Микрофоны для пения под гитару

Выбираем микрофон для вокала

С нами вы не запутаетесь и не потратите деньги напрасно.

Содержание

Основные характеристики вокальных микрофонов

Во время поиска нужной модели вы встретитесь с техническими характеристиками. В них полезно разбираться. Хотя бы в основных. К ним относятся:

  • направленность;
  • частотность (АЧХ);
  • чувствительность;
  • уровень звукового давления (УЗД);
  • уровень шума.

Направленность

Микрофоны по-разному воспринимают звуковые сигналы: какие-то «слышат» и передают, а какие-то отсекают. Это называют диаграммой направленности. Или просто – направленностью. Перечислим 3 известных типа:

  1. однонаправленные;
  2. двунаправленные;
  3. всенаправленные.

Однонаправленные

Улавливают сигнал, приходящий с одного направления, и нечувствительны к звукам с других сторон. Не требовательны к акустике помещения. Бывают кардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные.

Самые распространенные – кардиоидные. Их диаграмма напоминает человеческое сердце: отсюда и название. Они воспринимают только сигнал спереди. Ограничивают нежелательные звуки, приходящие сбоку и сзади.

Суперкардиоидные и гиперкардиоидные имеют более узкую зону охвата спереди, но зато захватывают немного сигнала позади себя. Их небольшие различия видны на схеме.

Для чего подходят:

  • Выступления на сцене. Улавливают только солиста. Либо солиста и аплодисменты из зала.
  • Запись вокала в домашних условиях с несовершенной акустикой.
  • Пишут живые концерты: не захватывают лишний шум от зрителей.

Двунаправленные (восьмерки)

Воспринимают сигналы спереди и сзади. Невосприимчивы к источникам звука, находящимся по бокам. Подходят для вокального дуэта, когда певцы стоят напротив друг друга.

Всенаправленные (ненаправленные, или круговые, или омни-микрофоны)

«Ловят» все, что происходит вокруг. Интересно, что на низких частотах все микрофоны – всенаправленные. Таковы законы физики.

  • Отсутствие «эффекта близости».
  • Объемный звук.
  • Низкий уровень собственного шума.
  • На концертах.
  • На репетициях, когда нет возможности озвучить каждого исполнителя коллектива отдельно. Омни-микрофон располагают в центре, а вокруг него – музыкантов.
  • Для записи шумов на улице, воссоздания атмосферы в помещении.

Существую еще конденсаторные мультидиаграммные микрофоны. При помощи переключателя или заменяемых капсюлей они позволяют менять диаграмму.

Частотность (АЧХ)

Каждый преобразователь звука имеет свою амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), то есть по-своему передает разные частоты. Частотность измеряется в герцах (Гц). Бывают устройства с подъемом или спадом в области верхних, средних или нижних частот.

Для наглядности производители прилагают к каждой модели график. На нем изображена кривая частотности, что упрощает выбор.

Звучание одного и того же голоса при использовании приборов с разной АЧХ заметно отличается. Поэтому каждому исполнителю требуется устройство со своей АЧХ.

У вокалистов с пронзительной формантой в области верхних частот микрофоны, как правило, свистят и «ведутся» по верху. Им не стоит выбирать вариант с подъемом по верхним частотам. Если голос резко «верхастый», лучше остановиться на экземпляре с завалом по верхним или подъемом по нижним частотам.

Голос просто высокий, но не резкий? Тогда лучше не покупать устройство с завалом по верхам. Скроется красота тембра.

Для бархатных баритонов подойдет модель с хорошей передачей низких частот. Верхние же могут быть завалены.

Чувствительность

Чем выше чувствительность прибора, тем более тихий звук он улавливает. И наоборот. Характеристика измеряется в разных единицах. Для простоты понимания достаточно знать: чем ниже цифры, тем выше чувствительность.

Уровень звукового давления (УЗД)

Показывает, какой силы звук прибор передает без искажения. У каждого – свой динамический диапазон. Единица измерения – децибелы (дБ).

Уровень шума

Ясно: чем меньше собственный уровень шума, тем лучше. Высокий – частый минус дешевых устройств.

Общий уровень шума существенно зависит от качества остальной аппаратуры: предусилителя, усилителя, сети (питания), проводов. От грамотности подключения и настройки приборов.

Технические характеристики следует учитывать. Но не стоит слепо им доверять. Разница между некачественным устройством и его дорогим аналогом определяется не столько цифрами, сколько качеством материалов и изготовления. Поэтому всегда проверяйте теорию практикой: тестируйте, сравнивайте, советуйтесь с опытными людьми.

Типы вокальных микрофонов

Существует 5 основных разновидностей. Каждая приспособлена для решения своих задач. Перечислим эти типы:

  • динамические;
  • конденсаторные;
  • ленточные;
  • беспроводные;
  • USB-микрофоны.

