Минорная нота это грустно

Содержание
  1. минорный тон
  2. Смотреть что такое «минорный тон» в других словарях:
  3. Есть ли правдоподобное психофизиологическое объяснение, почему музыка в минорной тональности звучит как правило грустно?
  4. Как ноты влияют на эмоции — подробности #1
  5. Почему человек грустит под минорные аккорды, а не под мажорные?
  6. Осваиваем три вида минора
  7. Натуральный минор – простой и строгий
  8. Гармонический минор – сердце Востока
  9. Мелодический минор – эмоциональный и чувственный
  10. Повторим ещё раз
  11. Упражнения для тренировки
  12. Минорные гаммы – 3 вида минора + примеры
  13. Формула натурального минора
  14. Гармонический минор
  15. Мелодический минор
  16. Какими способами играют гаммы
  17. Таблица минорных гамм
  18. Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)
  19. Минорные гаммы
  20. Существует три вида минора:
  21. Параллельные тональности
  22. Напомню технику игры гамм:
  23. Минорные гаммы
  24. Урок №8 (ТЕМА №1.8 Строение и виды минорной гаммы.)
  25. Три вида минорного лада
  26. Гармонический вид минора
  27. Проверка:
  28. Урок №9 (ТЕМА №1.9.Строение и обращение интервалов) >>
  29. План – конспект открытого урока по сольфеджио с обучающимися 3 класса: «Тональность фа-диез минор. Три вида минора»
  30. Минор

минорный тон

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое «минорный тон» в других словарях:

МИНОРНЫЙ ТОН — слегка грустный, нежный, мягкий, томный. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

Минорный тон — Минорный тонъ (иноск.) томный, мягкій. Въ минорномъ тонѣ говорить (какъ грустныя пѣсни пишутся въ минорномъ тонѣ). Ср. Моментъ для плача былъ упущенъ. Какъ ни мигалъ глазами старикъ, какъ ни настраивалъ себя на минорный тонъ, а слезы не текли. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Читайте также:  D addario ej26 phosphor bronze струны для акустической гитары фосфорная бронза 11 52

мажорный(минорный) тон — (иноск.) твердый, суровый (мягкий, уступчивый); намек на мажорный, твердый тон в музыке, противоположный мольному мягкому минорному Ср. В мажорном (в минорном) тоне говорить. См. минорный тон … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

минорный — ая, ое. mineur. 1. муз. Отн. к минору 1. Сначала наивный и состоящий из одной фразы <романс>, почти всегда писанный в минорном тоне, он пользуется изобретением модуляции, прибавляет в своей небольшой сфере дополнительную фразу, которая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТОН — ТОН, тона, мн. тоны тона, тонов, муж. (греч. tonos). 1. Звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., муз.). «Аккордом называется одновременное сочетание трех, четырех или пяти различных тонов,… … Толковый словарь Ушакова

ТОН — (лат., от греч. teino растягивать, усиливаться). 1) производимый человеческим голосом или инструментом музыкальный звук определенной высоты. 2) звучность инструментов, 3) в живописи: цвет красок. 4) в общежитии: обращение человека с людьми, его… … Словарь иностранных слов русского языка

МИНОРНЫЙ — МИНОРНЫЙ, минорная, минорное; минорен, минорна, минорно. 1. только полн. прил. к минор (муз.). Минорная гамма. Минорная тональность. Минорный тон, лад. 2. перен. Грустный, меланхолический, печальный (разг.). Минорное настроение. Говорить в… … Толковый словарь Ушакова

тон — а, мн. тона и тоны, м. 1. муз., физ. Характеристика звука (высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний): музыкальный звук в противоположность шуму. Аккорд из четырех тонов. Низкий тон. Высокие тона. □ Она услышала вдруг тихие,… … Малый академический словарь

Тон жизни коллектива — (гр. – ударение) – степень (уровень) развития эмоционального благополучия взаимоотношений детей в коллективе. Понятие ввел А.С. Макаренко, различая мажорный тон, т.е. радостный, бодрый, деловой, приветливый, светлый и спокойный, и минорный тон, т … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ТОН — муж., франц., муз. всякий звук, звон, гул, голос; а всякое изменение звука есть повышение или понижение тона. Попасть в тон, взять заданную ноту. | муз. качество звука или зык. Хороший и плохой тон скрипки. У этого рояля тон полный, густой и… … Толковый словарь Даля

Источник

Есть ли правдоподобное психофизиологическое объяснение, почему музыка в минорной тональности звучит как правило грустно?

Скорее всего, дело совсем не в консонансах, а просто в _интонации_ минорной и мажорной терций как интервалов вообще.

Человеческая речь в зависимости от её настроения меняет свою интонацию, как со звуковысотной и динамической, так и с ритмической точки зрения. Минор потому и минор, что воспринимается, как «грустная интонация».

Т. е. это мы сами психологически наделяем минорным или мажорным звучанием интервалы, а не интервалы имеют минорное или мажорное звучание сами по себе. Если бы, допустим, интонация человеческой речи в процессе эволюции для передачи чего-либо зарезервировала, например, октаву — то звучащая октава воспринималась бы как интервал, дающий соответствующее ощущение.

Точно по такой же причине можно наиграть мелодию, которая будет напоминать весенние трели птиц. И играть такую мелодию вы будете, подражая интонациям птиц на высоких нотах. Играть же мелодию про хищного зверя вы будете в басу, потому что медведь или волк рычат басом, а не издают пронзительные птичьи трели. А можно подобрать мелодию, которая будет вызывать ощущение, словно капризничает голодная кошка.

