Микрофонный эффект у гитар

5 простых модов гитары от Jol Dantzing: 01 Борьба с микрофонным эффектом — демпфируем звукосниматели

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Некоторые гитаристы считают, что вносить изменения в заводскую конструкцию гитары не стоит и под страхом смертной казни, другие же – наоборот, делают это, что называется, в обязательном порядке. Как мастер с большим опытом винтажного гитаростроения, я стою где-то по середине этих крайних точек зрения. В общем, я за то, чтобы максимально повысить полезность и практичность инструмента, но оставляя возможность вернуть все в первозданный вид.

Однако, при производстве гитары, у меня есть мириады возможностей для тонких настроек, чтобы направить инструмент на нужную траекторию. Эти микро-моды взаимодействуют друг с другом и, в зависимости от их (модов) комбинаций, предлагают широкие вариативность конечных звуков. Эти небольшие моды, плюс ко всему, могут быть применение и к уже существующей гитаре – вашей гитаре, и в любом количестве сочетаний они могут обеспечить значимый эффект. Давайте посмотрим на пять достаточно простых для большинста гитаристов модов.

01. Демпфирование углублений для звукоснимателей

Первое и простейшее улучшение, от которого могут выиграть большинство электрогитар – это подложить губку или кусок поролона в углубление для звукоснимателей. Делается это для предотвращения микрофонного эффекта. Первый раз я сделал такой мод, ремонтируя Gibson Firebird для Johnny Winter. Губка предотвратила вибрацию пластины звукоснимателя, которая колебалась, как диафрагма микрофона. С тех пор я узнал, что уменьшение свободного места (кубического объема) за звукоснимателем влияет на то, как он звучит на высоких уровнях громкости. Открытие этого эффекта резонатора изменило мой взгляд на разводку корпуса гитары под звукосниматели, в том числе, и на новых гитарах.

Читайте также:  Как поют цыгане под гитару


Демпфируем звукосниматели. Боремся с микрофонным эффектом

Снять звукосниматель или накладку и подложить под нее губку или поролон – довольно просто. Начните с мягкого материала, а затем увеличивайте плотность. Когда остановиться, решите сами опытным путем. Кстати, для этих целей отлично подходить поролон, в который запаковываются звукосниматели. Из такой упаковке получается отличный демпфирующий материал – он достаточно мягок, что бы его можно было сложить пополам (см. фото), чтобы усилить давление на заднюю пластину звукоснимателя. Это относительно простой мод, который требует минимум материалов и инструментов.

Если помните, то про Jol Dantzin я уже писал. Уж что-что, а гитары у Джола получаются красивые и очень не обычные. Ну и блог у него тоже отличный.

PS: Само собой, это только первая мини-статья из серии. Всего их будет 5.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Семь секретов гитарных кабелей

Кабель – штука немудреная, однако у них тоже есть свои секреты. Причем некоторые из них придуманы теми, кому интересно продать свои кабели подороже. Сейчас мы разберемся, где правда, где обман, а где матан.

Материалы

Самые лучшие проводники тока – серебро, медь, золото и алюминий. Кабели (не только гитарные, а вообще) чаще всего делают из меди и алюминия. Проводимость серебра всего на пять процентов больше, чем у меди, стоимость же гораздо выше, поэтому использовать его в кабелях нет смысла. То же самое относится и к покрытиям серебром и прочим местам, где его пихают лицемеры-производители, уверяя, что от этого звук становится чище® (об этом – ниже). Самое занятное – серебро подвержено окислению, которое как раз может испортить контакт.

Чего нельзя сказать о золоте – этот металл используется в качестве защиты контактов от окисления. Но проводимость его на треть ниже, чем у меди. Золото широко применяют в микроэлектронике из-за возможности вытянуть из него тончайшие проводки и в производстве печатных плат – там тончайшим слоем золота покрывают контакты, на которые потом паяют детали. При нагреве слой золота растворяется и открывает чистую, не окисленную поверхность.

А у алюминия единственное преимущество – вес, точнее, его отсутствие. Из него делают силовые кабели, когда низкая стоимость установки перевешивает потери из-за унылой проводимости. Алюминиевые провода, к сожалению, можно встретить в стенах старых советских домов и внутри некоторой техники. В современном оборудовании они, к счастью, не применяются.

