Минорная нота выражение это

минорный тон

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .

Смотреть что такое «минорный тон» в других словарях:

МИНОРНЫЙ ТОН — слегка грустный, нежный, мягкий, томный. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

Минорный тон — Минорный тонъ (иноск.) томный, мягкій. Въ минорномъ тонѣ говорить (какъ грустныя пѣсни пишутся въ минорномъ тонѣ). Ср. Моментъ для плача былъ упущенъ. Какъ ни мигалъ глазами старикъ, какъ ни настраивалъ себя на минорный тонъ, а слезы не текли. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

мажорный(минорный) тон — (иноск.) твердый, суровый (мягкий, уступчивый); намек на мажорный, твердый тон в музыке, противоположный мольному мягкому минорному Ср. В мажорном (в минорном) тоне говорить. См. минорный тон … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

минорный — ая, ое. mineur. 1. муз. Отн. к минору 1. Сначала наивный и состоящий из одной фразы <романс>, почти всегда писанный в минорном тоне, он пользуется изобретением модуляции, прибавляет в своей небольшой сфере дополнительную фразу, которая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТОН — ТОН, тона, мн. тоны тона, тонов, муж. (греч. tonos). 1. Звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., муз.). «Аккордом называется одновременное сочетание трех, четырех или пяти различных тонов,… … Толковый словарь Ушакова

ТОН — (лат., от греч. teino растягивать, усиливаться). 1) производимый человеческим голосом или инструментом музыкальный звук определенной высоты. 2) звучность инструментов, 3) в живописи: цвет красок. 4) в общежитии: обращение человека с людьми, его… … Словарь иностранных слов русского языка

МИНОРНЫЙ — МИНОРНЫЙ, минорная, минорное; минорен, минорна, минорно. 1. только полн. прил. к минор (муз.). Минорная гамма. Минорная тональность. Минорный тон, лад. 2. перен. Грустный, меланхолический, печальный (разг.). Минорное настроение. Говорить в… … Толковый словарь Ушакова

тон — а, мн. тона и тоны, м. 1. муз., физ. Характеристика звука (высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний): музыкальный звук в противоположность шуму. Аккорд из четырех тонов. Низкий тон. Высокие тона. □ Она услышала вдруг тихие,… … Малый академический словарь

Тон жизни коллектива — (гр. – ударение) – степень (уровень) развития эмоционального благополучия взаимоотношений детей в коллективе. Понятие ввел А.С. Макаренко, различая мажорный тон, т.е. радостный, бодрый, деловой, приветливый, светлый и спокойный, и минорный тон, т … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ТОН — муж., франц., муз. всякий звук, звон, гул, голос; а всякое изменение звука есть повышение или понижение тона. Попасть в тон, взять заданную ноту. | муз. качество звука или зык. Хороший и плохой тон скрипки. У этого рояля тон полный, густой и… … Толковый словарь Даля

Источник

Значение слова «минорный»

1. только полн. ф. Муз. Прил. к минор (в 1 знач.); основанный на сочетании звуков, присущих минору. Минорный аккорд. Минорная гамма.

2. перен. Разг. Грустный, печальный. Минорное настроение.[Алферьев] сам подсказывал нам насмешливые обороты мысли против себя самого, и все тихим, будто минорным тоном: в его голосе постоянно звучало уныние. Чернышевский, Алферьев.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

МИНО’РНЫЙ, ая, ое; -рен, рна, рно. 1. только полн. формы. Прил. к минор (муз.). Минорная гамма. Минорная тональность. М. тон, лад. 2. перен. Грустный, меланхолический, печальный (разг.). Минорное настроение. Говорить в минорном тоне. Настроиться на м. лад.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мино́рный

1. связанный, соотносящийся по значению с существительным минор; свойственный, характерный для него

2. муз. основанный на сочетании звуков, характерном для минора

4. комп. жарг. об изменениях в программном обеспечении незначительный, несущественный, второстепенный

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: поедание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Минорная тональность — особенности, свойства и требования

Мажор и минор — два основных классических европейских лада в музыке. В них написаны практически все музыкальные композиции, однако они не единственные. Помимо них существует еще множество ладовых видов, например:

  • ионийский;
  • дорийский;
  • фригийский;
  • миксолидийский;
  • эолийский;
  • локрийский.

Но как уже было сказано ранее, мажорные и минорные тональности являются самыми распространенными.

Определение dur и moll

«Мажор» на латинском обозначается dur. Соответственно, moll в переводе — «минор» (есть схожесть в звучании терминов, потому запомнить считается не очень трудной задачей).

Музыкальный лад является совокупностью из устойчивых и неустойчивых ступеней, выстроенных по определенной схеме.

