Минорный аккорд гитара лад

Урок 15. Все мажорные и минорные аккорды

Мажорных аккордов существует 12 (по количеству нот в октаве). Минорных тоже. Итого 24. Не сказать, чтобы очень много. Особенно, если учесть, что, зная их, можно сыграть абсолютно любую песню в любой из 12 тональностей.

Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E

Берем аккорд E и двигаем его по грифу, используя баррэ.
Если взять баррэ на первом ладу, наш E (ми-мажор) превратится в F (фа-мажор). Как брать аккорд F — смотри в одном из предыдущих уроков.
Если сдвинуть еще на 1 лад вверх, т.е. взять баррэ на втором ладу- получится F#. Еще на лад — G. И т.д.

Если в аккорде E поднять указательный палец — получится Em.
Если в F поднять средний палец — получится Fm. И т.д.
Т.е. мажорный аккорд отличается от минорного лишь наличием одного дополнительного пальца.

Под аппликатурами написано, какими пальцами их играть. Слева от аппликатур есть цифра, которая показывает, на каком ладу нужно взять баррэ.

Обратите внимание на аккорд E на 12 ладу. Это тот же E, что на открытых струнах, только на октаву выше. Это хорошо видно, если посмотреть, из каких нот они оба состоят.
Разумеется, вы уже догадались, что если взять баррэ на 13 ладу — мы получим аккорд F. На 14 ладу F# и т.д. Т.е. начиная с 12 лада аккорды повторяются на актаву выше.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E:

Читайте также:  Колыбельная для россии трофимов ноты для хора

Более удобно все это смотреть в программе Guitar Pro. О том, как ее установить и пользоваться рассказано в одном из предыдущих уроков.
Для удобства просмотра необходимо внести в Guitar Pro следующую настройку: над грифом гитары есть кнопка «показать долю+такт». Необходимо ее изменить на «показать долю».

Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E, в формате gp

Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A

Аналогично E и Em можно двигать по грифу с баррэ A и Am.
Аккорд A, взятый с баррэ на первом ладу — это A#. С баррэ на втором ладу — B. И т.д.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A:

Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A, в формате gp

Как мы видим, в схеме 1 (основанной на E) и схеме 2 (основанной на A) одни и те же аккорды, но берутся по-разному. Это две равнозначных аппликатуры, можно использовать любую, какая удобнее и какая ближе к другим аккордам песни.

Когда будете учить схемы, обращайте внимание на основную ноту (тонику) каждого аккорда. Напомню, тоника — это нота на самой толстой струне, которая входит в аккорд.

При изучении этих схем запоминайте, какие ноты расположены на шестой и пятой струне.

Таким образом, сейчас вы знаете 12 мажорных и 12 минорных аккордов и можете сыграть каждый из них двумя способами.
Так же некоторые из них можно сыграть без баррэ на открытых струнах, по этой теме смотри один из первых уроков.

Добавлю, что, например, С# — это то же самое, что Db.
Диез (#) повышает ноту на полтона (на 1 лад гитары), а бемоль (b) понижает на полтона.
Т.е. последовательность F# G# A# можно записать как Gb Ab Bb

Источник

Минорные аккорды для гитары. Минорные трезвучия в гитарном варианте

В данной статье мы рассмотрим минорные аккорды для гитары и поговорим о том, как строятся минорные трезвучия.

Кроме того, научимся самостоятельно строить и находить на грифе гитары любой минорный аккорд (в частности, трезвучие), независимо от его основной ноты.

Дополнительно разберем, как разнообразить минорный аккорд на гитаре так, чтобы добавить к трем нотам трезвучия дополнительные оттенки.

Статья ssabbass.ru будет полезна, в первую очередь, новичкам, которые только начали обучаться игре на гитаре, пытаются вникнуть в азы музыкальной теории, так как для профи данный материал покажется уж очень простым.

Советуем опытным музыкантам не терять времени, а почитать другие публикации нашего сайта.

Полный список статей вы найдете на Карте Сайта

Минорные аккорды для гитары: трезвучие

Всякий гитарный минорный аккорд будет состоять из трех нот, благодаря которым он и называется «трезвучием»:

— Первая нота – основная, тональная, тоника
— Вторая нота – малая терция (третий тон, интервал в 3 полутона от основной ноты)
— Третья нота – квинта (пятый тон гаммы минора или интервал в 7 полутонов от основной ноты, то есть от тоники аккорда).

Альтернативные способы обозначения минора — moll или Minor. Например, СОЛЬ-минор: Gm или Gmoll или G Minor.