Сопротивление, индуктивность, ёмкость

Когда мы соединяем кабелем гитару с пассивными датчиками и усилитель, мы получаем электрическую схему из сопротивления, индуктивности и ёмкости. Эта схема работает как фильтр низких частот, откусывая от звука гитары самый верх. (Прошу высоколобых специалистов меня не пинать, я, во-первых, пишу макисмально понятно, не для ботанов, а для всех, а во-вторых – сам ботан и спец). Единственная важная характеристика кабеля здесь – ёмкость. Если она относительно велика, а кабель длинный, скажем, метров 10 и больше, то потеря верхних частот может быть заметна на слух.

Бескислородная медь

О, тут мы откроем сразу две тайны. Первая: почти все современные кабели делаются из бескислородной меди. В ней нет ничего экзотического, и все уважающие себя производители кабелей применяют ее в производстве. Гордая надпись на этикетке о бескислородной меди – очередной маркетинговый трюк.

Вторая тайна: на самом деле в бескислородной меди есть кислород, но его там так мало, что можно и не обращать на него внимания. Чистота металла важна для точных измерительных приборов, ну а то, чего касаются пальцы соло-гитариста, по определению не может быть точным. Шутка, ха-ха.

Микрофонный эффект

Он наблюдается везде, где есть несколько проводников, расположенных рядом. Удары по кабелю, его вибрации, топот пьяного барабанщика превращаются в электрические сигналы, которые слышно в усилителе. Здесь же можно вспомнить и трибоэлектрический эффект – возникновение статических зарядов из-за трения разнородных материалов. Производители кабелей стараются уменьшать действие этих эффектов или, как минимум, говорят о том, что стараются.

Не нужно путать микрофонный эффект в слаботочных кабелях перед усилителем и слышный в наушниках, если поскрести по проводу. Это всего лишь механическая передача звука, а не возникновение электрического тока.

Скин-эффект

О нем любят вспоминать аудиофилы, рассказывая о своих супер-дорогих кабелях с серебряным покрытием. Действительно, переменный ток имеет обыкновение течь по поверхности проводника, а не по всей его толще. Причем чем выше частота, тем тоньше слой, по которому течет ток. Например, для частоты 10 ГГц толщина скин-слоя – всего около одного микрона. Поэтому проводники для высоких частот покрывают тонким слоем серебра или золота, это дает ощутимые преимущества по сравнению с обычными медными проводами. Но серебрить провода для звуковых частот бессмысленно, потому что толщина скин–слоя тут порядка полумиллиметра, она сравнима с толщиною центрального проводника в кабеле.

Тем не менее, британские учёные из Университета Сент-Эндрю (вот ссылка на их исследования, где много матана на английском языке) посчитали, что потери сигнала в толстеньком кабеле сечением 4 кв.мм. из-за скин-эффекта таки есть. На частоте 25 КГц (что почти в два раза выше частоты слышимого звука) сигнал ослабляется аж на 0,02 дБ. Так что серьёзным аудиофилам, которые на слух различают столь малые величины, придется тщательно серебрить свои провода, а задно и уши, чтоб уж наверняка. Всем остальным настоятельно рекомендую не слушать чушь про серебрённые провода и, тем более, не тратить на них деньги.

Направление

На кабелях для гитар и студийного оборудования можно заметить стрелочки, недвусмысленно, на радость аудиофилам, указывающие в одну сторону. Отсюда пошла история о том, что сигнал передается по кабелю в одну сторону лучше, чем в другую. Причем для того, чтобы он передавался ещё лучше, кабель нужно прогреть постоянным током. И неважно, что ток в звуковых кабелях переменный, так что прогрев кабеля улучшает ровно половину музыки, а вторую, которая идет в другую сторону – ухудшает! Правильно нужно прогревать кабели так: минуту в одну сторону, минуту в другую. Повторять бесконечно. Пусть займутся этим, вместо того, чтобы голову людям морочить.

