Методика уроков для фортепиано

Методика проведения фортепианного урока

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_provedeniya_fortepiannogo_uroka.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа №3 г. Волжского

Методический доклад

« МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА »

Близнюк Елена Владимировна

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОРТЕПИАННОГО УРОКА

Различные формы проведения урока. Последовательность работы с учеником.

Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы и представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Формы проведения урока крайне разнообразны. Во многом они определяются индивидуальностью педагога – его методическими воззрениями, вкусами, привычками.

Виды уроков . В школах применяются следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, киноурок, конференция, коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия будет применять педагог – музыкант на уроках специальности, тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту.

Типы уроков. Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи. В зависимости от постановки этих задач, уроки можно разделить на следующие типы:

Урок, посвященный изучение нового материала,

урок – исправление ошибок,

урок – закрепление пройденного,

Последний тип — наиболее подходящий для музыкальной школы.

С чего целесообразнее начать урок – с упражнения, этюдов или художественного репертуара, а если с произведений, то какого жанра? Обычно вначале полезно поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар, целесообразно на одном уроке детально заняться частью произведений, а на следующем остальными. Чтению нот и игре гамм лучше уделить время где-нибудь в середине урока, чтобы освежить внимание ученика.

Структура урока. Структура урока (организация учебной работы) имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность.

Разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание урока и его структура зависят от многих факторов. От цели фортепианного обучения — профессионально ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. От того, является фортепиано специальным или дополнительным инструментом.

Наполнение урока, его форма и протекание определяются также индивидуальной манерой педагога. При этом последний по-разному занимается не только с разными учениками. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества — талантлив он или малоспособен, старателен или ленив.

Организация урока зависит еще от многих моментов: кому он дается — хорошо знакомому ученику или новичку, когда проводится — в начале полугодия или, скажем, ближе к отчетному выступлению, над каким репертуаром идет работа.

Да и помимо всех этих различий свести к определенной матрице живую, порой непредсказуемую, свободно ткущуюся материю урока действительно невозможно. И все же в каждом уроке есть стабильные компоненты, применяются отработанные приемы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Типовая структура урока:

-проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы),

-продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов),

-подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке), запись домашнего задания.

Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания?

Многократно и вполне справедливо в литературе осуждался метод так называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать и делать указания. Как правило, надо прослушивать до конца все, что ученик принес на урок. Ученик, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановки, привыкает концентрировать все свои силы на этой задаче и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества. Слушая ученика, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры и указать на ее достоинства и недостатки. Умение слушать — необходимый компонент техники педагогической работы, признак и педагогического таланта, и мастерства. Внимательно слушая ученика, педагог производит экспресс-анализ его игры. Сравнивая ее с тем, что тот демонстрировал на предыдущих уроках, педагог определяет, насколько ученик продвинулся в овладении произведением, каковы перспективы «созревания» вещи. Слушая, надо успеть заметить, обобщить и систематизировать недостатки, установить причину неудач, продумать, как помочь ученику, и в случае необходимости еще раз подкорректировать намеченный план действий.

Оценивая игру ученика, нельзя превращаться в регистратора недостатков, отмечая одни лишь погрешности и ошибки. Надо уметь услышать и достоинства ученического исполнения, уловить в несовершенной еще передаче его собственный замысел и помочь его воплотить.

Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний. Опытный педагог обращает, прежде всего, внимание ученика на самое главное — на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиться нужных результатов. Чаще всего — это проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения.

Исполнение педагогом произведения.

