Midi контроллер для гитары что это

Гитарный MIDI-контроллер Jamstik

MIDI-контроллеры в форме гитар появились много лет назад, причем это были как игрушки с кнопками (что-то вроде продвинутых джойстиков для Guitar Hero), так и инструменты со струнами, на которых можно играть не только отдельные ноты, но и перебором/боем. Наибольшую же популярность среди музыкантов обрели датчики для обычных гитар вроде Roland GK, которые, правда, требовали для своей работы специальных и достаточно дорогих синтезаторов.

От всего ранее представленного на рынке Jamstik отличается прежде всего размером — контроллер достаточно маленький, его можно без проблем носить с собой в средних размеров рюкзаке. Однако ничто не дается даром, поэтому на «гитарке» всего пять ладов, и использовать ее для записи головокружительных соло вряд ли получится. Для первого ознакомления с Jamstik посмотрите наш видеообзор:

По реалистичности игры Jamstik занимает промежуточное положение: у него настоящие струны, однако на бридже они закреплены звукоснимателем.

Это не дает почувствовать упругость и раскачку при игре боем, как, например, у Casio DSG-20, но ощущения гораздо лучше, чем, скажем, у складных версий You Rock Guitar, у которых струны есть только под правую руку, а на грифе лишь сенсорные датчики.

Конечно, играть на такой маленькой «гитарке», сидя, не очень удобно. Использовать любую гитарную позу (как классическую, так и «роковую») не получается. В одном из видео разработчики рекомендуют упереть правую часть контроллера в ногу, поддерживая левую часть рукой, однако при этом создается достаточно сильное давление на кисть, а струны оказываются расположены слишком низко. А вот если подвесить Jamstik на ремень, то ситуация становится гораздо лучше, хотя контроллер чуть-чуть перевешивает, баланс не слишком хорош.

Во время кампании по сбору денег разработчики упирали прежде всего на то, что их контроллер совместим с iPad, однако при желании его можно подключить и к компьютеру с Mac OS X или Windows.

Комплект поставки, подключение

Jamstik приехал к нам в неказистой картонной коробке. Подозреваю, что версия, которая будет продаваться в Apple Store, окажется упакована получше.

В комплекте кроме самой гитары также был стандартный гитарный ремень (достаточно низкого качества, но ничто не мешает вам прикупить свой), пластиковые защелки для крепления ремня к гитаре, кабель для зарядки и проводного подключения к компьютеру, а также два медиатора средней толщины и чехол из синтетического стрейч-бархата.

Для беспроводного подключения контроллера вам понадобится соединиться с сетью Wi-Fi, которую генерирует устройство. Это решение может показаться неожиданным, однако при соединении по классическому Bluetooth задержка может составлять до 100 мс, а новомодный Bluetooth LE с гарантированным лагом в 6 мс сильно ограничил бы диапазон подключаемых устройств. Увы, во время музицирования вам не удастся полазить по интернету, так что озаботиться скачиванием приложений придется заранее. Для подключения к устройствам на iOS вам понадобится скачать программу Jamstik Connect, а под Mac OS X установить специальный драйвер Z-Fi. В случае Windows беспроводное подключение недоступно, и у разработчиков пока нет на него планов.

Проводное подключение гораздо проще: вам нужно всего-навсего подключить гитару к USB, после чего она будет опознана как MIDI-контроллер и в Mac OS X, и в Windows.

Игра, первые ощущения

Первым делом я подключил гитару к iPad по Wi-Fi и запустил базовую программу Jamstik Connect. В ней есть несколько встроенных гитарных звуков, которые позволяют сразу попробовать контроллер в деле, однако они не отличаются качеством. Кроме того, их нельзя обработать — наложить на них компрессию, реверберацию и т. п. Зато можно одним касанием поменять строй (правда, выбирать почему-то можно только из девяти стандартных), а также подстроить динамический диапазон под вашу манеру игры и задать такие параметры, как, например, минимальное время, за которое срабатывает струна (для фильтрации ложных нажатий), или максимальное время звучания открытых и незаглушенных струн.

Процедуру калибровки проводить нужно обязательно, изначальные настройки достаточно спорные: во-первых, интенсивность одинакова для всех струн (а это не так, если вы используете пальцевую технику), а во-вторых, минимальное время срабатывания струны установлено аж в 15 миллисекунд, то есть фактически «лаг» срабатывания оказывается в 1 /32 ноты при 120 bpm. Я очень посредственный гитарист, однако после недели практики смог избавиться от лишних нот уже при задержке в 3 мс — главное не задевать пальцами соседние струны и не забывать их глушить.

