Метроном — для чего он нужен
Как им пользоваться
«Чистота исполнения» произведения, отработка его техничности, является одним из главных условий при изучении новых произведений. На начальных этапах обучения игре на фортепиано, когда разобраться с темпом и ритмом исполнения произведения самостоятельно достаточно сложно, хорошим подспорьем станет метроном. С его помощью можно определить нужный темп игры, а также отработать его на практике.
Метроном поможет выявить неточности исполнения в заданном ритме.
Чтобы прочувствовать мелодию и понять где присутствует «грязь» в исполнении, нужно выставить темп биения метронома в более замедленном режиме. Проиграйте мелодию несколько раз под удары метронома, пока не услышите, что ваша игра полностью совпадает с его ритмом, потом немного увеличите скорость ударов. Постепенно ускоряйтесь, и так, пока не дойдете до темпа исполнения, рекомендуемого композитором.
На практике следите, чтобы каждое прикосновение к клавишам было четким, не смазанным, тогда результат не заставит себя ждать.
После этого смело выключайте метроном, и приступайте к самостоятельной игре. При этом слепо подчинятся метрономическому темпу тоже не стоит, иначе исполняемая музыка станет звучать сухо и безжизненно. Доверьтесь своему слуху, немного ускорьте, где вам хочется, или замедлите темп, не сильно отклоняясь от первоначального.
Лучше не использовать метроном на занятиях постоянно, вы можете легко привыкнуть к такому скрытому контролю, и потом будет сложно отвыкать. Лучше всего пользоваться метрономом исключительно для самоконтроля, вырабатывать чувство ритма лучше пытаться самому.
Источник
Зачем нужен метроном? Как заниматься под метроном? Инструкция!
Метроном — чрезвычайно полезное изобретение! Давайте разберёмся, в чем их ценность и постараемся понять — как правильно пользоваться метрономом.
Разбор музыкального материала — дело непростое; музыканту требуется осознать сразу несколько аспектов произведения, пьесы или трека.
Неважно о музыке, написанной для какого инструмента идёт речь.
Гармония, мелодия и ритмика — являются тремя китами, на которых держится музыка.
Ритмика — это именно та область, где метроном делает свою работу!
Разбирая сложные табулатуры или ноты имеет смысл проанализировать размер вещи и её ритмический состав.
Сначала следует определить длительность ноты, которая встречается в этом треке или пьесе чаще всего! Затем отметить для себя, где в данной пьесе сколько тактов, какой длинны у нас фразы и предложения — короче говоря, разобраться во всей ритмической структуре!
После того, как мы примерно разобрались с тем, что собираемся играть и даже выучили несколько тактов и фраз — можно подключать метроном!
Работа с метрономом будет сводится к двум большим частям: разбор отдельных фраз или даже мотивов с использованием метронома, и игра всего произведения целиком.
Поверьте, чем чётче вы осознаете когда играется каждая нота по отношению к ударам метронома, тем лучше вы будете знать вашу пьесу или трек, и тем лучше вы выступите на концерте или сделаете запись.
Главное правило работы с метрономом — это больше метронома!
Магическое правило гласит, что фраза сыгранная под метроном от 3 до 5 раз — уже не забывается, и прочно «оседает» в памяти и пальцах.
Это все здорово, но что делать конкретно?
Конкретно: берём распечатку ваших нот или табов и карандаш. Слушаем пьесу или трек и делаем пометки, разбиваем произведение на смысловые кусочки — и начинаем играть под метроном 3 раза с листа, и 3 раза уже по памяти.
Разучиваем так каждую часть произведения, не забывая соединять их вместе — и вот, Вы уже очень неплохо знаете текст.
Как дробить произведение на части? Очень просто! Там, где у нас возникает ощущение, что началась другая часть или что завершилась текущая — с высокой вероятности именно так и есть. Поставьте в этом месте цифру 1.. 2,3 и так далее — до конца текста.
Темп метронома нужно выставлять по началу очень медленный — скажем 50 % от целевой скорости. Если ваше произведение играется в темпе 108 BPM — поработайте с ним в темпе 54 BPM — это точно не будет лишним. Запомните: мы не можем сыграть быстро то, что мы не умеем играть медленно!
