Minor swing для одной гитары

Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Ищу ноты «Minor Swing» — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ

  • Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
  • >Гитарная жизнь
  • >Розыск и обмен файлами
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций

Ищу ноты «Minor Swing» Оценка:

#1 Alirio

  • Видный деятель современности
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 197
  • Регистрация: 13 Июль 07

#2 viento

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 150
  • Регистрация: 15 Февраль 08

#3 stormbringer13

  • dǝʟɔɐw ņонqvǝwх
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 692
  • Регистрация: 21 Май 05

Сообщение отредактировал stormbringer13: 23 Октябрь 2009 — 14:41

#4 Alirio

  • Видный деятель современности
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 197
  • Регистрация: 13 Июль 07

#5 stormbringer13

  • dǝʟɔɐw ņонqvǝwх
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 692
  • Регистрация: 21 Май 05

Alirio (Oct 23 2009, 17:46) писал:

#6 Alirio

  • Видный деятель современности
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 197
  • Регистрация: 13 Июль 07

stormbringer13 (Oct 23 2009, 15:05) писал:

Alirio (Oct 23 2009, 17:46) писал:

#7 Hyperboreec

  • Активист
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 417
  • Регистрация: 27 Март 08

Сообщение отредактировал Hyperboreec: 23 Октябрь 2009 — 17:21

#8 Ulan

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 670
  • Регистрация: 09 Март 08

#9 guitar

  • СуперЮзер
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 451
  • Регистрация: 20 Март 09

#10 Alirio

  • Видный деятель современности
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 197
  • Регистрация: 13 Июль 07

Ulan (Oct 23 2009, 17:37) писал:

Читайте также:  Табак ваниль том форд ноты

Источник

politota_net

Культурная революция

Статья для желающих начать изучение джазовой музыки. Начинать знакомство с джазом, конечно, можно традиционно, как принято в учебниках по музыке: с истоков джаза – рэгтайма, блюза, которые появились в Америке в конце девятнадцатого века.

Однако джаз — это такая нестандартная штука, что, на самом деле, точкой входа для его изучения может быть любой стиль и любой отдельный период этого искусства импровизации. Ниже я предлагаю в качестве такой точки входа стиль и эпоху свинга. А в качестве непосредственного примера послушать и рассмотреть известную популярную композицию «Minor Swing» француззского гитариста цыганского происхождения Джанго Рейнхардта, которую он создал в 1937 году.

Джаз — это, возможно, последний случай в музыке, когда в её основе лежит музицирование как непосредственный диалог и общение музыкантов друг с другом и со слушателем. Эта музыка, где звукозапись вторична и является скорее рекламным материалом или архивным дополнением к концертному музицированию — вот как в опере, симфонической музыке, народной песне.

Поэтому джаз всё ещё интересен не только как ретро, которое слушают ради ностальгической слезы. Джазу есть что сообщить и современному музыканту, и современному меломану. Не удивительно, что многие и сейчас желают разобраться в джазе и понимать его.

Однако такое благородное намерение осложняет пёстрое многообразие джазовых стилей, выразительных средств и приёмов исполнения джазовых импровизаций. Это многообразие немного пугает и поначалу кажется, что легко утонуть во всех этих джазовых нюансах. Здесь и использование блюзовых ступеней лада, и ладовая бифункциональность, и конфликт альтерированных и натуральных ступеней, и гармонические прогрессии второй и пятой ступени, и использование септаккордов и более насыщенных гармоний, и двенадцатитактовая формообразующая схема, и синкопирвание ритма, и ярко выраженная роль ударных инструментов в ансамбле, и, само собой, обязательная обаятельная белозубая улыбка до ушей на чернокожем негритянском лице.

Действительно, всё это многообразие джазовых нюансов и создаёт неповторимый колорит джазовой импровизации. Но понимать джаз — это значит разобраться, что в этом джазовом многообразии главное, а что вторично. Начнём это разбирательство на примере свинга — стиля, который доминировал в джазе в 30 — 50 годах прошлого века.

Свинг — это важный этап развития джазовой музыки, когда джаз уже выходит за пределы негритянской музыкальной культуры Нового Света и становится универсальным музыкальным стилем и языком. В эпоху свинга, которая началась в тридцатые годы прошлого века, джаз перестаёт быть популярной музыкальной экзотикой, как предыдущий «подлинный» джаз чикагской и новоорлеанской школы. Джаз начинают исполнять повсюду не только афроамериканские, но и европейские музыканты.

Свинг понятие многозначное, которое означает как стиль джазовой импровизации, так и джазовый коллектив музыкантов. Также название «свинг» получил класс танцев для вечеринок. Гимном свинга считается композиция Дюка Элингтона «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)», которая была создана в 1931 году.

Но лучше всего понять и, главное, почувствовать суть свинга поможет композиция 1937 года «Minor Swing» Джанго Рейнхардта. По той причине, что здесь отброшены все вторичные элементы свинга, как джазовой музыки, и присутствует только самое основное, что и делает музыкальную импровизацию свингом.

Эту композицию читатель, скорее всего, уже где-нибудь да слышал, потому что её любят использовать в качестве фона в фильмах или компьютерных играх с сюжетами о тридцатых годах прошлого столетия. Но не помешает послушать её ещё раз.

А теперь перечислим необязательные элементы свинга, которых в композиции «Minor Swing» нет, хотя их навалом в композициях других джаз-банд.

Во-первых, самое очевидное, совсем необязательно для джазмена быть негром или выходцем из специфической культуры чернокожих американцев с их госпелами, спиричуэлами, блюзами и регтаймами. Джанго Рейнхардт (настоящее имя Жан Батист Ренарт) — цыганский гитарист виртуоз из Франции, из семьи кочевых цыган. С табором побывал во Франции, Италии, Алжире. Семья Рейнхардтов в конечном итоге поселилась в предместьях Парижа.

