Минорная пентатоника для бас гитары

бас-гитара

Блог о бас-гитаре

День 7: пентатоника на бас-гитаре

Настало время познакомиться с пентатоникой. Пентатоника это такая особенная гамма. «Пента» — означает пять. Тоника — означает тон или нота. Значит пентатоника — это пять тонов или пять нот. Т.е. это гамма, состоящая их пяти нот.

Пентатоник очень много, но нас будут интересовать только 2 — мажорная и минорная пентатоники.

Мажорная пентатоника состоит из 1-ой, 2-ой, 3-ей, 5-ой и 6-ой ступеней мажорной гаммы.
Минорная пентатоника состоит из 1-ой, b3 -ей, 4-ой, 5-ой и b7 -ой ступеней мажорной гаммы. Помните, что буква b — означает бемоль.

Пентатоники широко успользуются на практике, из-за простоты исполнения (убираются полутоновые интервалы). Играя пентатоники легче перемещать кисть вдоль струн и поперёк грифа.

Гармонически, каждая нота пентатоники строго индивидуалистична.

Задание: Играйте несколько различных пентатоник (разных тональностей). Двигайтесь вдоль грифа бас-гитары. Пойте вслух каждую ноту, которую вы играете. Используйте различные положения пальцев.

Мажорную пентатонику можно использовать в виде урезанной версии мажорной гаммы (и очень полезной, т.к. вам редко придётся играть все ноты, содержащиеся в гамме). Минорная пентатоника также может быть использована для подмены собой минорной гаммы. Эта возможность подмены различных гамм очень интересна: используя только лишь пентатонику, вы можете играть и обыгрывать любую минорную гамму, которую используют другие музыканты. Эта пятинотная гамма невероятно полезна!

Читайте также:  Положение гитары ваз 2106

Можно делать шикарные басовые риффы смешивая ноты мажорной и минорной пентатоник одной тональности. Переключаясь то на одну, то на другую пентатонику, играя в одной области грифа бас-гитары, можно создавать очень необычные, уникальные, импровизированные последовательности нот, которые насытят, усилят любую вашу композицию. Поэкспериментируйте с этой схемой игры. Импровизируйте!

Используйте различные пентатоники в качестве замены другим гаммам, аккордовым последовательностям басовых нот и ладам.

На сегодня, знаний о пентатонике для вас достаточно. Эта тема достаточно проста для понимая. Помните, что пентатоники широко используются миллионами музыкантов по всему миру. Экспериментируйте с ними как можно больше и чаще.

Источник

Минорная пентатоника для бас гитары

Пента в переводе с греческого означает пять. Пентатоники — это гаммы, в состав которых входит пять различных нот. Существует огромное количество гамм состоящих из пяти нот. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные: мажорные и минорные пентатоники.

Чтобы понять, как они устроены, Вы должны знать принцип построения мажорных и минорных гаммы, поскольку пентатоники основаны на них. Мы коснемся основ построения мажорных и минорных гамм.

Мажорная гамма

В основе мажорной гаммы лежит шаблон: Т Т П Т Т Т П, где Т — это тон, а П — полутон (если вы сыграете две ноты через лад, например ноты на первом и третьем ладу, то получите две ноты, расстояние между которыми соответствует тону. Расстояние между нотами на соседних ладах соответствует полутону). Гамма С мажор состоит из звуков натурального звукоряда от С до С. Каждой ноте в гамме присваивается номер от 1 до 7. Эти номера очень важны для понимания музыкальной теории. Они помогут вам понять, как строятся другие гаммы и арпеджио. Мажорная гамма — это основа, по отношению к которой рассматриваются все другие гаммы.

Аппликатура основной мажорной гаммы.

(цифрами показаны компоненты функции гаммы)

Минорная гамма

Если Вы будете играть ноты гаммы C мажор, начиная с A и заканчивая A, то получите естественную гамму A минор. Эта гамма также имеет свой шаблон, состоящий из тонов и полутонов: Т П Т Т П Т Т. Таким образом, гаммы C мажор и A минор состоят из одних и тех же нот, различаясь только их порядком. Если вы будите применять этот шаблон для построения гаммы от ноты С, то в состав гаммы будут входить бемоли нот E, A и B. Теперь можете сравнить ноты мажорной и минорной гаммы. Обратите внимание на функцию аккордов. Нота E гаммы C мажор обозначена номером 3, а нота Eb гаммы C минор — номером b3 (бемоль третьей ноты). Таким образов, в состав функции минорной гаммы входят b3, b6, b7.