Как только вы справитесь с произведением в данном темпе — прибавьте 5 единиц и продолжайте заниматься.
Купить метроном можно как электронный, так и механический — главное, что бы устройство было хорошо слышно.
И помните, пока вещь не разобрана под метроном — едва ли вы знаете свою пьесу на отлично.
Первое правило метронома — больше метронома!
В магазине музыкальных инструментов Музблок всегда в наличии большой выбор механических и электронных метрономов! Купить метроном с доставкой или в розничном магазине можно прямо сейчас.
Метроном — чрезвычайно полезное изобретение! Давайте разберёмся, в чем их ценность и постараемся понять — как правильно пользоваться метрономом.
Разбор музыкального материала — дело непростое; музыканту требуется осознать сразу несколько аспектов произведения, пьесы или трека.
Неважно о музыке, написанной для какого инструмента идёт речь.
Гармония, мелодия и ритмика — являются тремя китами, на которых держится музыка.
Ритмика — это именно та область, где метроном делает свою работу!
Разбирая сложные табулатуры или ноты имеет смысл проанализировать размер вещи и её ритмический состав.
Сначала следует определить длительность ноты, которая встречается в этом треке или пьесе чаще всего! Затем отметить для себя, где в данной пьесе сколько тактов, какой длинны у нас фразы и предложения — короче говоря, разобраться во всей ритмической структуре!
После того, как мы примерно разобрались с тем, что собираемся играть и даже выучили несколько тактов и фраз — можно подключать метроном!
Работа с метрономом будет сводится к двум большим частям: разбор отдельных фраз или даже мотивов с использованием метронома, и игра всего произведения целиком.
Поверьте, чем чётче вы осознаете когда играется каждая нота по отношению к ударам метронома, тем лучше вы будете знать вашу пьесу или трек, и тем лучше вы выступите на концерте или сделаете запись.
Главное правило работы с метрономом — это больше метронома!
Магическое правило гласит, что фраза сыгранная под метроном от 3 до 5 раз — уже не забывается, и прочно «оседает» в памяти и пальцах.
Это все здорово, но что делать конкретно?
Конкретно: берём распечатку ваших нот или табов и карандаш. Слушаем пьесу или трек и делаем пометки, разбиваем произведение на смысловые кусочки — и начинаем играть под метроном 3 раза с листа, и 3 раза уже по памяти.
Разучиваем так каждую часть произведения, не забывая соединять их вместе — и вот, Вы уже очень неплохо знаете текст.
Как дробить произведение на части? Очень просто! Там, где у нас возникает ощущение, что началась другая часть или что завершилась текущая — с высокой вероятности именно так и есть. Поставьте в этом месте цифру 1.. 2,3 и так далее — до конца текста.
Темп метронома нужно выставлять по началу очень медленный — скажем 50 % от целевой скорости. Если ваше произведение играется в темпе 108 BPM — поработайте с ним в темпе 54 BPM — это точно не будет лишним. Запомните: мы не можем сыграть быстро то, что мы не умеем играть медленно!
Как только вы справитесь с произведением в данном темпе — прибавьте 5 единиц и продолжайте заниматься.
Купить метроном можно как электронный, так и механический — главное, что бы устройство было хорошо слышно.
И помните, пока вещь не разобрана под метроном — едва ли вы знаете свою пьесу на отлично.
Первое правило метронома — больше метронома!
В магазине музыкальных инструментов Музблок всегда в наличии большой выбор механических и электронных метрономов! Купить метроном с доставкой или в розничном магазине можно прямо сейчас.
Источник
Что такое метроном и как им пользоваться?