Проигрывать произведения важно потому, что содержание любого, даже самого простого, произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом. Необходимо, однако, сразу же отметить, что исполнение педагогом в классе изучаемых сочинений отнюдь не всегда полезно. Слишком частое исполнение или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы ученика. На вопрос, как надо играть в классе, можно в общей форме ответить — возможно, лучше. Хорошее исполнение обогатит ученика яркими художественными впечатлениями и послужит стимулом для его дальнейшей самостоятельной работы. Гораздо чаще исполнение педагога находится на недостаточно высоком уровне. Некоторые учителя позволяют себе не готовиться к занятиям, по-видимому, полагая, что их авторитет дает им право показывать «в общих чертах», с большим количеством погрешностей или ограничиваться исполнением отдельных несложных отрывков. Как ни странно, некоторые педагоги считают возможным, сидя рядом с учеником, «показывать» ему те или иные фразы совсем не в том регистре, а главное, не обращая внимания на качество звука. В некоторых случаях педагоги сознательно показывают отдельные места, нарочито утрируя недостатки ученического исполнения с тем, чтобы сделать их более рельефными. Такой метод работы может принести известную пользу, однако применять его часто не следует. Исполнять сочинения целиком полезно в начальной стадии его изучения, чтобы заинтересовать ученика. Исполнение произведения перед началом работы имеет место преимущественно в детской школе и притом в младших классах. Это часто приносит большую пользу, так как ребенку иногда трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях. С первых же шагов обучения надо давать ученикам систематические задания по самостоятельному ознакомлению с произведением, чтобы развивать их инициативу.

Словесные пояснения и другие формы работы с учеником.

Второй путь раскрытия содержания — словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику. При работе с подвинутыми учениками обычно целесообразнее использовать отдельные образные сравнения, касающиеся характера звука, различных деталей или концепции целого. При работе с учениками важно касаться вопросов стиля композитора. Подвинутых учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения автора, эпоху, в которую было создано сочинение. Раскрывая во время работы над каким-либо произведением наиболее существенные черты творчества композитора, педагог помогает ученику впоследствии решать аналогичные задачи и в других произведениях того же автора.

Нужно помнить, что урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, умей говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика. Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.

Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.» Антон Рубинштейн, по воспоминаниям И.Гофмана, любил требовать от учеников, чтобы те умели обозначить характер пьесы, и не одним-двумя, а целым рядом словесных определений.

Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения. Вспомним выражения « палец прорастает сквозь клавишу», «играть как по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом.

Наряду с исполнением некоторые педагоги прибегают и к другим способом раскрытия содержания произведения, например, к эмоциональному воздействию на ученика с помощью «дирижирования». Значение этого метода работы в том, что он дает возможность педагогу непосредственно влиять на ученика во время исполнения.

Задание и отметка.

Последний компонент урока — формулирование нового задания, обеспечение домашней, самостоятельной работы ученика. Это едва ли не важнейшая часть занятия, в которой сходятся нити от всего, чем был заполнен урок. Если педагог внимательно слушал игру ученика, когда тот демонстрировал ему результат своих стараний, если он сумел определить главное направление в работе над программой и умело ввел новый материал — объяснить, что надо делать дома, не составит особого труда. Задание должно быть посильным, понятным и интересным для ученика.

Надо быть уверенным, что ученик ясно себе представляет не только объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы над ним. С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие вопросы. Той же цели служат записи в дневниках. Некоторые педагоги при работе с малышами пишут крупными печатными буквами, чтобы ребенок сам мог прочесть задание; это приучает с первых шагов к большей самостоятельности и способствует повышению качества домашней работы.

Учитывая большое воспитательное значение отметок, педагог должен быть вполне уверен, что ученик понимает, почему получил тот или иной балл.

Источник

Начальное обучение игре на фортепиано. Организация первых уроков

Дополнительный материал (реферат)

Для успешных занятий музыкой важно правильное построение урока. На уроке педагог будит любознательность ученика, учит работать, развивает его музыкальные способности. Конечно, важно не только пробудить интерес к занятиям, но и воспитать серьёзное отношение к урокам музыки, сформировать у ученика понятие долга по отношению к его самостоятельной домашней работе.

На первом этапе работы уроки должны быть довольно короткими, учитывая быструю утомляемость маленьких учеников. Можно организовать учебный процесс таким образом, чтобы урок длился не более 20-25 мин., но встречаться с учеником 3-4 раза в неделю. Постепенно и произведения, и требования, предъявляемые к ученику, будут становиться немного сложнее и содержание урока изменится. Основную его часть займет проверка домашнего задания и работа над разучиваемым репертуаром. Кроме того, исполнительский показ педагога, его объяснения, их усвоение учащимся занимают большую часть времени на уроке.