Разница между dur и moll

Всем известно ярко выраженное отличие двух главных ладов друг от друга:

  • мажор — весело и светло (в переводе с латинского — «большой»);
  • минор — грустно и мрачно (в переводе с латинского «малый»).

Но если смотреть с профессиональной точки зрения, то разница в звучании имеет под собой базу, способную обосновать этот ладовый контраст.

Исходя из курса музыкальной грамматики, следует, что гамма состоит из 7 нот (8-я является первой, но только следующей октавы), каждая нота, другими словами, — это ступень. Следовательно и количество этих самых ступеней будет равняться семи. Несмотря на то, что они входят в одно семейство (например, тональность До мажор или До минор), выполняют разные функции.

Так, членов семьи делят на устойчивые и неустойчивые ступени. Первые играют роль основы для тональности, вторые же могут «гулять» и являются непостоянными. Они переползают (разрешаются) в устойчивые или же проходят модуляцию (уход в другую тональность).

В миноре устойчивая III ступень всегда будет понижена на полтона (из Ми в Ми-бемоль). Именно этот знак альтерации (бемоль) делает минорное трезвучие таковым.

Трезвучие — аккорд из трех ступеней.

Мажорная тональность

И мажор, и минор включает в себя 7 нот, но структура у них разнится.

Если брать в пример До мажор, то нота До является тоникой, от которой и пойдет счет. Так, ступени находятся друг от друга на определенном расстоянии:

Необходимо напомнить, что полутон является самым малым расстоянием между звуками, а тон — суммой двух полутонов.

Минорная тональность

Структура одноименного До, но уже минора:

  • До — Ре (тон);
  • Ре — Ми-бемоль (полутон);
  • Ми-бемоль — Фа (тон);
  • Фа — Соль (тон);
  • Соль — Ля-бемоль (полутон);
  • Ля-бемоль — Си-бемоль (тон);
  • Си-бемоль — До (тон).

Как вы заметили, по сравнению с мажором есть существенные изменения. В первую очередь, — это наличие знаков альтерации (в данном случае бемолей) в минорной тональности. Их присутствие вызвано тем, что порядок тонов и полутонов меняется.

Построение

В мажоре в обязательной последовательности идут:

Помимо заниженной III ступени, здесь также спускаются на полтона VI и VII ступени.

Две вышеописанные схемы являются базой построения всех мажорных и минорных тональностей.

Параллели

В музыкальной терминологии существует понятие, такое как «параллельные тональности». Оно включает в себя сходство знаков альтерации (бемоли и диезы) на определенной высоте и в точном порядке.

Это означает то, что минорные тональности параллельны мажорным. На первый взгляд может показаться, что принцип параллели строится так: До мажор — До минор; Ре мажор — Ре минор, но это распространенная ошибка новичков.

В чем суть?

Тональности схожи тем, что имеют одинаковые знаки альтерации, но параллельны потому, что ладово противоположны. Например, До мажор параллелен Ля минору, так как ни в первой, ни во второй тональности нет никаких знаков вообще. Если посмотреть на фортепианную клавиатуру, то они будут полностью проходить по белым клавишам.

Тональности Ре мажор будет параллелен Си минор, так как при скрипичном ключе и у первого, и у второго стоят Фа и До диезы.

  • I — II (тон);
  • II — III Фа-диез (тон);
  • III Фа-диез — IV (полутон);
  • IV — V (тон);
  • V — VI (тон);
  • VI — VII До-диез (тон);
  • VII До-диез — I (полутон).

h-moll (минор пишется с малых латин. букв):

  • I — II До-диез (тон);
  • II До-диез — III (полутон, III ступень);
  • III — IV (тон);
  • IV — V Фа-диез (тон);
  • V Фа-диез — VI (полутон);
  • VI — VII (тон);
  • VII — I (тон).

Знаки минорной тональности равны знакам мажорной.

Стоит обратить внимание, что у тональности может быть только одна параллель. До мажор параллелен только Ля минору и так далее.

Как определять?

Есть один очень простой способ для быстрого определения параллельных тональностей. С курса сольфеджио ученики знают понятие интервала. Одним из них является терция (шириной в III клавиши и включающая в себя два звука по краям).

Так, параллель можно определить по терции, но малой. Существуют малые и большие интервалы, их разница заключается в сумме тонов. Большая терция состоит из 2 тонов, а малая из 1,5.

Если нужно узнать параллель мажору, то мы от главной ноты — До, например, мажорной тональности, строим вниз малую терцию, в итоге спускаемся к ноте Ля — и это как раз-таки то, что нужно было отыскать. В итоге получается, что параллельной минорной тональностью До мажора будет являться a-moll.

С минором все аналогично, только наоборот: дан Ми минор, нужно незамедлительно узнать его параллель. От ноты Ми строим малую терцию, но уже вверх, получаем звук Соль.

Итог: Ми минор параллелен Соль мажору и включает в себя такие же знаки.

