Как правильно подзвучить гитарный комбик или кабинет
Занимаясь прокатом звукового оборудования и бэклайна уже много лет, в голове сложились простые истины про то, «как надо», «как положено», «как лучше». Это касается абсолютно всего — как правильно расставить барабаны, как нужно укладывать кабель, как настроить звучание микрофона и т.п. И казалось бы достаточно заурядное событие — подзвучка гитарного комбика — оказалось достаточно проблемным со стороны музыкантов и звукорежиссеров. Регулярно встречаю просто «шедевральные» способы снятия звука с гитарного комба. Поэтому предлагаю разобраться и понять, как же все-таки правильно снять звук с гитарного комбика или кабинета. Хочу сразу оговориться, что речь пойдет не о студийной записи гитары, а о концернтом звуке.
Выбор микрофона для гитарного комбика
Итак, первый момент. Для того, чтобы снять звук с комбика прежде всего нужен микрофон. Самым распространенным и «попсовым» вариантом такого микрофона является Shure sm57 (ну или Shure beta57) — надежный, доступный и понятный. Пожалуй, это самый райдерный микрофон и иметь его в своем арсенале надо обязательно как прокатной компании, так и гитаристу. Shure sm57 как правило требует минимальной тембральной корректировки, а за счет кардиоидной направленности и системы шумоподавления микрофон подавляет посторонние призвуки и шумы. Shure sm57 имеет высокую перегрузочную способность и выдерживает даже очень громких гитаристов. Хотелось бы также отметить еще один очень удачный для подзвучки комбика микрофон — Sennheiser e906. Этот микрофон был специально создан для озвучания гитарных и басовых кабинетов и имеет плоскую форму. Обратите внимание, что две стороны микрофона отличаются друг от друга. С одной стороны сетка светлая с надписью FRONT должна быть обращена к комбику/кабинету, вторая — темная со стилизованной буквой e, обозначающей серию инструментальных микрофонов sennheiser evolution 900. Еще одной интересной особенностью микрофона является переключатель, который меняет тональную окраску — Bright (яркая), Normal (обычная), Smooth (мягкая). А еще в корпус микрофона встроена катушка подавления электромагнитных помех. Вот такой вот интересный микрофон получился у Sennheiser. |
Отдельно хочется сказать, что эти два микрофона — не единственные варианты подзвучки. У каждого производителя, будь то Beyerdynamic, AKG, Audio-Technica, Telefunken — есть замечательные микрофоны, которые блестяще справятся с подзвучкой гитарного комбика. Мы например, в своей работе частенько используем Beyerdynamic TGX47 и конденсаторный Beyerdynamic TG i53c.
Как правильно поставить микрофон к комбику
Пожалуй самым ответственным моментом является определение расположения динамика. Да! именно это! Если у комбика нет задней панели, можно посмотреть там — как и где располагаются динамики. Если задняя панель глухая, можно аккуратно прощупать фронтальную панель (обычно это натянутая ткань) руками или просветить фонариком. Так например, у одного из самых популярных гитарных ламповых комбоусилителей Fender Hot Rod Deluxe динамик смещен в левую сторону относительно центральной оси. Именно с этим популярным комбиком и связана основная масса «косяков» — регулярно наблюдаю микрофон, «подзвучивающий» глухую стенку корпуса справа от динамика.
