- Аккорды в тональности. Таблица аккордов
- Виды аккордов
- Построение аккордов в тональности
- Таблицы тональностей аккордов
- Аккорды в мажорных тональностях
- Аккорды в минорных тональностях
- Состав аккордов в тональности
- Мажорный паттерн
- Минорный паттерн
- Как использовать сложные аккорды
- Заключение
- Гамма Ми-Минор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
- Состав и ступени гаммы ми-минор
- Как построить гамму ми-минор
- Устойчивые ступени гаммы ми-минор
- Аппликатуры гаммы ми-минор на грифе
- Пять позиций гаммы ми-минор на грифе гитары
- Первая позиция
- Вторая позиция
- Третья позиция
- Четвертая позиция
- Пятая позиция
- Гармонический минор Em. Аппликатура. Как построить гармонический ми-минор
- Схема построения
- Аппликатуры гармонического минора от ноты ми (E)
- Похожие статьи
- Меню сайта
- Аппликатуры аккордов
- Популярные статьи
- Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения
- Главные аккорды
- Побочные аккорды
- Правила голосоведения
- Обозначение аккордов
- Аккордовые последовательности
Аккорды в тональности. Таблица аккордов
Если вы пытаетесь самостоятельно подобрать аккорды к чужой или своей сочиненной песне, то часто возникает вопрос, какие вообще аккорды нужны. Если в случае чужих песен еще все более-менее понятно, можно ориентироваться на оригинал, то как быть с песнями собственного сочинения? Ведь тут нужно писать аккомпанемент с нуля и ориентироваться только на мелодию в голове и ее тональность. В этой статье как раз и рассмотрим как построить аккорды в тональности.
Виды аккордов
Что такое аккорды и как они образуются, вы можете почитать на нашем сайте в соответствующей статье здесь. Если вы уже с ней знакомы, то знаете, что аккорд это сочетание трех и более звуков, которые расположены по определенным интервалам. В зависимости от них аккорды делятся на:
- Мажорные. Имеют в своем составе большую терцию от тоники, что и дает то самое «веселое» звучание
- Минорные. Благодаря малой терции от тоники минорные аккорды звучат «грустно»
- Уменьшенные. Интервал между третьей и пятой ступенью аккорда является малой терций, что дает менее устойчивое звучание. Уменьшенные аккорды также являются минорными, потому что третья ступень является малой терцией.
- С задержкой. Это нейтральные аккорды благодаря тому, что в них третья ступень повышается и не является терцией.
- Составные. В состав этих аккордов попадают другие ступени. Самый яркий пример это септаккорды, в которых добавляется седьмая ступень — септима.
Построение аккордов в тональности
Музыка хоть и не является точной наукой, как например, математика, но все равно имеет некоторые основополагающие законы. Правда их часто можно нарушать, но сейчас не об этом. Благодаря этим законам, мы можем облегчить себе слух (и жизнь) и почти без проблем подбирать аккорды под любую мелодию. Главное только знать ее тональность и паттерны построения.
Аккорды, которые входят в тональность, неразрывно связаны с ее ступенями. То есть, если вы играете в тональности до-мажор (C), то в аккордах должны быть только те ноты, которые входят в эту тональность. Для до-мажора это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Соответственно, каждый аккорд должен иметь в себе ноты только из этого набора.
Как вы знаете, аккорды строятся по терциям. Это значит, что расстояние между соседними ступенями равно терции большой или малой в зависимости от типа аккорда. Таким образом, у нас получатся и мажорные и минорные аккорды в рамках одной тональности. Давайте разберем подробнее, какие аккорды входят в тональность до-мажор от каждой ее ступени.
C-D-E-F-G-A-B
- C: C-E-F — аккорд до-мажор (б3+м3) C
- D: D-F-G — аккорд ре-минор (м3+б3) Dm
- E: E-G-B — аккорд ми-минор (м3+б3) Em
- F: F-A-C — аккорд фа-мажор (б3+м3) F
- G: G-B-D — аккорд соль-мажор (б3+м3) G
- A: A-C-E — аккорд ля-минор (м3+б3) Am
- B: B-D-F — аккорд си уменьшенный Bdim
По такому же принципу строятся аккорды и в других тональностях. Все они работают по одним и тем же законам построения или паттернам. В таблице ниже для вашего удобства приведены аккорды во всех тональностях.
