Минорный аккорд тон полутон

Минорный аккорд тон полутон

2.2 Аппликатуры гаммы в две октавы

Предлагаю вспомнить нотный состав гаммы до-мажор:
С — D — E — F — G — A — B — C

И сравнить его с нотным составом гаммы ля-минор:
A — B — C — D — E — F — G — A

Вы заметили кое-что общее? Верно, нотные составы обеих гамм одинаковы. Разница лишь в том, с какой ноты начинается гамма.

Разница между C и A — малая терция. Отсюда мы можем вывести правило: звукоряд минорной гаммы полностью совпадает со звукорядом мажорной гаммы, тоника которой расположена на малую терцию выше. И наоборот.

Две такие гаммы мы будем называть параллельными.

Источник

Аккорды в тональности. Таблица аккордов

Если вы пытаетесь самостоятельно подобрать аккорды к чужой или своей сочиненной песне, то часто возникает вопрос, какие вообще аккорды нужны. Если в случае чужих песен еще все более-менее понятно, можно ориентироваться на оригинал, то как быть с песнями собственного сочинения? Ведь тут нужно писать аккомпанемент с нуля и ориентироваться только на мелодию в голове и ее тональность. В этой статье как раз и рассмотрим как построить аккорды в тональности.

Виды аккордов

Что такое аккорды и как они образуются, вы можете почитать на нашем сайте в соответствующей статье здесь. Если вы уже с ней знакомы, то знаете, что аккорд это сочетание трех и более звуков, которые расположены по определенным интервалам. В зависимости от них аккорды делятся на:

  • Мажорные. Имеют в своем составе большую терцию от тоники, что и дает то самое «веселое» звучание
  • Минорные. Благодаря малой терции от тоники минорные аккорды звучат «грустно»
  • Уменьшенные. Интервал между третьей и пятой ступенью аккорда является малой терций, что дает менее устойчивое звучание. Уменьшенные аккорды также являются минорными, потому что третья ступень является малой терцией.
  • С задержкой. Это нейтральные аккорды благодаря тому, что в них третья ступень повышается и не является терцией.
  • Составные. В состав этих аккордов попадают другие ступени. Самый яркий пример это септаккорды, в которых добавляется седьмая ступень — септима.

Построение аккордов в тональности

Музыка хоть и не является точной наукой, как например, математика, но все равно имеет некоторые основополагающие законы. Правда их часто можно нарушать, но сейчас не об этом. Благодаря этим законам, мы можем облегчить себе слух (и жизнь) и почти без проблем подбирать аккорды под любую мелодию. Главное только знать ее тональность и паттерны построения.

Аккорды, которые входят в тональность, неразрывно связаны с ее ступенями. То есть, если вы играете в тональности до-мажор (C), то в аккордах должны быть только те ноты, которые входят в эту тональность. Для до-мажора это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Соответственно, каждый аккорд должен иметь в себе ноты только из этого набора.

Как вы знаете, аккорды строятся по терциям. Это значит, что расстояние между соседними ступенями равно терции большой или малой в зависимости от типа аккорда. Таким образом, у нас получатся и мажорные и минорные аккорды в рамках одной тональности. Давайте разберем подробнее, какие аккорды входят в тональность до-мажор от каждой ее ступени.

C-D-E-F-G-A-B

  • C: C-E-F — аккорд до-мажор (б3+м3) C
  • D: D-F-G — аккорд ре-минор (м3+б3) Dm
  • E: E-G-B — аккорд ми-минор (м3+б3) Em
  • F: F-A-C — аккорд фа-мажор (б3+м3) F
  • G: G-B-D — аккорд соль-мажор (б3+м3) G
  • A: A-C-E — аккорд ля-минор (м3+б3) Am
  • B: B-D-F — аккорд си уменьшенный Bdim

По такому же принципу строятся аккорды и в других тональностях. Все они работают по одним и тем же законам построения или паттернам. В таблице ниже для вашего удобства приведены аккорды во всех тональностях.

