Между какими нотами полутон

Нотная грамота (часть 1). Свойства звука, тон и полутон, октава

Приветствую уважаемые читатели блога BigSong.ru. В этой части урока мы рассмотрим что такое свойства звука, ступени звукоряда, звукоряд, тон и полутон и октава. В первой части нашего курса вы узнаете много теоретической информации. Ваша задача будет, состоят не в том что бы запомнить все что написано, а уловить суть того что написано. Свойства звука. По сути все окружающие звуки делятся на шумовые и музыкальные.

Шумовые звуки – это звук ветра, треск деревьев ну и т.д. Такие звуки в музыке не используются.

Музыкальные звуки характеризуются следующими свойствами: это высота, тембр и громкость. Рассмотрим каждый из них.

  • Высота звука. По определению можно понять следующее: ” что высота звука зависит от частоты колебания вибрирующего тела, такие как (голосовые связки, струна и т.д.). Чем чаще будет колебания, тем выше будет звук”. Это определение высказывается в физике, просто так проще объяснить. Вот, например: у баса низкие частоты, ну а у скрипки высокие частоты.
  • Тембр звука. Тембр звука определяется на слух. То есть, когда вы услышали мягкий звук, густой, резкий или звенящий – это все будет обусловлено тембром звука. Например: Вы сможете всегда отличить звук фортепиано от гитары, так как каждому инструменту присуща своя окраска звука, т.е. свой тембр.
  • Громкость звука. Здесь даже нету необходимости объяснять, я думаю и так всё понятно.

Длительность звука. Это одно из главных свойств звука с точки зрения музыки. Пока просто возьмите себе на заметку, ну а в дальнейшем мы еще будем об этом писать.

Читайте также:  Первая аппликатура для гитары

Звукоряд. В основе музыкальной системы создан ряд звуков. Этих звуков ровно 88 (для фортепиано). Их расположения состоят в порядке возрастания высоты звука. От самых низких нот до самых высоких нот. Вот это расположение звуков по высоте нот назвали звукорядом.

Ступень звукоряда. У каждого звука своя ступень звукоряда. Как лестница: 88 ступенек вверх. Но существует всего 7 основных ступеней звукоряда, у которых есть самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Также есть еще пять производных ступеней, у которых нет своих названий, они образуют их путем прибавления к ним суффиксов –бемоль или –диез.

На клавиатуре пианино звуки из основных ступеней будут извлекаться после нажатия на белые клавиши, а производные – на черные. Почему – подумаете вы – Ведь если в звукоряд входят 88 звуков, но ступеней основных и производных всего 12? Здесь нету ничего странного, так как все ступени последовательно повторяются через одинаковый интервал, называемой октавой.

В основном в музыке используется буквенное обозначение ступеней. Каждому названию ступени соответствует определенная буква латинского алфавита: это до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=В . Раньше вместо ноты си использовалась си-бемоль, и имела обозначение “B”. Звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В таком случае ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G . Используйте эту историческую заметку – чтобы проще было запомнить названия ступеней.

Если при буквенном обозначении нот нужно показать октаву, которой принадлежит нота, то делают это следующим образом: указывают ноту и цифру рядом с ней. Для контроктавы, субконтроктавы и большой октавы нота будет обозначаться большой буквой, для остальных октав – маленькой. Цифры выставляют следующим образом:

  • Субконтроктавы обозначают цифру 2 ниже названия ноты, т.е.: A2 (ля субконтроктавы).
  • Контроктавы обозначают цифрой 1 ниже названия ноты, т.е. A1 (ля контроктавы) называют: D (ре большой октавы).
  • Для маленькой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы). Для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.

Иногда вместо цифр ставят чёрточки. Количество чёрточек будет соответствовать заменяемой цифре (если например, заменяем, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Чёрточки располагают (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если же цифра стояла внизу, то чёрточка тоже рисуется внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.

Октава. Это промежуток расстояния между соседствующими звуками ступеней с одинаковыми названиями. То есть: между соседними двумя звуками до – ровно октава, между двумя соседними ми – тоже октава. Этот термин октава кроме своего основного значения (т.е. интервал, расстояние между нотами), также используется для обозначения или указания части фортепианной клавиатуры. В таком значении октавой назвали целую часть звукоряда, в которой принадлежат все 7 нот.

То есть – это ряд звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) тоже может называться октавой. В звукоряде фортепьяно можно насчитать 7 полных и 2 неполные октавы. Кстати, как и у звуков (нот), у октавы тоже есть свои собственные названия. Можете их не запоминать, но для полной информации напишу названия октав от самых низких до самых высоких: это субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвёртая и пятая октава.

Полутон. Как мы уже узнали, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:

Выше на рисунке можете увидеть октаву. Белых клавиш ровно 7. Это ноты от (до) до (си). Но всего клавиш, включая и белых, и чёрных, ровно двенадцать. А это значит, что октава состоит из двенадцати звуков. Расстояние которое будет между двумя соседними звуками называется полутон.