В этой статье мы расскажем вам о таком важном в музыкальном мире устройстве, как метроном. Метроном (от греч. metron — мера и nomos — закон) представляет собой особый прибор, используемый для определения темпа. Темп в музыке играет очень важную роль, организуя ее во времени, придавая определенный характер, настроение тому или иному произведению. Но, что есть музыкальный темп? Очень часто понятие темпа заменяют понятием ритма. Делать этого не стоит, поскольку речь идет о совсем разных вещах. В то время, как ритм определяет последовательность длительностей звуков в том или ином музыкальном произведении, темп означает скорость, с помощью которой данное произведение исполняется. Но почему же такую важность приобретает определение скорости исполнения? Дело в том, что в музыке существует более 30 видов темпа, каждый из которых имеет свое название. Некоторые виды темпа на слух едва отличаются друг от друга. Так, к примеру, советский композитор Лео Исаакович Мальтер писал о том, что темп andante con moto («непринужденно, не спеша») быстрее andante con troppo («небыстрым шагом») всего лишь на 4-6 ударов в минуту. Мало кто сможет различить эти два вида без подручных средств. А в тех случаях, когда требования к четкому определению скорости исполнения высоки, на помощь исполнителю как раз и приходит метроном. Кроме всего прочего, метроном позволяет музыканту не сбиваться с указанного темпа. Даже если исполнитель достаточно опытен и хорошо чувствует музыку, он никогда не сможет быть точен настолько же, насколько специально созданный для этого прибор. Человек – не машина, и в определенный момент может начать ускоряться или замедляться. Именно поэтому даже многие профессиональные музыканты стараются пользоваться метрономом во время репетиций. Метроном во многом выполняет дисциплинирующий характер, приучая музыканта к четкому и ровному исполнению. Таким образом, это именно тот инструмент, который может помочь не только определить темп, но и наиболее точно организовать музыку во времени. Но как же было изобретено это чудо-устройство?
Немного истории
История создания метронома доказывает, что славу часто получает не тот, кто ее заслужил, а тот, кому просто представился удобный шанс. История эта началась в Амстердаме, где в начале 19 века жил и работал механик немецкого происхождения Дитрих Николаус Винкель (Dietrich Nikolaus Winkel). Значительную часть своего времени Винкель посвящал популярным в то время исследованиям маятников и часовых механизмов. В ходе экспериментов он выяснил, что, если расположить грузики на противоположных сторонах стержня маятника, он будет давать колебания, повторяющиеся через равные промежутки времени, то есть держать идеально ровный темп. Это открытие и легло в основу создания метронома. Однако, будучи по натуре человеком скромным, Винкель не спешил запатентовать свое изобретение.
Зато о нем прознал другой ученый — немецкий механик и пианист Иоганн Непомук Мельцель (Johann Nepomuk Mälzel). Предприимчивый Мельцель не преминул воспользоваться данной ситуацией: он усовершенствовал внешний вид метронома (доработал форму и добавил измерительную шкалу), а в 1816 году оформил на него патент и организовал производство под своим собственным именем. Первые поступившие в продажу метрономы были дорогостоящими, и не каждый мог позволить себе его приобретение. Тем не менее, устройство, благодаря своей уникальности, быстро обрело популярность в музыкальных кругах. В итоге сам Мельцель снискал большую славу, а Дитрих Николаус Винкель остался почти в безызвестности. С тех пор метроном так и называют «метрономом Мельцеля», а не Винкеля. Примечателен также тот факт, что Мельцель состоял в крепкой дружбе с Людвигом ван Бетховеном, для которого он смастерил слуховой аппарат. Так вот Бетховен тоже внес свою лепту в популяризации метронома. Он первым из композиторов стал указывать в нотах своих музыкальных произведений темп с помощью буквенных обозначений ММ (например, 50мм означает 50 ударов в минуту по метроному Мельцеля). Такими обозначениями принято пользоваться и сегодня.
Что касается массового производства метрономов, то по-настоящему оно было налажено лишь в конце 19 – начале 20 века. Так в 1895 году немецким предпринимателем Гюставом Виттнером (Gustav Wittner) был основано небольшое предприятие по производству высокоточных механических метрономов, которое позже при его сыне Рудольфе получило статус промышленного. Первоначально компания занималась изготовлением исключительно классических моделей метрономов Мельцеля, но затем она начала выпуск еще более точных метрономов, которые были зарегистрированы под торговой маркой «Taktell». Эти метрономы обозначили новый стандарт качества и завоевали признание по всему миру. По сей день компания WITTNER остается крупнейшей и самой известной компанией по производству метрономов.
Что такое метроном и как им пользоваться?