Динамические

Так называемые катушечные динамические микрофоны для вокала предназначены прежде всего для выступлений на концертах. С ними также пишут вокал дома и в студии. Порой это делается специально, чтобы добиться в записи звучания голоса, как на концерте. Их используют для записи живых концертов.

  • Прочные, надежные. Выдерживают падения, тряску. Переносят жару, холод, высокую влажность.
  • Устойчивые к высокому УЗД, то есть громким звукам, перегрузу. Озвучивают концертный зал, стадион, спортзал.
  • Не очень хорошо передают нюансы звучания.
  • Обычно имеют неровную АЧХ.
  • Не требуют дополнительного – фантомного – питания. Нуждаются в предусилителе.
  • Как группа в целом – сравнительно недорогие.

Если вам не нужно активно двигаться по сцене во время выступлений и репетиций, проводной динамический микрофон отлично подойдет. Он устойчив в эксплуатации. Не подведет. Стоит недорого, а прослужит долго.

Конденсаторные

Идеальны для студийного вокала. При условии качественной звукоизоляции. Конденсаторные вокальные микрофоны требовательны к акустике помещения в силу высокой чувствительности. Зато в хорошей студии звукозаписи ваш прекрасный тембр точно не будет засорен отражениями.

Конденсаторные преобразователи звука отлично подходят и для вокала на сцене. Их используют на выступлениях наравне с динамическими. Правда, в отличие от последних, они более требовательны к хорошей аппаратуре и нуждаются в грамотном звукорежиссере.

Конденсаторные устройства на своих живых концертах нередко используют джазовые музыканты. Исполнители ценят этот тип за естественный объемный вокал.

  • Не терпят небрежного обращения. В отличие от динамического «брата», конденсаторный после нескольких падений станет хуже звучать или даже сломается.
  • Привередливы в эксплуатации. Требуют умелого использования. Иначе чувствительность обернется высоким уровнем шума.
  • Требуют поп-фильтр. Он снижает звуковые помехи от дыхания вокалиста, взрывных согласных «Б-П», свиста от «С» и «Ф». Защищает устройство от попадания слюны: в ней содержатся вредные для оборудования соли. Тем самым продлевает срок службы.
  • Обычно имеют ровную АЧХ.
  • Детально передают высокие частоты.
  • Конденсаторные омни-микрофоны превосходно передают низкие частоты.
  • Быстрые атаки звучат ярко и чисто.
  • Требует фантомного питания.
  • По стоимости выше динамических.

Внимание! Конденсаторные устройства ломаются от частого неправильного отключения. Вокалист не должен выдергивать шнур раньше времени, пока на прибор подается 48 вольт фантомного питания.

Этот тип отлично подходит не только для профессиональной студии. Он хорош, если вы ищете универсальный микрофон для записи вокала и живых инструментов в домашних условиях. Вот несколько полезных советов школы «Fishbones»:

  1. Выбирайте устройство кардиоидной направленности, с большой диафрагмой от 1 дюйма (1”=2,54 см), желательно с ровной АЧХ.
  2. Учтите, что на конечный результат записи существенно влияют звуковая карта, предусилитель, компрессор, микшерный пульт.
  3. Что еще понадобится для организации домашней студии звукозаписи: «паук», поп-фильтр, стойка («журавль», обычная прямая или настольная), кабель нужной длины с разъемом XLR.

Существуют еще ламповые конденсаторные микрофоны. Это дорогие профессиональные устройства, которые ценят за теплый насыщенный звук. Они довольно требовательны в обращении.

Ленточные

Используются для записи вокала в студии . Обладают высокой чувствительностью. Разновидность динамических. Правда, в отличие от концертных катушечных, очень хрупкие. И, пожалуй, самые капризные в эксплуатации. Требуют профессионального подхода. А ценят их за качественный глубокий звук.

  • Нуждаются в исключительно бережном использовании. Иначе легко ломаются.
  • Хорошо передают низкую середину, низкие частоты. Прекрасно подходят для низких мужских голосов: баритона, баса.
  • Имеют небольшое заваливание на верхних частотах. Это не страшно: компенсируется при помощи эквалайзера.
  • Фантомное питание необходимо.
  • Дорогие.

На практике многое зависит от сопутствующих условий. Помещение с плохой акустикой и низкое качество остальной аппаратуры сведут на нет преимущества даже самого дорогого студийного микрофона. Равно как и неумение им правильно пользоваться.

Беспроводные (радиомикрофоны)

Состоят из микрофона, радиопередатчика и радиоприемной станции. Используют только в качестве концертных . На студиях беспроводные микрофоны для вокала не встретить: они не подходят для звукозаписи из-за сокращенного спектра частот.