СОСТАВ минорного трезвучия

Для расчетов нам понадобится звукоряд с полутонами, который поможет произвести правильные расчеты (запишем звукоряд тональности ЛЯ-минор, где будут присутствовать диезы):

C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C …и снова повторение….

Построим аккорд ЛЯ-минор, пользуясь формулой сложения полутонов:

1 (тоника) + 3 (малая терция) + 4 (квинта от тоники или большая терция от 3-го тона)

Получим аккорд ЛЯ-минор со следующими тремя нотами: А, C, E (ля, до, ми)

Получим аккорд СИ-минор со следующими тремя нотами: H, D, f# (си, ре, фа-диез)

Получим аккорд МИ-минор со следующими тремя нотами: E, G, H (ми, соль, си)

Аналогичным образом мы могли бы построить любые другие минорные аккорды для гитары по схеме: 1+3+4 (в полутонах)

ВАЖНО: далеко не все минорные гаммы в ключевых нотах содержат диезы! К минорным диезным гаммам относятся лишь: Am, Em, Hm, F#m, C#m, G#m, D#m, A#m

Остальные минорные гаммы в ключе (и нотном звукоряде) будут содержать бемоли. Для построения таких минорных аккордов нам понадобится звукоряд с бемолями:

C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G

где B – это нота СИ-бемоль (обозначается так в джазовых произведениях, но нередко используется и в роковой записи).

Получим аккорд РЕ-минор со следующими тремя нотами: D, F, A (ре, фа, ля)

Получим аккорд СОЛЬ-минор со следующими тремя нотами: G, B, D (соль, си-бемоль, ре)

Получим аккорд ДО-минор со следующими тремя нотами: C, eb, G (до, ми-бемоль, соль)

Получим аккорд ФА-минор со следующими тремя нотами: F, ab, C (фа, ля-бемоль, до)

ВАЖНО: разница между диезными и бемольными минорными аккордами для гитары фактически заключается лишь в названии ключевых нот «с диезом» или «с бемолем», тогда как ноты остаются идентичными.

Например, d# (ре-диез) и eb (ми-бемоль) – это ведь одна и та же самая нота, но в теории музыки будет ошибкой составить тот же аккорд ДО-минор с нотой РЕ-диез. А правильно будет сказать: ДО-минор с нотой МИ-бемоль, хотя нота ведь не меняется…

Ряд аккордов с бемолями: Dm, Gm, Cm, Fm, Bm, Ebm, Abm

ПОСТРОЕНИЕ минорного трезвучия на гитаре

Когда ноты минорного аккорда для гитары нам уже известны (формула 1+3+4), можем приступать к практике. Берем в руки и гитару и находим нужные нам ноты на грифе гитары.

При этом важно учитывать, что самой низкой нотой (басовой) обязательно будет тоника – основной тон!

Например: классический ЛЯ-минор (ноты: А, C, E)

— шестая струна не звучит, глушится
— пятая струна открыта (басовая нота ЛЯ)
— четвертая струна зажата на втором ладу (нота МИ)
— третья струна зажата на втором ладу (нота ЛЯ)
— вторая струна зажата на первом ладу (нота ДО)
— первая струна открыта (нота МИ)

Как видим, в басу у нас тоника (основная нота аккорда – ЛЯ), а прочие ноты повторяются, что вполне нормально в условиях гитары.

Причем, если этот аккорд передвинуть вперед на 1 полутон, а порог грифа заменить пальцем-барэ, получим аккорд СИ-бемоль-минор.

Двигаемся еще на полтона вверх и получаем СИ-минор, еще – ДО-минор …. и так далее.

Смещение простых аккордов из первой позиции вверх (дальше от первых ладов гитары) дает нам повышение ноты при сохранении свойств аккорда.

Главное условие: в басах всегда лежит тоника (основная нота, по которой и называется аккорд), а прочие ноты (терция и квинта) используются не менее одного раза.

То есть, если в примере выше мы бы заглушили первую струну, то аккорд все равно остался бы ЛЯ-минор. Ничего не изменилось бы даже в таком виде:

— шестая струна глушится
— пятая струна открыта (басовая нота ЛЯ — тоника)
— четвертая струна зажата на втором ладу (нота МИ — квинта)
— третья струна глушится
— вторая струна зажата на первом ладу (нота ДО — терция)
— первая струна глушится

Ничего не поменяется и в этом раскладе – все тот же ЛЯ-минор:

— шестая струна глушится
— пятая струна открыта (басовая нота ЛЯ — тоника)
— четвертая струна глушится
— третья струна глушится
— вторая струна зажата на первом ладу (нота ДО — терция)
— первая струна открыта (нота МИ — квинта)

Именно по этой причине один и тот же аккорд можно взять на гитаре самыми разными способами! Минорный аккорд – это трезвучие – это всего 3 ноты, которые можно дублировать и повторять, а можно и нет.