Таблицы тональностей аккордов
Аккорды в мажорных тональностях
Аккорд | I | II | III | IV | V | VI | VII |
C | C | Dm | Em | F | G | Am | Bdim |
C# | C# | D#m | Fm | F# | G# | A#m | Cdim |
D | D | Em | F#m | G | A | Bm | C#dim |
D# | D# | Fm | Gm | G# | A# | Cm | Ddim |
E | E | F#m | G#m | A | B | C#m | D#dim |
F | F | Gm | Am | A# | C | Dm | Edim |
F# | F# | G#m | A#m | B | C# | D#m | Fdim |
G | G | Am | Bm | C | D | Em | F#dim |
G# | G# | A#m | Cm | C# | D# | Fm | Gdim |
A | A | Bm | C#m | D | E | F#m | G#dim |
A# | A# | Cm | Dm | D# | F | Gm | Adim |
B | B | C#m | D#m | E | F# | G#m | A#dim |
Аккорды в минорных тональностях
Аккорд | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Cm | Cm | Ddim | D# | Fm | Gm | G# | A# |
C#m | C#m | D#dim | E | F#m | G#m | A | B |
Dm | Dm | Edim | F | Gm | Am | A# | C |
D#m | D#m | Fdim | F# | G#m | A#m | B | C# |
Em | Em | F#dim | G | Am | Bm | C | D |
Fm | Fm | Gdim | G# | A#m | Cm | C# | D# |
F#m | F#m | G#dim | A | Bm | C#m | D | E |
Gm | Gm | Adim | A# | Cm | Dm | D# | F |
G#m | G#m | A#dim | B | C#m | D#m | E | F# |
Am | Am | Bdim | C | Dm | Em | F | G |
A#m | A#m | Cdim | C# | D#m | Fm | F# | G# |
Bm | Bm | C#dim | D | Em | F#m | G | A |
Состав аккордов в тональности
Если внимательно посмотреть на таблицы, приведенные выше, можно увидеть, что каждая строчка формируется по определенному закону. Одни ступени всегда только мажорные, другие только минорные. Если вы заучите эти паттерны, то сможете составлять аккордовые последовательности сразу из головы, не прибегая к помощи таких шпаргалок. Рассмотрим паттерны подробнее.
Мажорный паттерн
- I — Мажор
- II — Минор
- III — Минор
- IV — Мажор
- V — Мажор
- VI — Минор
- VII — Уменьшенный
Минорный паттерн
- I — Минор
- II — Уменьшенный
- III — Мажор
- IV — Минор
- V — Минор
- VI — Мажор
- VII — Мажор
Как использовать сложные аккорды
Помните, что аккордовая последовательность может состоять не только из классических мажорных и минорных трезвучий. Вы также можете использовать более сложные аккорды, такие как септаккорды, нонаккорды и прочие. Главное, чтобы дополнительные ступени входили в тональность.
Например, в тональности до-мажор вместо аккорда третьей ступени Em можно использовать септаккорд Em7. Он состоит из нот E, G, B, D, которые входят в состав тональности C (до-мажор). По такому же принципу можно использовать и другие аккорды. Это разнообразит звучание и внесет дополнительные настроения в вашу музыку.
Заключение
Если вы хотите уметь быстро и без ошибок подбирать аккорды к своим или чужим песням, рекомендуется знать по какому принципу находятся аккорды в тональности. Вам хотя бы нужно просто запомнить паттерны построения, и даже вышеприведенные таблицы не понадобятся. Но на первых порах, конечно же, лучше ими пользоваться.
Источник
Гамма Ми-Минор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
Прошу любить и жаловать — гамма Ми-Минор (Em). Это одна из самых популярных и часто используемых гамм в западной музыке. Особенно часто она используется в гитарных композициях, потому что стандартный строй гитары как раз таки Ми. В песнях рок и метал стиля также довольно популярен ми-минор. Так как рок музыка достаточно тяжелая в звучании, ей отлично подходят минорные гаммы и тональности. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы. В этой статье разберем как построить гамму, ее аппликатуры, а также приведем несколько табулатур для разучивания и упражнений.
