Гитарный MIDI-контроллер Jamstik
MIDI-контроллеры в форме гитар появились много лет назад, причем это были как игрушки с кнопками (что-то вроде продвинутых джойстиков для Guitar Hero), так и инструменты со струнами, на которых можно играть не только отдельные ноты, но и перебором/боем. Наибольшую же популярность среди музыкантов обрели датчики для обычных гитар вроде Roland GK, которые, правда, требовали для своей работы специальных и достаточно дорогих синтезаторов.
От всего ранее представленного на рынке Jamstik отличается прежде всего размером — контроллер достаточно маленький, его можно без проблем носить с собой в средних размеров рюкзаке. Однако ничто не дается даром, поэтому на «гитарке» всего пять ладов, и использовать ее для записи головокружительных соло вряд ли получится. Для первого ознакомления с Jamstik посмотрите наш видеообзор:
По реалистичности игры Jamstik занимает промежуточное положение: у него настоящие струны, однако на бридже они закреплены звукоснимателем.
Это не дает почувствовать упругость и раскачку при игре боем, как, например, у Casio DSG-20, но ощущения гораздо лучше, чем, скажем, у складных версий You Rock Guitar, у которых струны есть только под правую руку, а на грифе лишь сенсорные датчики.
Конечно, играть на такой маленькой «гитарке», сидя, не очень удобно. Использовать любую гитарную позу (как классическую, так и «роковую») не получается. В одном из видео разработчики рекомендуют упереть правую часть контроллера в ногу, поддерживая левую часть рукой, однако при этом создается достаточно сильное давление на кисть, а струны оказываются расположены слишком низко. А вот если подвесить Jamstik на ремень, то ситуация становится гораздо лучше, хотя контроллер чуть-чуть перевешивает, баланс не слишком хорош.
Во время кампании по сбору денег разработчики упирали прежде всего на то, что их контроллер совместим с iPad, однако при желании его можно подключить и к компьютеру с Mac OS X или Windows.
Комплект поставки, подключение
Jamstik приехал к нам в неказистой картонной коробке. Подозреваю, что версия, которая будет продаваться в Apple Store, окажется упакована получше.
В комплекте кроме самой гитары также был стандартный гитарный ремень (достаточно низкого качества, но ничто не мешает вам прикупить свой), пластиковые защелки для крепления ремня к гитаре, кабель для зарядки и проводного подключения к компьютеру, а также два медиатора средней толщины и чехол из синтетического стрейч-бархата.
Для беспроводного подключения контроллера вам понадобится соединиться с сетью Wi-Fi, которую генерирует устройство. Это решение может показаться неожиданным, однако при соединении по классическому Bluetooth задержка может составлять до 100 мс, а новомодный Bluetooth LE с гарантированным лагом в 6 мс сильно ограничил бы диапазон подключаемых устройств. Увы, во время музицирования вам не удастся полазить по интернету, так что озаботиться скачиванием приложений придется заранее. Для подключения к устройствам на iOS вам понадобится скачать программу Jamstik Connect, а под Mac OS X установить специальный драйвер Z-Fi. В случае Windows беспроводное подключение недоступно, и у разработчиков пока нет на него планов.
Проводное подключение гораздо проще: вам нужно всего-навсего подключить гитару к USB, после чего она будет опознана как MIDI-контроллер и в Mac OS X, и в Windows.
Игра, первые ощущения
Первым делом я подключил гитару к iPad по Wi-Fi и запустил базовую программу Jamstik Connect. В ней есть несколько встроенных гитарных звуков, которые позволяют сразу попробовать контроллер в деле, однако они не отличаются качеством. Кроме того, их нельзя обработать — наложить на них компрессию, реверберацию и т. п. Зато можно одним касанием поменять строй (правда, выбирать почему-то можно только из девяти стандартных), а также подстроить динамический диапазон под вашу манеру игры и задать такие параметры, как, например, минимальное время, за которое срабатывает струна (для фильтрации ложных нажатий), или максимальное время звучания открытых и незаглушенных струн.
Процедуру калибровки проводить нужно обязательно, изначальные настройки достаточно спорные: во-первых, интенсивность одинакова для всех струн (а это не так, если вы используете пальцевую технику), а во-вторых, минимальное время срабатывания струны установлено аж в 15 миллисекунд, то есть фактически «лаг» срабатывания оказывается в 1 /32 ноты при 120 bpm. Я очень посредственный гитарист, однако после недели практики смог избавиться от лишних нот уже при задержке в 3 мс — главное не задевать пальцами соседние струны и не забывать их глушить.
Конечно, играть в Jamstik Connect не имеет смысла, благо контроллер совместим с великим множеством разнообразных синтезаторов. Я не стал пробовать их все (тем более что некоторые неприятно поразили меня ценой), а ограничился бесплатным Garage Band самой Apple. В нем есть достаточное количество неплохо звучащих инструментов, которые можно использовать в том числе и для живого выступления, а также удобный интерфейс для записи. Обратите внимание на значение квантования: по умолчанию оно установлено в 1 /16 ноты, это маловато для живой игры, лучше поставить 1 /64 (меньше, увы, нельзя).
После вдумчивой настройки Jamstik вполне можно пользоваться для игры несложных партий. Лучше всего получаются небыстрые переборы (особенно хорошо они звучат, если включить звук пианино) и игра отдельными нотами (здесь подойдут синтезаторные «лиды»). Интенсивность удара по струне отрабатывается на отлично — можно играть и очень тихо, и на максимальной громкости. При этом не стоит надеяться на корректную обработку бендов, слайдов и других чисто гитарных приемчиков — такая возможность, конечно, есть, но она выключена по умолчанию, так как в большинстве виртуальных инструментов звуки для них просто отсутствуют.
