Михаил оленченко гитара биография

Интервью

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Яков Каганцов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 27 июня 2019 г.

Михаил Оленченко пишет честную и красивую музыку. У музыканта вышли два очень достойных инструментальных альбома с авторскими пьесами для сольного исполнения на классической гитаре: «Preludes» (2011) и «Two Birds» (2018).

С чего началось ваше увлечение музыкой? Когда вы взяли гитару в руки впервые?

Михаил Оленченко: В доме появилась гитара. Сестра начала играть на ней. Мне было лет 13-14. Я играл дворовые песни. Сестра показала мне песню на двух аккордах, и я ее выучил [смеется]. Все началось со двора.

Первая гитара была шиховская, с металлическими струнами.

А как состоялся переход к классической гитаре?

Михаил Оленченко: Это был не быстрый путь. Я жил в поселке. И стал играть в поселковой группе на электрогитаре. Потом мама настояла, чтобы я выступил на каком-то конкурсе юных талантов. И надо было играть именно на акустической гитаре. Я снова взял в руки акустическую гитару. Сочинил пару своих вещей и с ними выступил на конкурсе. После этого меня послали уже на конкурс гитаристов.

Приехал я на этот конкурс, а там все ребята ходят с бабочками, в костюмах. А я вообще не знал, что такое классическая гитара. Совершенно. Ну, сыграл две свои вещи. Мне дали приз зрительских симпатий. Подошли два педагога и сказали: «Парень, тебе надо поступать в музыкальное училище». Я пошел в музыкальную школу. Потом стал готовиться к училищу. И поступил в него…

А что это были за первые композиции? Играете ли вы их до сих пор?

Михаил Оленченко: Нет, не играю. Это было что-то такое «прииспаненное». У меня были записи Пако Де Лусии. Я был знаком с его творчеством. Так что одна вещь была на аккордах A – G – F – E. И был там бридж небольшой: F – E – F – E. Незатейливая, простая мелодия. Другую вещь совершенно не помню.

Когда вы поняли, что можете не просто что-то подбирать на гитаре, а именно сочинять свои собственные мелодии и композиции?

Михаил Оленченко: У меня была склонность к импровизации. Еще играя в дворовой группе, я подобрал соло. Столкнулся с пентатоникой, разобрал ее. И обнаружил, что она ложиться на все аккорды. Нашел все ноты на грифе в этой тональности. Пришел и удивил ребят своим соло [смеется].

Сочинял всегда. В училище сочинял какие-то вещи. Делал свои этюды. Как-то сразу это началось.

Как вы сочиняете музыку?

Михаил Оленченко: Мне композитором себя трудно назвать. Я, конечно, слышу музыку, но мне нужен инструмент. Я очень сильно отталкиваюсь от инструмента. Бывает по-разному. Инструмент нужен для того, чтобы понять, как это будет звучать. Как это будет рукам… Удобно или нет. Потому что то, что ты слышишь в голове – это часто невыполнимо на гитаре.

Иногда такая «невыполнимая» идея преобразуется. Иногда просто долго лежит. Бывает, что какая-то тема появилась лет десять назад. И лежала. Что-то у меня записано в нотах, что-то записано в аудио. Периодически я переслушиваю, что было. Вдруг что-то зацепит из старого, недоделанного. Или я понимаю, что какую-то тему можно соединить с другой темой. У меня есть несколько таких вещей.

На ваших альбомах представлены пьесы для гитары соло. Как вы пришли к этой концепции? Есть ли у вас планы записать что-нибудь в составе ансамбля?

Михаил Оленченко: Мне изначально было интересно, что может сама гитара. Именно соло. Меня это захватывало. Долгое время мне ансамбль был не особо интересен. Потом пришлось с этим столкнуться. Ансамбль – совсем другая история. Те же самые вещи, которые играешь соло, их невозможно также сыграть в ансамбле. В сольном исполнении ты играешь бас, весь аккомпанемент, мелодию и импровизацию. А даже в дуэте – это делать не нужно. Потому что получается слишком все заполненным. Необходимо все разделять. А тем более, когда задействованы перкуссия и бас, тебе надо мало играть. В планах… Я не загадываю, что мне надо играть с ансамблем. Все как-то само складывается.

