Международный день аккордеона баяна

Всероссийский День баяна
занимательные факты по музыке по теме

В материале рассказано о молодом празднике — Всероссийском дне баяна, аккордеона и гармоники — проводимом с 2010 г. по инициативе кафедры баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных

Скачать:

Вложение Размер
den_bayana.docx 334.65 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый год в третью субботу марта наступает Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники.

Раньше такого праздника в официальном календаре не было: его придумал в 2009 году известный российский баянист Фридрих Липс, музыкант не только огромного таланта, но и искренней преданности своему инструменту. Его инициатива — ежегодно, в третью субботу марта, проводить День баяна, аккордеона и гармоники, — нашедшая отражение в публикациях в журнале «Народник», вызвала к жизни уникальное фестивальное движение и уже в 2010 году, по инициативе кафедры баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных, был учрежден ежегодный Всероссийский День баяна, аккордеона и гармоники. С 2010 года этот праздник проводится в Москве, Нижнем Новгороде, Новомосковске, Туле, Воронеже, Саратове, Красноярске, Новосибирске, Челябинске, Еманжелинске, Кургане, Самаре, Екатеринбурге, Владивостоке и многих других крупных и малых городах России.

Баян, аккордеон, гармоника. На протяжении всего ХХ века эти язычковые инструменты являлись неотъемлемой частью быта народов России: русских, татар, башкир, украинцев и многих других.

Неоценимую роль сыграли баян, гармонь, аккордеон во время Великой Отечественной войны, являясь незримой связующей нитью между фронтом и домом. Известно, что наши прославленные маршалы — Г.К. Жуков, С.М. Будённый — обожали баян и в редкие минуты передышки брали его в руки.

Баян, аккордеон, гармонь были незаменимы во фронтовых бригадах на правах и сольных, и аккомпанирующих инструментов, заменяя рояль.

С открытием факультета народных инструментов в ГМПИ (ныне) РАМ им. Гнесиных началось профессиональное становление в этой области музыкального искусства: молодые музыканты стали получать высшее образование наряду с традиционными академическими инструменталистами. На протяжении многих десятилетий выпускники Гнесинки удерживают пальму первенства на престижных международных конкурсах.

Немало ведущих музыкантов – исполнителей на баяне и аккордеоне — удостоены почётных званий народных и заслуженных артистов и деятелей, а Юрий Казаков, Анатолий Полетаев и Владимир Федосеев — высокого звания народных артистов СССР. Для молодых инструментов академической сцены ныне пишут ведущие композиторы России: А. Холминов, Р. Леденёв, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Журбин, Е. Подгайц, М. Броннер, Г. Банщиков и др. Одновременно с этим баян, аккордеон и гармонь широко представлены в народных и эстрадных жанрах.

К сожалению, в силу некоторых причин интерес к язычковым инструментам в народе несколько снизился, уступив место гитаре, поп-культуре… Праздники же, подобные Дню баяна, становятся первыми шагами для привлечения внимания к баяну и аккордеону. Надо, однако, отметить, что, по мнению ряда известных педагогов и исполнителей, интерес падает не только к народным инструментам: если есть еще желающие учиться по классу фортепиано, то на струнные, духовые, народные инструменты осуществлять набор в учебные заведения очень сложно, — раньше же самыми ходовыми инструментами в школах были баян и рояль. Заметна опасная тенденция падения интереса к музыкальной культуре в целом, и изменить эту ситуацию, постараться поднять и сделать широким этот интерес — дело государственной политики, которая должна развернуться в сторону культуры: с этим согласен вдохновитель и основатель Всероссийского дня баяна, аккордеона и гармони» народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Фридрих Робертович Липс.

Поэтому целью учреждения Дня баяна, аккордеона и гармони явилось стремление стать частью национального проекта в области культуры: ведь в поисках национальной идеи очень важно поддерживать инициативы по сохранению традиций и достижений нашей многонациональной страны, где такой праздник сможет и обязательно будет играть огромную объединяющую роль: ведь проведение уже первого Дня баяна, аккордеона и гармони — 20 марта 2010 года — продемонстрировало большой энтузиазм во всех регионах России, как со стороны любителей, так и профессиональных музыкантов, и вылилось поистине во всенародный праздник: праздничные концерты были организованы в Красноярске, Екатеринбурге, Новомосковске, Туле, Воронеже, Саратове, Новосибирске и других городах.

… Основной концерт предваряется концертом-интродукцией — небольшим состязанием лауреатов крупнейших международных конкурсов за приз зрительских симпатий. Потом – уже на основном концерте – перед слушателями проходит вся панорама баянного и аккордеонного исполнительства – классические произведения, народные, сольные и ансамблевые выступления….

Нет сомнений, что славная «троица» заслужила этот день исторически: ведь баян сопровождал жизнь человека и в счастливых событиях, и в минуты отдыха, и во время ратных дел. Сейчас баяну, аккордеону и гармони уделяется незаслуженно мало внимания. Но ведь это наш, российский инструмент, и музыкальная общественность намерена его повсеместно продвигать. Причем в этом благородном деле совместно с музыкантами активно заняты и российские производители этих инструментов: они участвуют в праздничных мероприятиях, проводимых в разных городах России, живо откликаясь на интересные творческие инициативы; оказывают поддержку музыкантам, в т.ч. студентам и преподавателям средних и высших учебных заведений, ученикам музыкальных школ, и адресную помощь различным музыкальным учреждениям.

