- Миксолидийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
- Миксолидийский лад. Общая информация
- Отличия от обычного мажора
- Построение миксолидийского лада
- Аппликатуры на гитаре
- Аккорды от лада
- Примеры использования лада
- Что такое миксолидийский лад и где он применяется
- Миксолидийский лад. Общая информация
- Отличия от обычного мажора
- Построение миксолидийского лада
- Аппликатуры на гитаре
- Аккорды от лада
- Примеры использования
- Миксолидийский лад
- Как легче всего понять семь ладов (лидийский, фиригийский, дорийский, локрийский, ионийский, миксолидийский, эолийский)?
- Из комментариев
Миксолидийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
Миксолидийский лад. Общая информация
Миксолидийский лад – один из самых значительных и важных как в народной, так и современной музыке. Он относится к мажорному наклонению, и является основой для блюза, рок-н-ролла и джаза. Его до сих пор используют в поп-музыке, и каждый музыкант должен понимать, как он выстраивается, чтобы в случае необходимости придумать более интересную и необычную аранжировку для композиции. В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое миксолидийский лад, по каким законам он строится, и как его использовать в музыке.
Отличия от обычного мажора
Главная особенность миксолидийского лада заключается в том, что он является основой блюзовой гаммы . Отсюда и его характерное «американское» звучание, поскольку вся подобная музыка выстроена именно вокруг данного звукоряда. В миксолидийской гамме понижена седьмая ступень, что дает дополнительный окрас к привычному мажору.
Построение миксолидийского лада
Как уже было сказано выше, данный звукоряд выстраивается путем понижения седьмой ступени обычного мажора. Вот как это будет выглядеть на примере тональности Соль-мажор.
Ее обычная форма выглядит так:
G – A – B – C – D – E – F#
Миксолидийский же вариант следующий:
G – A – B – C – D – E – F
Аппликатуры на гитаре
Миксолидийский лад на гитаре выстраивается по стандартной для мажорной гаммы схеме, но при этом последняя нота в ней будет всегда понижена на половину тона.
Для вашего удобства мы дадим вам бокс лада, построенный от тоники Соль. Для того чтобы использовать его в любой другой тональности – просто сыграйте тот же самый от лада с интересующим вас ключом.
Четвертая: 2 – 3 — 5
Аккорды от лада
Поскольку в гамме на гитаре мы понижаем седьмую ступень, то для придания характерного звучания аккорду, нам нужно добавить эту ноту в трезвучие. То есть, если мы берем аккорд Соль-мажор, то его обычный вид следующий:
Теперь нам надо добавить седьмую ступень к уже готовой форме. И у нас получится:
Что, по факту, является доминантсептаккордом. Именно они и дают композициям в миксолидийском ладе то самое «современное» звучание.
Миксолидийский лад в музыке
В музыке миксолидийский лад можно услышать во множестве композиций. Прежде всего, это, конечно блюзовые и джазовые композиции, а также песни в стиле кантри и рок-н-ролл. Также кельтская и скандинавская музыка очень часто использует миксолидийский лад в своих гармониях.
Кроме этого, услышать использование данного звукоряда можно в песнях:
- Lynyrd Skynyrd – Sweet Home Alabama
- The Beatles – Norwegian Woods
- Guns’n’Roses – Sweet Child of Mine
- Lady Gaga – You and I
Примеры использования лада
Миксолидийский лад на гитаре, в первую очередь, можно использовать для игры кантри или рок-н-ролла. Аккорды, построенные внутри этого звукоряда, можно использовать для любой современной поп и рок-музыки. Гамма, помимо очевидной игры соло-партий в блюзе на гитаре , может использоваться и для обыгрывания доминантсептаккордов в джазе и любых других композициях.
Источник
Что такое миксолидийский лад и где он применяется
Эта статья продолжает серию постов о разных гаммах, которые можно исполнять на гитаре. Если вы знаете, что такое лидийский, то миксолидийский лад – это буквально «смесь» (от языка древних греков).