Целый тон. Здесь всё просто: целый тон – считается расстоянием из двух полутонов. Посмотрите на картинку выше: расстояние от первой слева белой клавиши до следующей первой слева чёрной клавиши – это полутон. Или расстояние от крайней левой чёрной клавиши до следующей второй слева белой клавиши – тоже называется полутоном.

В итоге целый тон (или просто тон) – это расстояние между 1-й (первой) и 2-й (второй) слева белыми клавишами. Или же проще: полутоном называется расстояние до ближайшей соседней клавиши, а тон (т.е. целый тон) – расстояние через клавишу. Только не думайте выбрасывать из рассмотрения чёрные клавиши!

Подведем итоги 1 урока. Подводя итоги этого урока, мы узнали об основных свойствах звука: тембре, высоте и громкости, а также о необходимом его свойстве – это длительности звука. Узнали, что звуки составляют звукоряд и что ступени, т.е. звуки упорядочены по высоте звука. Также узнали, что такое октава и что она состоит из 7 основных ступеней (т.е. белые клавиши). Узнали что такое полутон и целый тон.

Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.

Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.

Источник

Волшебные клавиши

Тон и Полутон

Здравствуйте, дорогие любители клавиш! Сегодня наше внимание направлено на — Тон и Полутон. Давайте с ними познакомимся! И узнаем, зачем нам они нужны? А без них никак?

Тон и Полутон — это музыкальные интервалы. Самое маленькое расстояние между двумя клавишами (черные, белые) — это ПОЛУТОН.

Сразу наглядный пример на клавишах:

Если нажать ноту ДО и посмотреть, какая нота будет ближе всего справа, то мы увидим, что это черная нота между ДО и РЕ. ( Название этой и других таинственной черных нот смотрите в статье — Диез, бемоль, бекар)
И расстояние между До и близлежащей черной нотой — это ПОЛУТОН.
Теперь определим полутон от ноты Ре. Нажмите ноту Ре и черную клавишу, которая ближе всех к ноте Ре справа. Это тоже Полутон.

А Тон — это два Полутона. (Полутон + Полутон)
Значит от ноты ДО Тон это — интервал от ДО до РЕ (белые клавиши).
До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си — образуют Тон.

Но, обратите внимание, что не между всеми белыми клавишами есть посередине черная.
Это Ми-Фа и Си-До. Между этими клавишами черных нет. Они составляют интервал — Полутон.

Забегая вперед отвечу на вопрос, который у вас может возникнуть… а зачем нужно знать Тон и Полутон?
Нужно знать! Поверьте! Чтобы понять следующие темы — Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) и Построение аккордов.

На этом рисунке красные стрелки — это Тон, синяя — Полутон.

Вопрос к вам — можете ли вы различить теперь Тон и Полутон? Если возникли трудности, задавайте вопросы в комментариях.

Источник

Что такое ноты? Тон. Полутон. Октава

Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими. Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости. в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков , Витас и Принц поют высокими голосами, а Шаляпин, Кай Метов, Кругнизкий (бас).

Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты. Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот, о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid. Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До — самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b). Это — так называемые знаки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) — чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# — это тоже самое, что и Реb.

Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:

  • До-бемольэто то же самое, что и Си, соответственно Си-диез = До;
  • Фа-бемоль — равен Ми, и, естественно, Ми-диез = Фа.
    Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре:
До
#
Ре
#
Фа
#

ль
#
Ля
#
До
#
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До2 Ре2

Полутон — это расстояние между соседними клавишами (Ми — Ми-бемоль, Ми-Фа ).

А расстояние в два полутона составляют тон. На гитаре — тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами — это полутон.

Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами. После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.

Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов — полутонах. А теперь о самих интервалах:

Прима — 0 полутонов.

Секунда малая — полутон. Секунда большая — 2 полутона (или 1 тон).

Терция малая — 3 полутона или (полтора тона). Терция большая — 4 полутона (два тона).

Кварта — 5 полутонов (2 1/2 тона).

Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта) — 6 полутонов.

Квинта — 7 полутнов.

Секста малая — 8 полутонов. Секста большая — 9 полутонов.

Септима малая — 10 полутонов. Септима большая — 11 полутонов.

Октава — нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).

Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава, находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке, для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой. Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы, тем ниже звук. Минимальный номер октавы в электронной музыке — 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит — первая нота выше на полтона. А если на 2, то — на тон.

Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До — С, До#1 — (С#1). Смотрите на рисунок.

C#1

До
# D#1

Ре
# F#1

Фа
# G#1

Cоль
# A#1

Ля
# C#2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу). Смотрите на рисунок.

Ту

До
# Мо

Ре
# Зу

Фа
# Ло

Cоль
# Цу

Ля
# Ту2

C1 Ре

D1 Ми

E1 Фа

F1 Соль

G1 Ля

A1 Си

H1 До2

C2 Ре2

D2

Это облегчает их мысленное произношение, когда Вы наигрываете мелодию. А то на выговаривание словечка ДО-ДИЕЗ уходит куча времени. Более подробно об этом читайте здесь.

Источник

Оцените статью