Вся работа по продвижению баяна наполнена пониманием того, что только через возрождение интереса и внимания к музыкальному искусству, через расширение круга любителей баяна, аккордеона и гармони возможно восстановление былого уважения к этим инструментам в нашей жизни. День баяна, аккордеона и гармони — это большой шаг в этом деле. И то, что с каждым годом ширится круг участников и гостей праздника, тому надежное подтверждение!

Источник

Всемирный день аккордеона. Музыка не знает войны

Дни рождения бывают не только у людей, исторических событий и отдельных явлений, но также у предметов и музыкальных инструментов.

Среди огромного количества музыкальных инструментов, существующих сегодня, есть один представитель, который привлекает к себе внимание красивым и благозвучным именем – аккордеон. Когда слушаешь его звучание, сразу ассоциативно представляешь Париж, Монмартр, Елисейские поля – Франция и аккордеон неразделимы. Аккордеон завоевал любовь по всему миру, некоторые города даже признали его официальным инструментом. Но не все так гладко в истории аккордеона — в иных странах его запрещали, признавая пособником враждебной культуры, но он вновь победно возвращался и дарил слушателям истинное удовольствие и творческое вдохновение. Аккордеон, обладающий красотой, демократичностью, мобильностью и актуальностью, способен передавать всю палитру человеческих эмоций: и глубокую печаль, и безудержную радость.

История инструмента начинается с изобретения губной гармоники, прародителем которой является китайский священный инструмент шэн. В нем для создания звука использовались свободно вибрирующие язычки, вставленные в бамбуковые трубочки, которые прикреплялись к резонаторному корпусу. Шэн в Европу попал по торговым путям и там, в конце XVIII века, начал свое кардинальное преобразование.

Поначалу органный мастер Ф. Киршник в 1777 году в результате эксперимента изобрел язычковые планки, которые в дальнейшем нашли применение в ручных гармониках.

В двадцатых годах XIX века берлинским музыкальным мастером Ф. Бушманом для облегчения настройки музыкальных инструментов, были сконструированы язычковые камертоны. Каждый из камертонов был настроен на определенный тон, звучать они начинали под воздействием потока воздуха. Объединив камертоны в продолговатой коробке, мастер в конечном итоге получил новый музыкальный инструмент – губную гармонику, ее усовершенствованные потомки в дальнейшем получили широкое распространение.

Однако мастер на этом не остановился и продолжал развивать свой камертон, приделав к нему мех. Для того, чтобы получить звучание одного определенного звука, мастер закрыл язычки клапанами, которые открывались

над соответствующими голосами. Так постепенно у Ф. Бушмана получилась небывалая до сих пор форма музыкального инструмента, названная эолиной. Она имела две крышки и мех, который раскрывался как веер. На одной крышке находились клавиши, на другой – приспособление для разжимания меха. Это была уже ручная гармоника, правда больше похожая на детскую игрушку.

Игрушечное изобретение Ф. Бушмана привлекло внимание музыкальных мастеров, одним из них был К. Домиан. Он очень активно занялся преобразованием ручной гармоники, придавая ей другой вид. На двух корпусах, соединенных меховой камерой, расположились 5 клавиш для правой и 5 клавиш для левой руки. Каждая клавиша правой руки на сжим и разжим издавала разные звуки, каждая клавиша в левой руке на сжим и разжим – два разных полных аккорда — это было новаторством, которое впоследствии К. Домиан поспешил запатентовать в 1829 году. Так появился совершенно новый инструмент с аккордовым аккомпанементом, получивший название аккордеон.

Далее история аккордеона переносит нас в Италию, в небольшое местечко недалеко от Кастельфидардо. Странствующий монах остановился отдохнуть в доме сельского жителя Антонио Сопрани, достал странный музыкальный инструмент и стал на нем музицировать. Сын селянина Пауло очень заинтересовался невиданной диковиной и приобрел ее у паломника — инструмент был аккордеоном Домиана. Он собрал нескольких умельцев и в 1864 году открыл мастерскую по производству аккордеонов, которые потом продавались в близлежащих городах. Затем П. Сопрани переехал в Кастельфидардо и открыл там фабрику, на которой занимались не только производством инструментов, но и их модернизацией. В 1897 году он запатентовал свое изобретение – извлечение готовых мажорных, минорных трезвучий и доминантсептаккордов на клавиатуре левой руки.

Популярность инструмента стремительно росла не только в Италии, но и в других европейских странах, там стремительно открывались фабрики по производству аккордеонов. Впоследствии инструмент, вместе с эмигрантами переплыв Атлантический океан, прочно обосновался и на американском континенте.

Факт: Аккордеон является одним из самых популярных инструментов во многих странах мира: Мексике, Бразилии, Колумбии, США, Канаде, Франции, Голландии, Англии, Шотландии, Германии, Швеции, Японии, Финляндии и других.

