Минорный аккорд с секстой

Секстаккорд

Секстакко́рд — аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Обращение происходит посредством перенесения основного тона необращённого трезвучия на октаву вверх. Интервал между двумя крайними звуками секстаккорда равен сексте, отсюда его название.

Сокращённо секстаккорд обозначается буквой, указывающей вид аккорда или его ладовое положение, и цифрой 6, обозначающей интервал сексту. Например, тонический секстаккорд обозначается, как Т6.

Виды секстаккордов по строению

Секстаккорды, подобно трезвучиям, от которых они образованы, делятся по своей структуре на четыре типа:

Название Трезвучие Секста Интервальный состав Пример
Большой (мажорный) мажорное малая м. 3 + ч. 4 до — ми-бемоль — ля-бемоль
Малый (минорный) минорное большая б. 3 + ч. 4 до — ми — ля
Увеличенный увеличенное малая б. 3 + ум. 4 до — ми — ля-бемоль
Уменьшенный уменьшенное большая м. 3 + ув. 4 до — ми-бемоль — ля

Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд

Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Секстаккорд» в других словарях:

секстаккорд — секстаккорд … Орфографический словарь-справочник

секстаккорд — обращение, трезвучие, аккорд Словарь русских синонимов. секстаккорд сущ., кол во синонимов: 3 • аккорд (13) • … Словарь синонимов

СЕКСТАККОРД — см. Трезвучие … Большой Энциклопедический словарь

секстаккорд — [см. секста] – муз. аккорд, состоящий из примы (нижнего тона), её терции и сексты; первое обращение трезвучия. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

секстаккорд — см. Трезвучие. * * * СЕКСТАККОРД СЕКСТАККОРД, см. Трезвучие (см. ТРЕЗВУЧИЕ) … Энциклопедический словарь

Секстаккорд — (музыкальный) одно из обращений трезвучия (См. Трезвучие) … Большая советская энциклопедия

Секстаккорд — первое обращение трезвучие консонирующего или диссонирующего, происходящее от перенесения основного тона необращенного трезвучия на октаву вверх. В основании С. аккорда лежит терция трезвучия. С. аккорд мажорного трезвучия заключает в себе малую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Секстаккорд — первое обращение трезвучия; обозначается цифрой 6; образуется от перемещения осн. звука трезвучия на октаву вверх. Между нижним звуком С. терцией и перемещённым осн. звуком примой заключается интервал сексты (отсюда назв.).… … Музыкальная энциклопедия

Секстаккорд — м. Аккорд из трех звуков, включающий интервалы, терции и сексты. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

секстаккорд — секстаккорд, секстаккорды, секстаккорда, секстаккордов, секстаккорду, секстаккордам, секстаккорд, секстаккорды, секстаккордом, секстаккордами, секстаккорде, секстаккордах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Чем отличается секстаккорд от аккорда с секстой, как используется интервал секста

Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, чем отличается аккорд с секстой и секстаккорд, оказывается различия есть. Разница прежде всего состоит в функции, которую выполняет интервал секста в первом и втором случае. Если секста просто добавляется к трезвучию аккорда, то она выполняет роль добавочной или надстройкой (это и будет называться аккорд с секстой). В этом случае основное звучание по-прежнему образует трезвучие, а шестая ступень добавляет к нему свою какую-то краску. В случае же секстаккорда, меняется сама структура аккорда, а интервал секста участвует в его образовании.

Секстаккорд получается когда мы берём аккорд не от тоники, а от третьей ступени тональности, идя по нотам арпеджио, выходит, что это обращение исходного аккорда. Чтобы было понятно, нужно для примера взять какое-нибудь трезвучие, например возьмем трезвучие аккорда фа-мажор — это будут ноты фа, ля, до.

Его играть можно как мы и записали, то есть от ноты фа, а можно от ноты ля, и последовательность будет уже ля, до, фа.

Так вот, если взять одновременно ля, до, фа, то получиться обращение фа-мажорного трезвучия (мы ноту фа переместили на октаву вверх), в басу же будет нота «ля». Между «ля» и «фа» — то есть крайних звуков получившегося трезвучия — образуется интервал секста и именно он участвует в образовании этого созвучия. Поэтому такое трезвучие будет называться секстаккордом. Думаю теперь разница между секстаккордом и аккордом с секстой наглядна. Если вы пойдете по трезвучию фа-мажора дальше и сделаете его обращение от ноты «до» (осуществляется перенесением на октаву вверх кроме ноты «фа» еще и ноты «ля»), то у вас получится уже не секстаккорд, а квартсекстаккорд и его форма будет уже другой — строение его определяется сначала квартой от первой ступени, затем секстой, тоже от первой (поэтому и называется квартсекстаккорд):

В басу теперь будет звучать до, а фа и ля наверху.