Миксолидийский лад. Общая информация
Название произошло от древней области – Лидии (Малая Азия). Появился он довольно давно, еще до темперации (во времена Средневековья). Звучание несколько отличалось от современного. Как многие другие элементы народной музыки, используется как в классических оперных аранжировках, так и в блюзовой импровизации, джазе.
Отличия от обычного мажора
Интересно, что не существует такого понятия, как «миксолидийский D-dur». Следует говорить «лад, построенный от ноты «C». И да – сразу запомним, что у него мажорное наклонение.
Главное отличие – пониженная седьмая ступень.
Построение миксолидийского лада
Конечно, проще запомнить о понижении 7 ступени. Однако, в тональностях со знаками может возникнуть путаница, поэтому выучите именно интервальное тоновое построение.
При построении септаккордов в обычном мажоре используется большая септима. А в этой гамме – малая септима.
Допустим, мы работаем в «до». Попробуем построить от тоники «до». Напоминаем, что он не становится «мисколидийским до мажором», а только ладом от определенной ноты.
Не забудьте, что пониженная «си» может быть записана как «B или «Hb».
Аппликатуры на гитаре
Голубой кружок – это тоника этого лада.
Желтый (с бемолем) – это как раз та нота, которую следует понизить.
Аккорды от лада
Им часто обыгрывают доминантовые аккорды или малый мажорный септаккорд (7).
Сыграем 12-тактовый блюз в C-Dur.
Примеры использования
Этот прием можно услышать:
- в музыке с шотландскими и кельтскими корнями (Cranberries – «Zombie»);
- в популярной музыке 60-х («Oh, Pretty Woman» – Roy Orbison);
- в опере (Н. Римский-Корсаков – хор «Ай, во поле липенька»).
Потренируйтесь использовать эту гамму в своих соло-партиях и напишите в комментариях, как быстро вам удалось ее освоить.
Рекомендуем также посмотреть видеоурок: Миксолидийский лад.
Источник
Миксолидийский лад
Миксолидийский лад это лад имеющий следующую формулу TTSTTST и являющийся ладом мажорного наклонения. Параллельный ему минорный лад это, уже рассматриваемый мной, фригийский лад.
Относительно натурального мажора в миксолидийском понижена 7 ступень.
Очень часто миксолидийский лад называют доминантовым ладом поскольку этот лад появляется на 5 ступени мажорной гаммы и кроме того на первой ступени лада можно построить малый мажорный септаккорд,который обладает доминантовым звучанием:
Миксолидийский лад можно по праву было бы назвать ладом американской музыки.Любая музыка имеющая американские корни буквально пропитана звучанием миксолидийского лада: блюз, джаз, рэгтайм, рок, поп. Кроме того миксолидийский лада характерен для Ирландской и Кельтской музыки. Как видите сфера его использования огромна.
Тема в миксолидийском ладу:
Причина популярности миксолидийского лада кроется в том, что он является основой блюзовой гаммы. И как следствие большинство блюзовых 12 тактовых форм базируется на этом ладе. Данное сочетание 12 тактовый миксолидийский блюз проникло затем в бесчисленное количество джазовых тем, а затем добралось и до рок-н-ролла. При том, каждое из этих направлений было по своему бунтарским, но придерживалось одних и тех же правил. По сути, мелодически, блюз конца XIX века не сильно отличался от раннего рок-н-ролла.
Другая сфера использования — фолк-музыка. Такие жанры как блюграсс, кантри, newgrass просто пропитаны миксолидийским ладом, который создает атмосферу музыки выходцев из Британских островов — шотландцев, англичан, ирландцев.
Третье и самое интересное — это то, что миксолидийский лад, ввиду отсутствия тонального притяжения, имеет очень современное звучание, которое активно используется музыкантами для обыгрывания доминантсептаккордов самого разного типа.