Всё это — психология. Есть даже шутка: мало кто знает, но возглас заблудившегося в лесу человека «ау!» на языке медведей означает «ОБЕД. «.

Что же касается того, почему же именно такое значение мажорная и минорная терции приобрели в восприятии и почему именно мажорная звучит бодрее — здесь всё достаточно просто.

Консонансы по порядку, от более устойчивых к менее устойчивым:
1) Прима
2) Октава
3) Квинта (делит октаву пополам по частоте колебания)
4) Кварта (делит октаву пополам по периоду колебания)
5) Большая секста (устойчивее, чем терции)
6) Большая терция (делит квинту пополам по частоте колебания)
7) Малая терция (делит квинту пополам по периоду колебания)
8) Натуральный тритон (в равномерно-темперированном строе отсутствует)
9) Малая секста
10) Малая септима
11) Всё остальное, включая большую септиму, большие и малые секунды

Т. е. большая терция является более устойчивым интервалом, чем малая.

А мажорное трезвучие имеет бОльшую устойчивость по сравнению с минорным не только по причине бОльшей устойчивости большой терции по сравнению с малой — а ещё и по причине того, что, хотя сами по себе и мажорная, и минорная терции являются очень похожими консонансами с точки зрения их акустического слияния — но большая терция существует как ощутимый призвук в звучании абсолютно любой ноты, чего не скажешь о малой терции. Квинта и большая терция существуют как призвуки в звуке любой ноты. Малая терция в составе призвуков отдельно взятой ноты отсутствует. Мажорный лад сам себя, таким образом, акустически усиливает. Минорный — нет.

Попробую, опираясь на неосознанные психосвойства человека:
чем ближе к консонансу, тем меньше напряжения и тревоги, а при диссонансе происходит больший «антагонизм» частот, где одна другую пытается «перебороть», и неосознанно приходится делать выбор между ними, а выбор всегда напряжен, а порой и болезнененн. при этом, добавив третью ноту, которая по отдельности консонантна первым двум между собой диссонансным, создается сложное амбивалентное настроение, которое кореллирует с набором противоречивых ощущений.

Так как в миноре «интервалы выражаются соотношениями частот с бόльшими числами», то он ближе к диссонансу и дальше от «спокойствия».

Источник

Как ноты влияют на эмоции — подробности #1

В прошлых двух постах были видосы про то, как, чередуя два аккорда на музыкальном инструменте, вызывать у людей определённые эмоции.

Появилось время, тогда давайте разберём эту тему поподробнее.

Сначала введение в связь созвучий и настроения, а в следующем посте разберём уже сами видео.

Когда мы играем несколько нот одновременно — их звуки (а по-физическому — частоты) для нашего уха смешиваются. То, насколько эти частоты “уживаются” вместе — насколько ноты консонантны — влияет на то, насколько нам приятно их общий звук слушать.

Консонанс — это, дословно, созвучность. Диссонанс — соответственно, наоборот — плохо звучащие вместе звуки. Давайте наглядно посмотрим на разницу.

Так как отдельные ноты — это разные частоты — разные звуковые волны — для экспериментов, мы можем описать их с помощью математической функции.

В реальности, каждая частота создаёт ряд гармоник — частот кратных изначальной (2x, 3x, 4x, …). А инструменты ещё привносят свои обертона (более широкое понятие, включающее в себя гармоники), которые появляются из-за материальности инструментов.

Например, струна колеблется не только по всей длине, но и частями:

Картинка с википедии.

Но для наглядности можно использовать синусоидальную волну в вакууме. И то, как ноты “уживаются” вместе посмотреть на графиках их функций. Дальше я буду использовать термины из моей карточки по интервалам: Помощь с теорией музыки #2

Сначала посмотрим на то, с чем будем сравнивать. График одной ноты:

По-горизонтали — время. Какой конкретно это отрезок времени — для нас не важно. Важно то, что все графики здесь — за одинаковый промежуток времени.

По-вертикали — амплитуда — для нас это громкость звука.

На каждом графике с двумя нотами три линии. Две (синяя и лиловая) — частоты, которые мы складываем, и одна — их сумма (жёлтая). Нам сейчас нужна именно жёлтая. Давайте посмотрим:

“Полный консонанс” — две одинаковые ноты — унисон — звучит приятнее всего:

Обратите внимание на “заполненность” графика по-вертикали. Форма графика полностью повторяет график выше с одной нотой, только с амплитудой вдвое больше.

Октава чуть менее приятна, потому что функции не идентичны:

Меньше консонанса (кварта — 5 полутонов между нотами):

Из-за того, что частоты у нот разные — появляется интерференционная картина — наложение двух частот друг на друга усиливают или ослабляют друг друга в определённом закономерном рисунке.

Этот рисунок повторяется, потому что сами частоты тоже периодичны. Это как считать до двух и до трёх:

Наименьшее общее кратное (НОК) этих двух чисел — это сколько шагов будет длиться наша “интерференционная” картина, пока не начнёт повторяться.

На примере 2 и 3:

НОК для 2 и 3 = 6. Это наименьшее число, которое делится на оба числа без остатка.

Первые 12 шагов:

6/3 = 2 — сколько раз повторится первая частота.