Однако я не рекомендовал бы использовать Jamstik, подключенный к iPad, для живых выступлений (ну, разве что для дружеских посиделок). Дело в том, что Wi-Fi-соединение не обеспечивает передачу в гарантированное время и иногда чуть-чуть подлагивает. Это может быть незаметно при серфинге по интернету, но для музыки, даже при весьма среднем темпе в 120 bpm, задержка всего в 60 миллисекунд — это уже промах на 1 /16 такта. А так как задержка непостоянна, это создает ощущение неровной игры. Пару раз iPad и вовсе «отваливался» от сети на пару секунд. Случались и моменты, когда синтезатор «захлебывался», не справляясь с выдачей звуков в реальном времени на моем iPad Mini Retina — на более «тихоходных» планшетах эта проблема может встречаться чаще.
Обзор работы Jamstik с iPad был бы неполон, если бы я пропустил программу Jam Tutor, предназначенную для обучения гитарному мастерству. Стиль преподавания я бы охарактеризовал как «американский» — то есть элементы аппликатурного мышления с обрывками теории. В принципе, с помощью программы можно выучить базовые аккорды, но не более. Струны, которые нужно дергать, показаны весьма специфично, на анимированном грифе (как в игре Rocksmith), то есть в отрыве от игры они бесполезны, а звукоизвлечение на Jamstik слишком сильно отличается от обычной гитары, чтобы таким образом нарабатывать технику и беглость пальцев.
Переходим на следующий уровень
Наигравшись с Jamstik на iPad, я решил заняться настоящим делом и подключить контроллер к компьютеру и какому-нибудь серьезному звуковому редактору или синтезатору. Поначалу я попробовал беспроводное подключение — и убедился в том, что с ним те же самые проблемы, что и на iPad. Путем вдумчивого перебора каналов Wi-Fi мне удалось свести задержку к минимуму, однако она все равно присутствовала, и больше всего раздражала своим непостоянством.
А вот при подключении к ноутбуку проводом USB все сразу встало на свои места. Задержка при игре была минимальной и практически незаметной (для этого в настройках нужно было установить минимальный размер буфера). На MacBook все получилось «из коробки», в Windows пришлось чуть повозиться — установить для звуковой карты драйвера ASIO4All, позволяющие использовать интерфейс ASIO во многих, в том числе и непрофессиональных аудиокартах. При передаче звука через DirectX задержка была значительной.
С помощью Jamstik можно управлять практически любым аудиоредактором, поддерживающим MIDI. Я использовал MainStage 3 — синтезатор для сценической работы, входящий в расширенный комплект поставки аудиоредактора Logic Pro. Конечно, удобство проводного подключения оставляет желать лучшего. Кабель Micro-USB не очень-то предназначен для этого, он достаточно легко вылетает из гнезда.
Итого
У меня остались весьма противоречивые впечатления от Jamstik. Компактный размер — это палка о двух концах: контроллер легко взять с собой, однако ничего вменяемого на нем не сыграть, слишком мало ладов. Настоящие струны на грифе удобны, однако из-за того, что они закреплены посередине, ощущения от игры смазываются. Основная «фишка» — использование контроллера с iPad, но она очень спорна из-за нестабильности Wi-Fi-соединения. В принципе, устройство реально использовать в дороге для записи музыкальных набросков, но нюансы игры снимаются неаккуратно, а набросать простую клавишную партию без бендов или слайдов можно и в редакторе. С точки зрения обучения гитарному мастерству Jamstik тоже не лучший выбор — ощущения от игры на «зажатых» струнах совсем не те, а поставляемое в комплекте ПО не учит играть ни по нотам, ни по табулатурам.
Конечно, право на существование Jamstik имеет. В конце концов, почему бы благородному дону не потратить 300 зеленых на необычную игрушку? Но все же рекомендую перед покупкой обратить внимание на другие MIDI-гитары из того же ценового диапазона или, если вам хочется получить полноценный инструмент, на датчики для настоящих гитар.
Источник
Midi-звукосниматель для гитары. Получаем Midi-гитару
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Про то, что гитара может выступать в качестве миди-контроллера, я узнал довольно давно, когда впервые послушал запись концерта небезызвестной группы Tequilajazzz, в ныне несуществующем клубе «Молоко». Я слушал эту кассету (да-да, не так давно музыку слушали на аудиокассетах) не один десяток раз, и каждый раз меня мучил вопрос. Откуда на живом концерте группы, в которой синтезаторов нет и в помине, звучат такие волшебные синтезаторные звуки?
Прозрение наступило, после очередного прослушивания этой атмосферной пластинки, когда в конце концерта, Женя Федоров представлял музыкантов группы и помимо всего прочего: «Олег Баранов, гитара и миди-гитара!» Вот тут-то я наконец-то связал одно с другим и полез в интернет (ага, в 2000-м у меня уже был инет) за информацией.
Все оказалось довольно просто. Оказалось, что любую гитару можно превратить в миди-гитару, или, что называется, в миди-контроллер. Для этого достаточно приобрести миди-датчик, который крепится на гитару и преобразует колебания струн в миди-сигналы. Например, Roland GK-3 или любой другой, какой найдете в гугле по запросу «миди звукосниматель».
А дальше дело техники. Можно использовать любимый сэмплер и/или синтезатор, чтобы звучать так:
Или так:
Так что, если хотите разнообразить звучание группы синтезаторными звуками, то не спешите искать клавишника. 😉
PS: Вот хоть и старая, но-таки интересная статья про миди-гитару.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Миди выход для гитары
Первые попытки создания гитарных синтезаторов были предприняты еще в начале 70-х. Тогда же стала вырисовываться основная проблема: сложность анализа гитарного звука для последующего преобразования в управляющие сигналы для синтезатора. Кроме того, стало ясно, что гитаристы не собираются приносить в жертву синтезаторам ни свою манеру игры на инструменте, ни способ мышления и привычные средства выразительности. Тем самым гитаристы всерьез и надолго озадачили инженеров.
