Минор от мажора гитара

Гитара


Мажор и минор

Ниже в двух таблицах указаны все мажорные и минорный гаммы аккордами. Если внимательно присмотреться к этим таблицам, то мы найдем в них сходство и пересечение. Например, тональность Am — есть суть тональности До мажор, так как эти две тональности имеют абсолютно одинаковые аккорды. Это означает, что Am в тональности Ля минор, надо рассматривать как VI ступень от тональности До мажор. Такой подход намного упрощает понимание связей гармонических моделей. Поэтому, в минорной таблице основной тоновый аккорд указан не на первой ступени, а как VI ступень, от тональности I ступени той же строки.

Все мажорные тоники

Ступени I II III IV V VI VII C C7+ Dm7 Em7 F7+ G7 Am7 Bm7-5 D b D b 7+ Em b 7 Fm7 G b 7+ A b 7 Bm b 7 Cm7-5 D D7+ Em7 G b m7 G7+ A7 Bm7 Dm b 7-5 E b E b 7+ Fm7 Gm7 A b 7+ B b 7 Cm7 Dm7-5 E E7+ G b m7 A b m7 A7+ B7 Dm b 7 Em b 7-5 F F7+ Gm7 Am7 A b 7+ C7 Dm7 Em7-5 G b G b 7+ Am b 7 Bm b 7 C b 7+ D b 7 Em b 7 Fm7-5 G G7+ Am7 Bm7 C7+ D7 Em7 Gm b 7-5 A b A b 7+ Bm b 7 Cm7 D b 7+ E b 7 Fm7 Gm7-5 A A7+ Bm7 Dm b 7 D7+ E7 Gm b 7 Am b 7-5 B b B b 7+ Cm7 Dm7 E b 7+ F7 Gm7 Am7-5 B B7+ Dm b 7 Em b 7 E7+ G b 7 Am b 7 Bm b 7-5
Читайте также:  Будь со мной крылатов ноты для

Все минорные тоники

Ступени VI VII I II III IV V Cm Cm7 Dm7-5 E b 7+ Fm7 Gm7 A b 7+ B b 7 Dm b Dm b 7 Em b 7-5 E7+ G b m7 A b m7 A7+ B7 Dm Dm7 Em7-5 F7+ Gm7 Am7 A b 7+ C7 Em b Em b 7 Fm7-5 G b 7+ Am b 7 Bm b 7 C b 7+ D b 7 Em Em7 Gm b 7-5 G7+ Am7 Bm7 C7+ D7 Fm Fm7 Gm7-5 A b 7+ Bm b 7 Cm7 D b 7+ E b 7 Gm b Gm b 7 Am b 7-5 A7+ Bm7 Dm b 7 D7+ E7 Gm Gm7 Am7-5 B b 7+ Cm7 Dm7 E b 7+ F7 Am b Am b 7 Bm b 7-5 B7+ Dm b 7 Em b 7 E7+ G b 7 Am Am7 Bm7-5 C7+ Dm7 Em7 F7+ G7 Bm b Bm b 7 Cm7-5 D b 7+ Em b 7 Fm7 G b 7+ A b 7 Bm Bm7 Dm b 7-5 D7+ Em7 G b m7 G7+ A7

Что нам дает такой подход:

  • мы связали минорную тональность с мажором.
  • больше отдельно минор рассматривать не будем.
  • минор — есть суть мажора.

Теперь, запишем Три аккорда из тональности Am, в свете этих двух таблиц. Ля минор — есть суть До мажора.

Три аккорда
Движение Am Dm E7 Am
По До мажору VI II IIIx VI

На третьей ступени в гармонии стоит аккорд Em7, здесь же E7, то есть сменилось качество, мы это обозначили как ‘x’.

То есть такое движение аккордов можно записать в виде цифрованного баса VI — II — IIIx — VI. Такая запись будет подходить для всех тональностей. В тональности Am или C она будет обозначать Am — Dm — E7 — Am.

Теперь, запишем Пять аккордов из тональности Am, в свете этих двух таблиц. Ля минор — есть суть До мажора.

Пять аккордов Движение Am Dm G7 C7+ E7 Am По До мажору VI II V I IIIx VI

На третьей ступени в гармонии стоит аккорд Em7, здесь же E7, то есть сменилось качество, мы это обозначили как ‘x’.

То есть такое движение аккордов можно записать в виде цифрованного баса VI — II — V — I — IIIx — VI. Такая запись будет подходить для всех тональностей. В тональности Am или C она будет обозначать Am — Dm — G7 — C7+ — E7 — Am.

Итак, ниже в таблице обозначены минорные тональности, которые есть суть мажорных. Их основной минорный аккорд лежит на VI ступени Мажорных тональсностей.

Источник

Мажор и Минор

Настроение музыкального произведения зависит от применяемого лада, в котором оно написано. Наиболее распространёнными ладами являются: мажор и минор. Если выразиться более ясно, то мажорные гаммы более светлые, а минорные — мрачные.