Несмотря на увеличение числа изучаемых пьес и их усложнение, часть учебного времени по прежнему следует уделить подбору, транспонированию. Пусть ребенок приобретет меньше новых исполнительских навыков, меньше, на первый взгляд, продвинется, но с ним будут проводиться подлинно музыкальные занятия, которые помогут выявить и развить его данные, углубить его понимание музыки, помогут в дальнейшей работе.

Разработка первых двух уроков

Урок 1

Задача урока:

Познакомить ученика с инструментом, клавиатурой, регистрами.

Показать правильную посадку за инструментом.

Проверить ритм, выполнить несколько ритмических упражнений.

Поработать над развитием гибкости руки, кисти.

План урока (продолжительность 25 мин)

1 Рассказ о музыкальном инструменте, его устройстве (5 мин).

2 Отработка посадки за инструментом (3 мин).

3 Знакомство с клавиатурой. Регистры. Игра «Колобок» (5 мин).

4 Упражнения для постановки рук, упражнения на расслабление рук (5 мин).

5 Слушание музыки. Определение её характера. Ритмичные движения под музыку (5 мин).

6 Запись домашнего задания (2 мин).

Ход урока

1. Музыка — это большая, замечательная страна. Жителями этой страны являются звуки, они могут рассказать о многом на своем музыкальном языке, который ты со временем научишься понимать, а в последствии научишься выражать свои чувства посредством звука, то есть научишься играть на музыкальном инструменте, петь, записывать музыку специальными знаками — нотами и т.д.

Ты выбрал замечательный инструмент – фортепиано. Он был создан более 200 лет назад итальянским музыкантом Бартоломео Кристофори. Этот инструмент издаёт громкие звуки «форте» и тихие «пиано», поэтому и называется — фортепиано. Фортепиано — инструмент для домашнего музицирования, для маленького помещения, а вот в концертных залах стоит его старший брат — рояль, что в переводе с итальянского означает – «королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов по умению звучать разнообразно — ему нет равных. Он умеет петь красивые мелодии, умеет звучать с виртуозным блеском, рассыпаясь пассажами. Очень многие композиторы писали музыку для этого инструмента, ты наверняка слышал такие имена как Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский, Рахманинов и т.д.

Давай посмотрим, как устроен наш инструмент, как работает его механизм, воспроизводя звуки (открыть крышку инструмента, показать молоточки, как они ударяются о струны, если нажать на клавишу; заострить внимание ребенка на толщине, длине струн, показать, как работают педали, объяснить их назначение).

2. А теперь давай сядем за инструмент: посмотри, как я сижу за инструментом. Существует ряд правил посадки за инструментом:

1. Ровная спина. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш. Сидеть необходимо не на всем стуле, а на его половине.

2 Ноги должны стоять, полностью упираясь в пол или подставку для ног.

Колени при этом согнуты под прямым углом.

3 Руки необходимо согнуть в локтях, но не прижимать их к туловищу, а немного отвести в стороны, кисть руки должна быть расположена на клавиатуре так, чтобы пальцы, слегка закругленные, упирались кончиками в клавиши (объяснение сопровождается показом).

3. Ну вот, мы сели правильно и перед тобой – клавиатура. Клавиш на фортепиано много: есть белые клавиши, есть черные клавиши. Клавиатура, по высоте звучания, делится на три регистра:

высокий —(там живут птички, белочки, зайки),

средний — (лисички, волки),

низкий —(медведи, бегемоты, слоны).

А сейчас мы вместе с тобой поиграем в сказку «Колобок», а зверей изобразим звуками в разных регистрах. Я буду играть музыку Колобка (импровизация), а ты — Зайца, Лисы, Медведя.