Таким образом, тот же ЛЯ-минор мы могли бы построить где-нибудь в середине грифа гитары, отыскав 3 его ноты: ля, ми, до. Например:

— шестая струна глушится
— пятая струна глушится
— четвертая струна зажата на седьмом ладу (нота ЛЯ – тоника)
— третья струна зажата на пятом ладу (нота ДО — терция)
— вторая струна зажата на пятом ладу (нота МИ — квинта)
— первая струна глушится

— шестая струна зажата на пятом ладу (нота ЛЯ – тоника)
— пятая струна зажата на третьем ладу (нота ДО – терция)
— четвертая струна зажата на втором ладу (нота МИ – квинта)
— третья струна глушится
— вторая струна глушится
— первая струна глушится

— шестая струна зажата на пятом ладу (нота ЛЯ – тоника)
— пятая струна зажата на седьмом ладу (нота МИ – квинта)
— четвертая струна зажата на седьмом ладу (нота ЛЯ – тоника)
— третья струна зажата на пятом ладу (нота ДО – терция)
— вторая струна зажата на пятом ладу (нота МИ – квинта)
— первая струна зажата на пятом ладу (нота ЛЯ – тоника)

ВСЕ ЭТО – ЛЯ-минор. И точно такие же расчеты и построения можно произвести с любой другой нотой, получив минорную гамму для гитары, построив минорный аккорд.

Плюс, минорные аккорды можно строить, передвигая известные вам комбинации просто вдоль гитарного грифа, меняя ноты и позицию, но, не меняя общего положения ваших пальцев.

ВАЖНО: на гитаре любые трезвучия строятся так, чтобы задействовать как можно больше струн, не нарушив правила басов (в басу – тоника) и не вывихнув себе руку.

Чем больше струн у вас будет звучать, тем плотнее, насыщенней и красивее получится звук за счет обертонов (призвуков).

Однако простой минорный аккорд – это всякий раз лишь 3 ноты: тоника-малая терция-квинта, что соответствует формуле: 1+3+4 (в полутонах)

Примечание: в программе Guitar Pro есть особая функция “Аккорд”, с помощью которой можно строить самые разные варианты аппликатур.

На панели инструментов это значок сетки грифа с подписью “Am” (горячая клавиша на клавиатуре – А).

Источник

Аккорды в тональности. Таблица аккордов

Если вы пытаетесь самостоятельно подобрать аккорды к чужой или своей сочиненной песне, то часто возникает вопрос, какие вообще аккорды нужны. Если в случае чужих песен еще все более-менее понятно, можно ориентироваться на оригинал, то как быть с песнями собственного сочинения? Ведь тут нужно писать аккомпанемент с нуля и ориентироваться только на мелодию в голове и ее тональность. В этой статье как раз и рассмотрим как построить аккорды в тональности.

Виды аккордов

Что такое аккорды и как они образуются, вы можете почитать на нашем сайте в соответствующей статье здесь. Если вы уже с ней знакомы, то знаете, что аккорд это сочетание трех и более звуков, которые расположены по определенным интервалам. В зависимости от них аккорды делятся на:

  • Мажорные. Имеют в своем составе большую терцию от тоники, что и дает то самое «веселое» звучание
  • Минорные. Благодаря малой терции от тоники минорные аккорды звучат «грустно»
  • Уменьшенные. Интервал между третьей и пятой ступенью аккорда является малой терций, что дает менее устойчивое звучание. Уменьшенные аккорды также являются минорными, потому что третья ступень является малой терцией.
  • С задержкой. Это нейтральные аккорды благодаря тому, что в них третья ступень повышается и не является терцией.
  • Составные. В состав этих аккордов попадают другие ступени. Самый яркий пример это септаккорды, в которых добавляется седьмая ступень — септима.

Построение аккордов в тональности

Музыка хоть и не является точной наукой, как например, математика, но все равно имеет некоторые основополагающие законы. Правда их часто можно нарушать, но сейчас не об этом. Благодаря этим законам, мы можем облегчить себе слух (и жизнь) и почти без проблем подбирать аккорды под любую мелодию. Главное только знать ее тональность и паттерны построения.

