Микрофоны для цифрового пианино

Выбор и расположение микрофонов для записи фортепиано

Цифровая эра продюсирования музыки открыла новые творческие возможности для звукорежиссеров. Использование синтезированных звуков в студиях стало нормой. Это следствие повсеместного применения рабочих станций и широкого набора цифровых приемов обработки звука. Существующие сегодня технологии позволяют исключать реальные музыкальные инструменты из процесса записи треков благодаря огромному количеству звуковых библиотек. Кажется, что возможности современных звукорежиссеров больше ничем не ограничены. Цифровизация и инновации в медиаиндустрии сделали производство музыки дешевле, быстрее и качественнее. В результате компактные синтезаторы, семплеры и MIDI-клавиатуры стали неотъемлемой частью студийного пространства, заменив рояли. Размер имеет значение, и данный факт накладывает ограничения на творческий процесс. Сложности при транспортировке и необходимость настройки фортепиано перед каждой сессией звукозаписи занимают время, что существенно при аренде студии.

При этом дешевле и удобнее не значит лучше и качественнее. Передача тембра инструмента и общая драматургия трека стали всегда зависеть от семплированных звуков. В этих условиях снижение творческого качества неизбежно, поскольку уникальные возможности реальных музыкальных инструментов игнорируются. Звук фортепиано может быть разным по тембру, окраске, характеру и привносит оригинальность и глубину в каждый трек, именно поэтому высококачественная запись реального инструмента является тем самым ключевым фактором гарантированного коммерческого успеха профессионально записанного альбома.

Читайте также:  Ария леоноры бетховена ноты

Типы микрофонов, применяющиеся при записи рояля

Акустические особенности инструмента — первый фактор при выборе микрофона. Частотный спектр рояля начинается от 26 Гц и распространяется до 20 кГц и выше. Особенностью инструмента является большая неоднородность частотного поля. Именно поэтому использование динамических микрофонов нецелесообразно при ежедневной работе. Малая чувствительность и необходимость расположения трансдьюсера на незначительном расстоянии от инструмента создают риски при записи в классических жанрах. Динамические микрофоны устанавливаются при творческо-экспериментальной звукозаписи эффектов или акцентов.

Характеристика направленности микрофона также важный параметр, определяющий конечное звучание. Не секрет, что одним из серьезных недостатков всех направленных микрофонов является «эффект близости», выражающийся в излишнем подчеркивании низких частот и искажении тембра. Поэтому ненаправленные, конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой часто будут разумным выбором при записи рояля.

Близкое расположение микрофонов над декой

Расположение микрофонов должно основываться на понимании принципов звукоизвлечения. Звук в рояле возникает при ударе молоточками по струнам. Этот процесс не является линейным и создает сложный комплекс колебаний, уникальный для каждого инструмента. В идеальных условиях струны имеют бесконечную длину и постоянную гибкость — следовательно, число гармоник стремится к бесконечности. В отличие от математических моделей, реальный колебательный процесс индивидуален и зависит от инструмента. Тембр рояля определяется совокупностью гармоник всей колебательной системы. Дека, струны и молоточки создают высокие гармоники, характеризующиеся резким, жестким, пронзительным, металлическим звуком с довольно низкой ценностью с точки зрения искусства. Для смягчения и окрашивания тембра применяется фетр. Высокие гармоники смягчаются, звучание инструмента приобретает благородство и полноту. При игре на музыкальном инструменте молоточек с фетром ударяет по струне, фетр сжимается, увеличивая площадь контакта молоточка и струны. В результате создается большое количество обертонов. Атака инструмента при этом в значительной степени определяется процессом резонирования струн.

Читайте также:  Женская фигура как гитара

Выбор расстояния между микрофоном и роялем критически важен для записи, поскольку достижение баланса между яркостью звука, прозрачностью и насыщенностью является одной из главных целей звукорежиссера. При расположении оборудования необходимо учитывать жанр записываемой музыки. По мере отдаления стойки с трансдьюсером от деки звук становится мягче и полнее. Расположение микрофона на близком расстоянии от струн позволяет получить характерный яркий, жесткий, рок-н-ролльный звук. Рок и популярные жанры характеризуются высокой плотностью звучания, но при расположении микрофонов близко к струнам и деке теряется глубина тембра. Это недостаток для классики, но при записи в иных стилях можно пожертвовать частью частот, приобретя взамен плотное, насыщенное, резкое и контекстное звучание.

