Методы обучения чтения нот с листа

Обучение навыкам самостоятельной работы и чтения нот с листа

В статье представлен опыт работы по формированию и развитию навыков самостоятельной работы обучающихся по чтению нот с листа (классическая гитара).

Скачать:

Вложение Размер
статья 32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение навыкам самостоятельной работы

с музыкальным материалом и чтения нот с листа .

В новом словаре методических терминов и понятий«чтение» определяется как один из рецептивных видов деятельности , направленный на восприятие и понимание текста , либо написанного или напечатанного буквами или другимиписьменными знаками. Если чтение –это восприятие, то чтение нот с листа –это первое восприятие музыкального произведения и замысла композитора. Чтение с листа- это составная часть всего учебно-воспитательного процесса в любом инструментальном классе, начиная с первых занятий. Помимо формирования навыков игры на инструменте, освоения музыкально-теоретических знаний, формирования исполнительских качеств ученика, его необходимо научить самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте. Все это требует систематической работы в классе и дома. Весь процесс обучения в музыкальной школе направлен на воспитание гармонически развитого, творчески активного современного человека.

В своей педагогической работе мы активно применяем следующие дидактические принципы:

связи теории с практикой;

доступности при необходимой степени трудности;

наглядности, разнообразия методов;

прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Самыми распространенными ошибками учащихся при чтении с листа на первоначальном этапе обучения являются:

— незнание нот, ритмических рисунков

— игнорирование ключевых знаков

Формирование первоначальных навыков чтения с листа желательно начинать с игровых заданий. В игре развивается позитивное отношение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, формированием положительной самооценки. “Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым: оно всегда является процессом слухо — двигательным, — утверждает Б.Теплов . Освоение метроритма связано с активным использованием двигательных способностей детей в ходе разнообразных музыкальных игр и игровых ситуаций. В основе этих музыкальных игр лежат: двигательная импровизация в различных образах, прохлопывание, вышагивание ритма; выстукивание и проговаривание ритмослогами ; тактирование под музыку; несложные танцевальные движения; игра в детском ударном оркестре и др. Музыкальные игры в работе над метроритмом подчинены освоению длительности звука, сильной и слабой доли, музыкальных размеров, фразы, затакта и т.д. Необходимо так – же учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников. Согласитесь, невозможно играть в одну и туже игру с ребенком дошкольником и подростком.

Распространено мнение, что чтение с листа есть одноразовое проигрывание неизвестного произведения. Согласно точке зрения Г.Коган, А.Фолдеш и др., чтением с листа можно называть не только одноразовое, но также двух-трёхкратное проигрывание нового музыкального материала целиком. Понятно, что количественные «нормы» не являются жесткими.

При чтении с листа возникает особый психилогический настрой. Прежде всего, потому, что, читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в исполнительском плане. Эти произведения, как говорится, не для запоминания, не для заучивания, а просто ради удовольствия узнавать, открывать новое.

Благоприятные условия для активизации музыкально-интеллектуальных сил учащегося, создаваемые с помощью чтения с листа, обусловливаются и тем, что ознакомление с новой музыкой – процесс, всегда имеющий особо яркую окраску, эффект новызны.

Факторы эмоциональной отзывчивости играют принципиально важную роль в структуре мыслительной деятельности человека вообще и в художественно-образном мышлении в особенности. На фоне эмоционального подъема изменяются и музыкально-интеллектуальные действия, они становятся энергичней, протекают с определенным настроем, из чего следует, что занятия чтением с листа-вызывают отклик у играющего, важны не только как способ расширения музыкального репертуара или накопления различных музыкально — теоретических знаний, в конечном счете, эти знания способствуют качественному улучшению самих процессов музыкального мышления.

Чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося.