Всемирный день аккордеона в Саранске

5 мая 2017 года в Саранске состоялся праздничный вечер, посвященный Всемирному дню аккордеона, которому в этом году исполнилось 188 лет. В арт-кафе «Маска» собрались любители этого инструмента. Программу вечера подготовил и вел энтузиаст аккордеона, исполнитель, лауреат межрегиональных музыкальных фестивалей Алексей Горбунов (студент 3 курса музыкального училища (класс заслуженного работника культуры Мордовии Пивкина А. Е.)

Программа концерта включала в себя 2 части. Сначала слушатели ознакомились с краткой историей инструмента, а также вспомнили, как Всемирный день аккордеона отмечался в прошлом году. Вторая часть концерта была полностью посвящена музыке. Большая часть прозвучавших номеров – танго. Этот популярный жанр танцевальной музыки часто исполняют именно на аккордеоне. Среди прозвучавших произведений – «Мне бесконечно жаль» (муз. А. Цфасмана, исп. А. Горбунов), «Рио Рита» (муз. Э. Сантеухини, исп. А. Горбунов), «Либертанго» (муз. А. Пьяццоллы, исп. Е. Пожарова и А. Горбунов), а также попурри на темы популярных танго «Ах, эти черные глаза (муз. О. Строка), «Счастье мое» (муз. Е. Розенфельда) и «Утомленное солнце» (муз. Г. Петербургского) в исполнении А. Горбунова и А. Е. Пивкина. В программу также вошли номера-видеозаписи – «Брызги шампанского» (муз. Хосе де Люкьеси) в исп. Г. Антонова, «Кумпарсита» (муз. Х. Родригеса) в исп. Золотого аккордеона СССР — России В. Ковтуна и «Танго для Клод» (муз. Р. Гальяно) в исп. обладателя кубка мира по аккордеону А. Поелуева.

Своей игрой на духовой мелодике вечер украсила лауреат международного и всероссийского конкурсов в Екатеринбурге (2013 г.) и (Москве в 2017 г.) Екатерина Пожарова, исполнившая «Смуглянку» (муз. А. Новикова) и «Либертанго» (в дуэте с А. Горбуновым).

Вокальная часть концерта была представлена тремя номерами. Преподаватель музыкального училища, заведующая вокальным отделением Е. В. Гончаренко вместе с профессором Санкт-Петербургской академии искусств, членом Союза композиторов России и РМ, заслуженным работником культуры РМ А. Е. Пивкиным исполнила песню «Ах, эти тучи в голубом» из кинофильма «Московская сага» (муз. А. Журбина, сл. В. Аксёнова и П. Синявского). Также А.Е. Пивкин дуэтом с самодеятельным композитором РМ А. В. Пыресевым исполнили две песни из нового сборника «Голос Синевы»: (муз. А. Пыресева, сл. Л. Сюсиной) и «Проходят стремительно годы».

В программе концерта также принимал участие Андрей Артемьев (фортепиано), класс преподавателя Резеповой Н. Ю.

Посетители арт-кафе «Маска» узнали много новых и интересных фактов об аккордеоне, услышали музыкальные композиции в исполнении различных исполнителей. Надеемся, в следующем году творческий вечер, посвященный Всемирному дню аккордеона, будет таким же интересным.

Автор: Валеева В.Н., преподаватель теоретического отделения, музыковед

Источник

Всероссийский день баяна и аккордеона

Новость опубликована 15 Мар 2018г.

Каждый год в третью субботу марта наступает Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники.

Раньше такого праздника в официальном календаре не было: его придумал в 2009 году известный российский баянист Фридрих Липс, музыкант не только огромного таланта, но и искренней преданности своему инструменту. Его инициатива – ежегодно, в третью субботу марта, проводить День баяна, аккордеона и гармоники, вызвала к жизни уникальное фестивальное движение и уже в 2010 году, по инициативе кафедры баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных, был учрежден ежегодный Всероссийский День баяна, аккордеона и гармоники. С 2010 года этот праздник проводится в Москве, Нижнем Новгороде, Новомосковске, Туле, Воронеже, Саратове, Красноярске, Новосибирске, Челябинске, Еманжелинске, Кургане, Самаре, Екатеринбурге, Владивостоке и многих других крупных и малых городах России.

21 марта (ср) в 18.00 в Большом концертном зале им. Б. М. Белицкого состоится концерт, посвященный Всероссийскому дню баяна и аккордеона. В концерте принимают участие Заслуженный артист РФ Виктор Герасимов; Танго-оркестр «Milonga Orquestra» в составе – Татьяна Галкина, Павел Кожевников, Иван Строев, Роман Севостьянов; преподаватели и студенты Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского и Челябинского государственного института культуры; учащиеся Детских школ искусств № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, ЦДШИ г. Челябинска. В концерте прозвучит ансамблевая музыка.

Ведущая концерта – Кристина Прибылова. Вход свободный. Справки по телефону – 260-55-42.

Источник

Читайте также:  Believers imagine dragons ноты
Оцените статью