Межпредметная связь уроков фортепиано

«Эффективность применения межпредметных связей на уроках общего фортепиано в хореографической школе»

Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонации человеческой речи, хореография — на выразительность движений человеческого тела.

Скачать:

Вложение Размер
doklad-2.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Мичуринская детская хореографическая школа»

« Эффективность применения межпредметных связей

на уроках общего фортепиано в хореографической школе»

Преподаватель общего фортепиано

Ширяева Ирина Ивановна

Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонации человеческой речи, хореография — на выразительность движений человеческого тела.

Знаменитый реформатор хореографического искусства Ж.Ж.Новерр сказал замечательные слова «Хорошая музыка должна живописать, должна говорить. Отзываясь на нее, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней все то, что она произносит». Будущему хореографу, балетмейстеру необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, воспроизводить, увлекаться ею.

Балетный критик Карло Блазис отмечает: «Музыка – это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически интонационно организованными звуками; в танце идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и интонационно средствами организованной пластики сценического движения, то есть при помощи хореографической композиции, позы и актерского жеста; музыкальность – это способность к музыке, тонкое понимание ее; танцевальность – это способность к танцу и тоже тонкое понимание его. Без подлинной музыкальности нельзя обладать подлинной танцевальностью, ибо содержание музыкального произведения и сценического действия едины».

Большое значение для занятий в хореографической школе играют индивидуальные уроки фортепиано. В поисках связи фортепиано с хореографией, хочется отметить, что это универсальный инструмент, инструмент-оркестр. На нем можно исполнять классическую музыку для «классического танца», народную – для «народного танца», не обделить вниманием «бальный танец» — вальс, танго, фокстрот, не оставить в стороне «историко-бытовой танец», сыграв бурре, ригодон и др. Ни на каком инструменте не прозвучит так ярко и выразительно симфоническая музыка, вокальная (оперная), и что не мало важно – балетная.

Поэтому будущие танцовщики и хореографы учатся играть на фортепиано.

В период учебы на фортепиано учащиеся получают элементарные навыки игры, развивают музыкальное мышление. Пройдя курс фортепиано, они могут осмысливать, анализировать музыкальное произведение, изучив такие понятия как: мелодия – мотив, кульминация, музыкальная фраза, предложение – именно по ним строятся хореографические фигуры, этюды и хореографические номера.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с такими понятиями как: ритм, темп, метр, форма, мотив, мелодия, гармония и так далее. «Ритм – организатор музыкальных звуков во времени». Что без него танец? И именно на уроках фортепиано у учащихся развивается чувство ритма посредством работы над музыкальными произведениями, познают многообразие ритмов. На уроках фортепиано учащиеся узнают, что «древние обряды, игры, военные походы всегда сопровождала музыка. Именно она помогала людям объединиться в общем настроении, движении, чувстве. Поэтому в маршевой и танцевальной музыке главные выразительные средства – ритм и темп». А знание мажорного и минорного лада помогает передать настроение в танце. Учащиеся будут знать, что радость не бывает медленной, а грусть – быстрой. Ритм в танце является важнейшим формообразующим элементом.

Темп музыки задает общий темп танца, его изменения.

Метр дает танцу основу временной организации. На музыку в три четверти нельзя танцевать танец в четыре четверти и наоборот. Танец лишь в редких случаях сводится к отбиванию каждой метрической доли такта. (Обычно его организация свободнее, опорные моменты могут совпадать не только с долями такта, но и с полутактами, с тактами и даже с двутактами).

Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеет мелодия, гармония и ритм в их взаимодействии. В мелодии ярче всего обычно проявляются характерные черты той или иной мысли. Гармония имеет свойство раскрашивать музыку (танец), каждое соотношение звуков имеет свой цвет.

Изучив все эти понятия и применив их на практике на уроках фортепиано, учащиеся могут использовать полученные знания и навыки на занятиях хореографии.

Понимание музыкальных сочинений невозможно без эмоциональной отзывчивости.

Работа над воплощением музыкального образа в произведениях различных композиторов, разных эпох и стилей на уроках общего ф — но формирует у учащихся эмоциональную отзывчивость, которая необходима для воплощения образа в танце.

Преподаватель – музыкант должен уделять внимание развитию у учащихся эмоциональности в восприятии музыки. Эмоциональная отзывчивость формируется, как бы «сама собой», особенно в условиях исполнительской формы музыкальной деятельности. Содержание работы на уроках фортепиано предполагает умение

учащихся проникать в образный смысл музыки и как можно убедительнее

доносить его слушателям.