В вашем творчестве ощущается серьезное влияние фолк-музыки. Музыка сама пишется так или же это сознательный и целенаправленный подход к аранжировке материала?

Михаил Оленченко: Трудно сказать [пауза]… Мне всегда нравилась фольклорная музыка. Мне всякая музыка нравится. И классическая, и популярная, и рок, и джаз. Но фолк мне очень близок. В детстве я не имел представления, что такое фолк. В сознании большинства людей фолк – это «советский продукт», официальная русская народная песня, оркестр народных инструментов. А собственно с фолк и этнической музыкой люди не знакомы. И я был не знаком. И услышал ее только в музыкальном училище. Услышал, как поют бабушки. Слушал этнографические записи, сделанные еще в тысяча девятисотых годах. И это производит впечатление. Например, бабушка пела какую-то песню соло – и это был настоящий блюз. Просто блюз. И то, что я услышал, меня взбудоражило. Нашло отклик. Это что-то корневое.

Между выходом дебютного альбома в 2011 году и вашим вторым альбомом прошло семь лет. Возникли трудности с сочинением материала, который вы бы хотели записать, или причина заключалась в чем-то другом?

Михаил Оленченко: Материала было немного. И времени не было, потому что я ездил по гастролям. Ездил, собственно, шесть лет. Гастроли были очень плотные. Порой было по двадцать три концерта в месяц. Работа на износ [смеется]. Но за это время что-то сочинялось, копилось.

У альбома «Две птицы» запоминающаяся, и при этом достаточно необычная обложка. Чья это была идея? И еще, почему на лицевой стороне альбома нет его названия, а также имени исполнителя?

Михаил Оленченко: Когда я думал об альбоме, я думал, что обложка должна быть оранжевого цвета. Не знаю, почему… И что-то с птицами связанное. Две птицы – хорошо само по себе и на русском языке, и на английском. Мне всегда нравился минимализм. Сейчас CD, как носитель музыки, утрачивает свое значение. И, собственно, обложка нужна для потоковых сервисов, таких, как iTunes, Google Play и других. Там нужна картинка. На ней не разглядишь название.

Я объяснил художнику, что нужно [дизайном альбома занималась Мария Кракатук – примечание Guitar.ru]. Оранжевый цвет. Это похоже на закат или расцвет. Скорее, на закат. И в небе две птицы.

Исполняете ли вы на концертах новые пьесы, которые еще не были записаны на альбомах? Или же изначально пьесы проходит проверку на концертах, а уже только затем они попадают на альбом?

Михаил Оленченко: Исполняю. Часто пьесы рождаются во время концерта. Бывает, что делаешь подготовленную импровизацию. Чтобы более или менее ориентироваться. Берешь аккордовую сетку, небольшую мелодию, и играешь это. И в результате вдруг из этого получается пьеса. На альбоме «Две птицы» я две вещи сочинил во время записи. Это, собственно, пьеса «Две птицы» и «Unchained». Они были недоделаны. Из «Двух птиц» была только тема, которая идет в начале. А в «Unchained» была только тема и кусочек импровизации.

И на первом альбоме пьеса «Prelude» была сочинена точно также. Я себе поставил рамки, что я должен закончить диск тогда-то. И настал этот последний день. Не хватало одной вещи. И я ее сочинил. Она простая. Тема повторяется два раза, затем средняя часть два раза, и снова тема два раза. Я ее сочинил за два часа. Еще часа два я это все вбивал в пальцы. И просто записал ее. И в результате альбом получил другое название. Изначально он назывался «Мимолетные зарисовки, а потом стал «Preludes».

Подвергаются ли дальнейшему изменению пьесы, которые вошли в альбомы?

Михаил Оленченко: Какие-то пьесы я просто не играю. Они отпадают. Какие-то пьесы остаются неизменными. А некоторые – изменяются.

Акустическая гитара – один из самых требовательных инструментов. Как вы занимаетесь, чтобы поддерживать исполнительскую технику на должном уровне?