Расположение микрофонов в областях высоких и низких частот

Рассматривая конструкцию инструмента, легко убедиться, что из-за размеров рояля зоны с низкочастотным и высокочастотным спектрами четко разграничены, — следовательно, наличие двух высококачественных конденсаторных микрофонов в этих зонах позволит звукорежиссеру не только передать все богатство тембра инструмента, но и точно контролировать соотношение бас/дискант. Рекомендуемое расстояние для большинства популярных жанров составляет 40–60 см от инструмента. Это позволяет раскрыть характер рояля без потери тембра и уникальности.

В концертных условиях при записи классической музыки ситуация несколько иная. Хорошая акустическая подготовка помещения помогает украшать тембр, не перегружая общий баланс пронзительными высокочастотными составляющими. В концертных залах пропорция между прямым и отраженным звуком является ключевой для высококачественной звукозаписи, поэтому дистанция от инструмента может быть увеличена до 70 см — 1 м. При времени реверберации более трех секунд именно такое расстояние дает прекрасные результаты.

Прямой звук против отраженного

Современный концертный график артиста — это уравнение со многими неизвестными. Время — деньги. За аренду студии, услуги сессионных музыкантов и звукорежиссеров нужно платить. Зачастую на запись трека выделяется менее 40 минут. В условиях цейтнота звукорежиссер часто не имеет возможности экспериментировать с расположением микрофонов, при этом кажущаяся несущественной разница в 20 см между инструментом и трансдьюсером оказывает значительное влияние на тембр. В этом случае рекомендуется заранее установить несколько однотипных микрофонов на разных расстояниях от деки музыкального инструмента. Данный метод также используется, когда из-за сложных акустических условий звукорежиссер не имеет возможности применить проверенные временем творческие приемы, позволяющие получить высокохудожественный результат с одного дубля. Использование такой многомикрофонной техники дает выбор из нескольких вариантов звукорежиссеру сведения, что, в свою очередь, часто положительно влияет на творческое качество записи, позволяет раскрыть весь потенциал артиста и продемонстрировать особую акустику помещения. В этом варианте расположения оборудования каждый из микрофонов формирует уникальный баланс между прямым и отраженным звуком. Рекомендуемое расстояние между микрофонами в этом случае составляет 25 см. Чаще всего достаточно трех микрофонов, расположенных с каждой стороны деки рояля.

Влияние положения крышки рояля на тембр

При исполнении с открытой крышкой микрофон должен быть расположен выше уровня деки. Это связано с особенностями распространения и отражения волн в пространстве. Диафрагма микрофона должна «видеть» все струны, особенно если расстояние между микрофоном и инструментом — около 1 м или более. Если микрофон невозможно установить высоко в связи с требованиями телевизионных режиссеров, звукорежиссер может попробовать использовать крышку рояля как отражатель. Данный компромисс между звуком и изображением не всегда оправдан. Поиск художественного тембра инструмента в этом случае представляет собой сложную задачу, поскольку нежелательные отражения звуковых волн от пола будут критическим образом влиять на звучание.

Полностью закрытая крышка рояля — это не всегда хорошая идея. Такие записи не отличаются богатством обертонов. Закрытые пространства усиливают низкочастотные составляющие акустического сигнала. Это ведет к специфическому гулкому звуку, нечеткости тембра, смазанности акустической структуры и в конечном счете к возможным негативным эмоциям слушателя при восприятии.

Дуэт фортепиано. Особенности записи

С данным видом работы редко сталкиваются даже высококвалифицированные звукорежиссеры. Тем не менее в последнее время дуэты набирают популярность. Большинство исполнителей предпочитают располагаться рядом друг с другом. Это важно для пианистов, поскольку обе клавиатуры инструментов находятся в зоне их визуального контроля. Хороший с творческой точки зрения баланс между инструментами может быть достигнут путем расположения одного моно- или стереомикрофона за головами музыкантов. Это позволит сохранить естественность звучания и богатство тембра. Вторым базовым творческим приемом является расположение трансдьюсера симметрично между вытянутыми частями корпусов музыкальных инструментов. Звучание становится глубоким и насыщенным низкими частотами.

При этом важно учитывать, что работа с одним микрофоном имеет ряд недостатков. Прежде всего — это недостаток контроля над балансом двух инструментов и невозможность изменять амплитудно-частотную характеристику каждого рояля в отдельности. Поэтому наиболее предпочтительным способом записи роялей при этой рассадке является установка двух пар микрофонов для высоко-/низкочастотных составляющих спектра. Этот метод также предпочтителен при необходимости получения близкого, резкого, насыщенного звучания инструментов. Важным дополнительным творческим приемом в этом случае является установка общего микрофона. Микширование сигналов индивидуальных микрофонов с общим позволит продемонстрировать уникальность помещения, в котором осуществляется звукозапись.