Аппликатура основной минорной гаммы.

(цифрами показаны компоненты функции гаммы)

Мажорная пентатоника

Мажорная пентатоника включает в себя ноты мажорной гаммы за исключением четвертой и седьмой ноты. Таким образом, мажорная пентатоника состоит из нот 1 2 3 5 6

Основная мажорная гамма

Формула мажорной пентатоники имеет вид: 1 2 3 5 6.

Аппликатура мажорной пентатоники

Минорная пентатоника

Минорная пентатоника основана на нотах минорной гаммы. В нее не входят ноты 2 и b6. Таким образом, формула минорной пентатоники имеет вид: 1 b3 4 5 b7.

Источник

Что такое пентатоника на гитаре и как ее играть?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Начинающие инструменталисты, которые занимаются музыкой серьёзно (в учебных музыкальных заведениях или у грамотных частных преподавателей) и изучают все сопутствующие дисциплины, прилагающиеся к основному курсу, практически с первых теоретических уроков узнают, что существуют 2 вида гамм: мажорные и минорные. А содержит каждая из гамм 7 последовательных по высоте звуков. Например, в однооктавной гамме До-мажор звуки выстроены в такой последовательности: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, а затем снова начинается такая же последовательность звуков, но уже в другой октаве, более высокой. То же самое происходит и в ля-минорной гамме: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля. Однако на этапах изучения музыкальной грамоты и элементарной теории музыки учащимся не дают никакой информации о таком виде гамм, как пентатоника. Именно о ней и ведётся разговор в этой статье.

Что это такое и для чего нужна?

Пентатоническая гамма состоит из звуков того же классического минорного или мажорного лада, но 2 ступени звукоряда, создающие в диатонической гамме интервал в полутон (и не входящие в основное трезвучие), из пентатонической последовательности исключаются.

В ля-минорной гамме, таким образом, не входят в пентатонику чистые звуки Си и Фа. Эти же звуки отсутствуют и в пентатонической последовательности, построенной на основе До-мажора.

Неизвестно точно, кто из музыкантов и когда начал первым использовать такой лад для сочинения новой музыки, импровизаций или для фантазий на тему уже имеющихся произведений. Сейчас пентатонику не играет лишь только барабанщик, так как он не может извлечь музыкальные звуки — только перкуссийные (шумовые, без определённой высоты). Но большинство музыкальных исследователей всё-таки склоняются к мнению, что пентатонический звукоряд – это, скорее всего, гитарная «фишка», изобретённая гитаристами блюза, так как блюз сам по себе построен именно на пентатонических импровизациях и мелодиях. Такой уменьшенный лад больше всего удобен для игры на гитаре – он позволяет придумывать, можно сказать, на ходу всё новые и новые сольные партии и многозвучия. Именно для этого и нужна пентатоника на гитаре: для удобных импровизаций, красивых соло и необычных аккордов.

Как строится?

Как и в случае с классическими гаммами, пентатонические бывают 2 ладовых видов: мажорные и минорные. А строятся пентатонические гаммы на основе соответствующих диатонических последовательностей музыкальных звуков. Удобнее всего это рассматривать на примере До-мажора и параллельного ему ля-минора.

Для лучшего понимания рассмотрим сначала классические последовательности звуков: в мажоре – от ноты До, в миноре – от ноты Ля.

В гамме До-мажор между III и IV ступенями (ноты Ми и Фа), а также между VII и I ступенями (ноты Си и До) высотные звуковые интервалы составляют полутон. В гамме ля-минор звуки те же самые, что и у До-мажора, но они расположены в другом порядке (начинаются с ноты Ля). Поэтому, конечно, интервалы в полутон сохраняются между теми же парами звуков (Ми-Фа и Си-До), но только теперь они имеют совсем иные номера ступеней:

  • ноты Ми и Фа являются V и VI ступенями соответственно;
  • ноты Си и До – II и III ступенями соответственно.

В пентатонике полутонов между соседними звуками нет (они ликвидированы путём исключения 2 ступеней). Этими ступенями являются (как только что мы выяснили):

  • в мажорной пентатонике – IV и VII ступени;
  • в минорной пентатонике – II и VI ступени.

