_obucheniya_igre_na_akkordeone.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 9»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

по организации начального этапа обучения игре на аккордеоне.

Составитель Гуркина Лилия Петровна,

педагог дополнительного образования

Начальные этапы обучения игре на аккордеоне (первый год обучения).

Новейшие тенденции в развитии системы дополнительного образования детей направлены на создание образовательной среды, соответствующей социальному заказу общества: организация содержательного досуга детей и подростков, в век компьютера, различных гаджетов; приобщение детей к культуре; развитие творческой личности ребенка (через удовлетворение интересов и потребностей, профориентацию, работу с одаренными детьми), в конечном итоге – социализация личности ребенка.

Это предполагает разработку новой концепции, строящейся на соединении общих требований, диагностики интересов и потребностей всех участников образовательного процесса учреждения дополнительного образования. Говоря о культуре личности ребенка, подразумевается, прежде всего, развитие его коммуникативной культуры. И здесь наиболее эффективной формой воздействия на мировоззрение ребенка, на становление его духовных и нравственных начал является обучение его музыке в тесном общении с педагогом.

Пробуждение интереса к музыкальному искусству и его пониманию, через развитие творческих способностей формирование прочных базовых данных.

Задачи обучения. Для детей первого года обучения – это:

— приобретение основных навыков владения инструментом,

— получение основ музыкальной грамоты,

— подготовка их как музыкантов – накопление обширного репертуара для досуговых мероприятий,

— умение читать с листа,

— умение подбирать понравившиеся мелодии с простым аккомпанементом, петь и аккомпанировать себе.

На первом году обучения необходимо прививать:

-любовь к разнообразным стилям и жанрам в музыке ;

— умение чувствовать музыку, переживать, таким образом, формируя духовное начало личности.

— развивать у них чувство прекрасного, эстетичного восприятия окружающей среды;

— формировать у них чувство ответственности при подготовке домашних заданий, праздников дома и в школе, приобщая их к выступлениям.

Тип уроков : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

— организационную и содержательную установку

— упражнения и закрепление изученного материала

— проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося

— взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков

— диагностику прочности усвоения знаний

— инструктаж по выполнению домашнего задания.

Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры на инструменте .

Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

Практический: повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

— Словесный, наглядный, практический

— Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

— Развитие мышления, творческой инициативы

— Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок

-Чередование здоровьесберегающих и игровых технологий.

Психологические условия на уроке :

Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке

В интересной для ребенка форме развивать и закреплять навыки пользования инструментом , понятие артикуляции, выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.

Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия), продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato,legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, музыкальные образы);

Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

2 аккордеона, 2 стула, подставка для нот, нотные пособия, раздаточный материал, компьютер, аудио и видео записи.

Применение педагогических технологий :

-Упражнения, развивающие мелкую моторику рук, упражнения на расслабление мышц рук, спины.

— Рациональная организация урока: динамические паузы, включение игровых моментов.

— чередование различных видов учебной деятельности (игра упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

— психологический комфорт на уроке , стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности педагога.

2) Технология личностно-ориентированного обучения

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации учащихся, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Стимулирует учащегося к самостоятельному выбору способов решения этой задачи; загадка выявляет субъективный опыт ученика; оценивается не только результат, а главным образом процесс учений, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик; стимулирует ученика на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.

3) Технология проблемного обучения :

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем. Учащиеся включатся в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания.

4) Технология формирования мотивации или игровая технология:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

1 Организационный момент . Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.

2 Разминка . Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика с использованием личностно – ориентированной технологии, закрепление навыка non legato, legato и staccato в исполнении упражнений. Работа над выработкой игровых движений.

3 Работа с музыкальным материалом

4 Закрепление пройденного материала – с использованием игровой технологии.

6 Домашнее задание

Слушание музыки. Первые уроки начинаю с игры на инструменте, показывая различные музыкальные жанры, используя регистры в правой и левой руке. Дети задают множество вопросов: о кнопочках, мехе, регистрах. Мы открываем крышку в правой клавиатуре, смотрим работу молоточков. Слушаем, как работает мех.

Ребята удовлетворены. Им хочется сразу сесть и играть. Здесь рассказываю историю, как наш аккордеон не любит, когда его неправильно держат. Он не дает пальчикам играть. Так мы учимся « держать» инструмент.

Начинаем с упражнений для крупных мышц спины и правильной осанки. Очень хорошее упражнение я встретила в книге Т.Б. Гальпериной — Юдовиной «За роялем и без слез или я –детский педагог». Оно помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», освобождать руки от зажимов. Ощутить как бы полную «проводимость: спина-плечи-локоть-ладонь-пальцы».

Левая рука. Когда ребенок начинает играть левой рукой, очень сложно контролировать мышцы спины, предплечья и работать рукой. Начинаем с упражнения «Робот». Ребенок встает: ноги на ширине плеч, выпрямив туловище, слегка наклонив его вперед. Предплечье и локоть согнуты, двигаются влево и вправо, рука, как бы, «из корпуса».