Секста может быть большая(обозначается б6) или малая(её обозначение — м6), и существуют также некоторые особенности с использованием данного интервала как надстройки или добавочной ноты. Большая отличается от малой на полтона (в первой расстояние четыре с половиной тона, во второй четыре ровно), м6 «по-умолчанию» бывает в гамме минорного аккорда (если считать от тоники до шестой ступени). Давайте проверим это взяв тональность ре-минор, тональность минорная поэтому от тоники (ре) до шестой ступени (ноты си-бемоль) расстояние в четыре тона, но чтобы из ре-минора получить аккорд с секстой необходимо добавить к трезвучию ре, фа, ля не м6, а б6, поэтому нота си-бемоль становится чистой «си».

Почему так? Потому что если мы добавим, следуя логике, к трезвучию ре-минора ноту си-бемоль, то звуковой состав данного аккорда будет полностью соответствовать септаккорду си-бемоль мэйдж:

. а точнее — его обращению, поэтому это нельзя будет назвать ре-минорным аккордом с секстой. В ре-мажоре же всё обстоит без сюрпризов и к трезвучию ре-мажора добавляется нота си, без каких бы то ни было изменений.

Получается и в минорном и в мажорном аккордах добавочная секста будет большой и, следовательно, одной и той же нотой.

А что будет если использовать интервал сексту вне аккорда, гармонический его тип (две ноты одновременно) должно же быть какое-то значение у м6 и б6. Если у нас нет конкретного трезвучия мажорного, минорного, то взятая отдельно м6 будет звучать минорно, большая же мажорно — совсем как с терциями все. Это можно также использовать, вместо аккордов, например, в аккомпанементе, взять не целый аккорд, а интервал из него отдельный. Например, мы играем не аккорд соль мажор, а только гармонический интервал ре + си (что есть большая секста).

Кстати с секстой, как и с некоторыми другими интервалами при обращении происходят интересные метаморфозы. Читайте об этом в статье про обращение интервалов.

Источник

Учимся строить квартсекстаккорды и секстаккорды на пианино

Трезвучия – это далеко не все аккорды, которые используются при подборе аккомпанемента. Есть еще их обращения, различные септаккорды и множество нестандартных созвучий, широко используемых в практике. Но после трезвучий логичнее продолжить более изучение более простых и родных, поэтому сегодня мы узнаем как построить квартсекстаккорды и секстаккорды – именно так называются обращения трезвучий.

И опять про интервалы

На этот раз будем учиться играть и строить кварты – интервалы, состоящие из 4-х ступеней. Например – «до-фа», «ре-соль», «ми-ля», «ля-ре» и т. д. На клавиатуре кварты выглядят так.

Так строятся и записываются кварты

В построении кварт есть пара простых правил.

Чистые кварты всегда играются либо на белых клавишах, либо на черных.

То есть, если строим кварту от белой клавиши (бекара), то и вторая нота будет белой клавишей (бекаром). Если же мы строим кварту от диеза, то и вторая нота будет диезная. Соответственно – от бемоля будут два бемоля.

Но есть исключение, когда кварта будет черно-белая. Это кварты от ноты «фа», то есть «фа-си» – кварта-исключение.

Поиграйте все кварты от всех клавиш. Для подсказки могу сообщить, что с кварты начинается Гимн России и известная детская песенка про кузнечика, которого сожрала лягушка. В видео версии я это продемонстрирую.

Учимся играть и строить квартсекстаккорды и секстаккорды

Зачем мы учились играть кварты? А затем, что они входят в состав обращений, которые очень удобно использовать при подборе какой-либо композиции. Да и просто полезно для тех, кто хочет научиться играть на пианино.

Секстаккорды

Когда мы первый раз переворачиваем трезвучие, то получается новый аккорд, который строится по следующей формуле – сначала терция, а потом кварта. Как строить его в тональности – обсудим немного позже, а сейчас познакомимся с формулой построения от нот вне тональности.

Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты, в нотах это выглядит так:

Формула построения секстаккордов

На клавиатуре эти созвучия надо играть таким образом:

Ну, и для примера еще парочка секстаккордов от других нот:

Так строятся секстаккорды от нот МИ и ФА

Исходя из данной формулы и приведенных примеров теперь, думаю, вы сможете построить секстаккорд от любой ноты.

Квартсекстаккорды

Теперь узнаем, как построить квартсекстаккорд. Начинается он с кварты. Формула построения – чистая кварта + терция. Если нам нужен мажорный секстаккорд, то строим чистую кварту и большую терцию, а если минорный – то чистую кварту и малую терцию. Смотрим примеры:

Формула построение квартсекстаккордов в мажоре и миноре

Ну а в видео версии нашего урока я вам сейчас покажу, как строить квартсекстаккорды и секстаккорды от звука вне какой-либо тональности.