4.Чтобы твои ручки не зажимались, не напрягались, не уставали, необходимо выполнять специальные упражнения, которые первые месяцы занятий надо обязательно повторять дома. Делать это нужно до тех пор, пока руки не будут чувствовать себя свободно, но в то же время собранно (показать и выполнить вместе с учеником несколько упражнений, таких как « Мячик», «Радуга-дуга», «Полощем бельё», «Висящий мост», «Крабы пошли в поход» и др.).

5. Сейчас я сыграю музыкальное произведение, а ты определишь, какая это музыка, как под неё можно двигаться (звучит марш), а теперь прохлопаем ритм этого марша. Теперь прошагай под музыку.

6. Что ты узнал из пройденного урока? Давай повторим: (ребенок рассказывает, что он запомнил, показывает упражнения для рук).

7. Задание на дом: рассказать родителям об инструменте фортепиано. Повторить и отработать упражнения. Завести альбом для рисования, нарисовать зверей, соответствующих по характеру трем регистрам.

Задача урока:

Закрепить знания об инструменте, регистрах.

Продолжить знакомство с клавиатурой.

Поработать над постановкой руки.

Работать над развитием чувства ритма. Определить характер музыки.

Знакомство с нотной грамотой.

План урока

Продолжительность 25 мин.

Ход урока

1. Повторение разученных упражнений для развития мышц руки, корпуса, плеча и т.д. Проверка рисунков (какому регистру соответствует тот или иной рисунок).

Обязательно похвалить ученика!

Попросить ученика, чтобы он рассказал и показал основные правила посадки за инструментом.

2. Сегодня мы познакомимся с клавиатурой более подробно. Итак, мы знаем, что она делится на три регистра, какие? Посмотри, клавиши на фортепиано разные по цвету: черные и белые. Давай познакомимся с черными клавишами. Как они расположены на клавиатуре? Да, правильно, группами по две и три клавиши. Найди все группы по две клавиши, покажи сначала левой рукой, а потом правой. А теперь покажи все группы по три. Знаешь ли ты, как называются белые клавиши? До – ре – ми – фа – соль – ля — си. Всего семь. Перед двумя черными клавишами расположена нота до. Найди все ноты до на клавиатуре, сколько их?

3. А теперь давай выучим стихотворение «Радуга»:

Ой, ты радуга-дуга! Я, красивую такую, в

Под тобой лежат луга. В полминуты нарисую.

В небе ты повисла,

А теперь нарисуем радугу в воздухе и опустим её концы на далёкие друг от друга клавиши. «Рисовать» будем от одной и той же клавиши, опускать конец радуги на третий палец. Сначала правой, потом левой рукой.

А теперь поиграем в игру «Поезд», я буду играть на фортепиано, а ты двигаться в ритме музыки, изображая идущий поезд. Послушай сначала пьесу «Поезд». Какая была музыка, о чём она тебе рассказала? Да, правильно, поезд стоял на станции, и вот он загудел и начал медленно двигаться, постепенно набирая скорость. Потом он разогнался, путь его был далёк, и он очень торопился доставить пассажиров. Но вот долгожданная станция, поезд начинает постепенно сбрасывать скорость и, наконец, остановился и загудел. Ну, а теперь покажи, как шел поезд (ребенок, двигаясь по классу, изображает движение поезда).

4. А теперь мы с тобой разучим первую пьеску, которая называется «Солнышко». Играть её нужно на одном звуке, брать клавишу мягко, ласково. Следи за кистью, не растопыривай пальчики. Представь, что твоя кисть — это паучок, который старательно пляшет одной ножкой (выучив песенку-пьесу, можно попробовать исполнить вместе с педагогом в ансамбле, что очень нравится ученикам).

5. Как же записать звуки на бумаге? Поучимся это делать. Изображаются звуки знаками-нотами. Это овальные кружочки, располагаются они на пяти линейках, которые называются нотным станом. Считать линеечки нужно снизу вверх (можно рассказать сказку « Жили-были ноты»). Ноты пишутся на линеечках и между линейками. Давай напишем сначала на линеечках, а потом между линейками (ноты сравниваются с бусами, нанизанными на ниточку).

