Пару советов о mid/side эквализации.
Сразу хотелось бы поделиться таким приемом, как mid/side обработка.
Начнем с того, что это такое. Традиционно мы привыкли говорить о том, что стерео сигнал можно представить как 2 канала: левый и правый, но технология mid/side позволяет разделить наш исходный материал на сумму левого и правого канала (mid) и их разность (side). Проще говоря, mid — это весь моно сигнал, а side — это только stereo.
Сейчас я расскажу о том, как на практике применять данную технологию.
Например, у вас есть уже готовый драм луп в стерео; в нем присутствуют кик и снейр, которые расположены в центре панорамы (mid) и перкуссия, которая широко разведена в стерео (side). Используя технологию раздельного редактирования, вы сможете подчеркнуть или ,наоборот, прибрать яркость перкуссии, не затронув при этом кик и снейр.
Вы можете прибрать вокал в вашем срезанном сэмпле, убрав немного середины в районе 600-1200 Гц в режиме Mid ,и подчеркнуть стерео инструменты в режиме Side, подняв 5000-6000 Гц.
Почти все Современные Эквалайзеры имеют возможность переключения в режим mid/side. Мы советуем присмотреться к таким Vst, как FabFilter Pro-Q, Izotope EQ, Waves
H-EQ.
Стоить отметить, что обычно звукорежиссеры применяют раздельную mid/side частотную обработку на этапе мастеринга.
Источник
Основы Mid/Side эквализации
Mid/Side эквализация – это возможность отдельно обрабатывать эквалайзером моно и стерео составляющую сигнала.
Mid – моно составляющая – только то, что играет по центру (одинаковый сигнал в левом и правом канале).
Side – стерео составляющая – только то, что играет по сторонам (разница левого и правого каналов).
Mid/Side эквализация является довольно популярной технологией, применяемой при сведении трека. Ведь согласитесь, очень удобно отдельно работать со стерео и моно составляющими сигнала.
Как использовать Mid/Side эквализацию
Mid/Side эквализация часто применяется в следующих случаях:
- Удаление стерео ниже 200 Гц на инструментах
- Сведение двух конфликтующих инструментов (например, лидов и пэдов)
В первом случае на таких инструментах как бас, низкочастотный пэд, бочка, снейр есть смысл срезать side составляющую ниже 200 Гц чтобы сделать микс чище.
Во втором случае определяются полезные частоты у главного инструмента. Далее их уровень увеличивается в моно и уменьшается в стерео пропорционально (взаимная компенсации). Таким образом инструмент ничего не теряет. Такая же процедура выполняется и на втором инструменте на тех же частота в зеркальном отражении. Увеличивается уровень стерео и уменьшается уровень моно.
Смотрите видеоурок по Mid/Side эквализации.
Источник
Основы Mid-Side записи
Когда большинство людей думают о стерео-записи, первое, что им приходит в голову — это подобранная пара микрофонов, расположенных в совпадающей (XY) системе. Обусловлено это тем, что такой способ позволяет максимально реалистично повторить пару человеческих ушей.
Но в то время, как стереопара является самым очевидным методом, это не единственный игрок на поле стерео-записи. Техника Mid-Side выглядит немного сложнее, но она имеет ряд преимуществ перед обычной подобранной парой. Если вы никогда не слышали о MS-записи, или всегда боялись попробовать, то все это время вы упускали серьезное оружие в вашем звукозаписывающем арсенале.
MS-система, состоящая из AKG 414 в качестве «side»-микрофона и Audio Technica 4051 в качестве «mid»-микрофона.
Больше, чем Вы слышите
Традиционная XY-запись повторяет положение наших ушей. Как и человеческий слух, микрофоны в системе XY опираются на временную задержку в несколько миллисекунд между каналами для локализации звука в стерео-поле. Это достаточно простая концепция работает хорошо до тех пор, пока оба микрофона подобранны и равномерно распределены для получения точного звукового образа.
