Миди контроллер для гитары что это такое

Изучаем Midi-контроллеры

К midi-контроллерам относят различные виды аппаратного или программного обеспечения, которое отвечает за создание и передачу потока данных на совместимое цифровое или электронное оборудование (синтезаторы, звуковые модули и т. п.), преобразующее полученную информацию в звуки.

Midi-клавиатура – одна из наиболее часто используемых разновидностей подобных контроллеров. При нажатии на клавишу устройство собирает данные о длительности и силе этого воздействия, а также о высоте извлекаемой ноты. После этого информация передается на звукогенерирующее оборудование. При создании музыкальных треков могут использоваться и другие типы midi-контроллеров, например, духовые, где поток данных генерируется при вдувании воздуха, или ударные (электронные барабанные установки).

Стоит отметить, что создание и запись музыки – далеко не единственная сфера применения midi-контроллеров. Сегодня они широко используются для управления световыми, пиротехническими и прочими видами спецэффектов.

Разновидности миди-контроллеров

Список подобных устройств, которые, как уже говорилось выше, позволяют решать самые разные студийные и концертные задачи, достаточно обширен. Исходя из своего предназначения, это может быть:

Из названия понятно, что устройства данного типа используются для управления плагинами, синтезаторами, виртуальными библиотеками и т. д. Обычно такой контроллер имеет форм-фактор фортепианной клавиатуры, оснащенной рядом дополнительных элементов в виде всевозможных регуляторов, педалей, слайдеров и т. п.

  1. Цифровое устройство для исполнения музыки
Читайте также:  Журавлиная песнь ноты для фортепиано

К данной группе можно отнести такие инструменты, как электронное пианино, синтезатор, электронный аккордеон, драм-машина, электронные барабаны, DJ-контроллер и др. Использование цифровых музыкальных инструментов позволяет значительно расширить возможности исполнителей. К примеру, изменить настройки синтезатора таким образом, чтобы его звучание имитировало звучание скрипки, гитары или трубы.

Главная задача подобных устройств – анализ высоты звуков и преобразование полученной информации в формат midi. Например, существуют конверторы, позволяющие превратить в миди-сценарий звучание голоса человека, гитары и т. д.

Служит для записи и хранения информации в формате midi. Исполнитель может заранее создать свою музыкальную партию, а затем воспроизвести ее том или ином совместимом миди-устройстве. Подобным образом можно создать автоаккомпанимент для концертного выступления, заменив часть живых исполнителей.

  1. MMC (Midi Machine Control)

Это устройство, которое предназначено для управления различными рекордерами, DAW и другим звукозаписывающим оборудованием.

Такие контроллеры еще называют студийными. Они значительно облегчают жизнь звукорежиссерам, давая возможность управлять процессом записи музыкального произведения, громкостью, панорамой, переключением между дорожками и прочими функциями DAW в автоматическом режиме. Для этого достаточно заранее создать определенный миди-сценарий, а затем в нужный момент активировать его нажатием всего одной кнопки. После чего устройство самостоятельно выполнит все необходимые действия.

Кроме MMC в группу студийных контроллеров входят миди-микшеры, фейдеры, миди-футсвитчи и т. п.

Не трудно догадаться, что основное предназначение устройств данного типа заключается в управлении различными визуальными эффектами во время всевозможных музыкальных шоу и праздничных представлений. Принцип действия таких контроллеров также основан на предварительном создании миди-сценария, где указывается очередность, время включения и выключения оборудования, отвечающего за создание того или иного спецэффекта, и другая необходимая информация.

Типы исполнительских контроллеров

В первую очередь миди-устройства для создания и записи музыки можно подразделить на традиционные и альтернативные. К первой группе относятся различные midi-клавиатуры. И это вполне обоснованно, так как формат миди изначально создавался с учетом нюансов игры на фортепиано. Исполнительские контроллеры, чей форм-фактор или принцип действия отличается от миди-клавиатуры, называются альтернативными. Их появление было обусловлено спросом со стороны самих музыкальных исполнителей. Ведь многих из них не устраивали те или иные особенности игры на клавишах. Со временем ассортимент альтернативных контроллеров многократно увеличился.