Второй важный момент — используйте микрофонную стойку! С помощью стойки можно правильно и надежно расположить микрофон относительно динамика микрофона. Категорически нельзя вешать микрофон за провод на комбик. Крайним исключением может быть только sennheiser e906 и то, только потому что его устройство (плоский корпус и фронтально направленная мембрана микрофонного капсуля) позволяет это делать. Ну и самое основное — расположение микрофона. Здесь существует простое правило — чем ближе микрофон к центру динамика, тем звук ярче, чем ближе микрофон к краю динамика — тем в звуке больше будет низкочастотной составляющей. Но мы все же советуем ставить микрофон ближе к краю динамика. Готовых решений не существует. В любом случае придется потратить время на эксперименты с расположением микрофона, чтобы добиться нужного звучания. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора Источник Выбор микрофона для записи гитарыПривет! Сегодня поговорим о довольно важной штуке — запись гитарного звука по-взрослому. Все мы писали миллион демок в линию через комп и кто-то даже научился выстраивать звук более-менее, но всё это детские забавы по сравнению с тем, как звучит гитара, записанная через хороший усилитель, кабинет, микрофон, преамп и звуковой интерфейс. Описать это словами довольно трудно, но на слух разницу чувствуешь сразу. Итак, без лишних рассуждений на тему отсутствия бабла и крутизны гитарных процессоров, которые «не хуже, чем. » перейдём непосредственно к предмету. У меня есть некоторый опыт записи гитар на студии и несколько микрофонов, которые стали основой звука на моих записях. Думаю, вам этот опыт может пригодиться. Итак, поехали. Shure SM57. Довольно долгое время я пренебрежительно относился к этому микрофону, считая его чем-то несерьезным и пошлым. Первые опыты в студии с этими микрофонами были, прямо скажем, неудачными. И вот недавно я решил снова попробовать эти микрофоны и мне понравилось то, что они выдают. Фишка микрофонов SM57, да и вообще любых микрофонов в правильной установке перед источником звука. 57й Шурик даёт хороший резвый звук, по моим ощущениям ближе к высокой середине. Опять же зависит от того, где вы поставите его. Звук 57го всегда можно дополнить вторым микрофоном, если вам будет его нехватать. А это — в 90% случаев так. Если не делать 57й единственным микрофоном на треке, то это вполне рабочий вариант. Я сторонник записи кабинета с 2 микрофонов. Я пробовал больше, сильной разницы не ощущаешь. 2 микрофона — достаточно, главное подобрать пару, которая будет друг друга дополнять. SM57 не просто так считается классическим микрофоном, потому что его использовали на стольких записях, что и пересчитать невозможно. Если вам нужен классический, привычный уху звук, этот микрофон подходит. Главное ставить его близко к сетке кабинета, тогда срабатывает т.н. proximity effect, поднимаются басы. Микрофон довольно трудно перегрузить даже на большой громкости, в общем, все преимущества динамического микрофона. Этот микрик по-любому должен быть в вашем шкафу, если вы собираетесь записывать электрогитару с кабинета. Второй микрофон который мне нравится — Shure SM7B. Он в чем-то похож на SM57, только стоит в разы дороже, удобнее в настройках и интереснее в звуке. На микрофоне есть 2 переключателя АЧХ. Обычно я врубаю горб на этом микрофоне, он задирает середину, что для гитары очень хорошо. Микрофон традиционно использовался на радио, потом его распробовали для записи вокала на студиях. С этим микрофоном записывались все, кому не лень, начиная от Metallica, заканчивая Incubus и Mastodon. Ну, как бы, других рекоммендаций для его покупки мне не было нужно. Хотя я покупал его для вокала, больше всего он мне нравится с малым барабаном и гитарным кабинетом. Отлично работает