Для чтения с листа нужны определённые условия, при которых процесс обучения был бы направлен на последовательное укрепления зрительно-слухо-двигательной взаимосвязи. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых и двигательных представлений является одной из важнейших в современной методике обучения игре на музыкальном инструменте. На неё обращали внимание многие известные педагоги.Б.Теплов пишет: «Двигательные моменты приобретают принципиально-существенное значение (и, может быть, даже становятся необходимым, обязательным условием) тогда, когда требуется произвольным усилием вызвать и удержать музыкальное представление». Современная музыкальная педагогика и психология всё чаще высказывают озабоченность тем, что в практике обучения игре на музыкальном инструменте широко распространён метод, при котором основное внимание направляется не на развитие слуха и музыкального мышления, а на развитие игровых движений и навыков. Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента (внутренне-слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение-игра). Практика показывает, что более всего эти этапы отвечают потребностям самообучения чтению или работе, исправляющей неверные навыки чтения нот. Первый этап рассматривается как подготовительный ко второму. Начинать читать с листа нужно с простейших коротких мелодий без баса, где присутствует повторение ритмических рисунков и нот. Дальше давать для чтения с листа нотный текст по горизонтали, но с участием открытых басовых струн.Таким образом, ученик на начальном этапе обучения чтению с листа на гитаре сначала воспринимает отдельные ноты, в дальнейшем – музыкальные мотивы или фразы.С первых уроков следует вводить знаки альтерации, вначале случайные, затем и ключевые.

Техника игры на гитаре в основном формируется на игрегаммообразных пассажей, арпеджио, аккордов. Необходимо накапливать в памяти ученика типовые аппликатурные закономерности, обороты гаммообразных пассажей, арпеджио, аккордов. На начальном этапе следует вырабатывать навыки бегло прочитывать элементы мелодий вверх, вниз. Умение пользоваться аппликатурными вариантами имеет большое значение на первых уроках по чтению с листа. В своей работе на начальном этапе чтения нот с листа, мы учим ученика тому, что на номера пальца левой руки соответствует номеру лада. Многократное повторение одних и тех же элементов приводит к выработке у ученика аппликатурной автоматичности.

Навык чтения с листа по вертикали двойных нот дает возможность перейти к чтению аккордов. На уроке специальности учитель проигрывает ученику всевозможные пьесы. При этом ученик должен следить по нотам, что очень развивает внутренний слух.

Тщательный подбор нотной литературы имеет огромное значение при чтении с листа на начальном этапе, когда ученик запоминает различные виды аппликатурных и мелодических построений.При постоянных занятиях по чтению с листа со временем у ученика вырабатывается определенная двигательная память на новый текст, то есть, внимательно просматриваемая незнакомый материал, без инструмента, в своем сознании ученик будет создавать игровые действия. Чтение нот с листа формирует необходимые качества для игры на гитаре; реакция аппарата на нотный текст способствует развитию техники, аппликатурных навыков, свободному ориентированию на грифе гитары. Необходимо постепенно воспитывать у ученика потребность в изучении новых произведений, прививать ему любовь к музыкальной литературе для гитары.

Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:
Первый раздел – самостоятельная работа ученика непосредственно на самом уроке;
Второй раздел – домашняя работа над выполнением заданий, заданных преподавателем. Оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны и их разграничение чисто условно. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Важно напомнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки должно опираться на усвоенное ранее под руководством педагога.
«Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим» — Каменский Я.
Выбираем произведение, которое соответствовало бы возможностям учащегося, его уровню музыкальных данных, и, конечно же, чтобы оно нравилось ребёнку. Для любого типа учеников важнейшую роль играет выбор репертуара. Нужно подобрать пьесы, близкие им по духу, вызывающие интерес и стремление их освоить.
Я проигрываю произведение на уроке или прослушиваем произведение вместе с учеником по интернету, чтобы ученику было понятно, как оно должно звучать. Определяем тональность, размер, смотрим знаки альтерации, какие используются приёмы игры, динамика, темповые и характерные термины.. Находим части, сколько их, каждую часть делим на предложения и фразы. Определяем, в какой руке идёт мелодическая линия, а в какой – аккомпанемент. Если это полифоническое произведение – разбираем его по голосам, находим главную тему, подголоски и т.д. Точно просчитываем и прохлопываем ритм в трудных местах, таких как пунктирный ритм, синкопы, залигованные ноты. Если существуют аккорды, определяем какие это функции и их построение. Просматриваем аппликатуру и выясняем её удобство, если её нет в нотах – ставим свою, находим места, где есть поступенное движение вверх или вниз, движение по трезвучиям.
Затем начинаем разбор на инструменте со счётом вслух, в медленном темпе, при этом стараемся соблюдать штрихи и аппликатуру. Очень важно постоянно контролировать качество звучания, для этого я постоянно напоминаю ребёнку внимательно слушать свою игру, осуществлять самоконтроль. Когда текст будет играться достаточно уверенно — можем подключать динамику, эмоции, образность, работу с темпом. Начинаем учить наизусть и готовить к выступлению.
Условием успешной самостоятельной работы дома является конкретность поставленных задач на уроке. Когда ученику становится понятно поочерёдность действий, тогда я задаю самостоятельную работу на дом. Постепенно ученик привыкает к такому порядку и работает уже самостоятельно. Очень важно подобрать правильные методы обучения.Одним из часто применяемых мной методов, является создание проблемной ситуации, что побуждает ученика к активным действиям.
Если ученик ещё маленький и ему трудно охватить такой большой объём работы, можно задавать самостоятельную работу помалу, например можно задать работу с аппликатурой или разделить произведение на фразы или предложения и т.д.
Задаётся работа домой на повторение и закрепление пройденного на уроке. Так же я задаю и самостоятельную работу, например, проставить динамику так, как ученик её чувствует, нарисовать художественный образ произведения, конечно же, обсудить это с учеником, направить его слух и чувства в правильное русло. Когда текст будет играться достаточно уверенно, можно приступать к исполнению произведения целиком, опять же нужно стараться не упускать ни одной детали, дослушивать длинные ноты, не бросать их, аккуратно завершать фразы и следить за качеством звучания.
Наконец текст уверенно играется по нотам. Теперь ведём работу с темпом и параллельно учим наизусть. Следующий этап – это «выгрывание» в произведение, приобретение уверенности в исполнении путём систематических домашних занятий и репетиций на сцене.

Очень важно на уроке использовать принцип психологического комфорта :

  • учеба должна давать детям радость;
  • протекать на фоне положительных эмоций;
  • исключать психотравмирующие ситуации .

Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи.
Урок должен вооружать ученика ясными представлениями о тех способах, которые он должен на данной стадии применять в работе над пьесой. Как правило, поставленные задачи разбираются на уроке при помощи педагога: тогда ученику легче работать дальше самостоятельно. Очень часто самый ход урока должен быть прообразом последующей самостоятельной работы ученика. Совершенно недопустимо, чтобы урок подменял самостоятельную работу, чтобы она сводилась лишь к повторению и закреплению того, что уже было достигнуто на этом уроке. Если по началу работы над пьесой видно, что ученик ясно понял стоящие перед ним задачи, целесообразнее предоставить ему возможность самостоятельно продолжить работу дома. Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в так называемое «натаскивание», оно подавляет активность ученика. Когда педагог слишком много подсказывает, подпевает, подсчитывает, подыгрывает, ученик перестаёт быть самостоятельной личностью и превращается в технический аппарат, реализующий замысел педагога.
Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание музыканта-исполнителя, понимающего высокое назначение искусства.

1 . Б. Теплов. Психология музыкальных способностей. – М., 1947

2. Коган Г. Работа пианиста. М.: Музыка, 1979.
3. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Музыка, 1963.
4. Натансон, В.А. Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка. 1984.

5. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1988.

6. Г. Азимов, А. Н. Щукин Новой словарь методических терминов и понятий
М.: Издательство ИКАР, 2009. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2010.

Источник

Методическая работа на тему «Навык чтения нот с листа»
методическая разработка на тему

В работе говориться о развитии у начинающих музыкантов такого важного навыка ,как навык чтения нот с листа,который необходим для дальнейшего успешного обучения детей и быстроого освоение нотного материала.

Скачать:

Вложение Размер
navyk_chtenie_s_lista_pedagog_dopolnitelnogo_obrazovaniya_dundina_yu.s._cvr_centranogo_rayona.odt 26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы Центрального района

на тему «Навык чтения с листа в классе гитары»

Выполнила педагог дополнительного образования Дундина Юлия Сергеевна

Основным педагогическим принципом известного музыканта Л.А.Баренбойма была последовательность «человек—музыкант—исполнитель-пианист», согласно которой он строил вою педагогическую работу.