6. Домашнее задание: написать нотки на линеечках и между линеечками. Выучить стихотворение « Радуга-дуга» и выполнить упражнение, читая стихотворение вслух. Отработать упражнение «паучки», отслеживая движения пальцев попеременно. Повторить упражнения для рук. Выучить считалку «Раз, два — острова» для работы на следующем уроке.

1 С.Барсукова «Пора играть, малыш». Ростов на Дону. Феникс 2004

2 Л.Баренбойм «Путь к музицированию». Л., 1980

3 Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1983

4 Н.Минина «Давайте поиграем». М., 1993

5Т.Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации». М., 1994

Постановка руки

Начальные игровые движения, постановка руки – важнейший этап в развитии юного музыканта. Он во многом обуславливает дальнейшее продвижение ученика в исполнительском отношении. Ребенку со средними данными постановка руки еще более необходима, чем одаренному, которому прирожденная музыкальность во всем помогает.

Постановка руки должна проводиться во взаимосвязи со слуховым контролем. Конечная цель работы по постановке руки – приспособляемость к инструменту, воспитание правильных приёмов звукоизвлечения, предполагающих естественность игровых движений.

На этом этапе важно понять физические особенности руки и корпуса руки и корпуса ученика. Не стоит ориентировать ребенка копировать руку педагога, поскольку руки у всех разные. Способ ведения кисти каждый раз подсказан природой, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. Исходя из этого, нужно подбирать ученику тот способ игры, который ближе ему, даже если он абсолютно не свойственен самому педагогу.

Согласно современной методике, постановка руки начинается с извлечения одного звука и последующей игры на «non legato» . Первое звукоизвлечение на инструменте — это первый шаг маленького пианиста в мир пианистической техники. И здесь необходимо напряженное слуховое внимание. Г.Нейгауз говорил: «Если вы музыкант, и притом пианист, а значит, любите звук рояля, то и эта возня с одним единственным звуком, прекрасным фортепианным звуком, это вслушивание в чудесное дрожание «серебряной струны» есть великое наслаждение, и вы уже находитесь у преддверья искусства». В данном случае речь идет не только о высотном, но и о тембровом, динамическом слухе.

Работая над извлечением звука, следует просить ученика, «погрузив палец в клавишу», слушать звук до полного его исчезновения. Звук должен тянуться как можно дольше – именно это качество является показателем его верного извлечения.

Необходимо помнить, что звук имеет три одинаково важных для слуха стадии: начало, продолжительность и конец. К сожалению, многие ученики приучены слушать только начало возникновения звука, упуская важный момент его протяженности и перехода в следующий звук. Еще больше обостряет слуховое внимание прием игры legato, так как ученик должен согласовать силу второго звука с моментом затухания предыдущего. Умение уловить затухающий звук — это трудная задача, но совершенно необходимая в работе над этим приемом. Без этого невозможно добиться связной, певучей манеры игры.

Работа над правильным звукоизвлечением — это новая фаза в развитии слуха ученика. А.Д.Артоболевская, в своем сборнике « Первая встреча с музыкой», пишет о постановке руки следующее:

« Рука должна быть расслаблена, а пальцы свободно свисать, так, чтобы все они были в разъединённом положении. Не следует говорить ученику: « играй круглыми пальцами», потому что ребенок начнет тогда неправильно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а надо, чтобы между первым и остальными пальцами просто получилось овальное окошко. При этом у каждого пальца должны быть видны бугорки (места сгибания, которые образуют каркас свода всей кисти руки), которые можно обвести для большей наглядности фломастером. Особое внимание обращают на постановку 1 пальца, который не должен прилипать к остальным, и должен опускаться на клавиатуру краем подушечки. Запястье остается на уровне белых клавиш.

Будущему пианисту необходимо практически всегда преодолевать ударность рояля, поэтому в своих объяснениях педагог должен говорить, что рояль «поет», что пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не «ударяют» по клавишам. Ребенок должен понять и запомнить, что рука – это его голос. Как чувствуешь, так и говоришь и играешь.