Что полезно знать о радиомикрофонах:

  • Дают свободу перемещения на сцене. В этом – их главный плюс. Если вы активно двигаетесь во время выступлений, общаетесь с публикой или работаете с подтанцовкой, то отсутствие провода – то, что вам нужно.
  • Имеют ограничения по радиусу действия. Чем мощнее передатчик, тем на большем расстоянии может работать артист. Однако мощность возрастает вместе с ценой.
  • Для большей надежности работы радиосистемы выбирайте модели с разнесенной антенной.
  • Есть ограничения по использованию радиочастот.
  • Зависят от батареек или аккумуляторов. А они быстро разряжаются. К примеру, одной батарейки хватает всего на 1,5 часа. Оборудование может отключиться внезапно. Не исключено, что в самый неподходящий момент.
  • Не очень хорошо передают верхние частоты.
  • При покупке сразу рассчитывайте, сколько микрофонов нужно: каждая база работает лишь с определенным количеством устройств.
  • Нуждаются в грамотном подключении и настройке во избежание неприятных неожиданностей на сцене.
  • Требуют бережной эксплуатации. Ремонт затратный и не всегда оправдан.
  • Дорогие.

USB-микрофоны для вокала

Имеют низкие или средние показатели качества звука. Поэтому используются только для домашней демо-записи, стриминга, тренировок . Даже самый качественный USB-микрофон не заменит профессионального микрофона для вокала.

  • Удобные. Подключаются проводом USB в порт компьютера.
  • Не требуют фантомного питания, акустического провода, другой аппаратуры.
  • Портативные. Просто брать с собой в гости.
  • При работе дома желательно использовать акустический экран, чтобы не улавливались посторонние шумы.
  • Сравнительно недорогие.

Какие модели выбрать

Во всем мире известны следующие производители: Shure, AGK, Sennheiser, Neumann, Rode, Audio-Technica. Какой именно микрофон купить для вокала? Назовем несколько моделей, которые хорошо себя зарекомендовали.

  • Легендарный Shure SM58. Про надежность и прочность этой модели у звукорежиссеров ходит шутка, что им можно гвозди заколачивать. Используют как вокальные микрофоны для концертов и для записи.
  • Shure SM7B. Просто создан для рок-вокала.
  • RODE M1. Отличные микрофоны для живых выступлений. С кардиоидной направленностью, встроенным поп-фильтром, низким уровнем шума.
  • Sennheiser MD421. Универсальное устройство: подойдет для вокала и инструментов.
  • Для записи экстрим-вокала хорошие результаты дают Shure SM-7B, Shure Beta-58.
  • RODE NT1A. Конденсаторный, с диафрагмой 1”. Микрофоны этой модели популярны для домашней записи вокала.
  • RODE NTR. Ленточный, с диаграммой «восьмерка».
  • RODE NTK. Ламповый.
  • Shure BLX24E/PG58.
  • AKG Perception Wireless 45 Vocal Set BD-A (530-560).
  • Shure BLX288E/PG58 K3E.

USB-микрофоны для компьютера :

  • RODE NT-USB.
  • RODE Podcaster. Blue Yeti.
  • RODE Podcaster. Blue Yeti Pro.
  • Audio-Technica AT2020-usb.

Теперь вы знаете, как правильно выбирать вокальный микрофон. Что еще можно сделать:

  • Узнайте, какими микрофонами пользуются любимые музыканты.
  • Посмотрите отзывы и обзоры на интересующие модели.
  • Проведите тест-драйв нескольких устройств. Да, это мы уже говорили. Но это правда важно.

Источник

Выбор микрофона для записи гитары

Привет! Сегодня поговорим о довольно важной штуке — запись гитарного звука по-взрослому. Все мы писали миллион демок в линию через комп и кто-то даже научился выстраивать звук более-менее, но всё это детские забавы по сравнению с тем, как звучит гитара, записанная через хороший усилитель, кабинет, микрофон, преамп и звуковой интерфейс. Описать это словами довольно трудно, но на слух разницу чувствуешь сразу.

Итак, без лишних рассуждений на тему отсутствия бабла и крутизны гитарных процессоров, которые «не хуже, чем. » перейдём непосредственно к предмету. У меня есть некоторый опыт записи гитар на студии и несколько микрофонов, которые стали основой звука на моих записях. Думаю, вам этот опыт может пригодиться.