6/2 = 3 — сколько раз повторится вторая.

И 6 — это до скольки надо досчитать до повторения.

То же самое можно проделать и с реальными частотами. Чтобы не считать большие числа (стандартная нота ля колеблется 440 раз в секунду), можно эти частоты взаимно сократить. Числа, которые не имеют общих делителей называются “взаимно простые числа”. Чтобы сэкономить время, вот отношения частот:

Октава (1:2), квинта (2:3), кварта (3:4), большая терция (4:5), малая терция (5:6), большая секунда (8:9), малая секунда (9:10), и тритон (15:16).

Минимум консонанса (злой и страшный пан тритон, он в диссонансе знает тон):

По графику мы можем увидеть, что перепады громкости звука уже очень сильна, и сам звук нами воспринимается как этакое “дрожание” звука, менее приятное для нас (а в данном случае — это самое неприятное сочетание, если не брать меньше полутона между нотами).

При слишком большой или слишком маленькой разнице между частотами возникает дополнительное “биение” в звуке, которое довольно явно воспринимается нашим ухом (больше тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Биения ).

— В зависимости от того, какие две ноты мы берём — звук будет более или менее приятный для нас.

— “Приятность” звука зависит от отношения частот. Сначала сократим частоты, потом находим наименьшее общее кратное.

— Чем меньше НОК — тем “приятнее” созвучие.

— Чем больше НОК — тем больше будет “дрожание” звука или уже биение.

— Биение на слух воспринимается как “пульсация” звука.

Двух нот не всегда достаточно, поэтому надо уметь расположить не две ноты, а три, да так, чтобы они звучали гармонично, консонантно, приятно и вообще.

Как стабильную основу можно вместе с нотой взять квинту (получить самое приятное и “уместное” созвучие). Тогда добавив новую ноту, уже третью, также, как было описано выше, можно влиять на эмоциональную окраску аккорда (созвучия из трёх звуков = трезвучия = аккорда).

Но это уже совсем другая история.

В следующем посте уже разберём эту другую историю вместе с полезной нагрузкой из видео.

Надеюсь, было интересно!

Бонусом, вот график нот на расстоянии в полторы октавы (нона):

И интервалы от унисона до квинты (в секстах и септимах ничего экзотичного нет, они работают также. Но вот вам ссылка: https://www.wolframalpha.com/input/?i=plot+sin%2816x%2F9%29%. — 16x/9 можно заменить на любое отношение частот из поста или этих ваших интернетов)

По-книжному: Унисон, октава, м. секунда, б. секунда, м. терция, б. терция, кварта, тритон, квинта:

Источник

Почему человек грустит под минорные аккорды, а не под мажорные?

Потому что оттенки красного — веселые, а голубого — грустные 🙂

А если серьезно, то одно хорошее объяснение было найдено на просторах форумов музыкантов:

“Противопоставление мажора и минора по эмоциональной модальности условно, хотя для этого противопоставления есть как акустические, так в ещё большей степени физиологические предпосылки (реакция голосовых связок), которые были соответственно интерпретированы в 18 веке (теория аффектов*).

О конвенциональной условности такого противопоставления говорят те примеры, где эти модальности противоречат общепринятым. Например, песня Шумана «Ich grolle nicht» (по-русски поётся как «Я не сержусь») из цикла «Dichtersliebe» написана в до мажоре. Но это определённо не весёлая музыка. Начало увертюры к «Севильскому цирюльнику» Россини никак не грустная музыка, хотя это минор”.

  • (отрывок статьи из Википедии) Согласно теории аффектов Нового времени музыка, с одной стороны, призвана возбуждать в человеке различные состояния души, с другой — сама изображает их. Афанасий Кирхер (1650) указывал 8 основных аффектов, которые способна возбуждать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость. Передача конкретных аффектов подразумевала использование одних и тех же (установленных теоретиками) средств музыкальной выразительности — гармонии, инструментовки, ритма, темпа и т.д.

Источник

Осваиваем три вида минора

Минорный лад имеет три основные разновидности, это: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

Об особенностях каждого из названных ладов и о том, как их получить, мы сегодня и будем говорить.

Натуральный минор – простой и строгий

Натуральный минор представляет собой гамму, выстроенную по формуле «тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона». Это обычная схема строения минорной гаммы, и для того чтобы её быстро получить, достаточно лишь знать ключевые знаки в нужной тональности. Каких-либо измененных ступеней в этом виде минора нет, соответственно в нём не может быть и никаких случайных знаков альтерации.

Например, ля минор – это гамма без знаков. Соответственно, ля минор натуральный – это звукоряд из нот ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля.

Или ещё пример, гамма ре минор содержит один знак – си-бемоль, значит, звукоряд натурального ре минора – это движение ступеней подряд от ре до ре через си-бемоль.

Если знаки в нужных тональностях не вспоминаются сразу, то можно узнать их с помощью квинтового круга, или ориентируясь на параллельный мажор.

Гамма натурального минора звучит просто, печально и немного строго. Именно поэтому натуральный минор так часто встречается в народной и средневековой церковной музыке.

Пример мелодии в таком ладу: «Я на камушке сижу» – известная народная русская песня, в приведенной ниже записи её тональность – натуральный ми минор.

Гармонический минор – сердце Востока

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень.

