Метроном для фортепиано для чего

Метроном — для чего он нужен

Как им пользоваться

«Чистота исполнения» произведения, отработка его техничности, является одним из главных условий при изучении новых произведений. На начальных этапах обучения игре на фортепиано, когда разобраться с темпом и ритмом исполнения произведения самостоятельно достаточно сложно, хорошим подспорьем станет метроном. С его помощью можно определить нужный темп игры, а также отработать его на практике.

Метроном поможет выявить неточности исполнения в заданном ритме.

Чтобы прочувствовать мелодию и понять где присутствует «грязь» в исполнении, нужно выставить темп биения метронома в более замедленном режиме. Проиграйте мелодию несколько раз под удары метронома, пока не услышите, что ваша игра полностью совпадает с его ритмом, потом немного увеличите скорость ударов. Постепенно ускоряйтесь, и так, пока не дойдете до темпа исполнения, рекомендуемого композитором.

На практике следите, чтобы каждое прикосновение к клавишам было четким, не смазанным, тогда результат не заставит себя ждать.

После этого смело выключайте метроном, и приступайте к самостоятельной игре. При этом слепо подчинятся метрономическому темпу тоже не стоит, иначе исполняемая музыка станет звучать сухо и безжизненно. Доверьтесь своему слуху, немного ускорьте, где вам хочется, или замедлите темп, не сильно отклоняясь от первоначального.

Лучше не использовать метроном на занятиях постоянно, вы можете легко привыкнуть к такому скрытому контролю, и потом будет сложно отвыкать. Лучше всего пользоваться метрономом исключительно для самоконтроля, вырабатывать чувство ритма лучше пытаться самому.

Источник

Метроном для фортепиано и как им пользоваться

В музыке существует тридцать темпов или скоростей воспроизведения — каждый со своим названием. На практике некоторые из них едва различимы на слух. Даже самые опытные музыканты не могут играть в идеальном темпе — они то ускоряются, то замедляются. На серьезных концертах, когда нужно отыграть произведение с максимальной точностью к эталонному звучанию, не обойтись без метронома — инструмента, который задает ритм. Также устройство незаменимо на репетициях — оно дисциплинирует и приучает музыканта держать заданный темп.

Из истории изобретения метронома

В начале XIX века механик из Амстердама, Дитрих Винкель, изобрел прототип будущего метронома. Исследуя работу маятников, он пришел к выводу, что расположенные с противоположных сторон оси грузики маятника дают повторяющиеся колебания через равные интервалы времени. Немецкий пианист-изобретатель Иоганн Непомук Мельцель улучшил прибор, добавив к нему измерительную шкалу и доработав форму. В 1816 году он запатентовал устройство и начал его серийный выпуск.

Первые метрономы были дорогими и недоступными для простых музыкантов. Людвиг ван Бетховен, друг Мельцеля, популяризовал метроном, нанося на свои произведения обозначения ритма — они используются и сегодня. Массовый выпуск метрономов начался только на рубеже XIX—XX веков. Немец Густав Виттнер основал заводик по производству высокоточных метрономов Taktell — за свое качество они были признаны во всем мире. Марка Wittner и сейчас остается самым крупным и авторитетным производителем метрономов.

Разновидности метрономов

Механический . Принцип действия этого устройства принципиально не изменился со времен Винкеля. У классического маятникового метронома пирамидальный деревянный корпус, однако в продаже встречаются модели с пластиковым и металлическим корпусом. Форма тоже может быть иной — полуовальной, прямоугольной и даже в виде фигурок животных.

Внутри корпуса расположен пружинный механизм — он приводится в действие вращением заводной головки. Для механических метрономов не нужны батарейки. На лицевой стороне устройства находится маятниковая шкала. У самого маятника есть подвижный грузик — его устанавливают в соответствии с определенной отметкой шкалы. Чем выше поднят грузик, тем меньше колебания маятника и ниже темп. Механические метрономы воспроизводят диапазон темпов от Grave до Prestissimo. У некоторых моделей есть звоночек — он делает акцент на сильные доли. Маятниковые инструменты просты, наглядны и привлекательны.

Электронный . Выглядит как небольшая пластиковая коробочка с экранчиком и кнопками. У цифровых метрономов шире диапазон воспроизводимых темпов. Они поддерживают настройку звука удара. Некоторые модели выводят на экран повторяющиеся рисунки — их тоже можно подобрать по вкусу и даже создавать собственные. Есть и такие, что сочетают в себе функции тюнера, секундомера, таймера или камертона.