Михаил Оленченко: У меня нет какой-то системы. Я играю какие-то пьесы. Из классики. На Бахе хорошо разыгрываться. На «Милонге» Хорхе Кордосо хорошо разыгрываться. Плюс свои какие-то вещи. Какие-то технически сложные. Иногда я гаммы играю [смеется].

Над чем вы работаете в настоящий момент? Когда будет записан новый альбом?

Михаил Оленченко: Ой, не хочется загадывать. Когда загадываешь, выдаешь в эфир, обычно начинаешь сталкиваться с трудностями. Мне бы хотелось записать импровизационный альбом. Этим летом [пауза]. И альбом с сочиненными вещами. Но не знаю, получится ли это сделать этим летом… Но импровизационный хочется. Законченных пьес немного. Много материала в подвижном пока состоянии.

Когда и где состоятся ваши ближайшие концерты?

Михаил Оленченко: На фестивале «Платформа» я буду играть 5-6 июля. С Ваней Смирновым и сольно. А 16 июня в Казани состоится концерт вместе с Таисией Краснопевцевой. Это ее концерт, скорее. Остальные даты будут ясны ближе к осени.

Источник

ИВАН СМИРНОВ-МЛ. И МИХАИЛ ОЛЕНЧЕНКО

Набирающий славу дуэт гитаристов-виртуозов!

Оба участника прекрасно известны знатокам и любителям российской инструментальной музыки экстра-класса.

Их сотрудничество началось с того, что Иван-младший пригласил Михаила во фьюжн-проект «Рембетика», затем в «Группу Ивана Смирнова». Накопив опыт совместной работы с самой разной музыкой в разной технике (Михаил играет пальцами, Иван – медиатором) музыканты поняли, что могут полноценно играть дуэтом, дополняя друг друга в композиции, аранжировке и импровизациях.

В музыке дуэта чувствуется мощное влияние джаза, который украшен сплетениями академической традиции со славянским, азиатским, кельтским и испанским фольклором.

Прозвучат пьесы Ивана Николаевича Смирнова, Михаила Оленченко, Ивана Смирнова-младшего и других авторов, в высшей степени достойных вашего внимания!

Источник

Интервью

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Яков Каганцов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 12 апреля 2021 г.

В 2021 году у гитариста и композитора Михаила Оленченко вышли один за другим два мини-альбома. Сольный, «Примитивные абстракции», и дуэтный, «Капсула надежды», созданный в содружестве с исполнителем на духовых инструментах Сергеем Клевенским. Guitar.ru застал музыканта после окончания репетиции.

Если не секрет, что и с кем вы репетировали?

Михаил Оленченко: Репетировали с «Этносферой». С Сергеем Филатовым – клавишные инструменты и Сережей Клевенским, как раз. Это довольно старый проект. Мы играем вместе лет восемь, если не больше. Есть такой ансамбль «Веретенце», они поют русские народные песни. И периодически в проекте участвуют джазовые музыканты: Дима Власенко, Антон Залетаев, Володя Крижановский и другие. Это смесь песен, джаза, рока. Этно-фьюжн.

Альбом «Примитивные абстракции» состоит из четырех треков. У вас не было иного готового материала? Или была иная причина для записи мини-альбома?

Михаил Оленченко: Следуя тенденциям современности, я решил записывать мини-альбомы, синглы. На запись большого альбома уходит много времени. И он выходит раз в год. А за это время о тебе никто ничего не слышит.

Тенденция такая, что музыканты выпускают синглы или мини-альбомы. Кроме того, я хотел выпустить альбом к своему дню рождения.

Материал еще есть. Много проектов…

На этом альбоме вы отошли от фольклорной составляющей, присущей двум вашим первым работам. Или это только так кажется?

Михаил Оленченко: Думаю, что это только так кажется. На предыдущем альбоме было что-то роковое и джазовое.

«Песня Черного Человека» и «Танец Черного Человека» – две импровизации. Мне кажется, что там есть что-то фолковое… Сплав разных традиций. На первом альбоме есть композиции «Старинная», «Старинная медленная» и «Старинная быстрая». Их многие воспринимают, как что-то кельтское или ирландское, хотя мне кажется, что это русское…

На альбоме «Примитивные абстракции» представлена красивая, но печальная музыка. Веселые мелодии сочинять трудно? Или дело вовсе не в этом?