Если в натуральном миноре седьмая ступень была «чистой», «белой» нотой, то она повышается с помощью диеза, если она была бемолем, то с помощью бекара, ну а если же, это был диез, то дальнейшее повышение ступени возможно с помощью дубль-диеза. Таким образом, эту разновидность лада всегда можно распознать по появлению одного случайного знака альтерации.

Например, в том же ля миноре седьмая ступень – звук соль, в гармоническом виде будет не просто соль, а соль-диез. Ещё пример: до минор – тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля бемоли), на седьмую ступень приходится нота си-бемоль, её мы повышаем бекаром (си-бекар).

По причине повышения седьмой ступени (VII#) в гармоническом миноре меняется структура звукоряда. Расстояние между шестой и седьмой ступенями становится целых полтора тона. Такое соотношение вызывает появление новых увеличенных интервалов, которых не было ранее. К таким интервалам можно отнести, например, увеличенную секунду (между VI и VII#) или увеличенную квинту (между III и VII#).

Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит. Однако, не смотря на это, именно гармонический минор является самым употребительным из трех видов минора в европейской музыке – классической, народной или эстрадно-популярной. Свое название «гармонический» он получил за то, что очень хорошо проявляет себя в аккордах, то есть в гармонии.

Пример мелодии в таком ладу – русская народная «Песня бобыля» (тональность ля минор, вид – гармонический, о чём нам говорит случайный соль-диез).

Композитор может использовать в одном и том же произведении разные виды минора, например, чередовать натуральный минор с гармоническим, как это делает Моцарт в главной теме своей знаменитой Симфонии № 40:

Мелодический минор – эмоциональный и чувственный

Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.

Например, гамма ля минора в мелодическом восходящем движении будет представлять собой звукоряд следующих нот: ля, си, до, ре, ми, фа-диез (VI#), соль-диез (VII#), ля. При движении вниз эти диезы исчезнут, обратившись в соль-бекар и фа-бекар.

Или гамма до минор в мелодическом восходящем движении – это: до, ре, ми-бемоль (при ключе), фа, соль, ля-бекар (VI#), си-бекар (VII#), до. Повышенные бекарами ноты снова превратятся в си-бемоль и ля-бемоль при движении вниз.

По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.

При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом одноимённого мажора (Ля мажора в нашем случае).

Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства.

Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.

Своей красотой и гибкостью, своими широкими возможностями в передаче чувств мелодический минор очень полюбился композиторам, наверное, поэтому его так часто можно встретить в знаменитых романсах и песнях.

В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М.

Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

Повторим ещё раз

Итак, есть 3 вида минора: первый – натуральный, второй – гармонический и третий – мелодический:

  1. Натуральный минор можно получить, если построить гамму по формуле «тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон»;
  2. В гармоническом миноре повышена седьмая ступень (VII#);
  3. В мелодическом миноре при движении вверх повышены шестая и седьмая ступени (VI# и VII#), а при обратном движении играется натуральный минор.

Чтобы отработать эту тему и запомнить, как минорная гамма звучит в разных видах, очень рекомендуем просмотреть данное видео Анны Наумовой (пойте вместе с ней):

Упражнения для тренировки

Для закрепления темы давайте выполним парочку упражнений. Задание такое: написать, проговорить или проиграть на фортепиано звукоряды 3 видов минорных гамм ми минор и соль минор.

Гамма ми минор – диезная, в ней один фа-диез (параллельная тональность Соль мажор). В натуральном миноре нет никаких знаков, кроме ключевых. В гармоническом ми миноре повышается седьмая ступень – это будет звук ре-диез. В мелодическом ми миноре в восходящем движении повышаются шестая и седьмая ступени – звуки до-диез и ре-диез, в нисходящем движении эти повышения отменяются.

Гамма соль минор – бемольная, в натуральном виде – только два ключевых знака: си-бемоль и ми-бемоль (параллельный строй – Си-бемоль мажор). В гармоническом соль миноре повышение седьмой ступени приведёт к появлению случайного знака – фа-диеза. В мелодическом миноре при движении вверх повышенные ступени дают знаки ми-бекар и фа-диез, при движении вниз – все как в натуральном виде.

Минорные гаммы – 3 вида минора + примеры

Гамма в музыке – это звукоряд. Последовательное звучание нот в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав. Лад гаммы может быть разным, но мы рассмотрим только один из них — минорный.

Итак, минорные гаммы — что это, какими они бывают?

Больше о гаммах вы можете узнать ЗДЕСЬ

Формула натурального минора

Любая гамма — как математическое уравнение — может быть построена по формуле. Формула минорной гаммы такова:

Если вам необходимо построить минорную гамму от какой-либо ноты, просто используйте формулу. Но вам нужно знать, что эта формула пригодна для построения лишь НАТУРАЛЬНОГО минора. В то время как в мелодическом и гармоническом видах минора, некоторые звуки будут повышаться или понижаться.

Если понятие «Тон» и «Полутон» вам ни о чем не говорит, то в двух словах поясним:

Полутон — это минимальное расстояние между двумя звуками. На пианино это две ближайшие клавиши. Например, расстояние между клавишами ДО и Ре бемоль — полутон. Соответственно тон — это сумма двух полутонов — например расстояние между нотами ДО и РЕ.

Для примера, построим натуральную гамму в Соль-миноре опираясь на формулу:

Вы видите, что нам пришлось использовать Си-бемоль и Ми-бемоль, чтобы звукоряд соответствовал формуле.