Мажор

Мажорный лад — звучит весело и широко, устойчивые звуки данного лада образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет 7 ступеней, из которых устойчивыми являются: I — тоника, III — большая терция, V — доминанта (квинта). Все остальные ступени являются неустойчивыми.

В качестве примера: До-мажор.

Ступень I: тоника (Т)
Ступень II: нисходящий вводный звук
Ступень III: медианта (средняя)
Ступень IV: субдоминанта (S)
Ступень V: доминанта (D)
Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта),
Ступень VII: восходящий вводный звук.

Интервалы натурального мажорного лада (Т — тон, П — полутон).

Минор

Минорный лад — звучит грустно, устойчивые звуки образуют малое минорное трезвучие. Минорный лад имеет те же ступени, что и мажорный, главное отличие, преобладание минорной терции.

В качестве примера: Ля-минор.

Ступень I: тоника (Т)
Ступень II: нисходящий вводный звук
Ступень III: медианта (средняя)
Ступень IV: субдоминанта (S)
Ступень V: доминанта (D)
Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта),
Ступень VII: восходящий вводный звук.

Интервалы натурального минорного лада (Т — тон, П — полутон).

Источник

Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Пентатоника на гитаре — что это такое?

Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать. В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.

Для чего нужна пентатоника

Так же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности. Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот. Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.

Кроме того, зная то, как выстраиваются ноты на грифе, вы сможете модулировать аккорды. Зная, какие ноты входят в данный бокс, вы легко добавите нужные ступени, и сформируете любое многозвучие, включая даже джазовые аккорды.

Немного истории

Неизвестно, кто из народов первым создал пятиступенный звукоряд. Структуры, которые напоминают или по факту являются пентатоникой, можно найти как в китайской или японской музыке, так и у народов далекого севера России. Однако популяризировали ее западные блюзовые музыканты. В последствии, она стала основой всех производных от блюза направлений – начиная классическим ритм-энд-блюза, и заканчивая тяжелым роком и металлом. Пентатоникой пользовались такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Ее продолжают использовать и сейчас. Самый яркий пример – современная волна хэви метала и тяжелого рока, где музыканты перенимают приемы и гармонические ходы из классических песен, перерабатывая их и добавляя характерный современный звук. Даже в поп-музыке можно найти следы пентатоники, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Разумеется, используется она и в современном метале – особенно в направлениях doom и stoner, которые переняли многие свои элементы из музыки 80-х годов.

Использование в разных стилях музыки

Как уже было сказано выше, боксы пентатоники используются везде, где только можно. Они позволяют дать композиции характерное блюзовое звучание, и подчеркнуть настроение песни, если это необходимо. Вы сможете использовать ее для создания сольных партий как в ультратяжелых жанрах музыки – и это будет звучать очень интересно и необычно, поскольку откровенные блюзовые проигрыши можно не часто услышать в подобных направлениях. И, разумеется, использовать ее необходимо в сольных блюзовых партиях, а также олдскульном хард-роке.

Как строится пентатоника

Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы. Вы выстраиваете ноты друг за другом по принципу минора или мажора. Однако различие в том, что в этом построении вы убираете две ступени, то есть, две ноты.

В случае мажорной пентатоники, вам нужно убрать четвертую и седьмую, минорной – вторую и шестую.

Как играть пентатонику

Так же, как и любая гамма, пентатоника играется нотами одна за другой. Из этих нот составляются музыкальные фразы, а также так называемые стандарты – классические мелодии, отголоски которых можно услышать даже в современной музыке. Последовательность нот на всех шести струнах, расположенных в пределах 4-5 ладов называется «бокс». Мы рекомендуем запомнить их все для того, чтобы быстро ориентироваться внутри грифа и понимать, когда и на какой лад перейти.

Разумеется, играть необходимо под метроном. Следите за тем, как извлекаете звук – ноты должны звучать ровно и четко, без лишнего дребезга.

Начать стоит с гаммы ля-минор. Это наиболее простой вариант, поскольку она будет вам уже знакома, и построить от нее пентатонику ля-минор не составит труда. После этого найдите те же боксы в других позициях.

Пентатоника 5 позиций на гитаре

Как уже было сказано выше, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор, а также другие тоники. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.

Аппликатура

При игре боксов помните, что на каждый лад должен приходиться свой палец. То есть, первый – указательный, второй – средний, третий – безымянный, четвертый – мизинец. Старайтесь зажимать каждый лад своим пальцем. Таким образом вы сразу же привьете себе правильную постановку рук и технику игры, и вам не придется постоянно мучить себя быстрыми сменами позиций и нот, а также сможете развить технику скоростной игры. Ниже представлены все боксы пентатоник на гитаре. Они находятся в системе CAGED, и вы сможете перевести их в любую другую тональность просто сдвинув на нужное число ладов.

Кроме того, аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках. Вы увидите это наглядно ниже. Поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого запомните точки тоник, и внутри композиции прощупайте, какая из них подходит лучше. Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.

Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»

Как уже было сказано выше, боксы здесь построены по системе CAGED. Это значит, что каждый отдельный бокс показывает пентатонику в разных тональностях. Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса. Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд. Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.

Источник

Оцените статью