Аккорды, которые входят в тональность, неразрывно связаны с ее ступенями. То есть, если вы играете в тональности до-мажор (C), то в аккордах должны быть только те ноты, которые входят в эту тональность. Для до-мажора это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Соответственно, каждый аккорд должен иметь в себе ноты только из этого набора.

Как вы знаете, аккорды строятся по терциям. Это значит, что расстояние между соседними ступенями равно терции большой или малой в зависимости от типа аккорда. Таким образом, у нас получатся и мажорные и минорные аккорды в рамках одной тональности. Давайте разберем подробнее, какие аккорды входят в тональность до-мажор от каждой ее ступени.

C-D-E-F-G-A-B

  • C: C-E-F — аккорд до-мажор (б3+м3) C
  • D: D-F-G — аккорд ре-минор (м3+б3) Dm
  • E: E-G-B — аккорд ми-минор (м3+б3) Em
  • F: F-A-C — аккорд фа-мажор (б3+м3) F
  • G: G-B-D — аккорд соль-мажор (б3+м3) G
  • A: A-C-E — аккорд ля-минор (м3+б3) Am
  • B: B-D-F — аккорд си уменьшенный Bdim

По такому же принципу строятся аккорды и в других тональностях. Все они работают по одним и тем же законам построения или паттернам. В таблице ниже для вашего удобства приведены аккорды во всех тональностях.

Таблицы тональностей аккордов

Аккорды в мажорных тональностях

Аккорд I II III IV V VI VII
C C Dm Em F G Am Bdim
C# C# D#m Fm F# G# A#m Cdim
D D Em F#m G A Bm C#dim
D# D# Fm Gm G# A# Cm Ddim
E E F#m G#m A B C#m D#dim
F F Gm Am A# C Dm Edim
F# F# G#m A#m B C# D#m Fdim
G G Am Bm C D Em F#dim
G# G# A#m Cm C# D# Fm Gdim
A A Bm C#m D E F#m G#dim
A# A# Cm Dm D# F Gm Adim
B B C#m D#m E F# G#m A#dim

Аккорды в минорных тональностях

Аккорд I II III IV V VI VII
Cm Cm Ddim D# Fm Gm G# A#
C#m C#m D#dim E F#m G#m A B
Dm Dm Edim F Gm Am A# C
D#m D#m Fdim F# G#m A#m B C#
Em Em F#dim G Am Bm C D
Fm Fm Gdim G# A#m Cm C# D#
F#m F#m G#dim A Bm C#m D E
Gm Gm Adim A# Cm Dm D# F
G#m G#m A#dim B C#m D#m E F#
Am Am Bdim C Dm Em F G
A#m A#m Cdim C# D#m Fm F# G#
Bm Bm C#dim D Em F#m G A

Состав аккордов в тональности

Если внимательно посмотреть на таблицы, приведенные выше, можно увидеть, что каждая строчка формируется по определенному закону. Одни ступени всегда только мажорные, другие только минорные. Если вы заучите эти паттерны, то сможете составлять аккордовые последовательности сразу из головы, не прибегая к помощи таких шпаргалок. Рассмотрим паттерны подробнее.

Мажорный паттерн

  • I — Мажор
  • II — Минор
  • III — Минор
  • IV — Мажор
  • V — Мажор
  • VI — Минор
  • VII — Уменьшенный

Минорный паттерн

  • I — Минор
  • II — Уменьшенный
  • III — Мажор
  • IV — Минор
  • V — Минор
  • VI — Мажор
  • VII — Мажор

Как использовать сложные аккорды

Помните, что аккордовая последовательность может состоять не только из классических мажорных и минорных трезвучий. Вы также можете использовать более сложные аккорды, такие как септаккорды, нонаккорды и прочие. Главное, чтобы дополнительные ступени входили в тональность.

Например, в тональности до-мажор вместо аккорда третьей ступени Em можно использовать септаккорд Em7. Он состоит из нот E, G, B, D, которые входят в состав тональности C (до-мажор). По такому же принципу можно использовать и другие аккорды. Это разнообразит звучание и внесет дополнительные настроения в вашу музыку.

Заключение

Если вы хотите уметь быстро и без ошибок подбирать аккорды к своим или чужим песням, рекомендуется знать по какому принципу находятся аккорды в тональности. Вам хотя бы нужно просто запомнить паттерны построения, и даже вышеприведенные таблицы не понадобятся. Но на первых порах, конечно же, лучше ими пользоваться.

Источник

Оцените статью