В 1976 г. журнал Time и майский выпуск Guitar Player поведали миру о полифоническом гитарном синтезаторе Synthezar (стоимостью в $15000), авторами которого были Steve Hove (впоследствии гитарист группы «Yes») и Walter Sear (экс-соратник Robert Moog). Дитя оказалось мертворожденным, но «процесс пошел».
В 1978 г. появились Roland GR-500 и GS-500 – аналоговый синтезатор и гитара, которые соединялись между собой толстенным кабелем.
Еще один тогдашний лидер рынка-фирма ARP, предложила Avatar, а скромная в то время фирма 360 Systems – свою «нескромную» модель Spectre с псевдополифоническим звуком, на которой с успехом играл Lee Ritenour.
Другие фирмы заполнили рынок с аналогичными продуктами вроде MCI/Steiner Synthacon, Korg X-911, A&F Engineering 1000A, Frogg Spectra-Sound и Musico Resynator.
До 1980 г. появились Polyfusion FF-1, Korg MS-03, Gentle Electric Model 101, 360 Systems Slavedriver, Ampeg Patch 2000 в основном повторявшие изделия первопроходцев.
HEAR Zethaphon использовала аддитивный синтез, в то время как остальные субтрактивный.
Oncor Sound выпустила LGS 6000 Lead и BGS 4000 Bass – цифровые гитары с чуствительной к силе удара панелью вместо струн, с Pitch Bend и встроенным управлением параметрами синтезатора.
Далее инициативу перехватывает Roland. В течение нескольких последующих лет, вплоть до появления стандарта MIDI, Roland предложила целую серию гитар со встроенными полифоническими, или гексафоническими (по-одному на каждую струну), звукоснимателями для использования с аналоговыми синтезаторами GR-300 и GR-100. Эти инструменты – G-202, G-303, G-505 и G-808 имели встроенное управление некоторыми функциями синтезатора и использовали массивный 24-штырьковый кабель для соединения с ним.
С появлением MIDI, Roland явила миру гитарный контроллер G-707 (специальная гитара для управления по MIDI синтезаторами) и напольный аналоговый синтезатор GR-700 с педалями, памятью на 64 тембра и выходом MIDI OUT для подсоединения любого другого MIDI-оборудования. Однако сигнал пока посылался только по MIDI-каналу 1, кроме того, не посылались данные Pitch Bend, что было существенным ограничением. Тем не менее, Steve Morse успешно использовал эту парочку вместе с Yamaha TX7.
В 1985 г. появляются басовые аналоги GR700 – G77B и G33B вместе с соответсвующими контроллерами: G77, G33, а также G88.
Год 1986 выдается необычайно урожайным на новые продукты.
Выходит в свет Pitchrider 7000 (звукосниматель-конвертер) – модель, у которой было три последовательных хозяина: IVL – Kramer – DOD/Digitech. Ibanez дебютирует со специальной гитарой IMG2010 и рэковым синтезатором MC1.
K-Muse (позднее Phi Tech) предлагает модель MIDI-конвертера под названием Photon, использующую оптические сенсоры для распознования колебаний струны. Эту модель с успехом использовали John McLaughlin в альбоме «Que Alegria», а также Carlos Alamar.
Полифонический звукосниматель
Еще один рывок фирмы Roland – MIDI’фикация обычных гитар с помощью полифонического звукоснимателя GK-1 и его рэкового «компаньона» GM-70, представляющего собой MIDI-конвертер.
Теперь каждая струна гитары могла управлять различными MIDI-каналами. Появился Pitch Bend, а с ним – возможность вибрации и подтяжек при игре звуками синтезатора.
Фирмы-производители гитар стали выпускать свои модели со встроенной электроникой фирмы Roland. Среди них модели Gibson Les Paul и Explorer, Steinberger GL2-GR и GL2T-GR, Hamer A7 Phantom, Zion Turbo Synth, MV Pedulla MVP-S, Modulus Graphite Blackknife.
Тем временем конкуренты не дремали. Zeta Systems, ныне известная своими электро- и MIDI-скрипками, вошла в мир гитарного MIDI с рэковыми контроллерами GC660 (гитара) и GC440 (бас). Следующая – Zeta Mirror 6 – впечатлила всех. Это была настоящая гитара, в каждый лад которой были вмонтированы специальные датчики, позволявшие моментально и безошибочно определять высоту звука. (Именно с этой проблемой не справлялись традиционные конвертеры.) Полифонический же датчик использовался только для генерации MIDI-сообщений Pitch-Bend при вибрировании и подтягивании струны гитаристом. Однако устройство стоимостью до 5 тысяч долларов не было принято массовым рынком. Поэтому Passac Sentient Six стал еще одной вариацией на тему контроллер-звукосниматель.
А вот Beetle Quantar – электрогитара со встроенной электроникой для определения длины колебаемой части струны – умудрялась определять высоту ноты без щипка, «одной левой», чем мгновенно воспользовались «двухрукие» гитаристы.
Прославленные Frank Zappa, Pat Metheny, Al Di Meola, John McLaughlin пользовались специальным гитарным интерфейсом, разработанным для знаменитой системы Synclavier фирмы New England Digital (этот монстр стоил от $80000 до $500000 (. ), в зависимости от конфигурации).
