Минорный квартсекстаккорд от всех нот

Учимся строить квартсекстаккорды и секстаккорды на пианино

Трезвучия – это далеко не все аккорды, которые используются при подборе аккомпанемента. Есть еще их обращения, различные септаккорды и множество нестандартных созвучий, широко используемых в практике. Но после трезвучий логичнее продолжить более изучение более простых и родных, поэтому сегодня мы узнаем как построить квартсекстаккорды и секстаккорды – именно так называются обращения трезвучий.

И опять про интервалы

На этот раз будем учиться играть и строить кварты – интервалы, состоящие из 4-х ступеней. Например – «до-фа», «ре-соль», «ми-ля», «ля-ре» и т. д. На клавиатуре кварты выглядят так.

Так строятся и записываются кварты

В построении кварт есть пара простых правил.

Чистые кварты всегда играются либо на белых клавишах, либо на черных.

То есть, если строим кварту от белой клавиши (бекара), то и вторая нота будет белой клавишей (бекаром). Если же мы строим кварту от диеза, то и вторая нота будет диезная. Соответственно – от бемоля будут два бемоля.

Но есть исключение, когда кварта будет черно-белая. Это кварты от ноты «фа», то есть «фа-си» – кварта-исключение.

Поиграйте все кварты от всех клавиш. Для подсказки могу сообщить, что с кварты начинается Гимн России и известная детская песенка про кузнечика, которого сожрала лягушка. В видео версии я это продемонстрирую.

Учимся играть и строить квартсекстаккорды и секстаккорды

Зачем мы учились играть кварты? А затем, что они входят в состав обращений, которые очень удобно использовать при подборе какой-либо композиции. Да и просто полезно для тех, кто хочет научиться играть на пианино.

Секстаккорды

Когда мы первый раз переворачиваем трезвучие, то получается новый аккорд, который строится по следующей формуле – сначала терция, а потом кварта. Как строить его в тональности – обсудим немного позже, а сейчас познакомимся с формулой построения от нот вне тональности.

Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты, в нотах это выглядит так:

Формула построения секстаккордов

На клавиатуре эти созвучия надо играть таким образом:

Ну, и для примера еще парочка секстаккордов от других нот:

Так строятся секстаккорды от нот МИ и ФА

Исходя из данной формулы и приведенных примеров теперь, думаю, вы сможете построить секстаккорд от любой ноты.

Квартсекстаккорды

Теперь узнаем, как построить квартсекстаккорд. Начинается он с кварты. Формула построения – чистая кварта + терция. Если нам нужен мажорный секстаккорд, то строим чистую кварту и большую терцию, а если минорный – то чистую кварту и малую терцию. Смотрим примеры:

Формула построение квартсекстаккордов в мажоре и миноре

Ну а в видео версии нашего урока я вам сейчас покажу, как строить квартсекстаккорды и секстаккорды от звука вне какой-либо тональности.

Источник

Презентация «Построение секстаккордов и квартсекстаккордов вне лада».

Презентация к уроку сольфеджио «Построение секстаккордов и квартсекстаккордов вне лада». Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов.Схематическое обозначение и построение секстаккордов и квартсекстаккордов вверх и вниз вне лада. Примеры построения аккордов. Описание слайда: секстаккорд — аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Данная презентация будет способствовать качественному усвоению материала.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_postroenie_sekstakkordov_i_kvartsekstakkordov_vne_lada.pptx 633.14 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Построение секстаккордов и квартсекстаккордов вне лада». Презентацию составила преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «Детская школа искусств» Наталья Николаевна Грязова г. Нефтеюганск

Секстакко́рд — аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Обращение происходит посредством перенесения основного тона необращённого трезвучия на октаву вверх. Интервал между двумя крайними звуками секстаккорда равен сексте, отсюда его название. Он может быть мажорным, или минорным. Мажорный секстаккорд обозначается заглавной буквой Б с прибавлением числа 6 (Б6). Для построения мажорного секстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов: малая терция и чистая кварта: сначала внизу малая терция, а над ней надстраивается чистая кварта : Б6 Б6 = м.3 + ч.4 ч.4 м.3

Минорный секстаккорд обозначается заглавной буквой М с прибавлением числа 6 ( М6). Для построения минорного секстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов: большая терция и чистая кварта: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается чистая кварта : М.6 М 6 = б.3 + ч.4 ч.4 б .3

Например, построить мажорный секстаккорд от «до » вверх, то отложим от этой ноты сначала малую терцию « до-ми — бемоль», потом сверху прибавим ещё и чистую кварту от « ми — бемоль» — « ми- бемоль — ля — бемоль». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО, МИ – бемоль – ЛЯ – бемоль: = +

Например, построить минорный секстаккорд от «до » вверх , то отложим от этой ноты сначала большую терцию « до-ми», потом сверху прибавим ещё и чистую кварту от « ми» — « ми — ля». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО, МИ, ЛЯ: = +

Для построения мажорного секстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: чистая кварта и малая терция: сначала вверху чистая кварта, а под ней подстраивается малая терция. Например , построить мажорный секстаккорд от «до» вниз, то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до-соль», потом вниз добавим малую терцию от «соль» — «соль — ми». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО , СОЛЬ, МИ: = +