Характерные интервалы
наиболее характерным интервалом является тритон между медианой и септимой лада, который образует так называемые guide или leading tones. То есть, тона отвечающие за индивидуальную окраску аккорда. В блюзе очень часто аккорды излагаются только с использованием этих нот:
Также в мелодии очень часто используется акцентирование интервала малой терции на V ступени лада. Это видно на примере фолк песни Old Joe Clark:
Гармония
Как уже понятно из вышесказанного — наиболее популярная гармония миксолидийского лада — это доминант септаккорд построенные на первой ступени лада. Этот аккорд создает нетипичное для тональной музыки звучание,поскольку тритон образуемый между 3 и 7 ступени требует разрешения, что вступает в диссонанс с восприятием аккорда как тоники.
Кроме того в рамках джазовой гармонии обычный доминантсептаккорд можно рассматривать, как аккорд миксолидийского лада:
Другим вариантом использования гармонии миксолидийского лада могут быть фанковые vamp фигуры, которые за счет использования диссонансов звучат очень живо и напряженно. Пример фигуры:
Также признаком миксолидийского лада является аккорд пониженной VIIb ступени. Он используется в таких известных темах, как Tequila, On Broadway- Benson, You and I — Lady Gaga и многих других. Чаще всего этот аккорд заменяет доминанту, придавая обычной последовательности более современное звучание.
Не так популярен аккорд минорной доминанты, который используется чаще всего для смены тонального центра.
Популярные песни с использованием миксолидийского лада:
Theme From Star Trek
Sweet Child o’ Mine Guns N’ Roses
More Than a Feeling Boston
Hey Jude the Beatles
Sweet Home Alabama Lynyrd Skynyrd
Norwegian Wood by The Beatles
Как видите все песни достаточно хитовый, так что миксолидийский лад можно еще и причислить к секретным формулам создания хитов:)
Удачи в использовании ладов и не забывайте, что лучший способ освоить лад — это сочинить музыку с его использованием.
Источник
Как легче всего понять семь ладов (лидийский, фиригийский, дорийский, локрийский, ионийский, миксолидийский, эолийский)?
Да, мы знаем, что можем извлечь все эти лады из нот единственной натуральной мажорной гаммы. Их обычно так и учат. Большая проблема в том, что знание того, откуда взять лады, на самом деле не помогает нам «понять» их. В том смысле, как они звучат, как и где мы должны их использовать. То есть такое изучение не так уж и полезно.
Можно понять эти «церковные лады» с точки зрения ступеней гаммы. Возможно, это самый простой и интуитивно понятный способ понять эти лады. Каждый интервал и ступень гаммы имеет свой собственный «характер», как ингредиент в супе.
Мажорные терции имеют «гладкость». Уменьшённые квинты («злой» тритон) — диссонирующее качество и так далее. Если вы знакомы с тем, как эти интервалы звучат сами по себе, это поможет вам понять звучание («ощущение») ладов, в которых они используются. Гаммы и лады — это просто «коллекции» интервалов.
Переходя к следующему шагу, можно подумать о ладах как о простых вариантах натуральной мажорной и минорной гамм, только с небольшими изменениями в пределах гаммы. Большинство ладов идентичны соответствующей мажорной или минорной гамме, имея лишь одну отличающуюся ноту или интервал. Вот полная классификация.
- Ионийский лад — натуральная мажорная гамма. Никакой «хитрости» здесь нет. Это ступени 1234567, гамма «до ре ми фа соль ля си», составляющая основу западной музыки.
- Эолийский лад — натуральный минор. Это ступени 1 2 b3 4 5 b6 b7. Этот лад так же типичен для многих западных музыкальных произведений.
Если вы понимаете эти два лада с точки зрения того, как они звучат и что с ними делать, вы на 80% уже прошли весь путь.
- Лидийский — мажорная (ионийская) гамма с повышенной четвёртой ступенью (1 2 3 # 4 5 6 7). Используется в джазе.
- Миксолидийский — мажорная гамма с пониженной седьмой ступенью (1 2 3 4 5 6 b7). Обычно используется в музыке кантри и роке.
- Дорийский — минорная гамма с мажорной шестой ступенью (1 2 b3 4 5 6 b7). Используется в джазе, блюзе и R&B музыке.