На своих уроках нахожу приемы и способы работы над произведением, которые максимально способствовали бы активизации эстетического переживания музыки. Например, с учащимися 1 кл. проигрывая различные произведения, предлагаю рассказать о характере услышанной музыки, предлагаю исполнить движения в характере данной музыки, а также на уроках в старших классах предлагаю учащимся вообразить и проиллюстрировать фрагмент изучаемой балетной музыки танцевальными движениями. Работая над ритмическими особенностями и штрихами в балетной музыке, учащиеся лучше понимают язык хореографии и пластики.

В репертуар учащихся включаю произведения танцевального характера, балетной и народной музыки. На уроках фортепиано разучиваем и исполняем различные старинные танцы, такие как: лендлер, менуэт, гавот, сарабанда, ригодон, тарантелла и другие. Провожу беседы о истории их возникновения, тем самым уроки фортепиано помогают детям в освоении историко — бытового танца. Уроки фортепиано связаны с уроками истории балета. На моих уроках большое место в репертуаре занимают фрагменты балетной музыки.

В прошлом учебном году проходил конкурс произведений Чайковского. В этом учебном году будет проходить конкурс посвящённый творчеству знаменитого хореографа Петипа.

Большое количество учащихся принимает участие в конкурсах, что способствует развитию интереса и осознанному отношению к хореографическому искусству.

Список использованной литературы:

  1. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах [текст]/ Ж.Ж. Новерр – М.: Искусство, 2009. – 37
  2. Ворновицкая Н. Музыка для уроков классического танца. – М.: Советский композитор, 1989. – 110с.
  3. 3. Горшкова Е.В. Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа //Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками [текст] Под редакцией Л. А. Венгера. / Е.В. Горшкова — М.: Интор, 2006. -175с.

Источник

План-конспект открытого урока:»Межпредметная интеграция в современной музыкальной школе как один из методов работы над музыкальным произведением»

В современный век всеобщей компьютеризации страдает художественно-эмоциональное развитие детей. Данный урок позволяет активизировать и развить художественно-образное мышление обучаемого посредством использования комплекса средств, включающих межпредметную связь и проблемно-поисковые ситуации.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_mezhpredmetnym.docx 36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа г. Ярцево Смоленской области

План — конспект открытого урока по фортепиано

«Межпредметная интеграция в современной музыкальной школе как один из методов работы над музыкальным произведением»

Зинина Елена Юрьевна

1.Тема урока: «Межпредметная интеграция в современной музыкальной школе как один из методов работы над музыкальным произведением»

2.Цель урока: Активизация и развитие художественно-образного мышления обучаемого посредством использования комплекса средств, включающих межпредметную связь и проблемно-поисковые ситуации;

выработка и накопление пианистического мастерства.

— формировать навыки эффективного использования всего комплекса полученных знаний

— овладеть способами интеграции музыкально-образного мышления, музыкально-слуховых представлений, исполнительских умений и навыков

— развивать мативационную сторону личности исполнителя через активацию художественно-образного мышления;

— развивать музыкально-слуховые, аналитические, исполнительские навыки

— воспитывать культуру сольного исполнительства;

— воспитывать ребенка в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, профессиональной требовательности

4. Тип урока: комбинированный

5. Вид урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.

6. Методы обучения: сравнения, анализ, метод звуковой наглядности, метод диалога.

7. Средства обучения: музыкальный инструмент, нотный материал, ноутбук.

Актуальность заявленной темы определяется двумя очень важными моментами:

— в современный век всеобщей компьютеризации, расширение информационного поля обучающихся страдает сфера художественно-эмоционального развития детей;

— данная тема позволяет практически реализовать метод компетентносного подхода к обучению. Компетентностный подход предполагает тесную взаимосвяь и практическое использование всех знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.

Успешность работы над музыкальным произведением зависит от многих составляющих, это возможность освоить произведение технически, а так же умение передать эпоху, стиль исполняемого произведения, способность осмыслить особенности гармонического языка, иными словами это ежедневная кропотливая работа.

Сегодня на уроке мы покажем работу над « Менуэтом» И.С.Баха из французской сюиты №2 до минор.

Для наиболее глубокого проникновения в произведение используем возможности межпредметной интеграции.

I.Система обще-эстетических, историко-теоретических и специальных музыкальных знаний как механизм активизации художественно-образного мышления обучающегося.

Краткая биографическая справка о композиторе поможет глубже проникнуть в содержание музыкального произведения, определить эпоху и стиль.

  1. Биографическую справку готовит ученик, приблизительный текст может быть такой:

2.Анализ композиции и содержания французской сюиты И.С.Баха №2 до минор.

Французское слово « сюита» означает ряд, следование, вереница. В русском языке даже прижилось похожее слово свита , означающее вереницу людей, шествующих вслед какому-нибудь важному лицу. А французскими их назвали потому, что они похожи по характеру на танцы, которые писали французские композиторы. Так аллеманда открывала празднества при дворах владетельных сеньоров. За ней шла Куранта, Сарабанда, ария,жига. А между ними вставлялись такие танцы как Гавот и Менуэт.