Одна из слабых сторон такой техники это то, что после записи остается мало возможностей для изменения стерео-изображения. В некоторых случаях прослушивание трека в моно может привести к противофазе сигналов.
MS-техника предоставляет вам гораздо больше контроля над шириной стерео-поля, чем другие, и позволяет внести изменения в любое время после записи.
Mid-Side совсем не новое понятие. Оно было разработано инженером EMI (британская медиагруппа, одна из крупнейших звукозаписывающих компаний мира — прим. переводчика) Аланом Блюмлейном, пионером стереофонического и объемного звука. Блюмлейн запатентовал технику в 1933 году и использовал её на некоторые из самых ранних стереофонических записях.
Записи микрофонами по MS-технологии широко используется в трансляции, в значительной степени потому, что правильно записанные треки всегда моно-совместимы. MS также популярна как техника для студийной и концертной записи, и ее удобство и гибкость делают её хорошим выбором для записи живого звука.
Что требуется
В то время, как XY-запись требует подобранной пары микрофонов чтобы создать согласованный образ, в MS записи часто используется два совершенно разных микрофона, или используются подобные микрофоны, установленные на различные характеристики направленности.
«Mid»-микрофон (центральный) обращен к центру источника звука. Как правило, это будет микрофон с кардиоидной или гиперкардиоидной диаграммой (хотя в некоторых вариациях техники используют ненаправленную или двунаправленную «восьмерку»). К «side»-микрофону (боковому) требования более жесткие: он должен иметь направленность строго в виде «восьмерки». Этот микрофон повернут на 90 градусов от оси источника звука. Оба микрофона следует размещать как можно ближе, как правило, один над другим.
Как это работает
Это не редкость для музыкантов быть запуганными сложностью MS-техники, и я видел, как глаза не одного человека тускнели от объяснений. Но в своей основе методика такой записи не так уж и сложна. Концепция заключается в том, что «mid»-микрофон выступает в качестве центрального канала, в то время как каналом «side»-микрофона создается атмосфера и направление путем сложения или вычитания информацию с любой стороны.
Двунаправленная «восьмерка» «side»-микрофона, повернутая на 90 градусов от источника, принимает окружающие и реверберированные звуки со стороны сцены. В результате того, что это «восьмерка», мы получаем две стороны с разностью фаз в 180 градусов. Другими словами, положительный сигнал на одной стороне диафрагмы микрофона создает равный ему отрицательный на другой стороне. Фронтальная сторона микрофона, обычно представляемая как плюс (+), направлена в левую сторону, в то время как задняя часть, или минус (-), указывает вправо.
Поток сигналов при MS-записи.
Далее сигнал от каждого микрофона записывается в свой трек. Однако, для того, что бы услышать надлежащий стерео-эффект при прослушивании записи, треки должны быть матрицированы и декодированы.
Итак, вы записали только два канал аудио (центральный и боковой), и следующим шагом будет разделение бокового сигнала на два отдельных канала. Это может быть сделано либо в программном обеспечении вашей DAW (Digital Audio Workstation — прим. переводчика), либо при помощи аппаратного микшера путем переноса «side»-сигнала на два канала, и инвертированием фазы одного из них. В результате получаем два канал, представляющих именно то, что обе стороны вашего микрофона «слышали».
Теперь у вас есть три канала записанного аудио — центральный канал и два боковых канала, которые должны быть сбалансированы для воссоздания стерео-изображения. (Вот где это все становится немного запутанным, так что держитесь крепче.) MS-декодирование работает по тому принципу, что называется «сумма-разность»: добавим один из боковых сигналов — плюс (+) — к центральному сигналу для суммы, а затем вычтем другой боковой сигнал — минус (-) — из центрального сигнала для разности.
Если вы еще не уснули, то вот вам математическая формула:
Mid + (+Side) = left channel
Mid + (-Side) = right channel
После этого, если вы послушаете только центральный канал, то получите моно сигнал. Включите два боковых канала, и вы услышите стерео. А вот самое крутое — ширину стерео-поля можно изменить варьируя количество бокового канала в миксе!