Alan, SynthAxe и Breath Controller Другой знаменитый экспериментатор, Alan Holdsworth, увековечил в своих многочисленных записях инструмент под названием SynthAxe. Этот напичканный электроникой «топор» (axe), гриф которого был расположен под углом к корпусу, имел отдельные струны для левой и правой рук и был чистым супер-MIDI-контроллером с суперценой в районе $10000. Но дело свое делал отменно.
Пионер синтезаторного дела фирма Octave-Plateau продемонстрировала было свою Voyetra MIDI Guitar, но дальше демонстрации дело не пошло.
«Часовая» и «самоиграечная» фирма Casio неожиданно ворвалась на рынок 1987 года своими сериями MG и PG. В течение последующих трех лет эти гитары производились в пяти моделях: PG-380, MG-510, MG-500, PG-310, PG-300. Сами гитары были разработаны для Casio фирмой Fuji Gen Gakki (так же как и MIDI-гитары фирм Roland и Ibanez), базировались на дизайне «Stratocaster» и славились своим хорошим качеством. Обе серии имели встроенный гексафонический звукосниматель, передавали информацию о громкости ноты, Pitch Bend, Program Change, имели помимо обычного моно выхода еще и MIDI OUT и даже встроенный тюнер. С задней части корпуса, внутри инструментов располагались дополнительные органы управления.
PG-модели имели встроенный синтезатор с весьма приличными звуками синтезаторов серии Casio VZ.
А на любительский рынок были выброшены дешевые пластиковые гитарообразные инструменты со встроенными синтезаторными звуками DG-10 и DG-20, последний имел даже MIDI OUT.
Чуть более продвинутые аналогичные модели выпускала и фирма Suzuki – XG1 и XG1M.
Более серьезный чистый MIDI-контроллер STEPP DGX использовал технологию «wired frets» («запаянные» лады – аналогично Zeta Mirror 6), имел два выхода MIDI OUT, два набора струн – отдельно для левой и правой руки.
Shadow SH075 «За честь Европы» постояли ребята из немецкой Shadow, известной своими звукоснимателями. Их и ныне здравствующая модель SH-075 –датчик и конвертер – отличалась маленькими размерами и монтировалась прямо на гитаре, а рэковый GTM-6 стал первым MIDI-конвертером, работавшим с полифоническими пьезодатчиками SH27 и SH22 – соответственно, конвертер и синтезатор – были выполнены в виде педалей.
Ovation, Takamine и Charvel имели модели со встроенными MIDI-датчиками фирмы Shadow.
Знаменитая Gibson была представлена в этом славном ряду моделью Widget, отличавшейся миниатюрными размерами. А вот Gibson MAX была MIDI-конвертером плюс MIDI-управляемым микшером.
Между тем Roland снова сделала сильный ход – первый цифровой гитарный синтезатор GR-50, рэковый конвертер со встроенным синтезатором. Вместе с GR-50 Roland предложила новый полифонический звукосниматель GK-2 и 13-штырьковый кабель с соединителем типа DIN для подключения к MIDI-конверторам. Этот дуэт стал фактическим мировым стандартом и используется по сей день.
Korg пошла по пути Roland и выпустила пару звукосниматель-конвертер под названием Z3.
А несколько припозднившаяся, но не признающая авторитетов Yamaha предложила миру свое решение в виде специальной гитары (без «живых» гитарных звуков, но со струнами) G10 и специального модуля-конвертера G10C.
Упрямая Roland заменила GR50 на педальные GR-1 и GR-09, а GK-2 – на более миниатюрный GK-2a. В коллекции IN/OUT имеется видеошкола Jay Stapley «Гитарный синтез», в которой он делится премудростями игры на GR-1 и работы с секвенсерами и сэмплерами с помощью MIDI-гитары.
Об инструментах, выпускающихся сегодня, равно как и об их производителях, мы раскажем в последующих главах.
MIDI-гитары на базе обычных гитар
Полифонический магнитный звукосниматель Это самый распространенный на сегодняшний день вид. На обычную гитару – электро, бас, акустическую с металлическими или нейлоновыми струнами – устанавливается специальный полифонический звукосниматель, который обычно бывает соединен с некоторым распределительным блоком, устанавливаемым на самой гитаре. На этом блоке как правило находятся средства оперативного управления синтезатором – посылка сообщений Program Change и Volume. В этот же блок часто подсоединяестя обычный MONO выход гитары, что позволяет управлять микшированием обычного гитарного и синтезаторного звуков.
Эта пара (звукосниматель и блок управления) чаще всего называется интерфейсом и нередко бывает выполнена в виде одного устройства. В свою очередь, интерфейс соединяется с помощью специального кабеля с модулем, который и называется конвертером. Конвертер осуществляет преобразование сигналов с полифонического звукоснимателя в MIDI-сигналы.
Основным недостатком таких MIDI-систем является сложность аналогового сигнала, поступающего с гитары и, как следствие, ошибки, нежелательные ноты, задержки на низких нотах (синтезатор реагирует на щипок струны с некоторым опозданием), ощутимые на слух. Однако современные разработки в этой области уже довольно успешно борятся с этими проблемами.
Некоторые фирмы-производители гитар предлагают свои модели со встроенными MIDI-датчиками и интерфейсом: Fender, Ovation, Takamine, Charvel, Aria, Godin (эта фирма пошла дальше всех со своими моделями MultiAc, ACS, LGX), Brian Moore, Zon, Conklin и др.
Гитары с «wired frets»
Peavey CyberBass «Wired frets» можно перевести как «запаянные» лады. В таких гитарах распознаванием высоты сыгранной ноты занимается не конвертер, анализирующий данные со звукоснимателя, а специальная электроника (сенсоры, датчики), вмонтированная по всему грифу гитары, под каждым ладом. Такие сенсоры (датчики) мгновенно реагируют на сам факт нажатия определенной струны на определенном ладу. Высота звука, таким образом, распознается максимально быстро и безошибочно, в отличие от конвертеров, анализирующих колебание самой струны. Полифонический же звукосниматель, обычно тоже использующийся, отвечает только за исполнительские нюансы – громкость, вибрация, подтяжки.