Итак, поехали. Shure SM57. Довольно долгое время я пренебрежительно относился к этому микрофону, считая его чем-то несерьезным и пошлым. Первые опыты в студии с этими микрофонами были, прямо скажем, неудачными. И вот недавно я решил снова попробовать эти микрофоны и мне понравилось то, что они выдают. Фишка микрофонов SM57, да и вообще любых микрофонов в правильной установке перед источником звука. 57й Шурик даёт хороший резвый звук, по моим ощущениям ближе к высокой середине. Опять же зависит от того, где вы поставите его. Звук 57го всегда можно дополнить вторым микрофоном, если вам будет его нехватать. А это — в 90% случаев так. Если не делать 57й единственным микрофоном на треке, то это вполне рабочий вариант.

Я сторонник записи кабинета с 2 микрофонов. Я пробовал больше, сильной разницы не ощущаешь. 2 микрофона — достаточно, главное подобрать пару, которая будет друг друга дополнять. SM57 не просто так считается классическим микрофоном, потому что его использовали на стольких записях, что и пересчитать невозможно. Если вам нужен классический, привычный уху звук, этот микрофон подходит. Главное ставить его близко к сетке кабинета, тогда срабатывает т.н. proximity effect, поднимаются басы. Микрофон довольно трудно перегрузить даже на большой громкости, в общем, все преимущества динамического микрофона.

Этот микрик по-любому должен быть в вашем шкафу, если вы собираетесь записывать электрогитару с кабинета.

Второй микрофон который мне нравится — Shure SM7B. Он в чем-то похож на SM57, только стоит в разы дороже, удобнее в настройках и интереснее в звуке. На микрофоне есть 2 переключателя АЧХ. Обычно я врубаю горб на этом микрофоне, он задирает середину, что для гитары очень хорошо. Микрофон традиционно использовался на радио, потом его распробовали для записи вокала на студиях. С этим микрофоном записывались все, кому не лень, начиная от Metallica, заканчивая Incubus и Mastodon. Ну, как бы, других рекоммендаций для его покупки мне не было нужно.

Хотя я покупал его для вокала, больше всего он мне нравится с малым барабаном и гитарным кабинетом. Отлично работает в паре с HEIL PR30, про который ниже.

Heil PR30 — фишка, стыренная у Курта Бэллоу. Ну и вообще, в последнее время много, кто пересел на эти микрофоны. Heil — дочерняя компания фирмы Dunlop. Поэтому в гитарном звуке они соображают. Микрофон, прямо скажем, с яйцами. Если бы у меня была возможность купить только один микрофон для записи гитары, я бы купил его. У PR30 довольно полноценное звучание, которое можно дополнить чем нибудь, если нужен более объемный звук.

Royer R-121 классика для записи кабинетов. Ленточный микрофон. Я его пока не пробовал, но очень хочу купить. Его использовали многие звукорежиссеры на моих любимых альбомах, почти все как один. Поэтому сомнений нет. Одна проблема — цена 🙂 Но это проблема временная 🙂

Есть еще другие варианты. Например конденсаторные микрофоны на расстоянии от кабинета. Так, например, мне очень нравится микрофон AKG C414. Я его пробовал для записи маленького лампового комбика на расстоянии. Звук очень убедительный. Ничем дополнять не хочется. Сложность с записью на расстоянии в том, что здесь уже начинает играть роль акустика помещение. То есть, в принципе, звукозапись в домашних условиях — это дроч. Надо строить базу или студию, раскачивать лампу нормально и ебашить с отдачей на большой громкости. Иначе мяса не будет.

Ну есть конечно второй вариант — купить какой-нибудь супер пупер гитарный проц и сказать себе, что такой же пользуют твои любимые звезды. Ага, спокойствие 🙂

В этом мини обзоре не затронуты множество микрофонов, а также весь остальной тракт. Главное что вам стоит усвоить — берите любые микрофоны, которые попадаются под руку, экспериментируйте с местоположением, ищите сладкие точки. Только опытным путем вы научитесь писать гитары так, чтобы нравилось и вам и другим. Упомянутые выще микрики — мои личные предпочтения. Никто не говорит, что они подойдут вам. Я люблю классический звук электрогитары, разборчивыый и читаемый. Если звуковые задачи другие — меняйте всё по своему усмотрению.

Не менее важным чем микрофон является предусилитель, через который он работает. В аудиоинтерфейсах со встроенными предусилителями звук, как правило, недостойный. Ну то есть, на первое время сойдет. Пока вы учитесь, зарабатываете на что-то более серьезное. При первой же возможности попробовать внешний преамп для микрофона сделайте это и поймите колоссальную разницу с микшерными пультами и встроенными в звуковые карты предусилителями.

Короче, в звуке нет никаких правил кроме одного — хороший звук стоит того, чтобы на него потратиться. Но никаой бюджет не спасет вас от кривых ушей и рук, поэтому учитесь неспеша и делайте выводы самостоятельно.

Источник

Читайте также:  Аккорд есть у меня один маленький апельсин
Оцените статью