Минорный аккорд ступени гаммы
Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!
Аккорды на ступенях мажора и минора. Билеты по теории музыки
Аккорд— это созвучие, состоящее не менее чем из 3-х звуков, воспринимаемых в единстве.
В классической музыке основополагающим является терцовый принцип строения аккордов.
Аккорд характеризуется двумя понятиями — фонизм и функция.
Фонизм определяется строением аккорда. Строение зависит от следующих факторов:
1)Количество звуков (3 звука — трезвучия, 4 — септаккорды, 5 — нонаккорды, 6 — ундецимаккорды, 7 — терцдецимаккорды).
2)Интервальный состав. Существует
4 вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное),
8 видов септаккордов (малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой уменьшенный, большой увеличенный (или просто увеличенный),
в классической музыке распространены 2 вида нонаккордов (большой и малый).
Б53= б3+м3 М53=м3+б3 ув53=б3+б3 ум53=м3+м3
м. маж.7 — в основе мажорное трезвучие и малая септима
м. мин.7 — минорное трезвучие и малая септима
м. ум.7 — уменьшенное трезвучие и малая септима
ум. ум.7 — уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима
б. маж.7 — мажорное трезвучие и большая септима
б. мин.7 — минорное трезвучие и большая септима
б. ум.7 — уменьшенное трезвучие и большая септима
б. ув. 7 — увеличенное трезвучие и большая септима
Б9 = м. маж.7+б3; М9 = м. маж.7+м3
Звуки аккорда имеют свои названия: основной тон(прима), терцовый тон, квинтовый тон, септимовый тон и так далее. Если в басу располагается основной тон, то звучит основной вид аккорда, если какой-либо другой звук, получается обращение аккорда. Трезвучие имеет 2 обращения, септаккорд — 3 обращения, нонаккорд обычно употребляется только в основном виде. В целом аккорды по фонизму делятся консонансы и диссонансы. Консонансы — только мажорное и минорное трезвучия и их обращения. Диссонансы — остальные.
В натуральном мажоре трезвучия на I, IV и V ступенях мажорные. Трезвучия на II, III и VI ступенях — минорные. Трезвучие на VII ступени- уменьшенное.
В гармоническом мажоре трезвучия на I и V ступенях мажорные. Трезвучия на III и IVступенях — минорные. Трезвучия на II и VII ступенях -уменьшенные. Трезвучие на VI ступени — увеличенное.
В мелодическом мажоре трезвучия на I и VII ступенях мажорные. Трезвучия на IV и V ступенях минорные. Трезвучия на II и III ступенях — уменьшенные. Трезвучие на VI ступени — увеличенное.
В натуральном миноре трезвучия на I, IV и V ступенях минорные. Трезвучия на III, VI и VII ступенях мажорные. Трезвучие на II ступени — уменьшенное.
В гармоническом миноре трезвучия на I и IV ступенях минорные. Трезвучия на V и VI ступенях — мажорные. Трезвучия на II и VII ступенях — уменьшенные. Трезвучие на III ступени — увеличенное.
В мелодическом миноре трезвучия на I и II ступенях — минорные. Трезвучия на IV и V ступенях — мажорные. Трезвучия на VI и VII ступенях — уменьшенные. Трезвучие на III ступени — увеличенное.
В натуральном мажоре септаккорды
на I ступени — большой мажорный
на II ступени — малый минорный
на III ступени — малый минорный
на IV ступени — большой мажорный
на V ступени — малый мажорный
на VI ступени — малый минорный
на VII ступени — малый уменьшенный
В гармоническом мажоре септаккорды
на I ступени — большой мажорный
на II ступени — малый уменьшенный
на III ступени — малый минорный
на IV ступени — большой минорный
на V ступени — малый мажорный
на VI ступени — большой увеличенный
на VII ступени — уменьшенный
В натуральном миноре септаккорды
на I ступени — малый минорный
на II ступени — малый уменьшенный
на III ступени — большой мажорный
на IV ступени — малый минорный
на V ступени — малый минорный
на VI ступени — большой мажорный
на VII ступени — малый мажорный
В гармоническом миноре септаккорды
на I ступени — большой минорный
на II ступени — малый уменьшенный
на III ступени — большой увеличенный
на IV ступени — малый минорный
на V ступени — малый мажорный
на VI ступени — большой мажорный
на VII ступени — уменьшенный
Теория музыки. Аккорды на ступенях мажора и минора.
Источник
Гармонизация минорной гаммы
Гармонизация минорной гаммы
Вопрос о гармонизации минорной гаммы поставил меня немного в затруднительное положение. С одной стороны, я спросил себя «кто вообще гармонизует гаммы и зачем?», а с другой стороны я порылся в интернете, и информация о гармонизации гамм была, но была какая-то… «никакая» информация была.
Я знаю одну важную и не очень очевидную причину гармонизации гаммы или её фрагмента. Это когда требуется ускорить гармонический ритм (частота смены гармоний) до тех длительностей, которыми играется сама гамма.
Но, честно говоря, таких вариантов может быть очень много, и я даже не смогу передать логику гармонизаций этих гамм в этой статье или даже серии статей. Потому что, по сути, гармонизация гаммы не отличается от гармонизации чего-либо вообще. Отсюда вопрос: может под гармонизацией гаммы подразумевается просто диатонический состав аккордов минора?
Еще одно мнение которое бытует в интернете касается аккорда второй ступени – II-7b5 (и в нашем примере еще и VI-7b5). Их структура – минор с уменьшенной квинтой и говорят, что если после него сыграть аккорд III ступени, то получится модуляция! Потому что это малый вводный из параллельной тональности.