Недостаток метода – трудоемкость изготовления таких гитар, а значит и высокая их стоимость. Приятное исключение составляет фирма Peavey со своей моделью CyberBass – отличная бас-гитара с MIDI.
Клавишный MIDI-контроллер Ztar
Этот класс контроллеров характеризуется отсутствием собственно гитарного звука. Они разрабатываются специально для работы гитаристов с MIDI. Гриф обычно похож на гитарный. Струны могут отсутствовать вообще или находиться только в районе звукоизвлечения правой рукой. Вместо струн может быть установлена сенсорная панель или обычные миниатюрные клавиши. Обычно такие контроллеры снабжаются джойстиками, разъемами для подключения педалей Sustain и Expression, Breath Controller, могут иметь барабанные пэды. Они напоминают так называемые мастер-клавиатуры, только с гитарным интерфейсом.
Среди преимуществ: неограниченная полифония, возможность игры обеими руками одновременно, возможность извлечения нескольких звуков сразу на одной и той же струне. Тем не менее, следует признать, что по-существу мы имеем дело с отличным от гитары инструментом. Поэтому для каждого такого инструмента нужно искать свои исполнительские приемы и свои средства выразительности, а на это нужно время. Это обстоятельство и препятсвует широкому распространению подобных инструментов. Однако контроллеры Ztar фирмы StarrLabs, заслужили внимание таких людей, как Alan Holdsworth, Stanley Jordan, Vernon Reid и вполне доступны по цене (подробнее ниже).
Нужно отметить, что стандарт MIDI, принятый в начале 80-х, был уже изначально не совсем удачным, а в наше время многие его недостатки стали еще более очевидны. Во-первых, он слишком медленный (большинство MIDI-инcтрументов не «выдает» даже положенного номинала в 31250 бод в секунду), особенно для контроллеров типа гитары. Если, например, играть rasgeado («бренчать») в стиле «фламенко», да еще и не отключить Pitch Bend, то получим «затык» по MIDI, как следствие очень большого числа MIDI-событий, сгенерированных в очень короткое время. Во-вторых, MIDI ориентирован в основном на клавишные инструменты. Например, ноту ми первой октавы на гитаре можно сыграть на разных струнах и звучать они будут все по-разному, что очень важно для выразительной игры на гитаре. В существующем же стандарте MIDI всем этим нотам будет соответсвовать одна и та же MIDI-нота. Есть еще и в-третьих, в-восьмых и в-двадцатых, однако это требует отдельного разговора.
Фирмой Zeta был разработан новый стандарт ZIPI, лишенный указанных недостатков и имевший еще массу достоинств. Протокол был воспринят с восторгом MIDI-общественностью. И хотя было ясно, что победить повсеместно распространившийся MIDI невозможно, весь мир ожидал появления первого в мире ZIPI-контроллера, который должен был быть именно ГИТАРНЫМ. Оптимизм внушало и то, что в дело вступил такой гигант музыкальной индустрии как Gibson. Однако, к сожалению, альянс Gibson-Zeta распался по инициативе Gibson, и проект века не состоялся. Дальнейшая судьба ZIPI в тумане.
Yamaha B1D В соответствии со стандартом MIDI, каждая струна гитары должна управлять собственным MIDI-каналом. Отсюда необходимость в полифонических (гексафонических в случае шестиструнной гитары) звукоснимателях. Если не считать оптических звукоснимателей, не получивших широкого распространения, на сегодняшний день наиболее распространенными следует считать магнитные и пьезозвукосниматели.
Полифонический пьезодатчик для гитар с машинкой Les Paul В каждой из этих категорий есть модели для бас- и обычных гитар. Причем пьезо-MIDI-датчики, устанавлимаемые обычно непосредственно под струнами, различаются своей конструкцией в зависимости от типа гитары, а точнее так называемой «машинки» или нижнего порожка. Чаще всего эти же датчики используются и как обычные пьезодатчики. Поэтому такой датчик, установленный, скажем, на Stratocaster, может добавить к обычному звуку этой гитары (с магнитных звукоснимателей) еще и акустический звук (с пьезодатчика) вместе с MIDI.
Полифонический пьезодатчик для гитар с машинкой Stratocaster Некоторые производители гитар уже идут по этому пути, встраивая эти датчики в свои модели, либо предлагая их в качестве опции. Правда, для них нужен специальный предусилитель, который создает оптимальный баланс между аудио- и MIDI-компонентами. В противном случае, одна из этих компонент будет принесена в жертву другой.
Установка пьезо-MIDI-датчиков нетривиальна и требует хорошей квалификации. Магнитные MIDI-звукосниматели гораздо проще устанавливать, однако непосредственный контакт со струнами дает пьезодатчикам преимущество в аккуратности и скорости разпознавания нот (для этого понятия существует термин tracking) .
Полифонический пьезодатчик для акустических гитар
Хамбакеры со встроенным полифоническим звукоснимателем фирмы Shadow – пример устройства «два в одном» для электрогитар.
Те же самые полифонические датчики используются и в полифонических процессорах типа Roland VG-8. Они же позволяют снимать и обрабатывать звук с каждой струны отдельно – мечта студийных гитаристов, любителей тонкой работы.