Михаил Оленченко: [Смеется] В принципе, мне больше нравится грустная музыка. Грустная, трагичная… Мне это ближе. У меня, наверное, и нет веселой музыки. Хотя, композиция «Южный ветер» не такая уж печальная.

Изначально была идея сделать альбом импровизаций. Но я подумал, что если импровизации будут в одном ключе, то получится перебор… В результате все переросло в четыре композиции. Две импровизации, сыгранные в студии: «Песня Черного Человека» и «Танец Черного Человека». Я сел и сыграл. А «Южный ветер» и «Песня о душах, которые как звезды падают на землю» – это уже сочиненные вещи.

Давайте разберемся с цветами. В формате CD обложка альбома белая, а в цифровом формате она черная. Какое существует этому объяснение?

Михаил Оленченко: [Смеется] Объяснения никакого не существует… У меня была мысль выпустить альбом «Примитивные абстракции», первую часть в белом цвете, а вторую часть, второй мини-альбом – в черном. А потом, я смотрел, смотрел, и решил, что выложу в Сеть альбом с черной обложкой.

А второй мини-альбом будет наоборот, в CD – черный, а в цифровом формате – белый… Объяснений нет. Просто порыв. Импульс…

Как возник ваш дуэт с Сергеем Клевенским?

Михаил Оленченко: Мы очень давно играем в разных проектах. В «Этносфере», с Таисией Краснопевцевой у нас программа деревенских романсов, потом мы играем с Иваном Смирновым-младшим и Михаилом Смирновым.

Мы играем вместе во многих проектах, но так получалось, что не было программы, которую мы могли бы исполнять дуэтом. Ну и решили попробовать. Встретились, порепетировали пару раз и набралось много вещей. Какие-то его композиции, какие-то мои, а какие-то были сделаны просто за пару репетиций.

Сережа такой музыкант, который органично вливается в любое звуковое пространство. Дополняет его. Делает его лучше. Благодаря ему дуэт сложился очень быстро.

Как вы сочиняли музыку для этой сюиты?

Михаил Оленченко: Авторство – общее. Одна вещь моя – «Дорога», которая стала «Гагарин за рулем». Одна вещь Сережина – «Слезы», она стала называться «Слезы Титова». И еще одна вещь Сережи – «Капсула надежды». Все три вещи приобрели новое звучание, поэтому решили объединить авторство.

На каком этапе были придуманы названия композиций?

Михаил Оленченко: Тут нам помогла Ираида – девушка, которая делала дизайн обложки альбома. Она снимала для нас видео, и мы сдружились. Она приезжала в Москву, сама она из Питера, и останавливалась в капсульном отеле. И Сережа подал идею, что все должно быть посвящено космосу. И возникло название «Капсула надежды». «Дорогу» решили назвать «Гагарин за рулем», это о его последнем полете, когда он разбился. «Слезы Титова» и завершающая пьеса «Капсула надежды».

Будет ли у дуэта полноформатный альбом?

Михаил Оленченко: Будет. Мы хотим записать еще «Русскую сюиту». Тоже, наверное, из трех или четырех пьес. У нас есть две вещи, которые можно записать. А над третьей и четвертой надо еще подумать.

Мы решили записывать и выпускать такие сюиты. А потом все это можно объединить в полноформатный альбом. Я надеюсь, что все у нас будет хорошо, и последует продолжение…

В каких еще музыкальных проектах вы участвуете? Над чем работаете?

Михаил Оленченко: Еще были выступления с Никитой Болдыревым. Были дальнейшие мысли дуэтом поиграть. Но пока это еще не реализовалось…

Альбом «Прелюдии» (2011) записывался в спешке. Сейчас слушаю и думаю, что сыграл бы по-другому. Иначе… Может быть стоит переписать. И «Старинная медленная», и «Инспирация», и «Старинная быстрая», и просто «Старинная». Многое бы по-другому бы звучало…

Дополнительная информация

Альбом Primitive Abstractions (2021) | слушать
Альбом Two Birds (2018) | слушать
Альбом Preludes (2011) | слушать

Источник

Читайте также:  Классные ноты для гитары
Оцените статью