Со следующим приемом я познакомилась в работе Б.Егорова «Общие основы постановки при обучении игре на баяне». Серия «Баян и баянисты» вып. 6., М.,1984. Ребенок садится на ладони педагога, так проверяем: опирается ли тело ребенка на ноги. Если ноги не несут опорной функции, то это ладони чувствуют. Педагог: «Ох, как ты тяжело на мою ладонь давишь. Ей больно!». Ребенок подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор на ноги и в ладонные мышцы.

Работа над организацией игрового аппарата очень важна, она ведется на протяжении всего первого года обучения, иногда и дальше, так как многие родители выступают пассивными зрителями дома, не обращая внимания на посадку (сидят дети на диванах, больших стульях), не напоминают об упражнениях. Тут очень важно наладить связь: педагог-ребенок-родители. Главное — эмоциональный настрой. Он сам не сможет воспроизвести атмосферу, возникшую во время занятий с педагогом. Родители должны, как бы, заменить педагога. Впоследствии, когда дети подрастают, они уже настолько погружены в музыку, что продолжают учебу самостоятельно.

Параллельно с предыдущими упражнениями мы начинаем знакомиться с тембровыми красками –через опорный образ. Низкий темр — басовый ключ-Медведь-папа; средний тембр — 1-ая октава-Медведь-мама, высокий — Мишутка — сын.

Очень ответственный этап — начало звукоизвлечения. Читая методические разработки известных музыкантов-педагогов я поняла, что нужно начинать игру со штриха стаккато, который оберегает руки от зажатости, особенно запястье. На своем опыте работы я в этом убедилась.

Начинаем играть третьими пальцами каждой руки. Постепенно вводим остальные.

На 4-5 уроке ввожу нон-легато. На стаккато читаем одни стихи, на нон-легато-другие. Ребенок с удовольствием «сочиняет музыку» про трех медведей.

При игре постоянно контролируются все мышцы ребенка, участвующие в этом процессе. Я слегка касаюсь то спины, то локтя, то плеч и ребенок, увлеченный образной игрой, исправляет все неточности, не замечая этого.

Играем третьим пальцем по всей клавиатуре, изображая каждого из «Медведей», отрабатывая ощущения клавиатуры. Ладонь становится подвижнее.

Очень важно следить за осанкой и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Третьим пальцем правой руки играем по белым и черным клавишам.

При игре главное, чтобы дети не смотрели на клавиатуру, так как напрягаются ладонные мышцы. Играя «вслепую», ребенок включает слуховой контроль. Появляется полная проводимость: спина-плечи-локоть-ладонь-пальцы.

— Подключаем левую руку. Играем сначала попеременно, изображая различные сигналы, затем одновременно на нотах — близнецах (в унисон). Ребенок учится согласованности движений рук. Это очень непростой психофизиологический процесс: чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами. На этом же этапе я подключаю игру аккорда (левой рукой). Следим, чтобы 4-5 пальчики стояли на втором ряду. Нужно выбрать удобное положение руки, чтобы при игре 4 и 5 пальцы не поднимались.

Бас и аккорд играем на стаккато (зайчик прыгает). Затем берем бас «до» и мажорный аккорд, добавляем до в правой руке.

Нотная грамота. Одновременно с организацией игрового аппарата идет знакомство с нотами. Знакомимся с черными клавишами, узнавая группы из двух и трех черных клавиш — это позволяет включать в работу слуховые и осязательные ощущения. Ребёнок не только определяет на ощупь какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью находят на клавиатуре другие. Это позволяет удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами.

Играя третьим пальцем под разные стихи, пытаемся пропевать ноты (сольфеджирование). После закрепления первоначальных навыков игры третьим пальцем, закрепляем навык игры вторым и четвертым.

Для закрепления навыков игры требуется много маленьких стишков, попевок, скороговорок. Я использую детские книжки с картинками. Ребенок рассказывая стишок, играет любым пальцем (2,3,4) заданную ноту.

Затем переходим к игре 1 и 5 пальцем, играем квинты, следим, чтобы основная нагрузка ложилась на ладонные мышцы, а не на 1 и 5 пальцы, которые при игре выполняют лишь функцию внешней опоры. На первом этапе, практически у всех детей при игре квинт ладонные мышцы напрягаются. Чтобы снять это напряжение, использую ряд замечательных упражнений на расслабление мышц ладоней, которые описаны в книге А.А. Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков»

Длительности нот. Обычно дети знакомятся с длительностями быстро. Каждая длительность имеет свой образ и стишок. Например: «Белочка-восьмушка, поспеши в дупло. Там твои детки ждут тебя давно». Дети 6 -7 лет с удовольствием изображают шагами персонажей соответствующих длительностям.