В настоящее время множество фирм производят самые разнообразные датчики, в том числе:
Магнитные:
Roland GK2a
Blue Chip AIX-101, AIX-102 (бас)
Yamaha G1D, B1D (бас)
Shadow SH-1550 M.U., SH-1500 M.U. (MIDI-хамбакер)
Bono Electronics MP-1500, MP-1550
Пьезо:
RMC (подробнее ниже) Acoustic Gold, Pow’r Bridge ‘ST’, Pow’r Bridge ‘G’, Pow’r Bass, Bass Excellence
Shadow SH-1600
Bono MP1660, MP-1600
Blue Chip Hex Piezo
Предусилители для пьезодатчиков:
RMC Polydrive I, II, IV
Blue Chip AIX-100
MIDI-конвертеры
Roland GI10 — MIDI-конвертер На долю MIDI-конвертеров выпадает самая сложная и критичная по времени работа – преобразование электрических сигналов, поступающих с датчиков, в MIDI-команды. До последнего времени основным способом разпознавания высоты ноты было ожидание устойчивых периодических колебаний. То есть конвертеры ждали, пока струна «раскачается». В самых лучших устройствах время преобразования звука на низких струнах (между моментом, когда MIDI-басист щипнул, например, свое нижнее ми и моментом, когда синтезатор воспроизвел соответствующий звук) достигало 30-40 миллисекунд, что воспринимается человеческим ухом как существенная задержка. Поэтому бас гитаристы, желавшие приобщиться к миру MIDI, вынуждены были ждать лучших времен. Однако Andras Szalay из немецкой фирмы Blue Chip нашел новый метод, основанный на нейронных сетях. Высота звука в конвертерах AXON этой фирмы определяется по первому щипку, а максимальная задержка находится в пределах 13 миллисекунд и … радуйтесь, бас-гитаристы, теперь и вы можете приобщиться к безграничным возможностям MIDI.
Roland GR-30 В некоторые конвертеры встраиваются синтезатор, секвенсер, арпеджиатор и прочие новомодные штучки. Остальные только конвертируют. Рэковые и полурэковые уживаются с напольными педальными. И хотя проблем еще много, можно сказать, что сегодня любую гитару можно MIDI’фицировать.
В наши дни Roland представлена на рынке моделями GI-10 (рэковый конвертер) и новейшей GR-30 (педальный синтезатор с арпеджиатором и несколько улучшенным алгоритмом распознавания).
Shadow выпускает педальный конвертер SH-27, использующий обычный стереокабель, что позволяет иметь единую беспроводную MIDI-аудиосистему. Несовместим с Roland.
Шведская фирма Bono Electronic AB представлена компактной моделью Bonotron GM-3, работающей с магнитными и пьезодатчиками. Та же несовместимость.
Blue Chip предложила миру революционные AXON NGC 77 и NGC 60, самые быстрые конвертеры в мире, работающие с любым типом гитар и звукоснимателей (подробнее в следующих главах). John McLaughlin уже играл на них в своем последнем мировом турне.
Yamaha, купив лицензию у Blue Chip, выпускает свою модель G50 с аналогичными конвертерам AXON характеристиками, но с другим пользовательским интерфейсом и набором функций.
Стоит упомянуть и несколько других разработок, имеющих отношение к гитаре и MIDI.
Oberheim Strummer Oberheim, будучи дочерней фирмой Gibson, не смогла остаться в стороне от гитарных пристрастий своей «мамы» и предложила миру свой Strummer, придающий входящим в него MIDI-событиям гитарную фактуру, которую тут же выдает на свой MIDI OUT.
Charlie Labs Digitar Еще более впечатляющее устройство с аналогичными функциями обязано своим появлением на свет симпатичной итальянской фирме Charlie Labs. Это маленькая, с ладонь, коробочка с шестью струнами под названием Digitar позволяет добиваться очень реалистичных гитарных партий, в том числе с помощью реальных струн, с оптическими сенсорами.
Оба описанных устройства скорее предназначены для клавишников и компьютерщиков, желающих «прописывать» гитару «один в один», однако могут быть использованы и гитаристами.
Фирма Lyrrus Inc. подошла к проблеме иначе. Ее G-Vox – это аппаратно-программный комплекс. Полифонический датчик и небольшой интерфейс аналогичны традиционным решениям. Однако сам интерфейс подключается не к конвертеру, а к последовательному порту компьютера. Остальное делается с помощью программного обеспечения.
В строгом смысле слова, это не MIDI-устройство. Тем не менее, результат компьютерной обработки может быть преобразован в MIDI. Недостаток – отсутствие Pitch Bend. Достоинство – низкая цена и специальное «гитарное» программное обеспечение. Не зря Fender выпустила специальную модель гитары с возможностью легкой установки на нее упомянутых звукоснимателей.
Всеобщая тенденция компьютеризировать все и вся коснулась уже и гитары. Существует бесчисленное множество программных продуктов, имеющих отношение к гитаре, и многие из них умеют работать с MIDI. У этого подхода большое будущее.
Чтобы представить себе звучание гитарных синтезаторов, попробуйте послушать следующие альбомы:
Pat Metheny Group -The First Сircle.
Это был первый альбомPat Metheny Group с использованием Synclavier и модифицированного Roland GR303. Гитарный синтезатор используется как инструмент для импровизаций.
Pat Metheny and Ornette Coleman – Song X.
Free джаз. Metheny использует Roland GR300 и Synclavier (тембр саксофона) для диалога с партнером.
John McLaughlin Trio – Que Alegria.
Используется гитара с нейлоновыми струнами с конвертером Photon для управления модулем Yamaha TG77. Прекрасное сочетание звука акустической гитары с MIDI и ударными.
Mahavishnu и Adventure in Radio Land.
McLaughlin используется Synclavier.
Allan Holdsworth – Sand, Atavachron.
Alan демонстрирует потрясающие возможности SynthAxe в сочетании с Oberheim Matrix-12. Активно используется губной датчик (Breath Controller) и другие контроллеры.