Почему это работает
Инструмент на «мертвой точке» (0 градусов) создает звук, поступающий в «mid»-микрофон непосредственно по оси. Но в то же время этот звук попадает в нулевую точку «side»-микрофона. Конечный сигнал в равной мере идет в левые и правые шины микшера и громкоговорители, в результате к центру изображения.
Инструмент, расположенный на 45 градусов влево, создает звук, который попадает в «mid»-микрофон и одну из сторон «side»-микрофона. Из-за того, что фронтальная сторона «side»-микрофона направлена влево, звук вызывает положительную полярность. Эта положительная полярность в совокупности с положительной полярностью «mid»-микрофона в левом канале приводит к повышенному уровню на левой стороне звукового поля.
Между тем, на правом канале бокового микрофона, тот же сигнал вызывает сдвинутый по фазе сигнал отрицательной полярности. Эта отрицательная полярность в сочетании с сигналом среднего микрофона в правом канале приводит к понижению уровня справа.
Инструмент, расположенный на 45 градусов вправо, создает противоположный эффект, увеличивая сигнал на правой стороне при одновременном снижении его слева.
Средний микрофона выступает в качестве центрального канала, в то время как сигнал бокового микрофона создает стерео атмосферу.
В чем преимущество?
Одно из самых больших преимуществ MS-записи является гибкость, которую она предоставляет. Так как стерео изображение находится в прямой зависимости от количества сигнала, поступающего в сторону бокового канала, повышение или снижение соотношения среднего и боковых каналов делает стерео-поле шире или уже. Результатом является то, что вы можете изменить звук вашей стереофонической записи после того, как она уже была записана, что было бы невозможно с использованием традиционной XY-микрофонной записи.
Попробуйте поэкспериментировать с этим — слушайте только средний канал, и вы услышите прямой, монофонический сигнал. Теперь опустите уровень среднего канала и в то же время поднимите уровни боковых каналов. Как только повысятся боковые сигналы и понизится центральный, вы заметите, что стерео становится более широким, а центр отодвигается дальше от вас. (Полное удаление среднего канала приведет к сигналу, являющегося по большей частью звуком атмосферы комнаты — полезно для эффектов, но не более того.) Начав только с центрального канал и постепенно добавляя боковые, вы придете к созданию правильного стерео-изображения трека.
Еще одно большое преимущество MS-техники является то, что она обеспечивает истинную совместимость с моно. Поскольку два боковых канала компенсируют друг-друга, когда вы переключите микс в моно, то останется только центральный «mid», предоставляя вам идеальный монофонический сигнал. А так как боковые каналы также содержат большую часть атмосферы комнаты, переключение микса в моно исключает этот звук, в результате чего получаем микс с повышенной четкостью. Хотя большинство XY-записей моно-совместимы, вероятность подавления фаз больше, чем при MS-записи. Это одна из причин, по которой MS-технология всегда была популярна в мире вещания.
Другие возможности
Хотя большинство MS-записей производятся с использованием кардиоидного микрофона в качестве «mid», его замена может привнести некоторые интересные эффекты. Попробуйте использовать микрофон с ненаправленной диафрагмой для резкого возрастания «просторности» звучания и расширения диапазона низких частот.
Эксперименты с различными комбинациями микрофонов также могут иметь значение. По большей части оба микрофона должны быть крайне схожи в своем звучании. Это особенно важно, когда источник звука достаточно большой, как, например, пианино или хор, потому что каналы обмениваются информацией о панорамировании; в ином случае качество тона будет меняться в стерео-поле. Для небольших источников, таких как акустическая гитара, соответствие микрофонов менее важно. При меньших источника проще экспериментировать с разными микрофонами. Например, попробуйте более ярко звучащую сторону микрофона, что бы окрасить стерео-картину и сделать ее более просторной.
