Ми бемоль мажор доминантовый аккорд

Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение

Гармония — одна из самых сложных наук в музыке. Тем не менее, ее элементы начинают изучаться еще на раннем этапе профессионального обучения музыканта — в музыкальной школе в рамках уроков сольфеджио. Те же, кто получает образование в средне-специальном или высшем учебном заведении, знакомятся с наукой более подробно. Познания учеников ДШИ и ДМШ чаще ограничиваются трезвучиями, доминантсептаккордом и их обращениями. Также проходятся вводные и второй септаккорды. Что же такое доминантсептаккорд?

Аккорды, их классификация

Аккорд (классического строения) представляет собой созвучие, состоящее более чем из трех звуков, которые расположены по терциям.

Если в аккорде 3 звука, то он называется трезвучием, в этом случае у аккорда может быть 2 обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд.

Если в аккорде 4 звука, то он называется септаккордом. Обращений у септаккорда 3. Чтобы понять, от чего это зависит, нужно знать, что такое обращение. Чаще всего в музыкальной школе учат, что это перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх. Такое определение не совсем точное, т.к. является способом получения обращения аккорда. Корректным определением будет следующий вариант: обращение — такой вид аккорда, где основанием является любой тон, кроме примы.

Читайте также:  Вдоль да по речке вдоль да по казанке ноты для хора

Чтобы понимать весь объем, следует также знать, как называются звуки аккордов. Нижний звук — прима (или основной тон), второй — терция, третий — квинта, а последний, четвертый — септима.

Обращения любого септаккорда называются: квинтсекстаккорд (в басу — терция), терцкватаккорд (в басу — квинта), секундаккорд (строится на септиме).

В зависимости от строения бывает 7 видов септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой увеличенный. Названия обусловлены интервалом, который образуют крайние звуки: малая, уменьшенная или большая септимы — и трезвучием, которое строится от основного тона: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное.

Что же такое доминантсептаккорд?

Доминантсептаккорд и тональность

Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени лада. Обозначается D7.

Благодаря своему местоположению аккорд приобретает доминантовую функцию — значение в ладу (всего функций 3: тоническая, субдоминантовая, доминантовая) и соответствующее малому мажорному септаккорду строение. Аккорд включает в себя следующие ступени: V, VII, II, IV. Как известно, на V ступени мажора и гармонического минора строится мажорное трезвучие (доминантовое), а между V и IV ступенями лада образуется интервал малая септима. Иначе — строение D7: б3+м3+м3.

Доминантсептаккорд и его обращения и разрешения приобретают важную роль в тональности. Это один из наиболее неустойчивых аккордов с довольно ярким тяготением в тонику. При модуляции (переходе в новую тональность) доминантсептаккорд удобнее всего использовать и в каденциях (заключительных оборотах) для большей устойчивости тоники.

Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения

Как и любой септаккорд, доминантовый имеет 3 обращения:

T 5 3 — тоническое трезвучие, T6 — тонический секстаккорд. удв.1 — удвоение примы в трезвучии или секстаккорде. Разберем, как это выглядит в тональностях.

Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в мажорных диезных тональностях.

Примеры построения в мажорных бемольных тональностях.

Примеры построения доминантсептаккорда и его обращений в минорных диезных тональностях.

Примеры построения в минорных бемольных тональностях.

Особые виды доминантсептаккорда, другие варианты разрешения

Интересно, что доминантсептаккорд можно разрешить не только в тоническое трезвучие, но и в трезвучие VI ступени. В мажоре оно будет минорным, а миноре — мажорным. Такой оборот называется прерванным.

Также доминантсептаккорд может быть с секстой — в данном случае вместо квинты (II ступени лада) появляется секста (III ступень лада), чаще в верхнем голосе. Особенно выразительно оборот с таким аккордом звучит в миноре, т.к. Д7 включает в себя созвучие, энгармонически равное увеличенному трезвучию.

В мажоре возможен альтерированный доминантсептаккорд с пониженной или повышенной квинтой, а в миноре — только с пониженной. При этом аккорд приобретает напряженный характер звучания.

Доминантсептаккорд и его обращения играют важную роль в музыке. Поэтому стоит хорошо понимать его строение, разрешение и не лениться петь его на уроках сольфеджио.

Источник

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

  • Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
  • Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
  • Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
  • Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

Источник

ОСНОВНЫЕ АККОРДЫ ТОНИЧЕСКОЙ ДОМИНАНТОВОЙ И СУБДОМИНАНТОВОЙ ФУНКЦИЙ

Тонический аккорд.

Тонический аккорд, например, в до мажоре может быть представлен как Cmaj и Се, сле­довательно, аккорды III ступени — Ет7 и VI ступени — Ат7 относятся также к тонической функции.

Основные аккорды тонической функции:

Аккорды субдоминантовой функции.

К ним относятся аккорды II и IV ступеней в мажоре и II, IV и VI ступеней в миноре. Аккорды субдоминантовой функции:

В примере ля-бекар в до миноре является признаком дорийского лада или ме­лодического минора (мажорная субдоминанта).

В до мажоре ляЬ является признаком гармонического мажора (т. е. минорная субдоминанта), а ми\>— блюзового лада.

** Септаккорды доминантовой структуры на первой ступени в основном применяются в ладовом джазе (см. гл. XVIII § 14) на долго звучащем остинатиом тоническом басу.

Аккорды доминантовой функции.

К ним относятся аккорды, которые строятся на V, ьII и VII ступенях.

Все приведенные выше аккорды доминантовой функции могут быть как в мажоре, так и в миноре.

Упражнения:

1) Играть следующие гармонические обороты с участием S, D и Т в мажорных и минор­ных тональностях до трех знаков:

Играя эти упражнения, не следует снимать рук с клавиатуры, следя за тем, чтобы голо­са двигались плавно, разрешаясь в ближайшие звуки. Для этого надо пользоваться обра­щениями аккоодов в правой руке (в левой— основной тон). Басы в левой руке брать на каждую дол!о**

Начинать гармонический оборот нужно уметь из любых мелодических поло­жений аккорда. Все упражнения играть в тесном расположении , причем расстояние от ба­са, взятого левой рукой, до нижнего тона в правой руке не учитывается. Желательно в правой руке не выходить за пределы первой октавы (сверху).

1) Играть гармонические обороты с обращениями каждого аккорда следующим обра­зом:

Фразы дирижера симфонического оркестра.

  • Девоньки, у вас пальчики на руке такие, как у Шварценеггера на ноге!
  • Людей, играющих фальшиво, надо сажать в тюрьму наравне с фальшивомонетчиками.
  • Лучше бы вы головой в литавры били, громче получилось бы!
  • Перестаньте пялиться в декольте флейтистки, там нет нот, ваша партия на пюпитре!
  • Трубачи, вы хоть и сидите выше тромбонов, но они, в отличие от вас, – мужики!

Источник

Оцените статью
Название обращения Обозначение Ступень, на которой строится Строение Разрешение
Доминантовый квинтсекстаккорд D6 5 VII T 5 3 (удв.1)
Доминантовый терцквартаккорд D 4 3 II м3+б2+б3 T 5 3 (разв.)
Доминантовый секундаккорд D2 IV