Для построения минорного секстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: чистая кварта и большая терция: сначала вверху чистая кварта, а под ней подстраивается большая терция. Например , построить минорный секстаккорд от «до» вниз , то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до-соль», потом вниз добавим большую терцию от «соль» — «соль – ми — бемоль». Мажорный секстаккорд получился из звуков ДО , СОЛЬ, МИ: = +

Квартсекстаккорд может быть мажорным, или минорным. Мажорный квартсекстаккорд обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 6 и 4 (Б6/4). Для построения мажорного квартсекстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов: чистая кварта и большая терция: сначала внизу чистая кварта, а над ней надстраивается большая терция: = ч.4 + б.3 б.3 ч.4

= ч.4 + м.3 Минорный квартсекстаккорд обозначается заглавной буквой М с прибавлением чисел 6 и 4 (М6/4 ). Для построения минорного квартсекстаккорда от любого звука вверх необходимо знание порядка интервалов : чистая кварта и малая терция: сначала внизу чистая кварта, а над ней надстраивается малая терция: м.3 ч.4

Например, построить мажорный квартсекстаккорд от «до» вверх, то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до – фа», потом вверх добавим большую терцию от «фа» — «фа – ля». Мажорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ФА, ЛЯ : = +

Например, построить минорный квартсекстаккорд от «до» вверх, то отложим от этой ноты сначала чистую кварту «до – фа», потом вверх добавим малую терцию от «фа» — «фа – ля – бемоль». Мажорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ФА, ЛЯ – бемоль: = +

Для построения мажорного квартсекстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: большая терция и чистая кварта: сначала вверху чистая кварта, а под ней подстраивается малая терция. Например , построить мажорный квартсекстаккорд от «до» вниз, то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до – ля – бемоль», потом вниз добавим чистую кварту от «ля – бемоль» — «ля – бемоль – ми – бемоль». Мажорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ЛЯ – бемоль – МИ – бемоль: = +

Для построения минорного квартсекстаккорда от любого звука вниз необходимо знание порядка интервалов: малая терция и чистая кварта: сначала вверху малая терция, а под ней подстраивается чистая кварта. Например , построить минорный квартсекстаккорд от «до» вниз, то отложим от этой ноты сначала малую терцию «до – ля», потом вниз добавим чистую кварту от « ля» — « ля – ми». Минорный квартсекстаккорд получился из звуков ДО, ЛЯ, МИ: = +

Задание: 1.Постройте мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды вверх и вниз от звуков РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ,СИ. Образец: 2. Мажорные квартсекстаккорды соедините стрелочками, а минорные подпишите: 3. Найдите 5 ошибок в построении аккордов и исправьте их: 4.Выучить наизусть « Э стонскую народную песню»:

Источник

Аккорды

АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.
КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ.
ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).

Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.

Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.

Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот «фа», «ля» и «до», то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: «фа» называть «примой» данного аккорда, «ля» — терцией, и «до» — квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять «фа» нижним звуком аккорда, затем, выше него — «до», и на самом верху — «ля» в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: «фа» — прима, «ля» — терция, и «до» — квинта:

Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота «фа» в составе такого терзвучия:

она должна будет называться уже не «примой», а «терцией». Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.

Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, «обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом — обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.

Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.

Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.

Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой «шесть», так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами «4/6» или «6/4», так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками — сексты.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:

Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.

мажорный секстаккорд
минорный секстаккорд
мажорный квартсекстаккорд
минорный квартсекстаккорд
м. 3 + ч. 4
б. 3 + ч. 4
ч. 4 + б. 3
ч. 4 + м. 3

Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.

Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд

получили секстаккорд Си-бемоль мажора.

Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:

получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.

Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты «ре») шаги будут такие:
1. Если «ре» — нижний звук искомого секстаккорда, то «ре» — его терция;
2. Если «ре» — терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая — потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда — нота «си-бемоль»;
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту «фа»;
4. Полученные три ноты — «си-бемоль», «ре» и «фа» располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота «ре» была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее — сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге — все равно эффективнее, поверьте!

Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Если построить эти трезвучия на всех ступенях гаммы натурального мажора и используя ТОЛЬКО ноты этой гаммы, мы видим, что три из них (на главных ступенях I, IV и V) — окажутся мажорными трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).

Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым.

Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D:

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:

Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.

Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под «голосом» мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним — другого; средний — со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, «голосоведением» называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков.

Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом.

Рассмотрим примеры простейших соединений главных трезвучий и их обращений:

Здесь показано соединение аккордов лишь в их простейшем, «лабораторном» виде. В реальной музыке, конечно, композитор имеет дело чаще всего с намного большим числом голосов, но принцип соединения все-таки продолжает работать и здесь. Сколько бы голосов ни участвовало в аккорде, при соединении следует стремиться к плавному, без скачков, движению КАЖДОГО голоса в отдельности.

Позже мы познакомимся с побочными трезвучиями мажора и минора.

Источник

Читайте также:  Мы запели песенку пианино
Оцените статью