Второй способ расположения музыкантов на сцене — напротив друг друга. В этом случае крышки роялей полностью убираются. Установка одного высококачественного конденсаторного микрофона с круговой характеристикой направленности между инструментами позволит передать тембр и нюансировку игры во всех деталях. Совершенно очевидно, что фортепиано не распространяет звук только в двух направлениях, — третье, вертикальное измерение также должно быть использовано в процессе творческой звукозаписи. Эта особенность распространения волн важна при отсутствующей крышке инструмента. Высокочастотные составляющие спектра имеют тенденцию распространяться по прямой. Таким образом, если подвесить конденсаторный микрофон на расстоянии около 2 м над инструментами, звукорежиссер получит яркий и насыщенный звук. Тембр при этом приобретет полетность и мягкость, будут подчеркнуты уникальные акустические особенности студии звукозаписи или концертного зала. Данный способ плохо работает при открытой крышке. Экранирование части волн при этом неизбежно.

Специальные техники при записи рояля

Дополнительный микрофон, расположенный под музыкальным инструментом, часто используется в качестве бустера низких частот. Данный метод нашел широкое применение при записи в популярных жанрах и музыке рок и хард-рок, а также используется при создании специальных эффектов.

Автор: Методист и старший преподаватель мастерской «Звукорежиссер» Техноград, Александр Потапов

Источник

Микрофоны и радиосистемы

Микрофоны

Радиосистемы

Системы персонального мониторинга

Микрофонные процессоры, микшеры, усилители

Дискуссионные и конференц-системы

Нигде больше вы не встретите такого широкого выбора профессиональных микрофонов, как в Музторге. Вашему вниманию предлагаются как студийные микрофоны, так и концертные (проводные и беспроводные), а также репортерские. У нас вы можете купить профессиональные микрофоны, в частности, разнообразные беспроводные микрофоны и радиосистемы, основанные на передовых технологиях и имеющие самую широкую сферу применения. Имена мировых лидеров в области производства профессиональных микрофонов у всех на слуху, именно эти марки предлагает вам Музторг.

Shure — это без преувеличения самый очевидный выбор профессионалов. Вне зависимости от личных предпочтений, артисты и технические специалисты знают, что профессиональные микрофоны Shure — это всегда гарантированный результат. Начало истории компании, уверенно занимающей свое место среди лидеров по производству профессиональных микрофонов, положил Сеймур Н. Шур (S.N. Shure) в 1925 г. Каждый, кто считает звук важным средством своего самовыражения, наверняка использовал хотя бы один из продуктов Shure, будь то проводные или беспроводные микрофоны, иглы для проигрывателя или другое звуковое оборудование.

Создание качественных профессиональных микрофонов — задача, посильная команде исключительно высококлассных инженеров. Такие специалисты работают в компании Sennheiser, благодаря чему профессиональные микрофоны Sennheiser, как проводные, так и беспроводные, получили международное признание. Японская компания Audio-Technica уже сорок лет выпускает звуковое оборудование различного назначения, включая проводные и беспроводные микрофоны, радиосистемы и наушники, и каждый год обязательно предлагает музыкантам и другим пользователям все новые и новые разработки.

Музторг — лидер рынка розничной продажи музыкальных инструментов и оборудования в России. Наши магазины предлагают лучшие музыкальные инструменты, созданные мировыми производителями, а также весь спектр профессионального звукового, светового и студийного оборудования.

Прямые поставки от производителя с полным контролем качества на всех этапах производства и гарантийным обслуживанием после покупки.

Консультации квалифицированных менеджеров, доставка в удобное для вас время, сервис-центры по всей России и возможность возврата товара, если он вас не устроил.

Вы можете выбрать подходящую вам схему оплаты (наличный, безналичный расчет, банковской карточкой), или покупку в рассрочку и кредит с выбором срока, процентной ставки и размера первого взноса.

Выбирайте товар и совершайте покупки, не выходя из дома и получая дополнительные скидки и бонусы.

У нас более 50 розничных магазинов по всей России, а также 54 200 пунктов самовывоза. Даже если в Вашем городе нет магазина «Музторг», мы оперативно доставим выбранный вами товар транспортной компанией в любой регион России (включая Крым), Беларуси или Казахстана.

Работая с юридическими лицами, мы предоставляем полный комплект документов. Также предлагаем выгодные условия сотрудничества для бюджетных организаций.

Источник

Оцените статью