Менуэт (означает – мелкий шаг) родом из французской провинции. Галантные поклоны и реверансы, составляющие его суть, находят отражение в музыке, которая пишется в трехдольном размере.

Демонстрация и анализ картин.

Итальянский художник Луций Росси «Менуэт»

Колониальный Менуэт американской художницы Дженни Бронскомбе.

Второй этап работы. Получив эмоциональный импульс, ученику предлагается исполнить Менуэт с последующим комплексным анализом.

II. Музыкально-теоретический анализ произведения. Интеграция музыкально-теоретических и специальных знаний в процессе работы над музыкальным произведением.

1.Определение тональности и влияние ее на характер произведения. Развитие музыки представлено в форме диалога.

2.Мелодические фразы с ровным ритмическим рисунком восьмыми заканчиваются типичными басовыми « приседаниями».

3.В средней части Менуэта развитие музыки происходит за счет секвенции.

4.Анализ гармонического языка произведения:

-в мелодии выделяется выразительная секстовая фигура восклицания

-используется мотив, типичный для менуэтов – группетто.

5. Работа по техническому освоению Менуэта.

— работа над интонированием мелодической линии, исключающая толчки, дробление.

— работа над умением выстраивать длинную фразу;

— различие штриха в разных руках ( нон легато в левой руке, легато в правой)

— гармоническая основа в секвенции, анализ, удобство заучивания.

Домашнее задание: прослушать Менуэт в исполнении нескольких пианистов.

III. Интеграция музыкально-теоретических знаний и творческих заданий как один из методов мотивации музыкально-аналитической деятельности обучающихся.

Работа ведется с неизвестный для ребенка произведением, доступным для чтения с листа, лишенным авторского названия.

Л.Шитте « Кукушка» 1 предложение.

-прочитать с листа, определить тональность пьесы, обозначить ее роль в эмоциональной окраске музыки;

-вычленить ключевой элемент музыкальной выразительности данной пьесы имитация — подражание, объяснить в каком жанре фортепианной музыки этот прием является основным (в полифонии, где мелодический материал, сначала прозвучавший в одном голосе, повторяется другими голосами на той же или измененной высоте).

Домашнее задание : прослушать в записи «Двухголосную инвенцию»№8 И.С.Баха как яркий пример имитационной полифонии.

IV.Целостность историко — теоретических знаний и музыкально-исполнительских навыков – основополагающее звено в формировании важных компетенций обучающихся.

В процессе работы формируются следующие компетенции:

— слуховое восприятие музыкальной информации;

— трансляция музыкальной информации посредством речи;

Сравнение 3-х Этюдов по их музыкальной выразительности.

Этюд №10 К.Черни II тетрадь, Стефан Геллер Этюд ля минор, С.Рахманинов Этюд-картина « Красная шапочка и волк».

Этюд – это инструментальная музыкальная композиция, является практическим материалом, предназначенным для совершенствования технических навыков музыканта. С появлением фортепиано как домашнего инструмента, руководства по обучению на фортепиано с упражнениями стали очень популярны. Так многочисленные этюды Карла Черни сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного выступления.

Исполнение учеником Этюда С.Геллера.

Австрийский пианист и композитор Стефан Геллер писал этюды, представляющие собой среднюю форму между этюдом и фортепианной миниатюрой. Они способствуют развитию техники и музыкальности. Ученики получают навыки фразировки, использование динамических акцентов, сочетания мелодии в двух голосах, освоение различных ритмов.

А уже такой композитор как Сергей Рахманинов свои этюда назвал «этюдами-картинами», подчеркивая их образный и эмоциональный строй, проникнутый духом и очарованием русской природы. В них композитор сосредоточился на звучности и музыкальных возможностях фортепиано как инструмента, а не на технической подготовке пианиста.

Домашнее задание: прослушать « Этюд-картину» ОР.39 №6 « Красная шапочка и волк»

Завершить урок хотелось бы словами К.Игумнова.

« Да, музыка – это язык! Язык, который очень трудно изучить. На этом языке написаны поэмы, рассказы, стихи. Задача исполнителя – рассказать эти поэмы и стихи связно, логично, чтобы органично сочетать в одно целое все звенья».

  1. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста.-К.: Музична Украина,1977
  2. Осипова В.Д. Полифония. — Издательство Ом ГУ. Омск, 2006.
  3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор,1989
  4. Щапов А.Н. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика -XXI,

Источник

Читайте также:  Великого отечества сыны ноты
Оцените статью