Как пользоваться метрономом для игры на фортепиано

Выставите темп биения метронома в более замедленном режиме, чем звучит композиция. Играйте мелодию под метроном до тех пор, пока не поймете, что ваша игра совпадает с его ритмом. Затем увеличьте скорость ударов. Постепенно ускоряясь, вы дойдете до рекомендуемого композитором темпа исполнения. Следите за четкостью прикосновений к клавишам — тогда успех будет очевиден.

Когда нужный темп набран, выключьте метроном и пробуйте играть без него. Остерегайтесь слепого следования ритму метронома — это приведет к тому, что музыка будет сухой и безжизненной. Доверяйте своему слуху, немного ускоряясь или замедляясь в местах, где считаете это нужным, при этом не сильно отклоняясь от первоначального темпа.

Метроном не нужен на всех занятиях — это приведет к привыканию и сложностям в дальнейшем обучении. Старайтесь самостоятельно вырабатывать чувство ритма, а инструмент используйте для самоконтроля.

Источник

Метроном: нужен ли он нам для занятий музыкой?

Метроном– очень неблагодарная тема. Мне бы искренне хотелось пропеть ему хвалебную оду! Хотя я прекрасно знаю, что этот прибор осмеян и оплёван многими поколениями музыкантов. Его называют «презренным», «тупым» и не ругают его только совсем ленивые. Но для начала немного истории. Считается, что метроном был изобретён в 1636 году и изобрёл его французский богослов, философ, физик, математик и теоретик музыки в одном лице — Маренн Мерсенн.

Считается также, что сделано это было для глухого Бетховена, чтобы облегчить ему попадание в такт во время игры с оркестром (сравните: годы жизни Бетховена: 1770-1827! Не стоит всерьёз воспринимать легенды).

На самом же деле мы можем только с уверенностью утверждать, что Мерсенн нашёл принцип (принцип маятника), благодаря которому в следующем столетии появились первые приборы, которые можно с полным основанием обозначить понятием Метроном (Лулье, Аффилар).

Лично я думаю, что ругают метроном в основном те, кто боится, что окружающие смогут упрекнуть их в отсутствии музыкальности, которая не должна позволять мириться с механическим выстукиванием каждой доли.

Это очень напоминает то, как ругают Карла Черни за то, что он писал сухие, лишённые художественной ценности инструктивные этюды (но при этом играют их непременно и именно благодаря им во многом «делают» себе технику).

Или как ругают Ференца Листа за якобы малосодержательную, поверхностную музыку. Называют «третьесортным композитором», но при этом не гнушаются использовать созданный им пианизм. Плевать в колодец – это как раз по-нашему!

Я безмерно благодарна гению Карла Черни, который наделил его безумной фантазией, позволившей создать астрономическое количество технических формул. Без тщательной проработки его этюдов не вырос после него ни один пианист на свете. Снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Я безмерно благодарна гению Ференца Листа, благодаря которому мы имеем современный пианизм во всей его красе. За это и за его прекрасную музыку – снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Пожалуй, я не буду снимать шляпу и кланяться перед метрономом. 🙂 Но всё же я очень ему благодарна. Я не расставалась с ним все годы учёбы и пользуюсь им до сих пор. Даже не представляю, как можно без него обходиться.

Да, безусловно, метроном – это схема, а музыка – живое существо, которое дышит и вибрирует в своих ритмах, изысканных и переменчивых. Музыка в тисках метронома – как птица в клетке. Всё это так. Но попробуйте без него воспитать пианиста! Это, как деньги: сами по себе нейтральные, они делаются злом или благом в зависимости от способа их использования.

В каких же случаях метроном необходим?

1. С его помощью можно легко, быстро и абсолютно не напрягаясь определить темп исполняемой музыки. Можно, конечно и без него: представить себе скорость секундной стрелки – (это 60), или темп марша (120), а затем, отталкиваясь от этих цифр, более-менее точно выйти на указанные в нотах цифры. Но зачем так сложно? Ведь с метрономом всё намного проще: нашёл нужную цифру – включил — услышал! Кстати, сразу же после этого можно и выключить.