Во-вторых, свинг не предполагает большого оркестра в духе новоорлеанских диксилендов. Хотя именно биг-бэнды были ведущими музыкальными составами в эпоху свинга. Рейнхардт вместе со Стефано Граппелли сформировали в 1934 году небольшой квинтет «Quintette du Hot Club de France». В него также вошли брат Джанго Иосиф Рейнхардт, Роджер Шапу на гитарах и Луи Вола на басу.

В-третьих, для свинга не обязательно наличие ударных инструментов в джазовом ансамбле. Хотя обычно ударник считается чуть не самой центральной персоной джаз-банда, который всегда помещается на самое видное и почётное место на концерте. Роль ритм-секции в Quintette du Hot Club de France играли бас и гитары, а ударных инструментов не было. Как говорил один из героев одного из советских фильмов, кто сказал, что гитара не ударный инструмент?

И, в-четвёртых, в «Минорном свинге» Джанго Рейнхардта не присутствуют также и пресловутые джазовые гаммы, блюзовые переходы, сложные гармонии, септакорды и всё такое ритм-энд-блюзовое. Вся гармония композиции умещается в типичные классические трезвучия.

Но, не смотря на отсутствие вышеперечисленных свойств, необходимых, для правильной джазовой музыки, «Минорный свинг» Рейнхарда — самый настоящий полноценный 100%-свинг. Потому что здесь есть главная манера исполнения, характерная для свинговой импровизации.

Эта манера исполнения предполагает особый способ игры, когда одна ритмическая доля растягивается, а следующая за ней соответственно укорачивается. Эта неравномерность, несиметричность исполнения ритмического рисунка и создаёт характерный для свинга эффект как бы покачивания, «прихрамывания», припадания, пульсирования или, если кому покажется приличным и удачным такое сравнение, эффект фрикций. Недаром свинг так танцевален.

Для примера, в квази-стинговом стиле можно сыграть даже обычную гамму. Ниже на картинке показана обычная классическая равномерная ритмичная гамма, которую играют учащиеся музыкальных школ, и которая звучит как эдакое равномерное долбание

Показанный на последней картинке пример свингового исполнения не является практическим, а просто демонстрирует основной свинговый принцип. Говоря музыкальным языком, в свинге акцентирование сильного бита происходит метрически, а не за счёт усиления динамики, как обычно выделяют сильный такт. Также на этом нотном примере хорошо виден принцип наложения друг на друга трёхдольного (нечётного) и четырёхдольной (чётного) метров. Такое наложение чётного метра и нечётного метра начало формироваться в более ранние времена джаза. И ещё в этом ритмическом примере можно увидеть аналогию, параллель с гармонией в джазе – наложением минорной пентатоники на мажорные септаккорды, что создает пресловутый блюзовый эффект.

Но нужно обязательно подчеркнуть, что какой-то особой нотации, особой нотной записи свинг не имеет. Этот стиль не существует на уровне нот, а проявляется как манера исполнения музыкальной фактуры.

Например, если последний нотный образец свинговой гаммы, что выше на картинке, запустить в каком-нибудь компьютерном музыкальном редакторе, то вы можете и не услышать свинговое покачивание, а программа тупо сыграет эту гамму в ритме тыкдыкской собаки: «тык-дык-тык-дык-тык-дык-тык-дык». В компьютерных музыкальных редакторах есть специальный свинговый алгоритм воспроизведения нот, который нужно специально включить при непосредственном исполнении партитуры. А непосредственно нотной нотацией записать свинговый ритм лучше и не пробовать – гиблое дело.

Можно сказать и так, свинг – это не письменное музыкальное творчество, а устное, которое передаётся непосредственно от уха к уху, от музыканта к музыканту. Свинг достаточно один раз услышать, и человек потом непринуждённо и без труда отличает свинговые композиции от другой музыки. Но попробуйте спросить у него, что такое свинг, то в ответ, скорее всего, услышите что-то вроде: «Ааыыээыы». Объяснить свинг невозможно. Как говорил Бенни Гудман: «Объяснить свинг!? Я б скорее объяснил теорию Эйнштейна!» Хотя, казалось бы, простая вещь.

Это вот как мы легко и непринуждённо определяем, где живое, а где мёртвое. Но спроси нас, что такое жизнь и смерть, так ничего умнее «Ааыыээыы» вряд ли кто ответит. Свинг из этой же категории фундаментальных вещей, которые мы легко определяем, но совершенно не в состоянии внятно объяснить.

«Минорный Свинг» Джанго Рейнхардта фундаментален в том смысле, что здесь свинговый ритм в чистом, первородном виде, без наслоения других джазовых приёмов. Замечательно пульсирует это раскачивание на примере ритм-секции из гитар квинтета, которые в этом качестве звучат даже выразительнее, чем если бы использовались ударные инструменты.

И на этот выразительный свинговый «граундбит» уже накладывается сольная импровизация гитары и скрипки. А импровизация – это всегда проявления индивидуальности. Импровизации, равно как и композиции Джанго Рейнхардта обладают заметным цыганским шармом. Так и кажется, что вот-вот и гитарист сыграет «Очи чёрные».

Само собой, как обязательный компонент настоящего свинга, предполагается обязательный приличный уровень исполнительского мастерства у солистов импровизаторов. Наличие техничности для джазового музыканта обязательно, потому что техничность в музыке – это синоним свободы. Рейнхардт гитарист виртуоз, хотя после пожара в таборе у него рабочими остались только два пальца на левой руке. Он был инвалидом, и свои импровизации играл всего двумя пальцами. Такой вот джазовый Паганини.

Источник

Оцените статью