в паре с HEIL PR30, про который ниже. Heil PR30 — фишка, стыренная у Курта Бэллоу. Ну и вообще, в последнее время много, кто пересел на эти микрофоны. Heil — дочерняя компания фирмы Dunlop. Поэтому в гитарном звуке они соображают. Микрофон, прямо скажем, с яйцами. Если бы у меня была возможность купить только один микрофон для записи гитары, я бы купил его. У PR30 довольно полноценное звучание, которое можно дополнить чем нибудь, если нужен более объемный звук. Royer R-121 классика для записи кабинетов. Ленточный микрофон. Я его пока не пробовал, но очень хочу купить. Его использовали многие звукорежиссеры на моих любимых альбомах, почти все как один. Поэтому сомнений нет. Одна проблема — цена 🙂 Но это проблема временная 🙂 Есть еще другие варианты. Например конденсаторные микрофоны на расстоянии от кабинета. Так, например, мне очень нравится микрофон AKG C414. Я его пробовал для записи маленького лампового комбика на расстоянии. Звук очень убедительный. Ничем дополнять не хочется. Сложность с записью на расстоянии в том, что здесь уже начинает играть роль акустика помещение. То есть, в принципе, звукозапись в домашних условиях — это дроч. Надо строить базу или студию, раскачивать лампу нормально и ебашить с отдачей на большой громкости. Иначе мяса не будет. Ну есть конечно второй вариант — купить какой-нибудь супер пупер гитарный проц и сказать себе, что такой же пользуют твои любимые звезды. Ага, спокойствие 🙂 В этом мини обзоре не затронуты множество микрофонов, а также весь остальной тракт. Главное что вам стоит усвоить — берите любые микрофоны, которые попадаются под руку, экспериментируйте с местоположением, ищите сладкие точки. Только опытным путем вы научитесь писать гитары так, чтобы нравилось и вам и другим. Упомянутые выще микрики — мои личные предпочтения. Никто не говорит, что они подойдут вам. Я люблю классический звук электрогитары, разборчивыый и читаемый. Если звуковые задачи другие — меняйте всё по своему усмотрению. Не менее важным чем микрофон является предусилитель, через который он работает. В аудиоинтерфейсах со встроенными предусилителями звук, как правило, недостойный. Ну то есть, на первое время сойдет. Пока вы учитесь, зарабатываете на что-то более серьезное. При первой же возможности попробовать внешний преамп для микрофона сделайте это и поймите колоссальную разницу с микшерными пультами и встроенными в звуковые карты предусилителями. Короче, в звуке нет никаких правил кроме одного — хороший звук стоит того, чтобы на него потратиться. Но никаой бюджет не спасет вас от кривых ушей и рук, поэтому учитесь неспеша и делайте выводы самостоятельно. Источник Сравнение 18 микрофонов для снятия гитарного звукаНе хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся! Записывается 2 гитарных лика, один на чистом, другой на перегрузе. Все лики играются в средней позиции звукоснимателей. Американский стандартный Телекастер ранних 90-ых — Преамп-Дибокс Creation Audio Lab MW1 — Звуковая карта Pro Tools HD. С карты звук шел в голову Mesa Boogie MKIV (На полной мощности, в режиме триода) — Кабиент Mesa 4х12 с динамиками Black Shadow (тоже Mesa) — микрофон. Всё записывается в A-образной комнате. Микрофон ставили в 5 сантиметрах от решетки кабинета, по прямой оси (что именуется как axis) и чуть левее выпуклого конуса динамика. Так же использовался аналоговый выравниватель фазы Little Labs IBP для того, чтобы послать сигнал с ПроТулза в голову, чтобы линейный сигнал в +4дБ сравнять с гитарным сигналом. Лики на чистом были записаны на первом канале Месы, а перегруженные на третьем канале Месы с примесью ламповой сатурации. Далее был использован микрофонный предусилитель Focusrite ISA 828 в режиме среднего импеданса. Сигнал возвращается в ПроТулс через АЦП предусилителя. Всё коммутировано на Apogee Electronics Big Ben. Никаких лишних патчей использовано не было. Единственные настройки были применены для поддержания постоянного сигнала, где пики достигают до уровня -3-4 дБ, посредством отправления тона в 1 кГц в голову на уровне примерно -25дБ. Для всех моделей микрофонов, которые имеют разный диапазон, тип и т.