Конечно, играть в Jamstik Connect не имеет смысла, благо контроллер совместим с великим множеством разнообразных синтезаторов. Я не стал пробовать их все (тем более что некоторые неприятно поразили меня ценой), а ограничился бесплатным Garage Band самой Apple. В нем есть достаточное количество неплохо звучащих инструментов, которые можно использовать в том числе и для живого выступления, а также удобный интерфейс для записи. Обратите внимание на значение квантования: по умолчанию оно установлено в 1 /16 ноты, это маловато для живой игры, лучше поставить 1 /64 (меньше, увы, нельзя).

После вдумчивой настройки Jamstik вполне можно пользоваться для игры несложных партий. Лучше всего получаются небыстрые переборы (особенно хорошо они звучат, если включить звук пианино) и игра отдельными нотами (здесь подойдут синтезаторные «лиды»). Интенсивность удара по струне отрабатывается на отлично — можно играть и очень тихо, и на максимальной громкости. При этом не стоит надеяться на корректную обработку бендов, слайдов и других чисто гитарных приемчиков — такая возможность, конечно, есть, но она выключена по умолчанию, так как в большинстве виртуальных инструментов звуки для них просто отсутствуют.

Однако я не рекомендовал бы использовать Jamstik, подключенный к iPad, для живых выступлений (ну, разве что для дружеских посиделок). Дело в том, что Wi-Fi-соединение не обеспечивает передачу в гарантированное время и иногда чуть-чуть подлагивает. Это может быть незаметно при серфинге по интернету, но для музыки, даже при весьма среднем темпе в 120 bpm, задержка всего в 60 миллисекунд — это уже промах на 1 /16 такта. А так как задержка непостоянна, это создает ощущение неровной игры. Пару раз iPad и вовсе «отваливался» от сети на пару секунд. Случались и моменты, когда синтезатор «захлебывался», не справляясь с выдачей звуков в реальном времени на моем iPad Mini Retina — на более «тихоходных» планшетах эта проблема может встречаться чаще.

Обзор работы Jamstik с iPad был бы неполон, если бы я пропустил программу Jam Tutor, предназначенную для обучения гитарному мастерству. Стиль преподавания я бы охарактеризовал как «американский» — то есть элементы аппликатурного мышления с обрывками теории. В принципе, с помощью программы можно выучить базовые аккорды, но не более. Струны, которые нужно дергать, показаны весьма специфично, на анимированном грифе (как в игре Rocksmith), то есть в отрыве от игры они бесполезны, а звукоизвлечение на Jamstik слишком сильно отличается от обычной гитары, чтобы таким образом нарабатывать технику и беглость пальцев.

Переходим на следующий уровень

Наигравшись с Jamstik на iPad, я решил заняться настоящим делом и подключить контроллер к компьютеру и какому-нибудь серьезному звуковому редактору или синтезатору. Поначалу я попробовал беспроводное подключение — и убедился в том, что с ним те же самые проблемы, что и на iPad. Путем вдумчивого перебора каналов Wi-Fi мне удалось свести задержку к минимуму, однако она все равно присутствовала, и больше всего раздражала своим непостоянством.

А вот при подключении к ноутбуку проводом USB все сразу встало на свои места. Задержка при игре была минимальной и практически незаметной (для этого в настройках нужно было установить минимальный размер буфера). На MacBook все получилось «из коробки», в Windows пришлось чуть повозиться — установить для звуковой карты драйвера ASIO4All, позволяющие использовать интерфейс ASIO во многих, в том числе и непрофессиональных аудиокартах. При передаче звука через DirectX задержка была значительной.

С помощью Jamstik можно управлять практически любым аудиоредактором, поддерживающим MIDI. Я использовал MainStage 3 — синтезатор для сценической работы, входящий в расширенный комплект поставки аудиоредактора Logic Pro. Конечно, удобство проводного подключения оставляет желать лучшего. Кабель Micro-USB не очень-то предназначен для этого, он достаточно легко вылетает из гнезда.

Итого

У меня остались весьма противоречивые впечатления от Jamstik. Компактный размер — это палка о двух концах: контроллер легко взять с собой, однако ничего вменяемого на нем не сыграть, слишком мало ладов. Настоящие струны на грифе удобны, однако из-за того, что они закреплены посередине, ощущения от игры смазываются. Основная «фишка» — использование контроллера с iPad, но она очень спорна из-за нестабильности Wi-Fi-соединения. В принципе, устройство реально использовать в дороге для записи музыкальных набросков, но нюансы игры снимаются неаккуратно, а набросать простую клавишную партию без бендов или слайдов можно и в редакторе. С точки зрения обучения гитарному мастерству Jamstik тоже не лучший выбор — ощущения от игры на «зажатых» струнах совсем не те, а поставляемое в комплекте ПО не учит играть ни по нотам, ни по табулатурам.

