Как правильно подзвучить гитарный комбик или кабинет
Занимаясь прокатом звукового оборудования и бэклайна уже много лет, в голове сложились простые истины про то, «как надо», «как положено», «как лучше». Это касается абсолютно всего — как правильно расставить барабаны, как нужно укладывать кабель, как настроить звучание микрофона и т.п. И казалось бы достаточно заурядное событие — подзвучка гитарного комбика — оказалось достаточно проблемным со стороны музыкантов и звукорежиссеров. Регулярно встречаю просто «шедевральные» способы снятия звука с гитарного комба. Поэтому предлагаю разобраться и понять, как же все-таки правильно снять звук с гитарного комбика или кабинета. Хочу сразу оговориться, что речь пойдет не о студийной записи гитары, а о концернтом звуке.
Выбор микрофона для гитарного комбика
Итак, первый момент. Для того, чтобы снять звук с комбика прежде всего нужен микрофон. Самым распространенным и «попсовым» вариантом такого микрофона является Shure sm57 (ну или Shure beta57) — надежный, доступный и понятный. Пожалуй, это самый райдерный микрофон и иметь его в своем арсенале надо обязательно как прокатной компании, так и гитаристу. Shure sm57 как правило требует минимальной тембральной корректировки, а за счет кардиоидной направленности и системы шумоподавления микрофон подавляет посторонние призвуки и шумы. Shure sm57 имеет высокую перегрузочную способность и выдерживает даже очень громких гитаристов. Хотелось бы также отметить еще один очень удачный для подзвучки комбика микрофон — Sennheiser e906. Этот микрофон был специально создан для озвучания гитарных и басовых кабинетов и имеет плоскую форму. Обратите внимание, что две стороны микрофона отличаются друг от друга. С одной стороны сетка светлая с надписью FRONT должна быть обращена к комбику/кабинету, вторая — темная со стилизованной буквой e, обозначающей серию инструментальных микрофонов sennheiser evolution 900. Еще одной интересной особенностью микрофона является переключатель, который меняет тональную окраску — Bright (яркая), Normal (обычная), Smooth (мягкая). А еще в корпус микрофона встроена катушка подавления электромагнитных помех. Вот такой вот интересный микрофон получился у Sennheiser. |
Отдельно хочется сказать, что эти два микрофона — не единственные варианты подзвучки. У каждого производителя, будь то Beyerdynamic, AKG, Audio-Technica, Telefunken — есть замечательные микрофоны, которые блестяще справятся с подзвучкой гитарного комбика. Мы например, в своей работе частенько используем Beyerdynamic TGX47 и конденсаторный Beyerdynamic TG i53c.
Как правильно поставить микрофон к комбику
Пожалуй самым ответственным моментом является определение расположения динамика. Да! именно это! Если у комбика нет задней панели, можно посмотреть там — как и где располагаются динамики. Если задняя панель глухая, можно аккуратно прощупать фронтальную панель (обычно это натянутая ткань) руками или просветить фонариком. Так например, у одного из самых популярных гитарных ламповых комбоусилителей Fender Hot Rod Deluxe динамик смещен в левую сторону относительно центральной оси. Именно с этим популярным комбиком и связана основная масса «косяков» — регулярно наблюдаю микрофон, «подзвучивающий» глухую стенку корпуса справа от динамика.
Второй важный момент — используйте микрофонную стойку! С помощью стойки можно правильно и надежно расположить микрофон относительно динамика микрофона. Категорически нельзя вешать микрофон за провод на комбик. Крайним исключением может быть только sennheiser e906 и то, только потому что его устройство (плоский корпус и фронтально направленная мембрана микрофонного капсуля) позволяет это делать. Ну и самое основное — расположение микрофона. Здесь существует простое правило — чем ближе микрофон к центру динамика, тем звук ярче, чем ближе микрофон к краю динамика — тем в звуке больше будет низкочастотной составляющей. Но мы все же советуем ставить микрофон ближе к краю динамика. Готовых решений не существует. В любом случае придется потратить время на эксперименты с расположением микрофона, чтобы добиться нужного звучания. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора Источник Сравнение 18 микрофонов для снятия гитарного звукаНе хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся! Записывается 2 гитарных лика, один на чистом, другой на перегрузе. Все лики играются в средней позиции звукоснимателей. Американский стандартный Телекастер ранних 90-ых — Преамп-Дибокс Creation Audio Lab MW1 — Звуковая карта Pro Tools HD. С карты звук шел в голову Mesa Boogie MKIV (На полной мощности, в режиме триода) — Кабиент Mesa 4х12 с динамиками Black Shadow (тоже Mesa) — микрофон. Всё записывается в A-образной комнате. Микрофон ставили в 5 сантиметрах от решетки кабинета, по прямой оси (что именуется как axis) и чуть левее выпуклого конуса динамика. Так же использовался аналоговый выравниватель фазы Little Labs IBP для того, чтобы послать сигнал с ПроТулза в голову, чтобы линейный сигнал в +4дБ сравнять с гитарным сигналом. Лики на чистом были записаны на первом канале Месы, а перегруженные на третьем канале Месы с примесью ламповой сатурации. Далее был использован микрофонный предусилитель Focusrite ISA 828 в режиме среднего импеданса. Сигнал возвращается в ПроТулс через АЦП предусилителя. Всё коммутировано на Apogee Electronics Big Ben. Никаких лишних патчей использовано не было. Единственные настройки были применены для поддержания постоянного сигнала, где пики достигают до уровня -3-4 дБ, посредством отправления тона в 1 кГц в голову на уровне примерно -25дБ. Для всех моделей микрофонов, которые имеют разный диапазон, тип и т.д. — это не самый лучший способ выдать точные измерения и уровни, но мы старались сохранить всё более-менее правильно, насколько это возможно. Микрофоны:1. Shure SM57. Цена: 170$
2. Royer R-121. Цена: 1395$
3. Neumann U 87 (Ai). Цена: 3998$
4. Shure SM58. Цена: 188$
5. Earthworks QTC1 (иногда записывается как QTC40). Цена: 1295$
6. Sennheiser MD 421. Цена: 598$
7. Beyerdynamic M 160. Цена: 799$
8. Audix i5. Цена: 179$
9. Audio-Technica AT4060. Цена: 1665$
10. Coles 4038. Цена: неизвестно.
11. Audio-Technica AT4047/SV. Цена: 745$
12. AKG 414 B-ULS. Цена: 1349$
13. EV RE20. Цена: 750$
Мы использовали модель PL15, которая, в целом, такая же. Он имеет хороший низ и в чистых и перегруженных партиях. Гладкая верхняя середина и не слишком много высоких. 14. Shure SM7B. Цена: 619$
15. M-Audio Luna. Цена: 399$
16. Heil PR 40. Цена: 375%
17. B&K 4006. Цена: 1925$ (под именем DPA 4006)
18. Reslo. Цена: Неизвестно.
Старался правильно перевести, но знаю, что вышло не все. Некоторое ненужное или непереводимое убрал (там не слишком важные моменты). Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся! Источник |