Естественно, из двух пар звуков в каждом ладу убрали те, которые не входят в тонические трезвучия (главные аккорды лада). В нашем примере (параллельные гаммы До-мажор и ля-минор) убрали звуки Фа и Си. Поэтому пентатонические До-мажорная и ля-минорная последовательности выглядят следующим образом.

На изображении отмечены убранные из классических гамм ступени в До-мажоре и ля-миноре (перечеркнутые звуки), а то, что осталось, как раз и является пентатонической последовательностью данных ладов.

По этой схеме можно составить и сыграть пентатонику в любом необходимом мажорном или минорном ладе, убрав из него ненужные звуки по соответствующим номерам ступеней.

Боксы

Гитаристами для удобства игры и импровизирования разработаны так называемые пентатонические боксы, представляющие собой последовательность звуков той или иной пентатоники, не выходящих за пределы 4 или 5 ладов, на всех 6 струнах гитары. Эти боксы часто представляют в учебных материалах графически: на схематическом изображении грифа гитары с ладами и струнами. Места прижатия струн на таких схемах обозначаются кружочками, иногда разноцветными, чтобы выделить тонический звук или вспомогательные ноты, используемые в импровизации.

Существует 5 позиций аппликатуры пентатоники. Ниже приведены графические схемы этих позиций. На схемах цветными кружочками обозначен тонический звук. В данном случае рассматривается минорная пентатоника от звука G (Соль).

Следует отметить, что пентатонические боксы подчиняются известной системе аккордов под названием CAGED, то есть, передвигая по грифу гитары ту или иную аппликатуру пентатонического бокса, получают другую тональность.

Например, бокс любой позиции выше обозначенной соль-минорной пентатоники легко перевести в ля-минор: для этого нужно либо всю аппликатуру, либо часть её от тонического звука передвинуть вправо по грифу на 2 лада (повысить на 1 тон).

Вторая особенность боксов — для них действителен принцип параллельности тональностей. Это значит, что пентатонический ряд звуков любого бокса ля-минора справедлив и для параллельного ему мажора. Другими словами, аппликатура бокса пентатонического ля-минора полностью подходит и для проигрывания пентатоники До-мажора. Это же правило распространяется и для всех других параллельных пар мажор-минор.

Кроме того, есть понятие блюзовая пентатоника, для которой характерно присутствие на основе минорной пентатонической последовательности одного либо нескольких так называемых блюзовых нот.

В ля-минорной аппликатуре обычно таковой является нота Ми-бемоль (пониженная квинта). Получается, что появляется шестой звук.

Как правильно играть?

Для начинающих гитаристов будет полезно узнать, как правильно играть пентатонику. Приведём несколько советов от профессионалов.

  • В первую очередь нужно изучить все 5 позиций пентатонических аппликатур. Это поможет быстрее запомнить расположение нот на грифе гитары, а также развить свой слуховой аппарат. Рекомендуется также пропевать играемые ноты вслух.
  • Учиться играть лучше начинать с ля-минорной пентатоники. Перед собой нужно иметь либо схему бокса, либо ноты, либо табы, чтобы не ошибаться.
  • Пентатоника играется так: начинать следует с первого звука на шестой струне и последовательно двигаться до последней ноты на первой струне в восходящем движении. При этом строго соблюдается указанная аппликатура. Пальцы менять нельзя. Далее необходимо, не прерывая игру, нисходящим движением возвратиться назад к исходному звуку на шестой струне.
  • Если игра производится на электрогитаре медиатором, то нужно играть переменным штрихом: первый звук — удар вниз, второй – снизу вверх и так далее, меняя направление удара медиатора с каждым звуком.
  • На классической гитаре обычно гаммы исполняются 2 пальцами поочередно. Но будет лучше, чтобы вариантов было несколько, например: i-m, m-a, m-i, a-m. Пусть все пальцы развиваются одинаково.

На бас-гитаре следует играть пентатонику по своим схемам (тоже в 5 позициях), представленным на изображениях ниже. Возможно, потребуется продолжение звукоряда, если гитара будет иметь не стандартные 4 струны, а 5 или даже 6 струн. На бас-гитаре нужно тренироваться играть гаммы и пальцами, и медиатором.

Источник

Оцените статью