Как вы видите, в Mid-Side записи есть куда больше, чем то, что слышит ваше ухо. Даже если в теории эта техника выглядит устрашающей, на практике вы найдете ее невероятно полезной для достижения полного контроля над стерео-полем в ваших записях.
Источник
Mid/Side эквализация
Mid/side эквализация существовала и применялась во времена железных обработок, но тогда процесс был сопряжен с массой трудностей: нужно было иметь минимум два абсолютно одинаковых железных эквалайзера, чтобы не получить фазовых искажений, и изрядно потрудиться над правильным разделением и суммированием сигналов из пульта в пульт. Само собой, недоступность приема была обусловлена и высокой ценой техники.
По-настоящему доступным этот вид обработки стал только с появлением программных звуковых станций и VST-плагинов. Сегодня существуют платные и бесплатные реализации этого принципа эквализации.
Суть приёма заключается в возможности обрабатывать по отдельности моно- и стерео-часть сигнала. Мид – это центральная, или middle-составляющая сигнала, а сайд (side) – его стороны. Центр является мнимым источником звука, обусловленным психоакустикой: когда в левом и правом канале одновременно воспроизводится одинаковый сигнал, совпадающий по фазе и частоте, он складывается в новый источник звука и кажется, будто бы между стерео-излучателями появился еще один, третий, канал.
Наиболее явно этот эффект заметен в наушниках. В комнате же псевдоцентр может плавать или вовсе прилипать к излучателям из-за особенностей акустики помещения, суммирования ранних и поздних отражений от стен.
В сведении микса данный тип эквализации полезен тем, что позволяет очень точечно выделить нужный инструмент, никак не воздействуя на остальные. При этом можно с большей точностью размещать звук в пространстве, например, просто развести два конфликтующих по разным сторонам мид-сайда или обрезать у инструментов, которые должны быть в центре, лишнее стерео и тем самым избежать фазовых искажений.
Преимущества mid/side-обработки можно применить и к пресловутому конфликту низких частот, срезав у баса, бочки, снейра и других “низких инструментов” диапазон ниже 200-250 Гц из side-составляющей. Некоторые музыканты вешают эквалайзер со срезом прямо на мастер-канал:
Частота среза side-составляющей может быть ниже, но вплотную подбираться к 80-100 Гц не стоит. Экспериментально доказано, что начиная со 100 Гц бас начинает локализоваться в пространстве, источник звучания начинает определяться. Соответственно, размещать его по сторонам категорически нельзя.
Этим простым действием можно одновременно очистить и оживить микс: НЧ-составляющая басовых инструментов, как и положено, будет звучать по центру, а СЧ и ВЧ по сторонам.
Для высоко- и среднечастотных инструментов часто применяется «зеркальный» мид-сайд. Пропорционально повышается уровень стерео-составляющей и уменьшается моно на частоте, которая является доминирующей. Можно осуществить этот трюк при помощи поднятия/опускания узкой частоты, как на картинке.
При зеркальной обработке важно использовать параметрический эквалайзер и вручную вбивать частоту, ширину полосы, добротность, и уровень усиления/ослабления. Визуальная настройка опасна тем, что малейший сдвиг 1 Гц может дать фазовые искажения.
Поиск «правильных» частот для той или иной партии, а также степень их эквализации, определяется на слух. К обработке нужно относиться максимально творчески и поменьше ориентироваться на спектрограмму – она не является абсолютом и учесть всех технических нюансов все равно не получится.
Конечная цель мид/сайда в контексте сведения – сделать микс чище, добиться широкого звучания, добавить инструментам глубины и многослойности. Можно как угодно экспериментировать с уровнем среза и смещением фазы, если итоговое звучание получится интересным. Даже возможные искажения фазы могут звучать по-своему красиво и в конечном итоге сойти за художественный прием.
Также смотрите 2 бесплатных курса на нашем сайте, которые помогут вам углубиться в музыкальный продакшен:
Источник