Во-первых, так просто модуляция не получится, не было подготовки и не было закрепления новой тональности.
Во-вторых, мы гармонизуем гамму в движении вверх/вниз и слушатель не сможет уловить тонкие ладотональные взаимосвязи и почувствовать какую-то ерунду в гармонии. Скорее будет сконцентрирован на крайних голосах (мелодии и басу).
Почувствовали какой-нибудь дискомфорт между 2 и 3 аккордами? Я нет.
Если мелодия не очень быстро движется (например целыми нотами) или вы хотите достичь некоторого другого эффекта, то можно поработать с этим аккордом и, например, поменять ему структуру, потому как, длинными нотами направление движения улавливается сложнее. Можно использовать II-7, а не II-7b5 (аналогично преобразовать и VI ступень как квинту II-7). А это кстати приводит нас к дорийской гармонизации минора. Но раз мы рассматриваем с тяготениями (хроматическими нотами), то для примера я еще добавил параллелизма в конце гаммы.
Источник
Минор: минорные гаммы и параллельные тональности (Урок 8)
Так повелось, что самые душераздирающие композиции написаны именно в минорных тональностях. Считается, что мажорный лад звучит весело, а минорный — грустно. В таком случае приготовьте носовой платок: весь этот урок будет посвящен “грустным” минорным ладам. В нем вы узнаете – что же это за тональности, чем они отличаются от мажорных и как играть минорные гаммы.
По характеру музыки вы, я думаю, безошибочно различите бодрый, энергичный мажор и нежный, часто грустный, жалобный, а когда и трагичный минор. Вспомните музыку «Свадебного марша» Мендельсона и «Похоронного марша» Шопена, и различия между мажором и минором станут вам более чем очевидны.
Я надеюсь, вы не бросили заниматься гаммами? Я напомню вам важность этих, на первый взгляд, скучных занятий. Представьте себе, что вы перестаете двигаться и подвергать нагрузке ваше тело, каков будет результат? Тело станет дряблым, немощным, местами толстым :-). Так и с вашими пальцами: если каждодневно их не тренировать, они станут слабыми и неповоротливыми, и не смогут играть столь любимые вами произведения. До сих пор вы играли только мажорные гаммы.
Минорные гаммы
Сразу сообщу вам: минорные гаммы не меньше по размеру (и ничуть не менее важные), чем мажорные. Просто им дали такое несправедливое имя.
Как и мажорные гаммы, минорные состоят из восьми нот, первая и последняя из которых носят одно и то же имя. А вот порядок интервалов в них различается. Сочетание тонов и полутонов в минорной гамме таково:
Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон
Напомню, в мажоре это: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон
Возможно, оно и похоже на сочетание интервалов мажорной гаммы, но на самом деле тоны и полутоны расположены здесь в другом порядке. Лучший способ почувствовать это звуковое различие — сыграйте и прослушайте мажорную и минорную гаммы одну за другой.
Как вы, наверно, заметили, главное отличие мажорного и минорного ладов заключено в третьей ступени, так называемом терцовом тоне: в миноре он понижен, образуя с тоникой интервал малой терции (м.З).
Еще одно отличие — то, что в мажорном ладу состав интервалов всегда постоянный, а в минорном на верхних ступенях он может меняться, что создает три разных вида минора. Может, именно от этой многоликости минора и получаются гениальные произведения?
Итак, какие же это разные виды, спросите вы?
Существует три вида минора:
- натуральный
- гармонический
- мелодический.
Каждый из видов минора характеризуется своим составом интервалов. До пятой ступени во всех трех они одинаковы, а на шестой и седьмой возникают варианты.
Натуральный минор – Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон
Гармонический минор отличается от натурального повышенной седьмой ступенью: поднятая на пол тона, она придвинута к тонике. Интервал между шестой и седьмой ступенями тем самым становится шире — он составляет теперь полтора тона (называется увеличенная секунда – ув.2), что придает гамме, особенно в нисходящем движении, своеобразное «восточное» звучание.
В гармоническом миноре состав интервалов следующий: Тон – Полутон – Тон – Тон – Полутон – Полтора тона – Полутон
Другая разновидность минора — мелодический минор, известный также как джазовый минор (он встречается в большинстве джазовых музыкальных произведений). Конечно, еще задолго до появления джазовой музыки композиторы, например, Бах и Моцарт, использовали этот вид минора в качестве основы своих произведений.
И в джазе, и в классической музыке (да и в других стилях тоже) мелодический минор отличается тем, что у него повышены две ступени – шестая и седьмая. Вследствие этого порядок интервалов в мелодической минорной гамме становится таким:
Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Тон – Полутон.
Я люблю называть эту гамму непостоянной гаммой, так как она никак не может решить, как ей звучать — мажорно или минорно. Еще раз посмотрите на порядок интервалов в ней. Обратите внимание, что первые четыре интервала в ней такие же, как в минорной гамме, а последние — как в мажорной.
Теперь коснемся вопроса о том, как определить количество ключевых знаков в той или иной минорной тональности.
Параллельные тональности
И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.
Мажорная и минорная тональности с одинаковым количеством знаков (или без них, как в случае с до мажор и ля минор) называются параллельными.
Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.
Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.
Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.
Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.
- До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
- Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
- Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
- Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
- Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
- Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
- Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
- Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
- Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
- Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
- Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
- Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
- Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)
Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.
Напомню технику игры гамм:
- Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз. Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
- Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково. Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
- Соединить двумя руками.
- Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.
На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.
Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.
А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.
Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.
И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях
Источник