Действительно, прежде всего важно воспитание музыканта, а владение музыкальным инструментом-это совокупность тех качеств, которые дают возможность выразить исполняемую музыку. Поэтому педагог по специальности должен не только учить тому, как исполнять тот или иной прием, как добиваться качественного звучания инструмента, но и заботиться о формировании у ученика музыкального кругозора, слухового опыта, чувства музыкального вкуса.

Навыки и специфические знания о музыке формируются незаметно в процессе обучения, а на первый план выдвигается развитие таких способностей, которые создают возможность овладения этими навыками. Навык «чтения нот с листа» является одним из способов становления музыканта-исполнителя, а для музыканта-педагога главной задачей является развитие этого навыка у своих учеников. Умение хорошо и быстро «читать с листа» важно не только в процессе обучения, но и в дальнейшей, профессиональной деятельности музыканта: в педагогической-это необходимость сыграть пьесу или произведение заданное ученику, показать пример нужного исполнения, в исполнительской деятельности-это работа в ансамбле и оркестре.

«Чтение с листа» представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. «Чтение с листа»-это один из кратчайших путей к общему музыкальному развитию учащихся. Среди различных форм работы, используемых в классах по специальности, много таких, которые направлены на осуществление обучения искусству игре на инструменте, ставятся задачи для формирования профессионально-исполнительских навыков и умений. Однако, именно в процессе «чтения нот с листа» происходит собственно музыкальное развитие ученика. Хорошее владение этим навыком способствует увеличению объема используемого в обучении музыкального материала, а также к ускорению темпов его прохождения. Умение хорошо «читать с листа» возможно при хорошо развитых способностях и умениях. выработанных в период всей деятельности музыканта-исполнителя, такие как: развитый слух, чувство ритма, память, внимание, высокая исполнительская техника, способность предугадать развитие музыкальной ткани, развитое умение формировать музыкально-слуховые представления при восприятии и воспроизведении нотной записи.

Важно отметить что при скоростной переработке информации, которая характерна в процессе «чтения с листа», необходимо хорошее развитие каждого из указанных выше компонентов, которые формируются с начального этапа обучения музыке и на протяжении всей деятельности музыканта-исполнителя.

Итак, что же такое «чтение с листа»? «Чтением нот с листа» является умение исполнять по нотам незнакомого произведения. Это исполнение должно быть художественным, то есть при первом же прочтении должно произойти постижение характера произведения, его структуры, эмоционального и образного плана. Исследования, в которых затрагиваются вопросы об «игре с листа», направлены на разработку методических положений и рекомендаций, либо внимание авторов направлено на психологический анализ этого процесса.

В диссертации Лали Ильиничны Горелашвили, преподавателя Тбилисткой консерватории, процесс «игры с листа» рассматривался как способ приема и переработки информации. При этом внимание заостряется на том обстоятельстве, что в ходе этого процесса время приема и переработки информации строго ограничено темпом исполнения, поэтому может возникнуть ситуация дефицита времени по приему и переработке информации.

«Этот дефицит времени в процессе «игры с листа» предъявляет серьезные требования к скорости восприятия нотного текста, к скорости двигательной и моторной реакции, к умению оперативно переработать воспринятую информацию, немедленно сформировать музыкально-слуховое представление, принять решение о характере произведения и реализовать в звучании инструмента. Согласно этим требованиям строго ограниченное время приема и переработки информации стимулирует формирование специфических психологических приспособлений, обеспечивающие успешное протекание процесса «игры с листа»

В проблеме зрительного восприятия нотного текста при «чтении нот с листа» особое место занимает вопрос о методе «забегании глазами вперед». Эта возможность опережения взглядом озвучиваемого текста опирается на работу оперативной памяти».