д. — это не самый лучший способ выдать точные измерения и уровни, но мы старались сохранить всё более-менее правильно, насколько это возможно. Микрофоны:1. Shure SM57. Цена: 170$ Это классика. Это надежный, прочный динамический микрофон с диапазон 40Гц-15кГц. Его относительно узкая кардиоидная диаграмма направленности и возможность воспринимать громкие звуки делает его основным на многих сессиях. Из-за своего агрессивного рычания в среднечастотном диапазоне, он идеально подходит к микрофонам «тёмного» звучания. Когда дело доходит до рёва в звучании, SM57 трудно превзойти. 2. Royer R-121. Цена: 1395$ Это динамический ленточный микрофон с диаграммой «8». Как и другие ленточные, его звучание тёплое, мягкое и натуральное. Но в отличии от других ленточных, он был сделан с максимальным SPL (уровень звукового давления) в 135дБ, что делает его отличным микрофоном для кабинетов. Ещё, если его перевернуть и реверсировать фазу, то отзвуки с задней стенки кабинета начинают звучать более ярко на дистанции 61 см или ближе. Мы нашли его основной звук, как один из наших любимых из-за теплоты и характерности. Отлично сочитается с SM57. 3. Neumann U 87 (Ai). Цена: 3998$ Ещё одна легендарная классика. Его большая диафрагма имеет 3 направленности — кардиоидную, круговую и 8. Мы использовали старую версию микрофона в кардиоидном режиме, но новые версии (Ai) имеют схему для увеличения хэдрума на 10 дБ. U87 может достигать 127дБ и имеет ЧД с 20Гц до 20кГц. Вы можете услышать «мясной» звук на обоих записях и очень хорошее «отношение» к перегруженному звуку. 4. Shure SM58. Цена: 188$ Почти всегда считал, что вокальным микрофоном просто иногда надо снимать звук с кабинета. Как и 57 — его цена, среднечастотное звучание, диапазон в 50Гц — 15кГц и возможность выдерживать массивные нагрузки делает этот микрофон достойным для «микрофонной тумбочки». По сути — это 57, но с другой сеткой и более обхватистый. Удивительно хорошо он показал себя на чистых частях. 5. Earthworks QTC1 (иногда записывается как QTC40). Цена: 1295$ Как круговой? Конечно, почему нет! Маленькая диафрагма QTC выдает реалистичный и точный звук. Супер-широкий ЧД в размере от 4Гц до 40кГц и максимальный акустический вход в 142 дБ делает этот вариант отличным! У него очень натуральный звук — то, что вы слышите в комнате, то же слышите из динамиков. 6. Sennheiser MD 421. Цена: 598$ Кардиоидный микрофон с 5-ти позиционным переключением понижения баса (чтобы помочь устранить эффект близости), это классический микрофон, тон которого слышим на протяжении десятилетий. ЧД 30Гц — 17кГц и способность принимать очень высокие уровни звукового давления дают ему полный, круглый звук. Он отлично сочитается с другими микрофонами, а сам звучит тепло, полно, с слегка заваленным верхом. 7. Beyerdynamic M 160. Цена: 799$ M 160 это гиперкардиоидный, динамический, ленточный микрофон с двумя лентами, находящимися друг на другом на расстоянии в пол-миллиметра. Он имеет максимальное давление в 129 дБ и ЧД 40Гц — 18кГц. Это любимый, большой, ленточный звук. 8. Audix i5. Цена: 179$ i5 это динамический микрофон общего назначения с кардиоидной диаграммой. ЧД 50Гц — 16кГц и звуковое давление в 140 дБ — что принять довольно трудно. По звуку похож на 57, но с добавлением яркости и читаемости в верхней середине. Это делает его отличным партнером с MD 421 или Royer. 