Миди-клавиатура

Является наиболее востребованным типом midi-устройств. Сегодня производители предлагают огромное количество моделей контроллеров данного вида. В продаже есть устройства и для начинающих музыкантов, и для профессиональных исполнителей. Контроллеры могут отличаться как по количеству клавиш (их число варьируется от 25 до 88), так и наличием дополнительных настроек и возможностей. Например, деление клавиатуры на несколько отдельных зон, каждая из которых может отвечать за управление определенным электронным инструментом, значительно упрощает работу с устройством. А если учесть, что при этом можно в зависимости от решаемой задачи самостоятельно изменять границы зон и руководить поведением клавиш при нажатии – возможности исполнителя ограничиваются только его талантом и творческой фантазией.

Кстати, заменить миди-клавиатуру можно при помощи некоторых современных клавишных инструментов. К примеру, с этой задачей прекрасно справляются многие модели электронных пианино от знаменитых брендов Roland и Casio.

Духовой миди-контроллер

Здесь генерация потока данных осуществляется в процессе прохождения через устройство воздушного потока. Это позволяет обыгрывать музыкальные фразы с учетом многих нюансов (артикуляция, экспрессия и т. д.), присущих живому исполнению на саксофоне, флейте или каком-либо другом духовом инструменте.

Считывание информации происходит при помощи специального сенсора, который считывает информацию, связанную с силой и громкостью извлекаемых звуков, и преобразует ее в формат midi. Наиболее продвинутые представители семейства духовых контроллеров оснащены дополнительными сенсорами, которые считывают данные о силе давления губ исполнителя и за счет этого задают высоту звучания той или иной ноты. Кроме того, сегодня в продаже можно увидеть устройства, предназначенные для имитации конкретных видов духовых инструментов – деревянных (Akai Electronic Wind Instruments) или медных (Akai Electronic Valve Instrument).

Одним из подвидов духовых миди-устройств являются так называемые контроллеры дыхания. Они отвечают за артикуляцию и могут функционировать исключительно в связке с синтезатором или midi-клавиатурой.

Барабанные и перкуссионные миди-устройства

Для исполнения простой партии ударных инструментов можно вполне задействовать обычную миди-клавиатуру. Однако возможностей последней зачастую бывает недостаточно для реализации более сложных партитур, где присутствуют технически сложные элементы (например, барабанная дробь и т. п.). В первую очередь по причине короткого хода клавиш и их недостаточной отзывчивости на череду быстрых нажатий. Лучше всего с конвертацией барабанных партий в миди-формат справляются специально разработанные для этого барабанные или перкуссионные контроллеры. Их еще называют барабанными пэдами.

Различают два вида подобных миди-устройств. К первому относят небольшие по размерам контроллеры, которые обычно входят в состав драм-машин. Второй разновидностью барабанных midi-устройств являются электронные ударные установки. Пэдами могут оборудоваться отдельные модели миди-клавиатур, превращая их в своеобразные гибридные музыкальные установки.

Для имитации игры на перкуссии предназначены специальные контроллеры, которые выделяются увеличенными размерами пэдов. Последние имеют несколько активных зон, по-разному реагирующих на касание, что позволяет добиться высокой достоверности звучания.

Струнные midi-устройства

Предназначены главным образом для гитаристов. Одним из подвидов таких контроллеров являются миди-звукосниматели, использование которых дает возможность изобразить на гитаре практически любой инструмент. Для этого достаточно подключить устройство к синтезатору или ПК. При этом звучание каждой струны обрабатывается с использованием индивидуального миди-канала. То есть, фактически в руках у гитариста оказываются 6 различных инструментов.

Миди-гитара – еще одна разновидность струнных контроллеров. Игра на ней сходна с техникой игры на обычной 6-струнной гитаре. Кроме того, начиная с конца XX века в поле зрения разработчиков миди-устройств стали попадать и другие струнные инструменты. В результате в арсенале у музыкантов появились миди-контрабасы, скрипки, мандолины, виолончели. Но большого распространения они так и не получили.