King Crimson – Discipline/Beat/Three of a Perfect Pair.
Robert Fripp виртуозно играет на Roland GR300, а Adrian Belew работает с синтезатором так, как раньше могли это делать только клавишники.
Elliot Sharp – In the Land of the Yahoos.
Использует IVL.
Henry Kaiser – Hope You Like Our New Direction.
Steve Morse – High Tension Wires.
Morse использует MIDI-гитару главным образом для аранжировок, а сольные партии играет на обычных электро- и акустической гитарах. Прекрасные аранжировки.
Lee Ritenour / Dave Grusin – Harlequin.
Grammy. Lee играет на SynthAxe.
Lee Ritenour – Portrait.
Используется GTM6.
Al Di Meola – Cielo e Terra и Soaring Through a Dream.
Прекрасная работа с Synclavier.
Carlos Alamar – Generation.
Carlos использует Photon.
Во всемирной сети Internet вы сможете найти великое множество MIDI-файлов самого различного качества, записанных с помощью гитарных MIDI-контроллеров.
Далее описываются некоторые конкретные модели. Для начала выбраны самые передовые (с точки зрения автора) разработки и фирмы, никогда ранее не представленные на нашем рынке и на страницах нашей печати.
Звукосниматели и процессоры фирмы RMC
Acoustic Gold и Polidrive II Продукция RMC Pickup Co. имеет очень хорошую репутацию во всем мире. Многие производители гитар используют ее в своих инструментах. Среди них: Fender, Chappell, Buscarino, Harvey Leach, Sand Guitars, Klein, Brian Moore, Fodera, Godin, «F» , Citron, ZON , Clevinger, Paul McGill, Vizcarra, Timtone Guitars, Xotic, Plumber, Smartlight, Fleishman и др.
Allan Holdsworth, Alex DeGrassi, Earl Klugh, Fareed Haque, Lee Ritenour, Leo Kottke, Matt Garrison, Michael Johnson, Oscar Castro, Ottmar Liebert, Steve Morse, Victor Wooten и многие другие гитаристы c удовольствием работают с этой электроникой .
Основатель фирмы Richard McClish превосходный инженер и профессиональный гитарист. Основными продуктами являются полифонические пьезозвукосниматели и соответствующая полифоническая активная электроника. Все модели являются и акустическими, и MIDI одновременно. Причем одними из лучших на сегодняшний день.
Acoustic Gold
гексафонический звукосниматель для акустических гитар – очень популярная модель. Отношение сигнал/шум 100 dB, превосходный tracking (скорость, достоверность и аккуратность распознавания нот) синтезаторов и динамическая отдача, теплый приятный звук гитары, отсутствие наводок. Этот звукосниматель используется во многих гитарах ручной работы, а также в сверхпопулярной модели MultiAc канадской фирмы Godin – электроакустической MIDI-гитаре с нейлоновыми и металлическими струнами.
Pow’r Bridge ‘ST’ и Pow’r Bridge ‘G’
варианты пьезодатчиков для электрогитар с машинками типа Strat/Tele и Shaller «Nashville» (Les Paul) соответственно.
Pow’r Bass и Bass Exellence
для электрического и акустического басов.
Polydrive I
суперкомпактная 6– канальная активная электроника, для гитар типа solid-body. Устанавливается внутри гитары, сигнал шум 90 dB, режим MIX для микширования акустического (пьезо) и электрического звуков.
Polydrive II
внешняя активная электроника, для минимальной модификации инструментов. Небольшая металлическая коробочка с 3-полосным эквалайзером. Вход 8-штырьковый с любого полифонического звукоснимателя. Выходы: 13-штырьковый типа DIN и моно – для гитарного звука. Управление синтезатором, как у Roland GK2a.
Polydrive IV
версия для установки внутрь гитары.
Fanout Box
FANOUT BOX универсальный полифонический Patch Bay и микшер, исполненный в виде полурэка. Позволяет одному инструменту управлять двумя гитарными синтезаторами или синтезатором и полифоническим процессором типа Roland VG8. Один вход Poly (13-штырьков) IN и два Poly OUT. Вся развязка 13-штырькового кабеля в виде ОТДЕЛЬНЫХ выходов, в том числе каждая струна в отдельности! Микширование любой комбинации струн в специальные выходы A и B и многое другое. Прибор не имеет аналогов.
Вся электроника совместима с конвертерами фирм Roland, Blue Chip, Yamaha.
Гитарные MIDI-конвертеры от Blue Chip
Blue Chip AXON NGC 77 В сердце самых быстрых в мире конвертеров AXON NGC 77 и AXON NGC 60 располагаются два мощных нейрокомпьютера. Именно они, а также уникальный алгоритм распознавания, постоенный на нейронных сетях, и позволил этим конвертерам выйти на передовые позиции в мире. Приборы, выполненные в виде полурэка, распознают не периодические колебания, а первый щипок струны. Результат – минимальные задержки и максимальная достоверность. AXON первым начал работать с бас-гитарами, а совсем недавно и с акустическими гитарами с пьезодатчиками.
Приборы имеют моно-вход, который также умеет преобразовывать аудиосигналы в MIDI (например вы можете подсоединить туда микрофон и либо петь, либо играть на саксофоне –результат будет преобразован в MIDI), но не с таким успехом. Предусмотрен отдельный, монофонический, гитарный выход, а также опционная возможность установки дочерней звуковой карты фирмы Yamaha.
John McLaughlin и AXON
Последние версии включают в себя арпеджиатор (конкуренция!).