Сегодня на рынке представлено огромное количество самых разных метрономов. Но, в целом, существует две их разновидности:
1. Механический метроном
Это тот самый метроном, который был придуман Винкелем и усовершенствован Мельцелем. В своем классическом варианте он имеет пирамидальный корпус и традиционно изготавливается из дерева. Однако сегодня выбор механических метрономов настолько велик, что можно встретить и пластиковые, и металлические метрономы. Многие производители экспериментируют также с формой метронома. К примеру, компания Wittner выпускает метрономы и в прямоугольном, и в полуовальном корпусе, и даже в виде самых различных животных. Внутри корпуса метронома находится пружинный механизм, который приводится в действие путем вращения заводной головки, расположенной на боковой стороне устройства. Таким образом, для работы такого метронома не нужны батарейки. На передней открытой стороне корпуса располагается шкала с маятником. Маятник в свою очередь снабжен передвижным грузиком, который следует устанавливать в соответствие с определенным делением шкалы. Чем выше расположен грузик, тем ниже частота колебания маятника и, соответственно, тем ниже темп, и наоборот. Большая часть механических метрономов воспроизводит все классические виды темпа, начиная от grave (очень медленно — 40 ударов в минуту) и заканчивая prestissimo (очень быстро — 208 ударов в минуту). Некоторые модели метрономов снабжены также специальным звоночком, делающим акцент на сильные доли. Хороший пример такого метронома – модель Cherub WSM-330 или FLIGHT FMM-10 BLACK.
Механические метрономы могут быть полезны музыкантам разных специальностей и разного уровня профессионализма. Его несомненными плюсами можно назвать наглядность и простоту в обращении, а классическая пирамидальная модель в элегантном деревянном корпусе может стать также красивым аксессуаром и украсит любое помещение.
2. Электронный метроном
Современные технологии позволили создать электронный метроном, обладающий рядом существенных преимуществ перед механическим аналогом. Одним из таких преимуществ является его размер. Чаще всего такой метроном изготавливают в виде небольшой пластиковой коробочки с дисплеем и множеством кнопок, а значит такое устройство не занимает много места и его очень удобно перевозить. Еще одним плюсом электронных устройств является более широкий диапазон воспроизводимых темпов: от 30 до 280 ударов в минуту. Помимо этого, такой метроном обычно мультифункционален. Так, в некоторых моделях можно настраивать звуки воспроизводимых ударов. Например, если вам надоел стук электронного метронома, его можно заменить на писк или щелчки. Кстати говоря, некоторые электронные метрономы имитируют звук классического механического метронома, например, модель KORG KDM-2. В электронные устройства также встраиваются и разнообразные ритмические рисунки, которые можно идеально подобрать под исполняемое музыкальное произведение. Более того, некоторые из метрономов снабжены функцией создания собственных ритмических рисунков. Такие рисунки можно сохранять в памяти устройства, зацикливать и воспроизводить в течение необходимого времени. И, конечно, многие метрономы часто сочетают в себе и другие необходимые для музыканта устройства, такие как тюнер, камертон, секундомер или таймер.
В отдельную категорию можно отнести электронные метрономы для барабанщиков. Известно, что в музыкальных группах ударные инструменты сами по себе являются метрономом для остальных членов группы. Но любой барабанщик, даже опытный, не всегда может самостоятельно держать идеально ровный темп. Поэтому для данной категории музыкантов метроном приобретает особое значение. Особенностью данного устройства является возможность воспроизведения сложных ритмических рисунков и для рук, и для ног, поскольку, как известно, барабанщики используют при исполнении и то и другое. Такие устройства обязательно снабжаются выходом для подключения наушников, а некоторые и выходами для подключения гитары, электронного пэда или футсвича («педали»). Хорошим примером здесь является профессиональный метроном Boss DB-90. Ну и, конечно, у таких устройств обычно очень много различных специфических функций, таких как запись пресетов, возможность переключения между ними и прочие.
В целом, это все, что мы хотели рассказать вам о метрономах. Выбор того или иного метронома зависит лишь от ваших вкусов и ожиданий. Мы в свою очередь желаем вам успехов в творчестве и удачных покупок!
Источник