Другие разновидности исполнительских midi-контроллеров

К данной категории относят огромное число устройств, в числе которых всевозможные секвенсоры, синтезаторы, драм-машины, DJ- и performance-контроллеры. Главным образом они служат для создания предельно комфортных условий для исполнителей, которые с таким арсеналом самых передовых девайсов могут чувствовать себя на концерте также уверенно, как будто находятся в студии звукозаписи.

Например, используя DJ-контроллер, исполнитель может параллельно со своим выступлением управлять огромным количеством параметров, связанных с воспроизведением, микшированием и записью музыкальных треков. Не зря говорят, что современный музыкант – это, прежде всего, человек с ноутбуком!

Источник

MIDI-контроллер — MIDI controller

MIDI — контроллера любое аппаратное или программное обеспечение , которое генерирует и передает цифровой интерфейс музыкальных инструментов ( MIDI — данные) для MIDI — устройств с поддержкой, как правило , на звуки запуска и контроля параметров электронной музыки.

СОДЕРЖАНИЕ

Функции

MIDI-контроллеры обычно не создают и не воспроизводят музыкальные звуки сами по себе. MIDI-контроллеры обычно имеют интерфейс, который исполнитель нажимает, ударяет, ударяет или касается. Это действие генерирует MIDI-данные (например, сыгранные ноты и их интенсивность), которые затем могут быть переданы на MIDI-совместимый звуковой модуль или синтезатор с помощью MIDI-кабеля. Звуковой модуль или синтезатор, в свою очередь, издает звук, который усиливается через громкоговоритель .

Наиболее часто используемый MIDI-контроллер — это MIDI-контроллер электронной музыкальной клавиатуры . Когда нажимаются клавиши, MIDI-контроллер отправляет MIDI-данные о высоте ноты, мощности ноты и ее продолжительности. Другие распространенные MIDI-контроллеры — это контроллеры ветра , в которые музыкант дует и нажимает клавиши для передачи MIDI-данных, а также электронные барабаны .

MIDI-контроллер может быть оснащен любым количеством ползунков, регуляторов, кнопок, педалей и других датчиков, а также может включать или не включать фортепианную клавиатуру. Многие поверхности управления звуком основаны на MIDI и, по сути, являются контроллерами MIDI.

В то время как наиболее распространенное использование MIDI-контроллеров — запускать музыкальные звуки и играть на музыкальных инструментах, MIDI-контроллеры также используются для управления другими MIDI-совместимыми устройствами, такими как сценическое освещение, цифровые аудиомикшеры и сложные гитарные эффекты .

Типы (аппаратное и программное)

Ниже приведены классы контроллера MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов):

  • Компонент человеческого интерфейса традиционного инструмента, преобразованного в устройство управления MIDI. Наиболее распространенным типом устройств этого класса является контроллер клавиатуры. Такое устройство имеет музыкальную клавиатуру и, возможно, другие исполнительные механизмы (например, колеса изменения высоты тона и модуляции), но само по себе не производит звука. Он предназначен только для управления другими MIDI-устройствами. К этому классу относятся перкуссионные контроллеры, такие как Roland Octapad , а также множество духовых и гитарных контроллеров, таких как SynthAxe .
  • Электронные музыкальные инструменты , включая синтезаторы , сэмплеры , драм-машины и электронные барабаны , которые используются для исполнения музыки в реальном времени и по своей природе способны передавать поток MIDI-данных исполнения.
  • Преобразователи высоты звука в MIDI, включая синтезаторы гитары / синтезатора, анализируют высоту звука и преобразуют ее в сигнал MIDI. Есть несколько устройств, которые делают это для человеческого голоса и, например, для монофонических инструментов, таких как флейты.
  • Традиционные инструменты, такие как барабаны , акустические пианино и аккордеоны , оснащенные датчиками и компьютерным процессором, который принимает входные данные от датчиков и передает информацию об исполнении в реальном времени в виде данных MIDI. Информация об исполнении (например, по каким нотам или ударным ударам и насколько сильно) затем отправляется в модуль или компьютер, который преобразует данные в звуки (например, сэмплы или синтезированные звуки).
  • Секвенсоры , которые хранят и извлекают данные MIDI и отправляют данные на инструменты с поддержкой MIDI для воспроизведения исполнения.
  • Устройства MIDI Machine Control (MMC), такие как записывающее оборудование, которые передают сообщения для помощи в синхронизации устройств с поддержкой MIDI. Например, записывающее устройство может иметь функцию индексации записи по такту и доле. Секвенсор, которым он управляет, будет оставаться синхронизированным с ним, когда будут задействованы элементы управления записывающим устройством и переданы соответствующие MIDI-сообщения.
  • Устройства MIDI Show Control (MSC), такие как контроллеры шоу, которые передают сообщения, чтобы помочь в работе и подсказке живых театральных и тематических развлекательных постановок. Например, различные подсистемы управления шоу , такие как звуковые консоли, контроллеры воспроизведения звука, виртуальные звуковые матрицы и переключатели, системы воспроизведения видео, контроллеры оснастки, системы пиротехники и управления освещением, напрямую реагируют на команды MSC. Однако большинство автономных универсальных контроллеров MSC предназначены для приведения в действие общей компьютеризированной системы управления шоу, которая была тщательно запрограммирована для получения сложных желаемых результатов, которых требует шоу в каждый момент производства.