Послушайте, как звучит Соль-минор натуральный

Гармонический минор

В гармоническом миноре при движении вверх и вниз, повышается VII ступень лада.

Используя нашу формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) построим натуральный вид Соль-минора, а затем повысим VII ступень:

Чтобы сделать минор гармоническим, нам понадобилось повысить VII ступень — то есть ноту Фа заменить Фа-диезом. Теперь при движении и вверх, и вниз вместо чистой Фа, мы будем играть Фа-диез.

Сравните звучание. Гармонический вид придает гамме восточный оттенок, неправда ли?

Попробуйте самостоятельно построить гармонический вид гаммы в Ре-миноре.

Если вы не нашли нужную информацию или остались вопросы – напишите мне.

Мелодический минор

В мелодическом миноре гамма имеет другое строение и звучание. Это происходит потому что:

В мелодическом миноре при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти знаки альтерации будут отменяться.

Чтобы построить мелодическую гамму, сначала строим натуральную с помощью нашей формулы, а затем добавляем необходимые знаки:

Как видно, при движении вверх мы повысили VI и VII ступени. Для этого нам пришлось заменить Ми-бемоль на Ми-бекар, а Фа чистую на Фа-диез. А при движении вниз эти знаки альтерации отменяются и гамма приобретает НАТУРАЛЬНЫЙ вид. Послушайте:

Попробуйте самостоятельно построить мелодическую гамму в Ля-миноре.

Какими способами играют гаммы

Способов игры гамм существует очень много. В музыкальных училищах играют следующие виды:

  1. прямой
  2. расходящийся
  3. в терцию
  4. в сексту
  5. в дециму
  6. арпеджио прямое и ломанное
  7. октавы
  8. аккорды
  9. 11 арпеджио от 1 ноты
  10. двойные терции

Таблица минорных гамм

Для тех кто еще не научился быстро строить гаммы, мы предлагаем таблицу. Благодаря ей вы сможете быстро строить гармонический и мелодический виды гамм в минорных тональностях.

Если вам интересны способы как играть гаммы, чтобы пальцы забегали по клавиатуре — напишите об этом в х и я обязательно поделюсь опытом в следующей статье.

Надеюсь, материал оказался полезным для вас и теперь вы знаете, что такое минорные гаммы и самое главное, сможете самостоятельно их строить. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте, где много интересного!

Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)

Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных тональностях. Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный — грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен “грустным” минорным ладам. В нем вы узнаете – что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы.

По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку «Свадебного марша» Мендельсона и «Похоронного марша» Шопена, и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.

Я надеюсь, вы не бросили заниматься гаммами? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий.

Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым :-).

Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.

Минорные гаммы

Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.

Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:

Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон

Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.


Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).

Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?

Итак, какие же это разные виды, спросите вы?

Существует три вида минора:

  1. натуральный
  2. гармонический
  3. мелодический.

Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.

Натуральный минор – Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон

Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда – ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.

В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Полтора тона – Полутон

Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.

  • И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:
  • Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон.

Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.

Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.

Параллельные тональности

И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.

Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.

Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.

Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.

Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.

Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.

  • До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
  • Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
  • Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
  • Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
  • Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
  • Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
  • Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
  • Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
  • Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
  • Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
  • Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
  • Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
  • Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)

Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.

Напомню технику игры гамм:

  1. Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.

Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно.

И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.

  • Соединить двумя руками.
  • Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.


    На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.

    Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.

    А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.

    Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.


    (7

    Минорные гаммы

    На
    прошлом уроке

    мы познакомились с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры. Сейчас же наш урок будет посвящен минорным гаммам.

    Минорная гамма строится по принципу: тон- полутон – два тона – полутон – два тона. Обычно начинающим музыкантам объясняют, что мажор звучит весело, а минор – грустно, и для примера приводят песенку «На морозе девочка весело запела – горлышко у девочки сразу заболело».

    Становясь чуть постарше и немного позанимавшись музыкой, ученики музыкальных школ понимают, что закономерность между веселым настроением в мажоре и грустным в миноре – есть, но не совсем прямолинейная.

    Например, в песенке «Чунга-чанга» куплет, сам по себе достаточно веселый, звучит в миноре, а припев – в мажоре.

    Встречается в миноре и шутливая, танцевальная музыка, один из классических примеров – это «Шутка» И.С. Баха.

    Есть уникальный пример, когда трагическое настроение выражается в мажорной музыке: это заключительная ария в опере К. Глюка «Орфей». Как известно, Орфей отправился за Эвридикой в ад, умилостивил злых фурий, которые сторожили место упокоения блаженных теней – но получил требование не оглядываться на горячо любимую жену, пока не выведет ее из ада.

    Эвридика подумала, что он ее больше не любит, плакала, уговаривала, и он, оглянувшись, потерял ее навсегда. В этот момент звучит ария «Потерял я Эвридику», написанная в мажоре. Правда, средние ее разделы представляют минорные восклицания и жалобные вздохи. Конец оперы благополучный: является вестник, который позволяет Орфею и Эвридике воссоединиться.

    В музыке существует три вида минора: натуральный, гармонический (с повышенной VII ступенью) и мелодический (с повышенными VI и VII при движении вверх, вниз гамма поется так же, как в натуральном миноре). Это схема предназначается для пения гамм на школьных уроках сольфеджио.

    В музыке натуральный минор применяется редко, чаще всего в народных песнях и их обработках, стилизациях. Гармонический минор получил свое название от слова «гармония», в самом деле, в классической гармонии доминанта всегда мажорная – с повышенной VII ступенью, а субдоминанта минорная (с натуральной VI).