Источник

Секстаккорд

Термин «секстаккорд» в современной музыке является музыкально теоретическим омонимом, так как обозначает 2 абсолютно разных аккорда. Для того, чтобы понять о каком конкретно аккорде идет речь, нужно понимать контекст.

Если это классическая гармония, то секстаккорд обозначает первое обращение трезвучия. То есть трезвучие, у которого вместо устоя в басу расположена терция аккорда.

Например, секстаккорд для трезвучия Am:

Можно заметить, что секста образуется между крайними звуками аккорда. Отсюда его название. Секстаккорд как обращение используется в современной музыке для создания плавного голосоведения.

Наиболее популярный вариант это соединение двух трезвучий расположенных на расстоянии терции. Например так:

Поп-музыка

В популярной музыке под секстаккордом подразумевается минорное или мажорное трезвучие с добавленной секстой. При этом аккорд обозначается как X6. Например, С6 или Am6.

В классической музыке данный аккорд называется аккордом с добавленной секстой.

Так как в современной музыке обращения не имеют большого значения, то термин секстаккорд более логично использовать для обозначения часто применяемого аккорда с секстой.

Так как, в обозначении аккорда используется цифра без каких либо вспомогательных символов, то по базовым правилам буквенно-цифровых обозначений она указывает на большой интервал.

Таким образом, аккорд Am6 будет записан как:

NB. Некоторые ошибочно путают минорную тональность и указание буквы m на минорность терции или минорность трезвучия. В данном аккорде, как уже было указано выше, все строго соответствует правилам обозначений аккордов:

буква m указывает на минорное трезвучие, а цифра 6 на большую сексту.

Изредка встречающийся аккорд с минорной секстой правильно обозначить как:

Am(m6):

По звучанию данный аккорд является ярко выраженным обращением аккорда maj7. Поэтому более логично записать его как Fmaj7/A.

Во времена доклассической музыки, аккорд с секстой рассматривался, как самостоятельный вид аккорда, а не как обращение подчиненное главному трезвучию. Это связано с тем, что терцовая схема и догмат тональности еще не оформились и аккорды использовались более свободно.

Здесь можно увидеть связь с современной музыкой.

Один из вариантов появления данного аккорда в музыке это естественно мелодическое движение от VI ступени к V

Также в классической музыке можно встретить прием, суть которого заключается в замене квинты септаккорда, секстой, что фактически дает звучание аккорда 13:

Современная музыка

Аккорд с секстой используется, как альтернатива обычному трезвучию. Наиболее часто его можно встретить на I и IV ступени в мажоре, а также на I, II, IV в миноре. Хотя практически данный аккорд может быть использован на любой ступени тональности.

Кроме того, в джазе минорный аккорд с секстой очень часто используется в качестве аккордового синонима. Если мы посмотрим на звуковой состав аккорда Cm6:

то увидим, что звуки входящие в его состав являются часть аккордов F9, Am7♭5, B7♭9.

Те же звуки, в качестве надстройки аккорда B7#5b9:

Неаполитанский секстаккорд

В классической музыки некоторые аккорды используются только в виде первого обращения трезвучия. Например, уменьшенное трезвучие VII ступени или неаполитанский аккорд, который можно построить на IIb ступени лада. Пример движения:

Так как 6 ступень является также по звучанию и 13, то иногда звучание секстаккорда может использоваться для имитации более сложного джазового звучания.

Обращения секстаккорда не имеют практического значения, так как аккорд имеет ярко выраженный фонизм только в основном виде. Если послушать обращения секстаккорда, то можно услышать однозначное тяготения фонизма к минорному септаккорду.

Это важная особенность секстаккорда: данный аккорд имеет звуковой состав равный минорному септаккорду, но функции у этих аккордов разные. Например, C6 может выступать в качестве устоя тональности, а Am7 не может и т.д.

Аккорды с увеличенной секстой ( дополнение)

Также в классической музыке встречается 3 вида аккордов, в которых используется увеличенная секста ( малая септима). Эти аккорды наиболее эффективно используются для энгармонических модуляций, так как звучат, как септаккорды, несмотря на сложные варианты записи.

Итальянская секста

Секстаккорд с итальянской секстой получается из альтерированного трезвучия минорной субдоминанты. Для того, чтобы получить нужный аккорд Вам нужно взять первое обращение минорного трезвучия и повысить в нем приму:

Такой подход отображает теоретическую сложность классической гармонии и ненужные усложнения в записи аккордов. Очевидно, что в реальности звучит обычный секстаккорд. Тем не менее, данный аккорд в классической гармонии обозначается как It6

Французская секста

Если в предыдущем аккорд добавить ноту D, то получить обращение альтерированного септаккорда D7b5/Ab, который также содержит увеличенную сексту.

Источник

Читайте также:  Левая клавиатура аккордеона басы
Оцените статью