Педагог должен помочь ребенку правильно организовать жест через воздействие своих рук (передача энергии и пластики тактильным способом) – либо он играет руками ребенка, либо ребенок кладет свои руки сверху на руки педагога и «чувствует», как организовывает игровое пространство педагог.

Не стоит начинать обучение с требования свободы рук, так как у учащихся понятие свободы иногда ассоциируется с понятием расслабленности всего аппарата. Правильнее говорить о целесообразности, организованности действий рук и их частей. Понятие «организованная рука» исключает как излишнее напряжение мышц, так и вялость, пассивность.

Основная задача организации игровых движений начинающих состоит в сочетании активности пальцев с гибкостью кисти и плавными движениями всей руки от плеча, кроме того, нужно развивать независимость движений пальцев, а так же умение пользоваться движениями предплечья, плечевого пояса и корпуса. Стоит избегать ошибочного мнения, что, поставив руку ученика в начале обучения, можно уже не работать над движениями. Это приведет в дальнейшем к тому, что движения ученика постепенно огрубеют, «засоряться» и ему станет трудно играть.

Освоение навыков игры нон легато и стаккато

Необходимо начинать игру с развития навыков non legato и staccato, так как игра legato на ранней стадии обучения может приводить к зажимам. При игре staccato рука ребенка без лишних движений совершает взлет, оттолкнувшись от клавиши, и через 1-2-3 октавы опускается с опорой на другую клавишу. Затем несколько staccato в пределах одной октавы, перелет через несколько октав, опять несколько staccato в одной октаве и возвращение в первую клавишу с опорой. Эти упражнения ребенок выполняет отдельно каждой рукой (вверх, вниз, в разные стороны по всей клавиатуре) одновременно перекрестными движениями рук. Такого рода «полетные» упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. При этом очень важно следить за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана. Полезно играть пьесы, в которых сочетаются навыки staccato и короткого legato. Затем следует вводить игру терциями (1м – 3м и 2м -4м пальцами). Переносы рук в разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). В связи с этим можно давать ученику специальные упражнения на перенос рук. Так же полезно поиграть упражнения с использованием квинты (1м — 5м пальцами). Основная нагрузка при этом падает на ладонные мышцы, а 1й и 5й пальцы выполняют лишь функцию внешней опоры. Все упражнения необходимо играть дугообразными переносами рук на разные расстояния, как на белых, так и на черных клавишах. Все простейшие мелодии лучше играть на стихотворный текст, поскольку при этом ребенок психологически более свободен и ярче проявляет свои пианистические возможности.

Освоение навыка игры legato

«Сыгранные хорошо на фортепиано ноты legato должны вплывать одна в другую. Эффект «вплывания» невозможен без того, чтобы качество звуков было однородным, так как все ноты должны быть одинаковой звуковой окраски» (И.Левин). Освоение ребенком элементарных навыков исполнения приема legato начинается с игры двумя пальцами:

1. Игра двухзначных интонаций (интонации «вздоха»). Эти интонации выполняются следующими парами пальцев: 4-3, 2-3, 5-4, 1-2.

Так же можно ввести игру legato 1м и5м пальцами для развития ощущения супинации (направление к пятому пальцу) и пронации (направление в сторону 1-ого пальца)

Затем можно перейти к изучению трех — звучных интонаций. Возможные варианты интонирования:

Ан-нуш-ка бе — рёз — ка ру — че — ёк

Сначала эти интонации исполняются 2-3-4 пальцами. Постепенно legato увеличивается до пяти звуков.

Исполнять терции необходимо 1-3 и 2-4 пальцами. Переносы рук в разные регистры связаны с крупными движениями (от плеча). Полезно поиграть упражнения с использованием интервала квинты — 1 и 5 пальцами. При этом основное напряжение приходится на ладонные мышцы, а первый и пятый пальцы выполняют функцию опоры.

Все упражнения необходимо исполнять дугообразными переносами рук на разные расстояния, как по белым, так и по черным клавишам.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Оцените статью