    В результате при соединении аккордов такой лад становится наиболее подходящим, но возникает неудобство при мелодическом восходящем движении от V к I, поскольку между VI и VII в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда.

    Поэтому при восходящем движении повышаются две ступени, и VI, и VII, а при нисходящем – повышение ступеней не применяется, и гамма поется или играется, как натуральный минор.

    Увеличенные секунды придают музыке восточный колорит, и в некоторых случаях особенность гармонического минора создавать в мелодическом движении увеличенные секунды – сознательно используется композиторами для создания ориентального характера. Особенно ярко это выражено в романсе Сергея Рахманинова «Не пой, красавица, при мне».

    Параллельные тональности – это тональности, имеющие одинаковые звукоряды (одинаковое количество знаков).

    Тоники параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: минор от мажора – на малую терцию вниз, мажор от минора – на малую терцию вверх.

    Соответственно, тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора, а тоника параллельного мажора – на III ступени минора. Знакомство с количеством знаков и параллельными тональностями начинается уже в первом классе музыкальной школы.

    Практически с первых шагов обучения учащиеся получают представление и о модуляции в параллельную тональность.

    В самом деле, до мажор и ля минор обладают общими звукорядами, и для того, чтобы перейти в другую тональность, нужно просто остановившись на новой тонике.

    В начальный период обучения изучается много народных песен, в которых часто встречается модуляция в параллельную тональность. В протяжной песне «Уж ты, поле» мелодия начинается в ля бемоль мажоре, а заканчивается в фа миноре.

    Для того, чтобы определить тональность в начале и в конце песни, нужно посмотреть на последнюю ноту (это тоника) и типовые мелодические обороты в начале: в примере они обрисовывают устойчивые звуки начальной тональности (ми- бемоль, до, ля-бемоль).

    Постепенно осваивая тональности во все большим количеством знаков и их параллельные, учащихся запоминают всю схему, образующую «квинтовый круг» тональностей:

    Для пианистов, играющих гаммы, важно правильно выучить аппликатуру. Аппликатурные схмы приведены в учебнике Николаева «Школа игры на фортепиано». В начале обучения гамму разучивают каждой рукой отдельно.

    При игре нужно следить, чтобы рука была мягкой и свободной, движения – плавными и естественными.

    Нужно стремиться освоить движение подворота и перекладывания, ловко и незаметно, без акцента подвернуть палец или сделать перекладывание кисти в нужном месте.

    Аппликатурные схемы до мажора, соль мажора, ре мажора, ля мажора и ми мажора совпадают. По этой же схеме играются ряд минорных гамм: ля минор, ре минор, соль минор, до минор, ми минор.

    Гаммы с большим количеством знаков нужно разучивать отдельно, но их играть в каком-то смысле легче, потому что расположение белых и черных клавиш само «подсказывает» правильную аппликатуру: понятно, что большими пальцами удобнее нажимать белые клавиши.

    Разучив аппликатуру каждой рукой отдельно, нужно на небольшом диапазоне (1-2 октавы) соединить игрудвумя руками, в медленном темпе, следя за подкладываниями и перекладываниями в двух руках. Когда этот процесс дойдет до автоматизма и гамма «выграется», приступайте к игре гаммы в 4 октавы, а также расходящихся.

    Замечу, что, благодаря симметричной аппликатуре – а именно, одновременным подворотам и перекладываниям – в тональностях с небольших количеством знаков, расходящиеся гаммы играть легче, чем гаммы в прямом движении.

    Прибавляя темп, старайтесь группировать ноты по четыре, это позволит избежать акцентов на «тяжелых» больших пальцах, а также сделает гамму более стремительной.

    Виртуозы, достигшие хорошей беглости, могут попытаться играть гамму с акцентами через 8 нот, тогда за четыре акцента вы достигнете вершины гаммы, а остальные клавиши будут «пролетать» незаметно, и возникнет впечатление виртуозной техники, свободного владения инструментом.

    В художественной музыкальной литературе за многими тональностями закреплены значения, своеобразные «амплуа», область выразительных значений. В ораториальных произведениях Баха – «Мессе» си минор, «Страстях по Матфею» и других, параллельные тональности ре мажор и си минор воплощают сферы ликующего, радостного – и трагического, пассионного.

    Это связано с тембрами инструментов: валторны и трубы еще не были достаточно совершенны для игры во многих тональностях, а тональность ре мажор была для них удобной. Трагическая тональность си минор впоследствии использовалась редко, Л.

    Ван Бетховен называл ее «черной», и один из немногих примеров использования этой тональности – «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта.

    Тональность до минор благодаря знаменитым произведениям Бетховена – Восьмой «Патетической» сонате, Пятой симфонии, Третьем фортепианном концерте и других сочинениях – часто воплощает образы «рока», неумолимой судьбы.

    В бетховенском до миноре большое значение имеет аккордовое изложение и выразительность уменьшенного септаккорда. К такой выразительности примыкает также фа минор, близкий по количеству знаков и выразительности.

    В фа миноре написана 23 соната Бетховена «Апассионата».

    Тональность ре минор также наделена трагической символикой благодаря знаменитой теме Командора из оперы В.А. Моцарта «Дон-Жуан». Несомненно, Моцарт мог воспринять и продолжить традиции И.С.