Но существуют два способа исполнения по нотам незнакомого произведения-это «чтение с листа» и разбор. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, при котором допускается остановка движения для более тщательного и точного изучения нотного текста. А под «чтением с листа», о котором уже много сказано, предусматривается исполнение незнакомой пьесы в нужном темпе и характере, без предварительного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным, оно предполагает выполнение авторских указаний,осмысленную фразировку.

При «чтении с листа» все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь. Игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности, где взаимно связываются: мышление, анализ, в то время, как в разборе преобладает только аналитическое начало. «Игра с листа» представляет собой процесс, в котором осуществляется цепь сложных действий.

Первое, что должен сделать «читающий» перед самой «игрой с листа»:1.Определить характер, темп произведения, лад, тональность и размер.2.Беглый просмотр текста, чтобы выявить господствующий тип изложения и основной ритмический рисунок (предварительная моторная установка рук).

Второе-это действие, которое связано с работой зрения и слуха, то есть «зрительный охват». Эта работа заключается в том, что слух вынужден обрабатывать одновременно два различных фрагмента текста: тот, который исполняется в данный момент и тот, который еще предстоит сыграть, при этом формируется приблизительный звуковой образ.

Третье-это озвучивание воспринимаемого текста, его реализация. Это действие представляет собой сложную скоординированную деятельность всего двигательного аппарата.

Как пишет Ф.Брянская: «музыкант, свободно играющий с листа,подобно тренированному стрелку, видит перед собой цель-художественное исполнение. Прежде всего музыкант должен владеть умением предвосхищать развертывание музыкального текста. Зрительное восприятие должно непосредственно вызывать соответственные движения («вижу-слышу-совершаю движения»)».

При развитом навыке «игры нот с листа» для работы оперативной памяти характерно непрерывное запоминание фрагментов читаемого нотного текста, например: исполнитель «смотрит вперед». Музыкант, «забегая глазами вперед», воспринимает больше информации, чем он может запомнить в своей оперативной памяти до момента воспроизведения. Одним из способов увеличения объема оперативной памяти в процессе «чтения нот с листа» является запоминание крупных смысловых фрагментов нотного текста на основе их ускоренного восприятия. Развитию оперативной памяти способствует разучивание гамм и арпеджио в различных тональностях, а также различные упражнения для развития техники правой руки. Существуют целые комплексы упражнений, в которые входит не только исполнение гамм, но и игра этих же гамм разными приемами (терциями, секстами, октавами), игра аккордов и арпеджио, а так же такого приема, как флажолеты и т. д.

Таким образом, при «чтении с листа» будут опознаваться уже знакомые, освоенные ранее обозначения нотной графики, фрагменты, что облегчает само чтение. Если проанализировать весь процесс визуального восприятия нот при «чтении с листа», то становится понятным, что это сложная психологическая деятельность, сочетающая ознакомительные и опознавательные действия. Ознакомительные действия в процессе зрительного восприятия нот представляют собой усваивание тех новшеств, которые находятся в контексте данного произведения, а опознавательные действия являются узнаванием уже знакомых обозначений.

На первом этапе «чтения нот» происходит опознание единиц нотной графики: интервал, аккорды, построения по гамме, скачки, ритмические формулы и т. д. На втором этапе происходит опознание сложных структур музыкальной ткани, синтетических единиц: мотивов, фраз, предложений.

Итак, быстро принимать и перерабатывать информацию в процессе «чтения нот с листа» требует развития специфических механизмов: оперативного мышления, оперативной памяти, ускоренного восприятия нотного текста, овладения навыком «забегание глазами вперед», выработки умения один и тот же отрезок времени иметь в обработке несколько последовательных структурных единстве нотного текста, оперативности моторной и аппликатурной приспособляемости, умение играть не глядя на руки.

Как сказал Л. Маккиннон: «запоминание-это осмысливание, и ни один

хороший музыкант не может обойтись без этого».

Музыкальная память связывает в единстве различные виды памяти, так, к примеру: музыкант-исполнитель опирается своей практической деятельностью на образно-слуховую, эмоциональную, зрительную, оперативную, логическую и двигательную, моторную («пальцевую») память. В самом действии этого важного навыка необходимы такие нужные звенья, как техника ускоренного чтения нотной графики (что можно сравнивать с умением хорошо и быстро, без запинок читать словесный текст), умение свободно ориентироваться на грифе инструмента, не глядя на руки быстро выбрать удобную аппликатуру.