9. Audio-Technica AT4060. Цена: 1665$ Это конденсаторный микрофон с широкой кардиоидой, с вакуумной лампой, 2-ух микроновой золотой диафрагмой и раздельным питанием. Это всё дополняем ЧД 20Гц — 20кГц и нагрузкой в 131 дБ, что довольно много для лампового микрофона. Возможно, это может быть не тот микро, чтобы называться лучшим для прямого снятия звука. Этот микрофон хорош, если положить его за кабинет на 60-90 см для «комнаты». 10. Coles 4038. Цена: неизвестно. 4038 это студийный ленточный микрофон, созданный BBC для радио-вещания и записи. Он двунаправленный (диаграмма «8»), ЧД 30Гц — 15кГц и выдерживает до 125 дБ. Ещё один классический ленточный микрофон с смягчёнными верхами и теплотой по всему спектру. 11. Audio-Technica AT4047/SV. Цена: 745$ Это симпатичный конденсаторный микрофон с ЧД 20Гц — 18кГц и способностью выдерживать звуковое давление в 159 дБ с возможностью перегрузки в 10 дБ. В нем есть хороший хай-пасс фильтр на 80Гц, а так же позолоченный двухдиафграмовый капсюль. Это захватывает чёткие верха и круглую глубину. 12. AKG 414 B-ULS. Цена: 1349$ Ещё одна классика! 414 имеет 5-ти позиционный переключатель на изменение диаграммы (круглая, кардиоида, гиперкардиоида, широкая кардиоида и 8) и большая диафрагма размером в 2.5 см. ЧД 20Гц — 20кГц, давление в 158 дБ и аттенюация на -18 дБ. В примере он выставлен на кардиоиду и без аттенюации. Этот микрофон хорошо прорезает микс. 13. EV RE20. Цена: 750$ Часто его именуют как «ослиный член». Это кардиоидный динамический монстр с большой диафрагмой регулярно используется на радио/ТВ вещаниях. Имеет ЧД 45Гц — 18кГц. Используется для подзвучки или записи гитарных сессий. Он отлично дополняет другие микрофоны, подобные 57-ым. Мы использовали модель PL15, которая, в целом, такая же. Он имеет хороший низ и в чистых и перегруженных партиях. Гладкая верхняя середина и не слишком много высоких. 14. Shure SM7B. Цена: 619$ Этот динамический микрофон часто рассматривается как микрофон для радиовещаний, но он имеет ровный звук и ЧД 50Гц — 20кГц. На нём есть фильтр низких частот и выделение середины, но на записи всё выставлено «ровно». С довольно приятным звучанием на чистом и перегруженном, его звук сильно сфокусирован на низких. Отлично работает как в одиночку, так и с «ярким» микрофоном. 15. M-Audio Luna. Цена: 399$ В настоящее время доступна версия Luna 2, это кардиоидный, конденсаторный микрофон с большим, латунным капсюлем, электроникой класса А и способностью перегрузке в 10 дБ, что позволяет ей выдерживать сигналы на уровне 140 дБ. Он имеет хороший, объемный низ и ровную середину, особенно на перегруженных партиях, и в целом неплохо сбалансирован. 16. Heil PR 40. Цена: 375% Динамический суперкардиоидный микрофон от Heil Sound. Он имеет маловесящую большую алюминиевую диафрагму, тяжелый стальной кейс и ЧД 28Гц — 18кГц. Отличная глубина и верх верхов, почти неприметные в хорошем смысле. Он звучит реально круто с Coles 4038 или чем-то похожим. 17. B&K 4006. Цена: 1925$ (под именем DPA 4006) Теперь помеченные как DPA, это микрофоны высокого класса, с фантомным питанием и круговой диафрагмой. Обычно они используются для записи классической музыки. Имеет удивительно линейную ЧД 20Гц — 20кГц, выдерживает нагрузки в 143 дБ. Такой микрофон звучит естественно, без каких либо смещений, добавлений, уменьшений. Вы получаете ровно тот звук, который записали. 18. Reslo. Цена: Неизвестно. Классический ленточный микрофон прямиком из ранних 60-ых. Имеет ЧД 40Гц — 15кГц. Неудивительно, что он звучит как классический записи Битлз. Выходной звук звучит как аналоговая лента, пущенная через старую ламповую консоль. Старался правильно перевести, но знаю, что вышло не все. Некоторое ненужное или непереводимое убрал (там не слишком важные моменты). Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся! Источник |