Состав и ступени гаммы ми-минор
Как построить гамму ми-минор
Гамма ми-минор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Ее название соответствует ее тональности (ми-минор). В гамме содержится всего одна нота с диезом — Фа-диез (F#). Так как гамма минорная, в ней присутствуют характерный «грустный» оттенок. Из теории музыки известно, что минорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:
тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Тональность и тоника гаммы ми-минор (исходя из названия) — Ми (E). Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:
Гамма соль-мажор является параллельной ми-минору. Она состоит из тех же нот в той же последовательности, но тоникой является нота Соль.
Устойчивые ступени гаммы ми-минор
Самыми устойчивыми ступенями гаммы натурального минора являются первая, третья и пятая. Здесь это тоника, терция и квинта — E (Ми) G (Соль) B (Си). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ми-минор (Em). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выбросить их из гаммы, то получим пентатоническую гамму Ми.
Аппликатуры гаммы ми-минор на грифе
На грифе гитары гамму ми-минор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ми-минор.
Пять позиций гаммы ми-минор на грифе гитары
Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ми (E). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Первая позиция
Это основная и базовая позиция гаммы ми-минор. Начинается с открытых струн. Это открытая позиция гаммы ми-минор. В ней расположен популярный аккорд Em.
Вторая позиция
Этот бокс расположен в пределах 2-6 ладов на грифе. Тоника нота Ми находится на 2 и 4 струнах
Третья позиция
Здесь на каждой струне можно играть по 3 ноты. Нота ми расположена на 2 и 5 струнах, на 5 и 7 ладах соответственно.
Четвертая позиция
Пятая позиция
Гармонический минор Em. Аппликатура. Как построить гармонический ми-минор
Схема построения
Чтобы из натурального ми минора получить гармонический, нужно повысить седьмую ступень на полтона. Для наглядности разберем его схему.
Ми-Фа диез-Соль-Ля-Си-До-Ре диез-Ми
Как видно из схемы, нота D (Ре) повышается на полтона до ре-диеза. Благодаря этому, между 6 и 7 ступенью гаммы получаем интервал — уменьшенная кварта, а между 1 и 7 ступенью — повышенная септима. В отличие от натурального минора в гармоническом ми миноре присутствуют уже 2 ноты с диезами. Теперь рассмотрим аппликатуры на грифе гитары.
Аппликатуры гармонического минора от ноты ми (E)
Чтобы запомнить и выучить аппликатуру любого гармонического минора, вам в первую очередь нужно хорошо знать натуральный минор. Дальше запомните расположение седьмых ступеней на грифе. Теперь при игре импровизаций просто помните, где у вас «семерки» и всегда повышайте их на полтона.
Похожие статьи
Меню сайта
Аппликатуры аккордов
Популярные статьи
Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.
Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.
Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.
Источник
Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения
Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.
Главные аккорды
Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.
Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.
Побочные аккорды
Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).
II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——
На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).
По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.
Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Bm 7b5 | Dm 7 | Fmaj 7 | Am 7 | Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) | Em 7 (E 7 ) | G 7 (#Go) |
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Dm 7 (Dm 7b5 ) | Fmaj 7 (Fm #7 ) | Am 7 (bAmaj 7#5 ) | Cmaj 7 | Em 7 | G 7 | Bm 7b5 |
Правила голосоведения
В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:
- Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
- Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
- Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
- Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
- Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
- Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
- Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
- Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.
Обозначение аккордов
Тоника | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си |
Мажор | C | D | E | F | G | A | B |
Минор | Cm | Dm | Em | Fm | Gm | Am | Bm |
Септа | C7 | D7 | E7 | F7 | G7 | A7 | B7 |
Аккордовые последовательности
Простые универсальные последовательности:
Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A
Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:
Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C
Седьмая ступень в качестве доминанты:
Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C
C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am
Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am
Двойная доминанта (доминанта к доминанте):
Em — F#7 — B7 — Em
Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):
Am — Bb — E7 — Am
Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):
Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em
Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:
A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A
Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:
Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am
Источник