    Баха, который в ре миноре написал Токкату и фугу для органа, Хроматическую фантазию и фугу и другие сочинения. В ре миноре создана также Девятая симфония Л. Бетховена (правда, ее ораториальный финал на текст Оды Ф.

    Шиллера «К радости» написан в ре мажоре).

    Тональность ми минор в более позднее время ассоциируется с балладным, повествовательным характером и «круговым» триольным размером, часто используется 6/8. Такова тема Пятой симфонии П.И. Чайковского.

    Изучая различные музыкальные произведения, посещая симфонические концерты, прослушивая музыку в записи – вы легко дополните этот список тональностей и их выразительных значений своими собственными наблюдениями.

    речь пойдет об аккордах из четырех звуков, которые называют септаккордами.

    Записаться на занятие

    Урок №8 (ТЕМА №1.8 Строение и виды минорной гаммы.)

    1. Знать строение минорной гаммы.
    2. Знать виды минорной гаммы
    3. Знать правила строения видов минорной гаммы.

    Минорный лад строится по тем же правилам, что и мажорный, поэтому в данной теме мы периодически будем ссылаться на уже изученный мажорный лад, подчёркивая сходства и различия обоих ладов.

    Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. В минорной гамме лишь другая последовательность тонов и полутонов.

    Минорная гамма строится по принципу: ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.

    Рассмотрим в качестве примеров минорные лады на базе натурального Ля-минора. Этот лад удобен для изучения, поскольку не имеет при ключе знаков альтерации. Ниже на рисунке приводим натуральный ля-минор:

    Минорная гамма, в отличии от мажорной гаммы, звучит грустно, печально. В миноре такие же главные ступени (T, S, D).

    Минорная гамма называется параллельной, так как она строится на малую терцию (на полтора тона ниже) ниже от тоники мажорной гаммы. Поэтому знаки мажорной гаммы совпадают со знаками параллельного минора.

    Три вида минорного лада

    В минорном ладу также есть три вида: натуральный, гармонический, мелодический.

    НАТУРАЛЬНЫЙ – это вид, в котором ничего не меняется, т.е остаются знаки, построенные по схеме тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

    ГАРМОНИЧЕСКИЙ – при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона.

    МЕЛОДИЧЕСКИЙ – при движении вверх повышаются шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

    Гармонический вид минора

    Вы уже знаете, что в гармоническом виде, при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона. Повышается она не просто так, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

    В результате седьмая ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями образуется «дыра» – интервал в полтора тона.

    В этом есть своя прелесть: благодаря этому интервалу гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно, что позволяет легко узнать его на слух.

    Вспомним, что в мелодическом – при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

    Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

    Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).

    И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.

    Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

    В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):

    Проверка:

    1. Определить лад и вид, проставить ступени.
      Ответ:

    Си минор натуральный

    Определить лад и вид, исправить ошибки.
    Ответ:

    Ля минор гармонический

    Урок №9 (ТЕМА №1.9.Строение и обращение интервалов) >>

    План – конспект открытого урока по сольфеджио с обучающимися 3 класса: «Тональность фа-диез минор. Три вида минора»

    • МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
    • План – конспект открытого урока по сольфеджио
    • с обучающимися 3 класса

    Преподаватель Гареева А.Н.

    Тема урока: Тональность фа-диез минор. Три вида минора.

    1. Цель урока: знакомство с тремя видами тональности фа-диез минор (натуральный, гармонический, мелодический).
    2. Программные задачи урока:
    3. – работа в минорной тональности (освоение звукорядов трех видов минора тональности фа-диез минор);
    4. – развитие чувства метроритма;
    5. – развитие навыка анализа музыкальных произведений;
    6. – развитие вокально-интонационных навыков;
    7. – развитие навыка сольфеджирования;
    8. – развитие музыкального мышления, памяти.
    9. Оборудование и наглядный материал: фортепиано, доска, учебник, настольная клавиатура в натуральную величину, столбица (плакат), медиа-ресурсы (презентация на проекторе).
    10. Используемая учебники и учебные пособия:
    1. Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс ДМШ: Учебное пособие. – М.: Кифара, 2012. – 128 с.
    2. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ: Учебное пособие. – СПб.: Композитор, 2003. – 80 с.

    Используемая методическая литература:

    1. Огороднова-Духанина Т.В. 500 музыкальных диктантов. – СПб.: Композитор, 2003. – 175 с.

    1. Домашнее задание – анализ и сольфеджирование №№72, 74 (Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс) – для удобства одновременно данные музыкальные примеры дублируются в мультимедиа-презентации на проекторе.
    2. Знакомство с тональностью фа-диез минор:
    • – вспомнить знаки в диезных тональностях – порядок появления диезов при ключе, запоминание названий тональностей и количество диезов в них по тональности До мажор – по большим секундам – До, Ре, Ми, Фа# – четное количество знаков (До мажор – 0 знаков, Ре мажор – 2 диеза, Ми мажор – 4 диеза, Фа-диез мажор – 6 диезов), Соль, Ля, Си, До# – нечетное количество знаков (Соль мажор – 1 диез, Ля мажор – 3 диеза, Си мажор – 5 диезов, До# мажор – 7 диезов);
    • – вспомнить понятие «параллельные тональности»;
    • – тональности с тремя диезами при ключе – Ля мажор и фа-диез минор;
    • – тональность фа-диез минор – I ступень (тоника-fis) этой тональности, а также II (gis) и V (cis) ступени находятся на черных клавишах (потому что диезы и бемоли – это черные клавиши);
    • – выписываем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора;
    • – поем, играем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора (преподаватель на фортепиано, а обучающиеся «играют» на своих настольных клавиатурах в натуральную величину);
    1. Анализ музыкальных произведений:

    – №234 – П.Чайковский. Романс «Осень» (Баева Н.Д. Сольфеджио.