Одно из главных условий, обеспечивающих правильное протекание процесса «чтения с листа», заключается, как уже было сказано, в зрительном и мысленном опережении читающим того, что непосредственно играется в данный момент (умение «смотреть вперед»).

Современники Ф. Листа свидетельствовали что великий пианист,исполняя незнакомое произведение, пробегал глазами нотный текст за восемь тактов вперед. Нечто подобное имело место у С.В.Рохманинова.

Еще одним из условий является ориентация исполнителя в нотном тексте незнакомого произведения, то есть, какова стратегия поиска наиболее важных фрагментов нотной записи, и также какова характеристика движения глаз при восприятии нотной записи: фиксаций, скачков, возвратов и т.д.

Л. И. Горелашвили пишет: «маршрут движения глаз слагается из последовательности фиксаций и скачков. Основное направление движения глаз-это перемещение взгляда вдоль строки справа налево. Во время фиксации воспринимается информация, которая содержится в соответствующем фиксационном поле. Это поле включает нотную запись двух нотоносцев одной и той же строки по вертикали. По горизонтали величина фиксационного поля колеблется в пределах, охватывающих фрагмент нотного текста длительностью от одной четвертой до трех четвертных, причем не в зависимости от количества элементов нотного текста в диапазоне этих длительностей, а в зависимости от их сематической значимости».

Переработка информации, воспринятой во время фиксаций, продолжается во время скачка, то, есть, регистрируется «забегание глазами вперед».

Видя ноты, исполнитель при помощи внутреннего слуха превращает их в звуковую картину, затем воплощает эту картину в цепи соответствующих движений, то есть, воспроизводит нотный текст, так расшифровывается формула «вижу-слышу-играю».

«У лиц с высоко развитым внутренним слухом»,-пишет Б. М. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей»,-«имеет место быть непосредственное «слышание глазами», превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться слуховым образом. Иначе говоря, внутренний слух музыканта характеризуется не просто яркостью музыкально-слуховых представлений, но своеобразным «сплавом» этих представлений со зрительным образом нотного текста. И тогда такой «сплав» образовался, человек приобретает способность «слышать» читаемые глазами ноты».

В процессе чтения нот с листа имеет место еще одно существенное значение, которое выражается в том, что играющий с листа не должен отрывать взгляд от нотного текста (но это следует понимать буквально). Неотрывность взгляда от текста читаемой музыки тесно связана с умением играть, не глядя на гриф (т. е. на руки). Если музыкант не умеет хорошо ориентироваться на грифе инструмента, то это ведет к тому, что, отыскивая пальцами, нужные комбинации и сочетания звуков нужной аппликатурой, читающему приходится постоянно обращать внимание на руки и на гриф. Отрываясь взглядом от нотного текста, исполнитель, естественно, легко теряет нужный фрагмент, исполняемый в данный момент. Следовательно, теряется зрительно-слуховой контроль над музыкальным материалом,отсюда-задержки и запинки.

Прежде чем «читать с листа» непосредственно за инструментом, желательно ознакомиться с текстом произведения посредством мысленного прочтения, т. е. Проиграть в уме. При этом, «читающий с листа» на время освобождается от реальных игровых действий, ему дается возможность сконцентрироваться на содержании музыки, и форме и строении, ее интонационных, гармонических и ритмических свойствах. Это способствует выработке внутренних музыкально-слуховых представлений.

Еще Шуман в своих «Советах молодым музыкантам» выдвигал этот вопрос на одно из первых мест. «Ты должен»,-писал он,-«дойти до того, чтобы понимать всякую музыку на бумаге. Если перед тобой положат сочинение, чтобы ты его сыграл, прочти его предварительно глазами. Если ты можешь на инструменте связать несколько маленьких мелодий вместе, то это уже хорошо; но если они приходят к тебе сами без помощи инструмента, радуйся еще больше: это значит, в тебе проснулся внутренний слух». Практикой доказано, что вслед за зрительным обзором произведения, за инструментом оно читается значительно легче и точнее: проигрывание становится уверенным, уменьшается число ошибок и запинок.