- Фригийский — минорная (эолийская) гамма с пониженной второй ступенью (1 b2 b3 4 5 b6 b7). Вторая пониженная ступень придаёт этому ладу немного «испанского» или «арабского» ощущения. Вариант с мажорной терцией (1 b2 3 4 5 b6 7), так называемый «фригийский доминантовый лад» популярен во фламенко и другой этнической музыке.
- Локрийский — не часто используемый звукоряд из-за его «странного» звучания, но концептуально его можно понять как минорную гамму с пониженной второй и пятой ступенями (1 b2 b3 4 b5 b6 b7). Вы также можете думать об этом как о фригийской гамме с пониженной пятой ступенью. Локрийский — единственный лад без чистой квинты, что обуславливает его меньшее практическое использование.
В гармоническом смысле каждый из ладов будет сочетаться с аккордами, построенными на традиционной мажорной гамме.
Ионийский лад работает над большими мажорными септаккордами (которые содержат 1 3 5 7). Лидийский и дорийский — тоже. Эолийский работает над малыми минорными септаккордами (1 b3 5 b7), как и фригийский. Миксолидийская гамма с её пониженной седьмой ступенью хорошо работает над доминантовыми септаккордами с их малыми септимами. Локрийский работает над полууменьшёнными аккордами m7b5.
По материалам публикации (англ).
Из комментариев
Представьте себе традиционный диатонический джазовый гармонический ряд: семь четырёхзвучных аккордов, основанных на чередовании нот из гаммы до мажор.
- Cmaj7, Dm7, Em7, Fmaj7, G7, Am7, Bm7b5.
У каждого из этих аккордов есть лад «сопоставления», который строится от основного тона этого аккорда. Этот лад вы можете использовать для соло поверх этого аккорда в джазовой прогрессии.
Cmaj7 — до ионийский, Dm7 — ре дорийский, Em7 — ми фригийский, Fmaj7 — фа лидийский, G7 — соль миксолидийский, Am7 — ля эолийский, Bm7b5 — си локрийский.
Я предполагаю, что вы хотите импровизировать с ладами. Есть стиль джаза под названием «модальный джаз», который не пользуется особой популярностью — большинство джазовых музыкантов строят импровизацию вокруг аккордовых звуков и используют лишь несколько гамм. Поэтому убедитесь, что лады действительно для вас.
Чтобы понять семь ладов, не пытайтесь понять семь ладов сразу. Мои сыновья ходили в школу искусств, и я брал интервью у всех студентов-джазистов. Хуже всего звучали те, кто много времени «тренировал лады».
Лады — это инструменты. Каждый лад имеет звуковые качества, которые могут хорошо работать в определённых гармонических контекстах. В зависимости от музыки, которую вы хотите воспроизвести, некоторые лады будут полезны, а другие — нет. Нет смысла учиться пользоваться инструментами, которые вы не собираетесь использовать.
Найдите ресурс (учитель, книга, видео), который расскажет, в каких гармонических контекстах хорошо работает каждый лад. Есть определенные лады, которые используются чаще, чем другие. Вы можете начать с них или с того, что вам нравится.
Помните также, что существуют звукоряды помимо ладов, которые могут вам понравиться больше (блюзовая гамма, уменьшённая гамма, гамма бибопа и так далее).
Используйте диктофон или какое-либо приложение на компьютере, чтобы сделать бэкинг-трек из аккордов, которые вы хотите использовать с каким-то ладом. Сыграйте несколько паттернов в этом ладу поверх этих аккордов. Вы услышите качество звучания нот на фоне этих аккордов. Некоторые из них будут звучать «сильно», а другие — нет.
Практикуйте свой лад на разных аккордах во многих тональностях. Ваша цель — сказать что-нибудь убедительное. Раскройте свой творческий потенциал. Погрузитесь в один лад. Вы должны отлично звучать в одном ладу, а не посредственно во всех семи. В одном ладу можно создать бесконечное количество вещей.
Когда вы научитесь использовать один лад, переходите к другому.
Очень немногие музыканты используют «все лады и гаммы». У них есть набор инструментов, которые подходят для их стиля. Они постепенно добавляют инструменты в соответствии со своими художественными целями.
Источник