Конечно, право на существование Jamstik имеет. В конце концов, почему бы благородному дону не потратить 300 зеленых на необычную игрушку? Но все же рекомендую перед покупкой обратить внимание на другие MIDI-гитары из того же ценового диапазона или, если вам хочется получить полноценный инструмент, на датчики для настоящих гитар.

Источник

Изучаем Midi-контроллеры

К midi-контроллерам относят различные виды аппаратного или программного обеспечения, которое отвечает за создание и передачу потока данных на совместимое цифровое или электронное оборудование (синтезаторы, звуковые модули и т. п.), преобразующее полученную информацию в звуки.

Midi-клавиатура – одна из наиболее часто используемых разновидностей подобных контроллеров. При нажатии на клавишу устройство собирает данные о длительности и силе этого воздействия, а также о высоте извлекаемой ноты. После этого информация передается на звукогенерирующее оборудование. При создании музыкальных треков могут использоваться и другие типы midi-контроллеров, например, духовые, где поток данных генерируется при вдувании воздуха, или ударные (электронные барабанные установки).

Стоит отметить, что создание и запись музыки – далеко не единственная сфера применения midi-контроллеров. Сегодня они широко используются для управления световыми, пиротехническими и прочими видами спецэффектов.

Разновидности миди-контроллеров

Список подобных устройств, которые, как уже говорилось выше, позволяют решать самые разные студийные и концертные задачи, достаточно обширен. Исходя из своего предназначения, это может быть:

Из названия понятно, что устройства данного типа используются для управления плагинами, синтезаторами, виртуальными библиотеками и т. д. Обычно такой контроллер имеет форм-фактор фортепианной клавиатуры, оснащенной рядом дополнительных элементов в виде всевозможных регуляторов, педалей, слайдеров и т. п.

  1. Цифровое устройство для исполнения музыки

К данной группе можно отнести такие инструменты, как электронное пианино, синтезатор, электронный аккордеон, драм-машина, электронные барабаны, DJ-контроллер и др. Использование цифровых музыкальных инструментов позволяет значительно расширить возможности исполнителей. К примеру, изменить настройки синтезатора таким образом, чтобы его звучание имитировало звучание скрипки, гитары или трубы.

Главная задача подобных устройств – анализ высоты звуков и преобразование полученной информации в формат midi. Например, существуют конверторы, позволяющие превратить в миди-сценарий звучание голоса человека, гитары и т. д.

Служит для записи и хранения информации в формате midi. Исполнитель может заранее создать свою музыкальную партию, а затем воспроизвести ее том или ином совместимом миди-устройстве. Подобным образом можно создать автоаккомпанимент для концертного выступления, заменив часть живых исполнителей.

  1. MMC (Midi Machine Control)

Это устройство, которое предназначено для управления различными рекордерами, DAW и другим звукозаписывающим оборудованием.

Такие контроллеры еще называют студийными. Они значительно облегчают жизнь звукорежиссерам, давая возможность управлять процессом записи музыкального произведения, громкостью, панорамой, переключением между дорожками и прочими функциями DAW в автоматическом режиме. Для этого достаточно заранее создать определенный миди-сценарий, а затем в нужный момент активировать его нажатием всего одной кнопки. После чего устройство самостоятельно выполнит все необходимые действия.

Кроме MMC в группу студийных контроллеров входят миди-микшеры, фейдеры, миди-футсвитчи и т. п.

Не трудно догадаться, что основное предназначение устройств данного типа заключается в управлении различными визуальными эффектами во время всевозможных музыкальных шоу и праздничных представлений. Принцип действия таких контроллеров также основан на предварительном создании миди-сценария, где указывается очередность, время включения и выключения оборудования, отвечающего за создание того или иного спецэффекта, и другая необходимая информация.

Типы исполнительских контроллеров

В первую очередь миди-устройства для создания и записи музыки можно подразделить на традиционные и альтернативные. К первой группе относятся различные midi-клавиатуры. И это вполне обоснованно, так как формат миди изначально создавался с учетом нюансов игры на фортепиано. Исполнительские контроллеры, чей форм-фактор или принцип действия отличается от миди-клавиатуры, называются альтернативными. Их появление было обусловлено спросом со стороны самих музыкальных исполнителей. Ведь многих из них не устраивали те или иные особенности игры на клавишах. Со временем ассортимент альтернативных контроллеров многократно увеличился.