Контроллеры производительности

MIDI был разработан с учетом клавиатуры, и любой контроллер, не являющийся клавиатурой, считается «альтернативным» контроллером. Композиторы, которые не интересовались клавиатурной музыкой, считали это ограничением, но стандарт оказался гибким, и совместимость с MIDI была введена для других типов контроллеров, включая гитары, духовые инструменты и драм-машины.

Клавиатуры

Клавиатуры на сегодняшний день являются наиболее распространенным типом MIDI-контроллеров. Они доступны в размерах от 25-клавишных, 2-октавных моделей до полноразмерных 88-клавишных инструментов. Некоторые из них предназначены только для клавиатуры, хотя многие включают в себя другие контроллеры реального времени, такие как ползунки, ручки и колеса. Обычно есть также разъемы для педалей сустейна и экспрессии . Большинство контроллеров клавиатуры предлагают возможность разделить игровую зону на зоны , которые могут быть любого желаемого размера и могут перекрываться друг с другом. Каждой зоне можно назначить отдельный MIDI-канал и настроить воспроизведение любого желаемого диапазона нот. Это позволяет с одной игровой поверхности управлять несколькими различными устройствами. Возможности MIDI также могут быть встроены в традиционные клавишные инструменты, такие как рояли и пианино Rhodes . Педальные клавиатуры могут управлять тембрами педалей MIDI-органа или управлять бас-синтезатором .

Контроллеры ветра

Духовые контроллеры позволяют играть MIDI-партиями с той же экспрессией и артикуляцией, что и у исполнителей на духовых и духовых инструментах. Они позволяют управлять плавностью дыхания и высоты тона, что обеспечивает более универсальный вид фразировки, особенно при игре сэмплов или физически смоделированных партий духовых инструментов. Типичный контроллер ветра имеет датчик, который преобразует давление дыхания в информацию об объеме и может позволять регулировать тангаж через датчик давления на губе и колесо изменения высоты звука. Некоторые модели включают настраиваемую раскладку клавиш, которая может имитировать аппликатуру различных инструментов. Примеры таких контроллеров включают Akai «S Электронный духовой инструмент (РПИ) и электронного вентиля Инструмент (ИЭУ). EWI использует систему клавиатур и роликов, смоделированную по образцу традиционного деревянного духового инструмента , в то время как EVI основан на акустическом медном инструменте и имеет три переключателя, которые имитируют клапаны трубы .

Также доступны более простые контроллеры дыхания. В отличие от контроллеров ветра, они не запускают ноты и предназначены для использования вместе с клавиатурой или синтезатором.