Таблицы тональностей аккордов

Аккорды в мажорных тональностях

Аккорд I II III IV V VI VII
C C Dm Em F G Am Bdim
C# C# D#m Fm F# G# A#m Cdim
D D Em F#m G A Bm C#dim
D# D# Fm Gm G# A# Cm Ddim
E E F#m G#m A B C#m D#dim
F F Gm Am A# C Dm Edim
F# F# G#m A#m B C# D#m Fdim
G G Am Bm C D Em F#dim
G# G# A#m Cm C# D# Fm Gdim
A A Bm C#m D E F#m G#dim
A# A# Cm Dm D# F Gm Adim
B B C#m D#m E F# G#m A#dim

Аккорды в минорных тональностях

Аккорд I II III IV V VI VII
Cm Cm Ddim D# Fm Gm G# A#
C#m C#m D#dim E F#m G#m A B
Dm Dm Edim F Gm Am A# C
D#m D#m Fdim F# G#m A#m B C#
Em Em F#dim G Am Bm C D
Fm Fm Gdim G# A#m Cm C# D#
F#m F#m G#dim A Bm C#m D E
Gm Gm Adim A# Cm Dm D# F
G#m G#m A#dim B C#m D#m E F#
Am Am Bdim C Dm Em F G
A#m A#m Cdim C# D#m Fm F# G#
Bm Bm C#dim D Em F#m G A

Состав аккордов в тональности

Если внимательно посмотреть на таблицы, приведенные выше, можно увидеть, что каждая строчка формируется по определенному закону. Одни ступени всегда только мажорные, другие только минорные. Если вы заучите эти паттерны, то сможете составлять аккордовые последовательности сразу из головы, не прибегая к помощи таких шпаргалок. Рассмотрим паттерны подробнее.

Мажорный паттерн

  • I — Мажор
  • II — Минор
  • III — Минор
  • IV — Мажор
  • V — Мажор
  • VI — Минор
  • VII — Уменьшенный

Минорный паттерн

  • I — Минор
  • II — Уменьшенный
  • III — Мажор
  • IV — Минор
  • V — Минор
  • VI — Мажор
  • VII — Мажор

Как использовать сложные аккорды

Помните, что аккордовая последовательность может состоять не только из классических мажорных и минорных трезвучий. Вы также можете использовать более сложные аккорды, такие как септаккорды, нонаккорды и прочие. Главное, чтобы дополнительные ступени входили в тональность.

Например, в тональности до-мажор вместо аккорда третьей ступени Em можно использовать септаккорд Em7. Он состоит из нот E, G, B, D, которые входят в состав тональности C (до-мажор). По такому же принципу можно использовать и другие аккорды. Это разнообразит звучание и внесет дополнительные настроения в вашу музыку.

Заключение

Если вы хотите уметь быстро и без ошибок подбирать аккорды к своим или чужим песням, рекомендуется знать по какому принципу находятся аккорды в тональности. Вам хотя бы нужно просто запомнить паттерны построения, и даже вышеприведенные таблицы не понадобятся. Но на первых порах, конечно же, лучше ими пользоваться.

Источник

Как играть минорную гамму на гитаре

Минорная гамма (или эолийский лад по определению системы натуральных диатонических ладов) состоит из 7 звуков. Её формула по ступеням: 1, 2, b3, 4, 5, b6, b7.

Относительно звукоряда мажорного лада 3, 6 и 7 ступени понижены. Интервалы между ступенями гаммы: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Полтона только между 2 и 3, 5 и 6 ступенями. 8-ая ступень в формуле – это тоника (1 ступень) на октаву выше.

Построим гамму от ноты ля:

Получается: Ля (1) – Си (2) – До (b3) – Ре (4) – Ми (5) – Фа (b6) – Соль (b7) – Ля (8)

Теперь давайте рассмотрим, как играется минорная гамма на гитаре от Ля в позициях (боксах) на грифе с привязкой к основным аппликатурам минорного аккорда.

Для тех, кто только начал учиться играть на гитаре рекомендуем урок «Гамма Ля минор на первых трёх ладах».

Минорная гамма в позициях

1 позиция

От 1 ступени (на шестой струне):

Точки на схематическом изображении грифа – звуки гаммы с обозначением ступеней.

И в этой же позиции (от тоники) аппликатура минорного аккорда на баррэ:

В гитарной сетке цифрами обозначены звуки аккорда (1 – основной тон, 3 – малая терция и 5 – квинта).

Сыграем Ля-минорную гамму, согласно расположению звуков в указанной выше аппликатуре. В восходящем и нисходящем движении:

Табы и ноты 1 позиции (первая ступень Ля на 5 ладу шестой струны):

Обратите внимание, возле каждого звука указано, каким пальцем левой руки прижимать его на грифе: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.