    3 класс) – определить характер музыкального произведения (грустно, уныло, скучно), выделить ключевые слова текста романса, определить структуру (тип периода – а+а1) и ее особенности (деление на фразы по 2 такта), анализ элементов музыкального языка – остановка на неустойчивых ступенях, натуральный вид минора, тихая звучность, в кульминации – появление VII натуральной ступени.

    – №55 – «Песня» Музыка неизвестного автора (Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ) – определить характер и структуру, мелодические и ритмические особенности, обратить внимание на случайные знаки (которые могут указывать на вид минора), определить вид минора.

    1. Вокально-интонационные упражнения в тональности фа-диез минор (пение по столбице)– пройденные виды мелодической фигурации – гамма вверх и вниз, Т53 – устойчивые ступени вверх I-III-V, вниз V-III-I, V-I, I-V; опевание устойчивых ступеней, вспомогательные звуки к устойчивым ступеням.
    2. Музыкальный диктант. (Огороднова-Духанина Т.В. – №200)

    Минор

    Минорная гамма строится следующим образом: тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон. Если мы расположим ноты таким образом, то из них будет чаще получаться музыка грустная или в целом веселая, но с грустинкой. Выучите наизусть порядок тонов и полутонов в миноре, как скороговорку: «Тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон».

    • ​​Расстояния между звуками гаммы Ре минор.
    • В миноре полутоны расположены между II и III ступенями и между V и VI ступенями.
    • В миноре устойчивые ступени те же, что и в мажоре – I, III и V.
    • ​​Полутоны в гаммах До мажор и Фа мажор.
    • Так как устойчивые ступени в миноре те же, что и в мажоре, то и тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые будут выглядеть так же.
    • ​​Гамма ре минор с указанием тяготений («со стрелками»).
    • Виды минора
    • Существует три вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

    Натуральный минор – самый обычный, основной вид минорной гаммы. Его мы рассмотрели выше. В давние времена это был единственный вид минора, и слово «натуральный» просто не было нужно. Сейчас натуральный минор встречается не столь часто. Особенно любят его русские музыканты и музыка в натуральном миноре часто связана с образами Руси.

    1. Гамма ре минор натуральный.
    2. Здесь и далее поет ученик третьего класса Саша Будулев.

    Георгий Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенинина, Часть 3, «В том краю…» (фрагмент). Написана в фа миноре натуральном. Послушать целиком можно здесь.

    Государственный академический русский хор СССР, Симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Евгения Светланова, Алексей Масленников (тенор), 1957 г.

    В гармоническом миноре на пол тона повышается седьмая ступень. Для этого используется знак – диез или бекар (а иногда дубль-диез). Чтобы понять, какой именно знак требуется, следует посмотреть на знаки при ключе.

    Вариант 1. При ключе нет знака, относящегося к седьмой ступени. Тогда рядом с седьмой ступенью ставится диез.

    Вариант 2. При ключе есть бемоль, относящийся к седьмой ступени. Тогда, чтобы поднять эту ноту на пол тона, нужно бемоль отменить. Отменяется бемоль с помощью бекара.

    Вариант 3. При ключе есть диез, относящийся к седьмой ступени. Чтобы сделать «диезную» ноту еще выше, нужен знак дубль-диез.

    И так, еще раз. Знака нет – ставим диез. При ключе стоит бемоль – ставим бекар. При ключе стоит диез – ставим дубль-диез.

    Знак седьмой гармонической ступени ставится перед нотой, а не при ключе. Основное ее назначение – делать более яркими аккорды доминантовой функции (что это такое – см. здесь, здесь и здесь). В музыке все, что связано с аккордами, принято называть словом гармония. Соответственно, этот тип минора называется гармоническим.

    Из-за повышения седьмой ступени в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Она находится между VI и VII ступенями. Увеличенная секунда охватывает две соседние ступени и три полутона.

    Сама по себе она звучит точно так же, как малая терция (см. энгармонически равные интервалы). Однако, внутри музыкального произведения ее ни с чем не перепутаешь.

    Она придает мелодиям или восточный колорит или особую проникновенность, как, к примеру, в некоторых поздних сочинениях В. А. Моцарта.

    В. А. Моцарт, струнный квартет ре минор, KV 421, I Часть (фрагмент). Целиком послушать можно здесь. В начале I Части квартета звучит нисходящий ход по звукам гармонической минорной гаммы с увеличенной секундой.

    Исполняет Будапештский струнный квартет, 1953 год.

    Мелодический минор. В мелодическом миноре на пол тона повышаются шестая и седьмая ступени. Из-за этого верхняя половина гаммы звучит, как мажор. Как правило, гамма мелодического минора поется только вверх, а вниз идет натуральный.

    П.И.Чайковский. Симфония №4, Вторая часть. Знаменитая тема гобоя звучит в си-бемоль миноре мелодическом, и только там, где мелодия идет по гамме вниз, звучит натуральный минор. Послушать целиком можно здесь.

    Исполняет оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.

    Источник

  • Оцените статью