2. Метроном – единственный «третейский судья», который позволяет «уличить» ученика, играющего неровно в том, что он играет неровно. Все остальные аргументы относятся к сфере субъективных ощущений, поэтому не убедительны. Если чувство ритма подводит, то просто нет другого способа заставить человека услышать где, в какую сторону и в какой степени он отклоняется от метро-ритма.

Личные ощущения при этом бывают настолько обманчивы, они настолько искажают реальность, что даже при включении метронома такие люди иногда сомневаются: а исправен ли этот прибор? Действительно ли он ровно считает?

Когда мы говорим о таком многоплановом явлении, как чувство ритма, то, безусловно, умение играть ровно – далеко не единственное и, возможно, не главное его проявление.

Однако, это всё же первая ступень, без которой других ступеней не будет. С этого мы начинаем (чтобы грамотно отклоняться, надо очень хорошо себе представлять от чего мы отклоняемся!). И лучше метронома для этой цели ещё никто ничего не придумал.

3. Метроном прекрасно справляется с задачей помочь нам выровнять сонатную форму венских классиков. Хочу привести одну цитату, которую не помню дословно, но за смысл отвечаю. «Когда у Моцарта спросили, какую игру он предпочитает: «с чувством», или «в такт», он ответил, что предпочитает, чтобы чувства воспроизводились своевременно».

Сколько бы мы ни морщились брезгливо при слове «метроном», но поиграть под него Гайдна, Моцарта или Бетховена ещё никому не вредило.

Я уже не говорю об инструктивных этюдах, которые только с помощью метронома и возможно «вылизать» до полного блеска, добиться синхронного совпадения правой и левой руки, расставить метрические акценты, выровнять мелкие длительности.

4. Ну и, наконец, самое главное. Именно метроном всегда помогал мне переходить от средних темпов к быстрым и от быстрых к предельно быстрым, обходясь без зажимов и забалтываний. Причём, делать это в короткие сроки и сохранять при этом стабильность, то есть играть без сбоев и накладок.

Для этого существует специальная методика. Её описание заняло бы много времени, да и тема статьи другая. Скажу лишь, что именно этот способ использования метронома заставляет меня отдавать предпочтение старинной форме прибора, с гирькой. А может, и ностальгические детские воспоминания играют свою роль.

Итак, по всем этим причинам, если ваш ребёнок учится музыке и у вас в доме ещё не поселился метроном, то не теряйте времени, а непременно купите его. Это не слишком большие затраты, к тому же они непременно окупятся результатом. Успехов вам в овладении нашим замечательным инструментом!

Источник

Зачем нужен метроном? Как заниматься под метроном? Инструкция!

Метроном — чрезвычайно полезное изобретение! Давайте разберёмся, в чем их ценность и постараемся понять — как правильно пользоваться метрономом.
Разбор музыкального материала — дело непростое; музыканту требуется осознать сразу несколько аспектов произведения, пьесы или трека.
Неважно о музыке, написанной для какого инструмента идёт речь.
Гармония, мелодия и ритмика — являются тремя китами, на которых держится музыка.

Ритмика — это именно та область, где метроном делает свою работу!

Разбирая сложные табулатуры или ноты имеет смысл проанализировать размер вещи и её ритмический состав.
Сначала следует определить длительность ноты, которая встречается в этом треке или пьесе чаще всего! Затем отметить для себя, где в данной пьесе сколько тактов, какой длинны у нас фразы и предложения — короче говоря, разобраться во всей ритмической структуре!
После того, как мы примерно разобрались с тем, что собираемся играть и даже выучили несколько тактов и фраз — можно подключать метроном!

Работа с метрономом будет сводится к двум большим частям: разбор отдельных фраз или даже мотивов с использованием метронома, и игра всего произведения целиком.

Поверьте, чем чётче вы осознаете когда играется каждая нота по отношению к ударам метронома, тем лучше вы будете знать вашу пьесу или трек, и тем лучше вы выступите на концерте или сделаете запись.

Главное правило работы с метрономом — это больше метронома!

Магическое правило гласит, что фраза сыгранная под метроном от 3 до 5 раз — уже не забывается, и прочно «оседает» в памяти и пальцах.

Это все здорово, но что делать конкретно?