2 позиция

Табулатура Ля-минорной гаммы во 2-ой позиции:

3 позиция

4 позиция

5 позиция

Как играть гамму в разных тональностях

Сыграв ля-минорную гамму во всех позициях, рассмотренных выше, можно использовать боксы и для других тональностей. То есть строить и играть гамму от других звуков.

В таблице все тональности натурального минора. Первая колонка название гаммы. Далее её звуки по ступеням. И последняя колонка – ключевые знаки альтерации для каждой минорной тональности (указываются в нотной записи после ключа). Например, ми минор: 1 диез – F# (фа-диез); до минор: три бемоля – Bb (си-бемоль), Eb (ми-бемоль), Ab (ля-бемоль) и т.д.

Гамма 1 2 b3 4 5 b6 b7 8 Знаки в тональностях
Ля минор A B C D E F G A
Ми минор E F# G A B C D E 1 диез
Си минор B C# D E F# G A B 2 диеза
Фа-диез минор F# G# A B C# D E F# 3 диеза
До-диез минор C# D# E F# G# A B C# 4 диеза
Соль-диез минор G# A# B C# D# E F# G# 5 диезов
Ре-диез минор

(энгармонически равная ми-бемоль минор)

D# E# F# G# A# B C# D# 6 диезов
Ми-бемоль минор

(энгармонически равная ре-диез минор)

Eb F Gb Ab Bb Cb Db Eb 6 бемолей
Си-бемоль минор Bb C Db Eb F Gb Ab Bb 5 бемолей
Фа минор F G Ab Bb C Db Eb F 4 бемоля
До минор C D Eb F G Ab Bb C 3 бемоля
Соль минор G A Bb C D Eb F G 2 бемоля
Ре минор D E F G A Bb C D 1 бемоль

Допустим, нам нужна До-минорная гамма на гитаре. Чтобы её сыграть:
1. Находим в таблице эту тональность. Запоминаем или выписываем отдельно её звуки по ступеням. Также принимаем во внимание знаки альтерации: для До минора – ноты си, ми и ля понижаются на полтона.

2. Определяемся, в какой позиции хотим сыграть. Для начала возьмём 1-ую позицию – от тоники. В гитарной сетке первая ступень на 6 струне. В гамме – это нота До: на 8 ладу шестой струны. Далее смотрим по гитарной сетке следующую ноту (ступень) на шестой струне. Вторая ступень – по гамме Ре: на 10 ладу шестой струны. Затем b3 (третья пониженная) – это ми-бемоль: 11 лад на 6-ой струне.

Если другая позиция, аналогично: смотрим первый звук в сетке – какая ступень, находим на грифе расположение на шестой струне. Например, 5 позиция в до миноре: от b7 ступени – это нота си-бемоль (Bb) на 6 ладу 6-ой струны.

4. Находим звуки гаммы на следующей струне, согласно расположению, указанному в гитарной сетке. И таким образом разбираем полностью бокс (от 6-ой до 1-ой струны).

5. Играем гамму в позиции под метроном в медленном темпе. Можно использовать и гитарную минусовку с аккомпанементом на одном тоническом аккорде (для до минора, соответственно, это аккорд Cm, или Cm7).

Советы по изучению

  1. По ходу изучения позиций, запоминайте, каким пальцем левой руки какая нота берётся на грифе.
  2. Изучая гитарные сетки позиций, запоминайте расположение ступеней гаммы на грифе. Сначала можно сфокусировать внимание на ступенях минорного аккорда: где в позиции расположены – 1, b3 и 5 ступени. Если эта задача покажется сложной – ограничиться запоминанием тоники: на каких струнах в боксе 1 ступень минорной гаммы.
  3. Проигрывание гаммы в позициях включите в ежедневные занятия на гитаре. От тональности к тональности можно переходить последовательно, по мере изучения: сначала ля минор, потом ми минор, си минор и т.д. Или же работать над тональностью, в которой играется произведение, изучаемое вами в данный момент, или рифф, соло.
  4. В тональностях отдельные позиции повторяются через октаву. Например, в ля миноре 1 позиция от тоники (Ля) на 5 ладу и на 17 ладу. Играйте повторяющиеся аппликатуры. Это поможет быстрей изучить расположение звуков гаммы на всех ладах грифа.
  5. Запоминайте позиции по аккордам. Можно сыграть аккорд и потом гамму. Например, ля минор: баррэ Am на 5 ладу и звукоряд от тоники.

Успешного изучения минорной гаммы на гитаре!

Источник

Читайте также:  Wachet auf ruft uns die stimme ноты
Оцените статью