Формирование навыка чтения с листа

Это предварительный слуховой, или донотный, метод обучения начинающих музыкантов. Сейчас он уже не является новшеством, но к этому методу обращаются большинство педагогов. В течении нескольких недель ученик знакомится с инструментом. Задача педагога рассказать ученику историю инструмента, показать на личном примере звучание инструмента. Ученик начинает усваивать первоначальные навыки звукоизвлечения. И только после этого можно приступить к извлечению нот. Предполагается, что к этому времени ученик приобрел необходимый запас динамике громкости извлечения звука, темпа: громко-тихо; быстро—медленно,некоторые жанры: марш, вальс и др. Педагогу следует показать ученику звучание инструмента на собственном примере. Чтобы его заинтересовать, вызвать стремление и желание научиться играть на инструменте так же, как педагог. И все же донотный период необходим, но он мало сказывается на развитии навыка «чтения нот с листа». То есть, накопленный запас слуховых впечатлений в этого период «не работает» на технику чтения. А дело в том, что, когда ученик переходит к игре по нотам, работа над развитием слуха в классе специальности ослабевает, а не редко и прекращается.

Чтобы подготовить ученика к «чтению нот с листа», требуется действия, при помощи которых тренируются различные стороны формируемого навыка-это работа зрения, слуха и моторики.

Эти действия должны проходить в форме игры. Развивающие действия могут быть направлены на формирование и развитие одного умения. Например,считалок, собственных имен, стихотворений. К декламации затем присоединяются хлопки или постукивания, то есть движения,которые потом потребуются при игре на инструменте.

Формировать и развивать можно одновременно ритм и моторику. Ф.Брянская предлагает игру в «дирижера», где активизируется чувство, то есть дается возможность ученику ощутить и «двигательно» пережить равномерную пульсацию музыки.

Запись простейшей мелодии из нескольких тактов содержит как минимум три взаимосвязанных элемента, которые требуют мгновенного восприятия, осознания и выполнения. Это ритмический рисунок, соотношение звуков по высоте и синтаксис музыкальной речи (разделение на мотивы и фразы).

С самого начала нотный текст должен восприниматься не по отдельным нотам, а по группам нот, которые обладают выразительным значением.

Перед тем, как преступить к изучению нотной графики, следует изначально освоить ритмическую графику.

Итак, внимание ученика фиксируется на ритмических структурах песен, которые он слушает и поет в классе с педагогом. И первым элементом нотной графики становится запись ритмического рисунка этих песен.

Как предлагает Ф. Брянская, можно пользоваться условными знаками,

линиями, различающимися по временной протяженности (четверть_______, восьмая __ ) Например:

___ __ __ ___ __ __

выгляни в окошко

__ __ __ __ ___ ___

Потом эти линии «становятся на ноги» (длинные), а короткие «переворачиваются»друг к другу и берутся за руки» .Получаются длительности.Так можно задавать ученику домашнее задание, записать ритм стихов или песенок.

Для закрепления и развития зрительно-слуховых связей вводится дополнительные знаки-звуковые символы. Это могут быть слоги « та» (это четверть) и «ти»(это восьмая), а позже « тири» (это шестнадцатые).

К подобным звуковым символам ритмических длительностей обращались в разное время педагоги Франции, Англии, Германии, а такж музыкальные деятели России-А. Доргомыжский, А. Серов, Н. Рубинштейн и другие.

Музыкально—ритмическое воспитание-один из самых важных моментов в развитии ребенка.

И только потом следует переходить к ознакомлению нотной графики. При работе с детьми более раннего возраста, как предлагает Т.Б.Юдовина-Гальперина в своей книге «За роялем без слез», можно использовать следующий метод изучения нот. У каждой ноты может быть свой цвет .Из истории музыки известно, что многие композиторы обладали «цветным слухом» (например Скрябин), но также известно, что цвета воспринимаются учениками неодинаково, то есть можно ориентироваться на индивидуальные предпочтения ученика.