Барабанные и перкуссионные контроллеры

Клавиатуры можно использовать для запуска звуков ударных, но они непрактичны для воспроизведения повторяющихся паттернов, таких как ролики, из-за большого хода клавиш. После клавишных инструментов барабанные пэды являются следующими по значимости контроллерами MIDI-исполнения. Контроллеры ударных могут быть встроены в драм-машины, могут быть автономными управляющими поверхностями или могут имитировать внешний вид акустических ударных инструментов. MIDI-триггеры также могут быть установлены на акустических барабанах и перкуссионных инструментах. Пэды, встроенные в драм-машины, обычно слишком маленькие и хрупкие, чтобы ими можно было играть палочками, и на них можно играть пальцами. На специальных пэдах ударных, таких как Roland Octapad или DrumKAT, можно играть руками или палочками. Также существуют перкуссионные контроллеры, такие как MalletKAT в стиле вибрафона и Marimba Lumina . Пэды, которые могут запускать MIDI-устройство, могут быть самодельными из пьезоэлектрического датчика и тренировочного пэда или другого куска поролона.

Контроллеры для струнных инструментов

Гитара может быть оснащена специальными звукоснимателями, которые оцифровывают выходной сигнал инструмента и позволяют воспроизводить звуки синтезатора. Они назначают отдельный MIDI-канал для каждой струны и могут дать игроку выбор: запускать один и тот же звук на всех шести струнах или проигрывать разные звуки на каждой. Некоторые модели, такие как Yamaha G10, обходятся без традиционного корпуса гитары и заменяют его электроникой. Другие системы, такие как MIDI-звукосниматели Roland, включены в стандартный инструмент или могут быть модернизированы до него. Макс Мэтьюз разработал MIDI-скрипку для Лори Андерсон в середине 1980-х. Существуют также альты, виолончели, контрабасы и мандолины, оборудованные MIDI.

Специализированные и экспериментальные контроллеры

Цифровые контроллеры DJ могут быть автономными устройствами или могут быть интегрированы с определенным программным обеспечением. Обычно они реагируют на синхронизацию MIDI Clock и обеспечивают управление микшированием, циклическим воспроизведением, эффектами и воспроизведением сэмплов.

MIDI-триггеры, прикрепленные к обуви или одежде, иногда используются сценическими исполнителями. Беспроводной датчик Kroonde Gamma может фиксировать физическое движение в виде сигналов MIDI. Датчики, встроенные в танцпол в Техасском университете в Остине, преобразуют движения танцоров в MIDI-сообщения, а художественная инсталляция Дэвида Рокби « Very Nervous System» создавала музыку из движений прохожих. Существуют программные приложения, которые позволяют использовать устройства iOS в качестве контроллеров жестов.

Существует множество экспериментальных контроллеров, которые полностью отказываются от традиционных музыкальных интерфейсов. К ним относятся управляемая жестами Buchla Thunder , сономы, такие как C-Thru Music Axis, которые перестраивают звуки шкалы в изометрическую компоновку, а также бесключевую сенсорную игровую поверхность Continuum от Haken Audio . Экспериментальные MIDI-контроллеры могут быть созданы из необычных объектов, таких как гладильная доска с установленными тепловыми датчиками или диван, оборудованный датчиками давления. GRIDI — это крупномасштабный физический MIDI-секвенсор со встроенными светодиодами, разработанный Юви Герштейном в 2015 году, который использует шарики в качестве входов. Контроллер Eigenharp представляет собой комбинацию контроллера дыхания, настраиваемой серии многомерных клавиш управления и ленточных контроллеров, предназначенных для управления собственным программным обеспечением виртуального прибора.

Вспомогательные контроллеры

Программные синтезаторы обладают большой мощностью и универсальностью, но некоторые игроки чувствуют, что разделение внимания между MIDI-клавиатурой и компьютерной клавиатурой и мышью отнимает часть непосредственности от игрового процесса. Устройства, предназначенные для управления MIDI в реальном времени, обеспечивают эргономическое преимущество и могут обеспечить большее ощущение связи с инструментом, чем интерфейс, доступ к которому осуществляется с помощью мыши и клавиатуры компьютера.

Контроллеры могут быть устройствами общего назначения, которые предназначены для работы с разнообразным оборудованием, или они могут быть разработаны для работы с определенным программным обеспечением. Примеры последнего включают контроллер Akai APC40 для Ableton Live и контроллер Korg MS-20ic, который является копией их аналогового синтезатора MS-20 . Контроллер MS-20ic включает в себя соединительные кабели, которые можно использовать для управления маршрутизацией сигналов при виртуальном воспроизведении синтезатора MS-20, а также для управления устройствами сторонних производителей.