Конкретно: берём распечатку ваших нот или табов и карандаш. Слушаем пьесу или трек и делаем пометки, разбиваем произведение на смысловые кусочки — и начинаем играть под метроном 3 раза с листа, и 3 раза уже по памяти.
Разучиваем так каждую часть произведения, не забывая соединять их вместе — и вот, Вы уже очень неплохо знаете текст.

Как дробить произведение на части? Очень просто! Там, где у нас возникает ощущение, что началась другая часть или что завершилась текущая — с высокой вероятности именно так и есть. Поставьте в этом месте цифру 1.. 2,3 и так далее — до конца текста.

Темп метронома нужно выставлять по началу очень медленный — скажем 50 % от целевой скорости. Если ваше произведение играется в темпе 108 BPM — поработайте с ним в темпе 54 BPM — это точно не будет лишним. Запомните: мы не можем сыграть быстро то, что мы не умеем играть медленно!
Как только вы справитесь с произведением в данном темпе — прибавьте 5 единиц и продолжайте заниматься.

Купить метроном можно как электронный, так и механический — главное, что бы устройство было хорошо слышно.

И помните, пока вещь не разобрана под метроном — едва ли вы знаете свою пьесу на отлично.

Первое правило метронома — больше метронома!

В магазине музыкальных инструментов Музблок всегда в наличии большой выбор механических и электронных метрономов! Купить метроном с доставкой или в розничном магазине можно прямо сейчас.

Метроном — чрезвычайно полезное изобретение! Давайте разберёмся, в чем их ценность и постараемся понять — как правильно пользоваться метрономом.
Разбор музыкального материала — дело непростое; музыканту требуется осознать сразу несколько аспектов произведения, пьесы или трека.
Неважно о музыке, написанной для какого инструмента идёт речь.
Гармония, мелодия и ритмика — являются тремя китами, на которых держится музыка.

Ритмика — это именно та область, где метроном делает свою работу!

Разбирая сложные табулатуры или ноты имеет смысл проанализировать размер вещи и её ритмический состав.
Сначала следует определить длительность ноты, которая встречается в этом треке или пьесе чаще всего! Затем отметить для себя, где в данной пьесе сколько тактов, какой длинны у нас фразы и предложения — короче говоря, разобраться во всей ритмической структуре!
После того, как мы примерно разобрались с тем, что собираемся играть и даже выучили несколько тактов и фраз — можно подключать метроном!

Работа с метрономом будет сводится к двум большим частям: разбор отдельных фраз или даже мотивов с использованием метронома, и игра всего произведения целиком.

Поверьте, чем чётче вы осознаете когда играется каждая нота по отношению к ударам метронома, тем лучше вы будете знать вашу пьесу или трек, и тем лучше вы выступите на концерте или сделаете запись.

Главное правило работы с метрономом — это больше метронома!

Магическое правило гласит, что фраза сыгранная под метроном от 3 до 5 раз — уже не забывается, и прочно «оседает» в памяти и пальцах.

Это все здорово, но что делать конкретно?

Конкретно: берём распечатку ваших нот или табов и карандаш. Слушаем пьесу или трек и делаем пометки, разбиваем произведение на смысловые кусочки — и начинаем играть под метроном 3 раза с листа, и 3 раза уже по памяти.
Разучиваем так каждую часть произведения, не забывая соединять их вместе — и вот, Вы уже очень неплохо знаете текст.

Как дробить произведение на части? Очень просто! Там, где у нас возникает ощущение, что началась другая часть или что завершилась текущая — с высокой вероятности именно так и есть. Поставьте в этом месте цифру 1.. 2,3 и так далее — до конца текста.

Темп метронома нужно выставлять по началу очень медленный — скажем 50 % от целевой скорости. Если ваше произведение играется в темпе 108 BPM — поработайте с ним в темпе 54 BPM — это точно не будет лишним. Запомните: мы не можем сыграть быстро то, что мы не умеем играть медленно!
Как только вы справитесь с произведением в данном темпе — прибавьте 5 единиц и продолжайте заниматься.

Купить метроном можно как электронный, так и механический — главное, что бы устройство было хорошо слышно.

И помните, пока вещь не разобрана под метроном — едва ли вы знаете свою пьесу на отлично.

Первое правило метронома — больше метронома!

В магазине музыкальных инструментов Музблок всегда в наличии большой выбор механических и электронных метрономов! Купить метроном с доставкой или в розничном магазине можно прямо сейчас.

Источник

Оцените статью