Ну а я пока расскажу, зачем на кабелях рисуют стрелочки. Внутри таких кабелей обычно две жилы и экран вокруг них. Экран соединяется с одной жилой только на одном конце кабеля – это нужно для того, чтобы не было замкнутой петли из земляных проводников, в которой будут наводиться помехи. Стрелки на кабеле и нужны для того, чтобы звукотехники знали, с какой стороны экран на кабеле отсоединен, чтобы не наделать земляных петель при соединении аппаратуры.

И самое главное, что нужно знать…

… кабель – пассивный компонент!

Кабель ничего не может добавить в звук инструмента да и вообще в любой звук. Точно так же, как человек не может летать, махая руками, и предсказывать будущее – что бы вам не рассказывали участники событий и свидетели. И все фирмы, заявляющие, что их кабели увеличивают басы, делают более чистой середину и т.д. – бессовестно лгут. Кабель может лишь ослабить сигнал в какой-то области частот, зависит это только от ёмкости кабеля, больше ни от чего.

Если производитель заявляет, что кабель усиливает басы, на самом деле он ослабляет верхние частоты, как пассивный эквалайзер. То же самое можно сделать, покрутив ручку тембра на гитаре – там тоже есть конденсатор и он так же отбирает верха от звука. Причем его емкость гораздо больше емкости даже недорогого кабеля, поэтому влияние на звук ручки тембра гитары гораздо заметнее. Сам же кабель не может значительно портить звук гитары, если, конечно, он не длиной 50 метров или вообще порван. Доказательства этому – в следующей статье.

Источник

Семь секретов гитарных кабелей

Кабель – штука немудреная, однако у них тоже есть свои секреты. Причем некоторые из них придуманы теми, кому интересно продать свои кабели подороже. Сейчас мы разберемся, где правда, где обман, а где матан.

Материалы

Самые лучшие проводники тока – серебро, медь, золото и алюминий. Кабели (не только гитарные, а вообще) чаще всего делают из меди и алюминия. Проводимость серебра всего на пять процентов больше, чем у меди, стоимость же гораздо выше, поэтому использовать его в кабелях нет смысла. То же самое относится и к покрытиям серебром и прочим местам, где его пихают лицемеры-производители, уверяя, что от этого звук становится чище® (об этом – ниже). Самое занятное – серебро подвержено окислению, которое как раз может испортить контакт.

Чего нельзя сказать о золоте – этот металл используется в качестве защиты контактов от окисления. Но проводимость его на треть ниже, чем у меди. Золото широко применяют в микроэлектронике из-за возможности вытянуть из него тончайшие проводки и в производстве печатных плат – там тончайшим слоем золота покрывают контакты, на которые потом паяют детали. При нагреве слой золота растворяется и открывает чистую, не окисленную поверхность.

А у алюминия единственное преимущество – вес, точнее, его отсутствие. Из него делают силовые кабели, когда низкая стоимость установки перевешивает потери из-за унылой проводимости. Алюминиевые провода, к сожалению, можно встретить в стенах старых советских домов и внутри некоторой техники. В современном оборудовании они, к счастью, не применяются.

Сопротивление, индуктивность, ёмкость

Когда мы соединяем кабелем гитару с пассивными датчиками и усилитель, мы получаем электрическую схему из сопротивления, индуктивности и ёмкости. Эта схема работает как фильтр низких частот, откусывая от звука гитары самый верх. (Прошу высоколобых специалистов меня не пинать, я, во-первых, пишу макисмально понятно, не для ботанов, а для всех, а во-вторых – сам ботан и спец). Единственная важная характеристика кабеля здесь – ёмкость. Если она относительно велика, а кабель длинный, скажем, метров 10 и больше, то потеря верхних частот может быть заметна на слух.

Бескислородная медь

О, тут мы откроем сразу две тайны. Первая: почти все современные кабели делаются из бескислородной меди. В ней нет ничего экзотического, и все уважающие себя производители кабелей применяют ее в производстве. Гордая надпись на этикетке о бескислородной меди – очередной маркетинговый трюк.

Вторая тайна: на самом деле в бескислородной меди есть кислород, но его там так мало, что можно и не обращать на него внимания. Чистота металла важна для точных измерительных приборов, ну а то, чего касаются пальцы соло-гитариста, по определению не может быть точным. Шутка, ха-ха.

