Минорные прогрессии аккордов для гитары

Сочинение аккордовых прогрессий

Доброго времени суток, юные любители музицирования. Помнится, в своей первой статье (http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano) я, рассказывая о том, как сочинить мелодию, предлагал использовать в её основе какую-либо популярную последовательность аккордов и приводил несколько примеров, дабы у вас был выбор. А что если это последовательность сочинить самостоятельно? Что ж, этим мы с вами сегодня и займёмся. — Почему нам необходимо уметь грамотно комбинировать аккорды между собой? — Аккордовая прогрессия нередко является основой композиции, отчасти формирует её настроение, а также может послужить «отправной точкой» при сочинении мелодии или даже всего трека. Разве этого не достаточно? Считаю, это исчерпывающе весомые причины.

Кварто-квинтовый круг.

Начнём с того, что я представлю вам вашего нового помощника. Знакомьтесь, кварто-квинтовый круг.

Как же им пользоваться? Уверяю вас, предельно просто. Суть в том, на самом круге мы видим названия аккордов, а именно классический трезвучий. Ближе к центру — минорные, дальше от центра — мажорные. Так вот, ближайшие 5 к любому из вами выбранных аккордов будут с ним отлично гармонировать. Например, к трезвучию Cm отлично подойдут 2 минорных аккорда: Gm и Fm. А также 3 мажорных: Bb, Eb и Ab. Приступим непосредственно к сочинению прогрессии.

1) Выбор первого аккорда.

Дабы плод предстоящих трудов получился подстать вашим замыслам, рекомендю отнестить к этому шагу крайне серьёзно. Послушайте разные аккорды и решите, какой из них ближе вашему настроению / лучше соответствует вашему замыслу. Я же выбрал аккорд Gb, он же F#. Вы можете лицезреть его на скриншете и прослушать по ссылке ниже. Я решил использовать скрипки, но, думаю, понимаете, что инструмент не принципиален.

Читайте также:  Инструкция по эксплуатации пожарной сигнализации нота

2) Выбор остальных аккордов.

Пользуясь вышепредставленной схемой, подберём несколько подходящих трезвучий, дабы дополнить первое. Как рассуждал я, составляя свою прогрессию? Просто в качестве второго и третьего аккордов выбрал два, подходящих по кварто-квинтовому кругу, мажорных трезвучия — B и C#. А завершил последовательность минорным аккордом A#m. Разумеется, я слушал разные сочетания и оставлял лишь те, что казались мне хорошо звучащими и вам советую делать также. Подмечу ещё, что для получения более подходящего звучания, стоит поэкспериментировать с громкостью отдельных нот. Я этим в данном случае, как видите, не сильно увлекался, но вы можете пробовать.

3) Плавное голосоведение.

«Переход одного аккорда в другой (смена аккордов) называется соединением аккордов. Соединение аккордов появляется с помощью мелодических ходов каждого голоса. Движение голосов называется голосоведением.

Голосоведение – основа гармонии!

Существует два вида движения голосов:

  1. Плавное – движение на приму (1), секунду (2), терцию (3), и иногда кварту (4) в рамках одной функции.
  2. Скачкообразное – движение на кварту (4) при разных функциях и на все остальные большие интервалы.
  1. Наиболее естественным является плавное движение голосов.
  2. Скачки не возникают произвольно, они должны быть оправданы (написаны по правилам)
  3. Если в одном из голосов возник скачок (лучше в сопрано), то далее он должен быть уравновешен плавным движением в противоположном направлении.
  4. Запрещено мелодическое движение на увеличенные интервалы.»

Это выдержка из статьи про голосоведение, найденной мною в интернете. Кому интересно, может ознакомиться подробнее: http://musicfancy.net/ru/music-theory/harmony/89. А остальным советую обратить внимание лишь на первое правило, которое гласит, что наиболее естественным является плавное голосоведение. Конечно же, голосоведение предполагает работу не только с аккордами, просто это является темой нашей статьи, так что не будем отходить от неё и продолжим. Необходимо сделать переходы более плавными, исключить скачки. Очевидно, у нас и так нет очень резких скачков, но, уверен, можно сделать лучше, получить более естественное звучание. Просто перенесите некоторые ноты на октаву выше или ниже. Результат моей работы вы можете видеть и слышать, как всегда, ниже.

4) Разложение аккордов.

В качестве завершающего шага, разложим наши трезвучия. Здесь простор для экспериментов просто безганичен. Суть в том, что вы берёте любую ноту и переносите / копируете её на любую из октав. Похоже на шаг №3, но тольео теперь наша цель сделать звучание более широким, а не более плавным. Я ограничился тем, что скопировал средние ноты всех аккордов на октаву выше.

Честно сказать, мне кажется, что теперь не помешало бы продолжить, добавив в получившуюся последовательность ещё несколько трезвучий, но я этого делать не буду, так как считаю, что принцип комбинирования аккордов я уже неплохо изложил. А вы, тем временем, можете попытать удачу, а заодно и потренироваться.

Саму прогрессию прописать вы можете, к примеру, пэдами и, добавав мелодию синтезатором, сделать на их основе мэйнстримовый бит. Или же сделать лиричный инструментал, прописав аккорды на фортепиано и сочинив на нём же основную мелодию. Более подробно на тему сочинения мелодии читайте здесь: http://beatmaker.tv/article/sochinenie_melodii_na_fortepiano.

В качестве заключения предостерегу вас: не огорчайтесь и не удивляйтесь, если в конечном итоге получится нечто вам уже знакомое. Действительно хорошо и естественно звучащие аккордовые прогрессии не так многообразны. Возможно, в будущем я напишу статью, где разберу все мне известные последовательности аккордов, а также приведу примеры, где конкретно некоторые из них уже использовались. В очередной раз желаю всем удачи в нашем нелёгком ремесле! До свидания!

Источник

Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F – G – A – A# – C – D – E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Источник

Оцените статью