Поверхности управления

Поверхности управления — это аппаратные устройства, которые предоставляют различные элементы управления, которые передают сообщения контроллера в реальном времени. Это позволяет программировать программные инструменты без лишнего дискомфорта, связанного с чрезмерными движениями мыши, или настраивать аппаратные устройства без необходимости переходить по многоуровневым меню. Кнопки, ползунки и ручки являются наиболее распространенными контроллерами, но также могут присутствовать поворотные энкодеры , элементы управления транспортом , джойстики, ленточные контроллеры , векторные сенсорные панели в стиле Korg Kaoss и оптические контроллеры, такие как Roland D-Beam . Поверхности управления могут использоваться для микширования, автоматизации секвенсора, управления поворотом и освещением.

Специализированные контроллеры реального времени

Поверхности управления звуком часто напоминают микшерные пульты по внешнему виду и обеспечивают определенный уровень практического управления изменением параметров, таких как уровни звука и эффекты, применяемые к отдельным трекам многодорожечной записи или каналам, поддерживающим живое исполнение.

Ножные переключатели MIDI обычно используются для отправки команд изменения программы MIDI на устройства эффектов, но их можно комбинировать с педалью для более детальной настройки блоков эффектов. Педали доступны в виде переключателей включения / выключения, мгновенного действия или с фиксацией, или в виде педалей экспрессии , положение которых определяет значение непрерывного MIDI-контроллера.

Контроллеры Drawbar предназначены для использования с MIDI и виртуальными органами. Наряду с набором рычагов для управления тембром они могут обеспечивать элементы управления для стандартных эффектов органа, таких как скорость динамика Лесли , вибрато и хорус.

Использование в потоке данных

Модификаторы, такие как колеса модуляции, колеса изменения высоты звука, педали сустейна, ползунки высоты тона, кнопки, ручки, фейдеры, переключатели, ленточные контроллеры и т. Д., Изменяют состояние работы инструмента и, таким образом, могут использоваться для изменения звуков или других параметров музыки. исполнение в реальном времени через MIDI-соединения. 128 виртуальных MIDI-контроллеров и их электронные сообщения соединяют фактические кнопки, ручки, колеса, ползунки и т. Д. С их предполагаемыми действиями в принимающем устройстве.

Некоторые контроллеры, например, изменение высоты тона, являются особенными. В то время как диапазон данных большинства непрерывных контроллеров (таких как, например, громкость) состоит из 128 шагов в диапазоне значений от 0 до 127, данные изменения высоты тона могут быть закодированы с более чем 16000 шагов данных. Это создает иллюзию непрерывно скользящей высоты звука, как в портаменто скрипки, а не серию шагов на молнии, таких как гитарист, скользящий пальцем по ладам шеи гитары.

Исходная спецификация MIDI включала 128 номеров виртуальных контроллеров для модификации живых инструментов или их звука в реальном времени. MIDI Show Control (MSC) и MIDI Machine Control (MMC) — это два отдельных расширения исходной спецификации MIDI, расширяющие протокол MIDI для принятия гораздо большего, чем его первоначальные намерения.

Общие продукты

Чаще всего встречаются MIDI-контроллеры различных размеров «фортепианные» клавиатуры. В современном контроллере отсутствует внутренняя генерация звука, вместо этого он действует как первичный или вторичный вход для синтезатора , цифрового сэмплера или компьютера, на котором запущен инструмент VST или другой программный генератор звука. Многие из них имеют несколько определяемых пользователем регуляторов и ползунков, которые могут управлять параметрами звука синтезатора в реальном времени. Такие контроллеры намного дешевле, чем полноценный синтезатор, и все чаще оснащены универсальной последовательной шиной , которая позволяет подключаться к компьютеру без интерфейса MIDI. Несмотря на то, что MIDI не используется напрямую, программные приложения распознают такие контроллеры как MIDI-устройства . В большинстве случаев контроллер, оснащенный USB, может потреблять необходимое питание от линии интерфейса 5 В и не требует адаптера переменного тока при подключении к компьютеру. Клавиатуры имеют размер от 88 клавиш с утяжелением до портативных моделей с 25 клавишами.

Источник

Оцените статью