Миди-клавиатура

Является наиболее востребованным типом midi-устройств. Сегодня производители предлагают огромное количество моделей контроллеров данного вида. В продаже есть устройства и для начинающих музыкантов, и для профессиональных исполнителей. Контроллеры могут отличаться как по количеству клавиш (их число варьируется от 25 до 88), так и наличием дополнительных настроек и возможностей. Например, деление клавиатуры на несколько отдельных зон, каждая из которых может отвечать за управление определенным электронным инструментом, значительно упрощает работу с устройством. А если учесть, что при этом можно в зависимости от решаемой задачи самостоятельно изменять границы зон и руководить поведением клавиш при нажатии – возможности исполнителя ограничиваются только его талантом и творческой фантазией.

Кстати, заменить миди-клавиатуру можно при помощи некоторых современных клавишных инструментов. К примеру, с этой задачей прекрасно справляются многие модели электронных пианино от знаменитых брендов Roland и Casio.

Духовой миди-контроллер

Здесь генерация потока данных осуществляется в процессе прохождения через устройство воздушного потока. Это позволяет обыгрывать музыкальные фразы с учетом многих нюансов (артикуляция, экспрессия и т. д.), присущих живому исполнению на саксофоне, флейте или каком-либо другом духовом инструменте.

Считывание информации происходит при помощи специального сенсора, который считывает информацию, связанную с силой и громкостью извлекаемых звуков, и преобразует ее в формат midi. Наиболее продвинутые представители семейства духовых контроллеров оснащены дополнительными сенсорами, которые считывают данные о силе давления губ исполнителя и за счет этого задают высоту звучания той или иной ноты. Кроме того, сегодня в продаже можно увидеть устройства, предназначенные для имитации конкретных видов духовых инструментов – деревянных (Akai Electronic Wind Instruments) или медных (Akai Electronic Valve Instrument).

Одним из подвидов духовых миди-устройств являются так называемые контроллеры дыхания. Они отвечают за артикуляцию и могут функционировать исключительно в связке с синтезатором или midi-клавиатурой.

Барабанные и перкуссионные миди-устройства

Для исполнения простой партии ударных инструментов можно вполне задействовать обычную миди-клавиатуру. Однако возможностей последней зачастую бывает недостаточно для реализации более сложных партитур, где присутствуют технически сложные элементы (например, барабанная дробь и т. п.). В первую очередь по причине короткого хода клавиш и их недостаточной отзывчивости на череду быстрых нажатий. Лучше всего с конвертацией барабанных партий в миди-формат справляются специально разработанные для этого барабанные или перкуссионные контроллеры. Их еще называют барабанными пэдами.

Различают два вида подобных миди-устройств. К первому относят небольшие по размерам контроллеры, которые обычно входят в состав драм-машин. Второй разновидностью барабанных midi-устройств являются электронные ударные установки. Пэдами могут оборудоваться отдельные модели миди-клавиатур, превращая их в своеобразные гибридные музыкальные установки.

Для имитации игры на перкуссии предназначены специальные контроллеры, которые выделяются увеличенными размерами пэдов. Последние имеют несколько активных зон, по-разному реагирующих на касание, что позволяет добиться высокой достоверности звучания.

Струнные midi-устройства

Предназначены главным образом для гитаристов. Одним из подвидов таких контроллеров являются миди-звукосниматели, использование которых дает возможность изобразить на гитаре практически любой инструмент. Для этого достаточно подключить устройство к синтезатору или ПК. При этом звучание каждой струны обрабатывается с использованием индивидуального миди-канала. То есть, фактически в руках у гитариста оказываются 6 различных инструментов.

Миди-гитара – еще одна разновидность струнных контроллеров. Игра на ней сходна с техникой игры на обычной 6-струнной гитаре. Кроме того, начиная с конца XX века в поле зрения разработчиков миди-устройств стали попадать и другие струнные инструменты. В результате в арсенале у музыкантов появились миди-контрабасы, скрипки, мандолины, виолончели. Но большого распространения они так и не получили.

Другие разновидности исполнительских midi-контроллеров

К данной категории относят огромное число устройств, в числе которых всевозможные секвенсоры, синтезаторы, драм-машины, DJ- и performance-контроллеры. Главным образом они служат для создания предельно комфортных условий для исполнителей, которые с таким арсеналом самых передовых девайсов могут чувствовать себя на концерте также уверенно, как будто находятся в студии звукозаписи.

Например, используя DJ-контроллер, исполнитель может параллельно со своим выступлением управлять огромным количеством параметров, связанных с воспроизведением, микшированием и записью музыкальных треков. Не зря говорят, что современный музыкант – это, прежде всего, человек с ноутбуком!

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано простого джаза
Оцените статью