Очень приятной является возможность обновления версии операционной системы с помощью EPROM, опция, отсутствующая у конкурентов. Таким образом, новые наработки фирмы не требуют смены всего устройства. Необходимо лишь за небольшую плату купить новую версию операционной системы на EPROM (небольшой чип) и самостоятельно установить ее вместо старой
Среди достоинств: возможность деления грифа гитары на два сегмента по ладам с автономными MIDI-установками, а также уникальная способность определения места щипка. Область, где гитарист щиплет струны, может делиться на три сегмента также со своими MIDI-установками. Добавьте к этому традиционные два сегмента для двух групп струн и использование педали Sustain, в качестве переключателя для альтернативного MIDI-управления. В зависимости от того, на каких ладах вы играете, какую струну и где вы щиплете и нажата ли при этом педаль sustain, вы можете управлять вашим синтезатором (играть, посылать сообщения о контроллерах и т.д.) c помощью 13 (3x2x2+1) различных MIDI-установок.
Среди недостатков – не совсем дружелюбный интерфейс. Но это поправимо. Более серьезная проблема: полифоническая пьезоэлектроника фирмы не полностью совместима с общепринятым стандартом (Roland). В результате этого алгоритм быстрого распознавания и определения места щипка не работают с электроникой других фирм, в частности RMC — де-факто стандартом пьезо-MIDI датчиков. Но и в этом случае AXON работает со скоростью не хуже обычных контроллеров, кроме того фирма предлагает свои пьезодатчики. Старшая модель – NGC 77 – имеет чуть больше возможностей и улучшенный пользовательский интерфейс.Фирма выпускает и целый ряд полифонических звукоснимателей.
Многолетний лидер рынка Roland вынужден теперь считаться и с таким опасным конкурентом как Blue Chip, и с фирмой Yamaha, выпускающей по лицензии последней модель G50.
MIDI-контроллеры фирмы StarrLabs
Ztar и Zbass – гитарные MIDI-контроллеры с клавишами вместо струн, изготовляемые вручную в городе Сан-Диего в Калифорнии. Президент фирмы Harvey Starr разработал уникальный контроллер, не оставивший равнодушными и маститых музыкантов. Alan Holdsworth, например, теперь делит свою любовь между легендарной SyntAxe и Ztar. Stanley Jordan часто играет на двух гитарах сразу, одна из которых Ztar. Vernon Reid играет на двухгрифовой модели, одна из которых является обычной гитарой, а другая Ztar. Вот оценки этих мастеров: «MIDI без проблем», «инструмент XXI века», «новая веха в истории гитары». Из отечественных гитаристов огромный потенциал инструмента сумел оценить известный московский гитарист Дмитрий Малолетов (в коллекции IN/OUT имеется его видеошкола: «Фортепианная техника игры на электрогитаре»), отметивший его бесспорные достоинства для тэппинга.
Ztar представляет собой инструмент с 6 рядами (струнами) по 24 клавиши (лада), чуствительных к силе нажатия. Это, собственно, и есть гриф. Звук извлекается простым нажатием клавиш. На нем можно играть обеими руками одновременно, причем на одном ряду (cтруне) можно извлекать сразу несколько звуков.
Представьте себе шесть фортепианных клавиатур одновременно! Полифония – неограниченная. Струны могут иметь любой строй. Гриф может делиться на 16 прямоугольных зон, с автономными MIDI-установками.
На грифе может быть установлена специальная накладка для эффекта Aftertouch.
На корпусе могут находиться:
шесть триггеров струн (возможны и реальные струны), для имитации щипка и приемов hammer-on и pull-off;
шесть «а-ля барабанных» пэдов;
джойстик;
широкий дисплей/программатор;
горячие клавиши для оперативного управления;
разъемы для педалей Sustain и Volume, губного датчика;
разъем Waveblaster для установки звуковых карт.
Ztar 624D
Шесть триггеров струн, шесть пэдов, четыре направления (вверх, вниз, налево, направо) джойстика и две педали составляют 18 полностью программируемых сенсоров, каждому из которых могут быть присвоены любые два из MIDI-контроллеров (громкость, панорама, глубина реверберации и хоруса, Sustain и т. д.) по двум разным MIDI-каналам, а также любой 8-звучный аккорд. По некоторым своим возможностям Ztar превосходит даже самые «крутые» фортепианные мастер-клавиатуры.
Любая возможность контроллера программируется и может быть сохранена в RAM памяти внутри инструмента.
Версия операционной системы обновляется с помощью EPROM.
Контроллер может быть исполнен в различных вариантах, в том числе в варианте MINI, когда длина инструмента равна длине его грифа.
Возможны различные формы корпуса, способы крепления грифа, материалы для изготовления и цветовая гамма.
Фирма также выпускает модель Zbass – четырехструнный вариант Ztar, гитарно-фортепианный гибрид Ztar под названием Z-board и много другого интересного оборудования.
Целый ряд вопросов, связанных с проблемами гитарного MIDI, остался за узкими рамками нашей статьи. Среди них: теоретические аспекты проблемы, технические аспекты установки MIDI-оборудования на гитару и работа с различными синтезаторами, сэмплерами и компьютерами, нюансы исполнительства и многое другое. Если читателя заинтересует эта проблематика, автор готов продолжить ее обсуждение. Самые же нетерпеливые и любознательные могут обратиться непосредственно к автору немедленно.
Данная статья представляет собой электронную версию одноименной статьи,
опубликованной в журнале IN/OUT N23/24. Статья вышла в свет в ноябре 1997
года. С тех пор произошло немало событий на рынке MIDI-гитар, в том числе
и в нашей стране. Автор постарается рассказать обо всем этом в последующих
публикациях на страницах печати и в Internet.
—
Об авторе: Руфат Сулейманов — научный сотрудник Института Программных Систем Российской Академии Наук.
Copyright © .rusAUDIOpro.
Источник