Микрофонный эффект

Он наблюдается везде, где есть несколько проводников, расположенных рядом. Удары по кабелю, его вибрации, топот пьяного барабанщика превращаются в электрические сигналы, которые слышно в усилителе. Здесь же можно вспомнить и трибоэлектрический эффект – возникновение статических зарядов из-за трения разнородных материалов. Производители кабелей стараются уменьшать действие этих эффектов или, как минимум, говорят о том, что стараются.

Не нужно путать микрофонный эффект в слаботочных кабелях перед усилителем и слышный в наушниках, если поскрести по проводу. Это всего лишь механическая передача звука, а не возникновение электрического тока.

Скин-эффект

О нем любят вспоминать аудиофилы, рассказывая о своих супер-дорогих кабелях с серебряным покрытием. Действительно, переменный ток имеет обыкновение течь по поверхности проводника, а не по всей его толще. Причем чем выше частота, тем тоньше слой, по которому течет ток. Например, для частоты 10 ГГц толщина скин-слоя – всего около одного микрона. Поэтому проводники для высоких частот покрывают тонким слоем серебра или золота, это дает ощутимые преимущества по сравнению с обычными медными проводами. Но серебрить провода для звуковых частот бессмысленно, потому что толщина скин–слоя тут порядка полумиллиметра, она сравнима с толщиною центрального проводника в кабеле.

Тем не менее, британские учёные из Университета Сент-Эндрю (вот ссылка на их исследования , где много матана на английском языке) посчитали, что потери сигнала в толстеньком кабеле сечением 4 кв.мм. из-за скин-эффекта таки есть. На частоте 25 КГц (что почти в два раза выше частоты слышимого звука) сигнал ослабляется аж на 0,02 дБ. Так что серьёзным аудиофилам, которые на слух различают столь малые величины, придется тщательно серебрить свои провода, а задно и уши, чтоб уж наверняка. Всем остальным настоятельно рекомендую не слушать чушь про серебрённые провода и, тем более, не тратить на них деньги.

Направление

На кабелях для гитар и студийного оборудования можно заметить стрелочки, недвусмысленно, на радость аудиофилам, указывающие в одну сторону. Отсюда пошла история о том, что сигнал передается по кабелю в одну сторону лучше, чем в другую. Причем для того, чтобы он передавался ещё лучше, кабель нужно прогреть постоянным током. И неважно, что ток в звуковых кабелях переменный, так что прогрев кабеля улучшает ровно половину музыки, а вторую, которая идет в другую сторону – ухудшает! Правильно нужно прогревать кабели так: минуту в одну сторону, минуту в другую. Повторять бесконечно. Пусть займутся этим, вместо того, чтобы голову людям морочить.

Ну а я пока расскажу, зачем на кабелях рисуют стрелочки. Внутри таких кабелей обычно две жилы и экран вокруг них. Экран соединяется с одной жилой только на одном конце кабеля – это нужно для того, чтобы не было замкнутой петли из земляных проводников, в которой будут наводиться помехи. Стрелки на кабеле и нужны для того, чтобы звукотехники знали, с какой стороны экран на кабеле отсоединен, чтобы не наделать земляных петель при соединении аппаратуры.

И самое главное, что нужно знать…

… кабель – пассивный компонент!

Кабель ничего не может добавить в звук инструмента да и вообще в любой звук. Точно так же, как человек не может летать, махая руками, и предсказывать будущее – что бы вам не рассказывали участники событий и свидетели. И все фирмы, заявляющие, что их кабели увеличивают басы, делают более чистой середину и т.д. – бессовестно лгут. Кабель может лишь ослабить сигнал в какой-то области частот, зависит это только от ёмкости кабеля, больше ни от чего.

Если производитель заявляет, что кабель усиливает басы, на самом деле он ослабляет верхние частоты, как пассивный эквалайзер. То же самое можно сделать, покрутив ручку тембра на гитаре – там тоже есть конденсатор и он так же отбирает верха от звука. Причем его емкость гораздо больше емкости даже недорогого кабеля, поэтому влияние на звук ручки тембра гитары гораздо заметнее. Сам же кабель не может значительно портить звук гитары, если, конечно, он не длиной 50 метров или вообще порван. Доказательства этому – в следующей статье.

Источник

Оцените статью