Принцип, чтобы не запутаться:

  • если нужно найти минорную тональность — малая терция ВНИЗ;
  • если нужно найти мажорную тональность — малая терция ВВЕРХ.

Виды минора

Существует 3 разновидности минора, которые преображают его, наполняя более яркими, но отличительными звучаниями:

Натуральный вид минора самый простой, он предстает перед нами в классическом варианте без каких-либо изменений:

  • главная тоническая ступень — Ля;
  • вторая ступень — Си;
  • на очереди — До;
  • четвертая по списку — Ре;
  • доминанта минора — Ми;
  • шестая чистая — Фа;
  • седьмая чистая — Соль;
  • и снова тоника — Ля.

Звучание прозрачное, упрощенное и менее характерное.

Гармонический вид минора является очень ярким и наиболее предпочитаемым в практике.

  • первая тоника — Ля;
  • вторая все также — Си;
  • третья, образующая малую терцию — До;
  • субдоминанта — Ре;
  • уверенная в себе доминанта — Ми;
  • еще спокойная шестая — Фа;
  • уже повышенная и нервная — Соль-диез;
  • разрешение в тонику — Ля.

Особенность построения заключается в повышении VII ступени, которая так и тянется разрешиться в тонику. Ее рвение часто пронизано трагизмом. Данный прием чаще всего используют в качестве окончания музыкальной фразы и произведения в целом.

Мелодический вид минора является самый сложным, так как в нем происходит больше всего изменений.

  • главный хозяин — Ля;
  • стабильная вторая — Си;
  • ладово характерная — До;
  • субдоминантная четвертая — Ре;
  • утвержденная в правах — Ми;
  • повышенная шестая — Фа-диез;
  • следом окрыленная седьмая — Соль-диез;
  • вершина гаммы — Ля.

Повышаясь, VI и VII ступени в верхней части гаммы идут мягко и протяжно, за счет чего вид и получает такое название. Стоит отметить, что в нисходящем варианте мелодический вид отсутствует, т. е. в обратном порядке минор будет звучать как натуральный:

  • верхняя Ля;
  • успокоенная седьмая — Соль (бекар);
  • за ней усмиренная шестая — Фа (бекар);
  • все также устойчивая — Ми;
  • субдоминанта — Ре;
  • минорная третья — До;
  • тянущаяся к тонике — Си;
  • точка в гамме — Ля.

Бекары (знак для отмены повышения и понижения) устраняют диезы, которые были нужны для повышения VI и VII ступеней. Так как в натуральном виде они не изменяются, бекар возвращает их в классический вид.

В мажоре все виды также присутствуют, но изменения в структуре происходят иные.

Все тональности

В общей сумме существует 24 тональности, но зазубривать без логики особого смысла нет. Для подобной цели служит совершенно гениальная вещь — кварто-квинтовый или просто квинтовый круг.

Он включает в себя как мажорные, так и минорные тональности.

Круг построен по принципу той самой параллели, описанной выше. Его основа — всеми любимые До мажор и Ля минор. Но почему? Эти две тональности, во-первых, параллельны и, во-вторых, не имеют абсолютно никаких знаков при ключе. Дальше движение идет в двух направлениях;

  • справа — диезные тональности;
  • слева — бемольные тональности.

Однако двигаются они не в хаотичном порядке, а в строгом, который определяется количеством знаков.

В До мажоре и Ля миноре — 0 знаков, и далее идет разветвление:

  • на Соль мажор и параллельную ей — Ми минор (= 1 диез);
  • Фа мажор и ее параллель — Ре минор (= 1 бемоль).

За ними последуют тональности уже с двумя знаками, и так продолжится по кругу до максимального количества — семи. Это будут тональности:

  • Фа-диез мажор и его друг — Ре-диез минор;
  • Соль-бемоль мажор с Ми-бемоль минором.

Для подробного разбора минорных тональностей квинтовый круг отлично подходит. В нем нет возможности потеряться, так как вся важная информация миниатюрно скомпонована.

Впервые понятие круга появилось в труде теоретика и композитора Дилецкого под названием «Идея грамматики мусикийской» от 1679 года.

И. С. Бах на практике продемонстрировал разнообразие всех тональностей в сборнике «Хорошо темперированный клавир». В него входило 48 прелюдий и фуг, написанных в два тома.

Шопен и в последствии Шостакович написали во всех 24 тональностях свои прелюдии.

Музыка — та же самая математика, где без расчетов, подсчетов и схем никак нельзя обойтись. Парадоксальная мысль: все художественное великолепие звучания подкреплено базой, основанной на цифрах и таблицах.

Минорные тональности — яркое средство выразительности, способное повлиять на организм с разных физиологических сторон и высвободить из души настоящие человеческие чувства.

Источник

Оцените статью