«Дети,-пишет Т. Ю. Юдовина—Гальперина,-с легкостью запоминают и усваивают, что до-зеленый, ре-желтый, ми—синий,соль—красный, си—белый , фа—оранжевого, ля—может быть фиолетового, розового, но дети лучше всего реагируют на коричневый цвет».

Формирование двигательных умений необходимых

для «чтения с листа».

Точность и быстрота действий рук (игрового аппарата) в ответ на «символы» нотного текста требуют тщательного, направленного развития. Прежде всего должна быть сформирована свободная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на грифе инструмента.

Формирование такого умения ориентироваться на грифе в процессе начинается с исполнения различных гамм и упражнений. Ребенок выучивает одну гамму не глядя на руки. Так же важную роль выполняют все возможные технические упражнения в одной позиции. А на начальном этапе, еще в «донотный» период, можно играть упражнения в одной позиции, с той же самой аппликатурой, но с разных ладов, чтобы научиться ориентироваться пальцами по грифу инструмента. Теплов также пишет, «в музыкальной педагогике процесс игры на инструменте вполне может осуществляться без всякого участия слуховых представлений. Поэтому приступать к планомерному обучению игре на музыкальном инструменте следует не раньше, чем заложены основы «внутреннего слуха», не раньше, чем игра «по слуховым представлениям» перестанет быть для ученика «путем наибольшего сопротивления» в сравнении с игрой по нотным знакам или по двигательной памяти. ». А при переходе к игре по нотам ориентировка рук без помощи глаз облегчается, так как ведущую роль выполняет слух. Быстрота и точность моторной реакции на читаемый и одновременно исполняемый текст зависит от аппликатурной техники, то есть от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации. Такие аппликатурные упражнения вводятся в период изучения ритмической графики.

Таких упражнений может быть множество. Далее следуют гаммы и этюды.

Уровень развития навыка «чтения нот с листа» проверяется на технических зачетах, в которые вводится задание по прочтению с листа» определенного нотного фрагмента или целого произведения.

«Чтение с листа» представляет собой возможность для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Читая музыкальное произведение «с листа», учащийся имеет дело с сочинением, которое не обязательно в дальнейшем разучивать, совершенствовать в техническом отношении.

«Чтение с листа» является перспективным путем, ведущим в направлении обще-музыкального развития. Это увеличение объема музыкального материала, который используется в классе в процессе обучения, а так же быстрое разучивание этого материала. «Чтение нот с листа» очень важно на первом этапе работы над музыкальным произведением, то есть на этапе разбора пьесы. Разбор-это медленное проигрывание пьесы с допуском остановок, а педагоги зачастую задают ученикам разобрать и выучить какой то отдельный фрагмент пьесы, или определенное количество тактов. Конечно же , пьеса должна проигрываться целиком, чтобы понять ее содержание. А вот сама работа может проходить фрагментарно: заучивать наизусть по «кусочкам», отрабатывать различные технические приемы.

«Чтению с листа» необходимо уделять небольшую часть от урока по специальности. Чтобы ученику интересно было заниматься этим в классе. Можно читать те пьесы, которые ему хотелось бы сыграть, которые он слышал в исполнении своих коллег, других учащихся, а так же те пьесы, которые знакомы на слух. Это своего рода музыцирование в классе сделает урок интересным и динамичным. «Читать с листа» на инструменте можно и в ансамбле. Так «чтение с листа» превратиться в интересную и полную форму работы. Начинать «читать с листа» можно, да и нужно с первого года обучения.

Потому что возраст 7—12лет является периодом обучения детей основным навыкам. Это период усиленного обучения. И в зависимости от окружения и преподавания у детей формируется вкус к труду, они самоутверждаются. В этом возрасте ребенок делает то, что ему интересно. Поэтому развивать такой навык, «как чтение с листа» необходимо с раннего возраста. На первом году обучения можно использовать для «чтения» пьесы, состоящие из небольшого количества тактов, диапазон которых не выходит за пределы одной позиции левой руки на грифе.

Источник

Читайте также:  Бумер мобильник ноты синтезатор
Оцените статью