— Соотношение длительностей . Для изучения длительностей используем карточки, отстукиваем ритм трещеткой. Постепенно усложняем задания, добавляем паузы, ноты с точкой и т.д.

— Пауза. Начинаем знакомство с проигрывания пьесы «Кот и мышь». Во время игры озвучиваем свои действия. Дети понимают, что пауза не только знак молчания, но и подготовка к действию.

— Ритмослуховое воспитание. Дети читают по карточкам длительности нот, простукивая их трещеткой. Сопровождают их простыми ритмическими стихами. При этом формируется диапазон зрительного охвата нотного текста, что станет, впоследствии, важнейшим навыком при чтении нот с листа. Можно использовать стихи в форме диалога:

Педагог: «Маленький орех. Белочка грызет»

Дети: «Серенькие зубки щелк да щелк».

Дети находят ритмическое окончание на карточке и заканчивают фразу. Если ребенку трудно найти карточку, он может просто простучать ритм, выразить его шагами, читать стихи, петь и сольфеджировать.

На протяжении всего процесса обучения, приходится сталкиваться со сложными ритмическими рисунками, которые, так же, неоднократно отрабатываются.

— Музыкально-ритмическое воспитание осуществляется с самых первых уроков. Мы знакомимся с музыкой различных жанров: вальсы, мазурки, марши, польки, полонезы и менуэты. Обращаем внимание на размер, ритм, характер произведения. Создаём условия для того, чтобы дети почувствовали ритм, могли его передать

Размер, тактовая черта, затакт.

У каждой мелодии есть не только ритм, но и размер. Подбираем стихотворение. Стучим, выделяя ударный слог, записываем количество нот — слогов, затем, выделяя сильный и слабый слог, ставим тактовую черту. Стихотворение «Идет бычок» — помогает познакомиться с затактом. Пишем ритмические диктанты.

— Знаки альтерации. Поем песенки-загадки про диез, бемоль, бекар, дети учатся их писать.

— Звукоряд. В это время освоили игру всеми пальцами в правой руке. И теперь 2,3 или 4 мы играем весь звукоряд с названием нот и стихов.

— Штрихи легато. У каждого штриха свой образ, знакомлю со всеми видами штрихов, только через музыку дети, узнавая штрих, рассказывают об образе. Ориентируясь на игру квинт, можно определить момент перехода к игре легато. Всякая торопливость может перечеркнуть независимость пальцев друг от друга, необходимо не только участие всех крупных мышц, усилия которых передаются через указанную выше цепочку, но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу. В выбранных упражнениях и этюдах идет постепенное усвоение легато сильными и слабыми пальцами (2-5, 1-2-3 и т.д.), затем комбинации меняются слабые и сильные (5-4, 5-3 и т.д.).

— Сольфеджирование. Пение и сольфеджирование должны сопровождать игру в течение начального процесса обучения. Оно помогает обучению чтения с листа. С первых уроков не умеющий играть ребенок с желанием озвучивает знакомые ноты. Он следит за текстом, который играю я, озвучивает его, привыкает к озвучиванию нотного текста.

Следующим этапом в обучении чтению с листа является приобретение навыка широкого охвата нотного текста. Для ребенка 6 – 7 лет это сложно. В книге Т. Б. Юдовиной-Гальпериной есть такой прием: «Движущееся окошко». Окошко вынуждает при игре не задерживать взгляд на той ноте, которую играешь, а заглядывать чуть вперед..

За первый год обучения ребенок осваивает навыки чтения с листа следующего нотного материала:

  1. Пьесы, упражнения написанные в мажорном ладу, в тональности без знаков или с одним знаком;
  2. Содержащие в себе гаммаобразные последования (без скачков );
  3. Диапазон мелодии, охватывающий звукоряд не более 3-5 звуков;
  4. Мелодии должны начинаться и заканчиваться тоникой;
  5. Включать в себя не более двух видов длительностей;
  6. Исполняться в медленном темпе или умеренном;
  7. Нотный текст должен быть гораздо легче и доступнее основного материала.

Работа над пьесами в 1 классе. При выборе репертуара должны учитываться не только игровые и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: интеллект, артистизм, душевные качества, наклонности.

Процесс обучения 6-7 летних детей на начальном этапе нужно превратить в увлекательную игру, которая будит фантазию, вовлекает в волшебный мир музыки, в музыкальную сказку со своими героями, со знакомыми образами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования по классу фортепиано. Посвящены вопросам организации групповых занятий на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Этот материал предназначен для моих начинающих коллег и для родителей учащихся класса аккордеона. Здесь я постаралась описать основные этапы работы с начинающими аккордеонистами, опираясь на собственн.

В данной методической разработке ярко раскрывается значение различных элементов исполнительской техники. Основная часть доклада состоит из нескольких разделов.

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке.

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс.

В данной статье рассматриваются особенности начального этапа обучения игре на аккордеоне с детьми 5-7 лет. .

Источник

Читайте также:  Виктор петлюра ленка с аккордом
Оцените статью