Минорный лада для бас гитары

бас-гитара

Блог о бас-гитаре

День 6: минорные гаммы на бас-гитаре (часть 2)

Проиграйте несколько мажорных и минорных гамм (разных тональностей). Просто начинайте играть с разных ладов. Играя гаммы продвигайтесь вдоль грифа баса. Обязательно отмечайте про себя какую именно гамму и в какой тональности вы играете. Это неплохое упражнение для тренировки пальцев, заодно вы выучите расположение нот на грифе.

Существует только 1 разновидность мажорной гаммы (её вы уже изучили). Зато у минорной гаммы есть целых 3 разновидности:

1. Натуральный минор (рассмотрен в предыдущей главе)
2. Гармонический минор
3. Мелодический минор

Ступени минорной гаммы (b — означает уменьшение ноты на полтона)

8
Гармонический минор

8
Мелодический минор

Мелодический минор называют еще «Рок» или «Роковым» минором, из-за того, что он очень часто используется в рок-музыке.

Эти гаммы кажутся простыми, но пожалуйста, сконцентрируйтесь на них еще некоторое время. Несмотря на то, что разница между ними всего в 1-2 нотах, эти небольшие изменения очень важны. Играйте эти 3 гаммы настолько быстро, насколько можете (самое главное — играйте правильно!). В процессе игры внимательно слушайте, как эти гаммы звучат. Замечайте отличия в звучании. Это хорошая тренировка для слуха.

Информация о мажорной и минорной гаммах — самое главное, что вы должны усвоить на данный момент. Эти 2 гаммы являются «строительным материалом» для 95-98% всех рок или поп песен современности.

Играйте следующие примеры гамм тональности А (Ля). Пропевайте вслух ноты, которые будете играть.

Источник

Минорный лада для бас гитары

Минорный лад строится по тем же правилам, что и мажорный, поэтому в данной статье мы периодически будем ссылаться на уже изученный мажорный лад, подчёркивая сходства и различия обоих ладов.

Минорный лад

Лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие, называют минорным. Устойчивые звуки минорного лада также, как и мажорного, расположены по терциям. Только у мажорного лада сначала идёт большая терция, затем малая. А у минорного наоборот: сначала малая терция, затем большая. У обоих ладов крайние звуки расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты. Приводим рисунок минорного трезвучия:

Рисунок 1. Пример минорного трезвучия

Минорный лад состоит из семи ступеней (как и мажорный). Гаммы минорного и мажорных ладов различаются последовательностью секунд (разные интервалы между ступенями). Порядок секунд минорной гаммы следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2. Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. Ниже приводим рисунок минорной гаммы (для простоты на примере изображён Ля-минор, поскольку он не имеет при ключе знаков альтерации):

Рисунок 2. Минорная гамма (ля минор)

Приводим схему, на которой обозначены тяготения неустойчивых звуков к устойчивым:

Рисунок 3. Тяготение неустойчивых звуков к устойчивым

Далее всё по аналогии с мажором:

Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени — побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).

Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.

Итоги

Вы познакомились с минорным ладом.

Источник

Как играть минорную гамму на гитаре

Минорная гамма (или эолийский лад по определению системы натуральных диатонических ладов) состоит из 7 звуков. Её формула по ступеням: 1, 2, b3, 4, 5, b6, b7.

Относительно звукоряда мажорного лада 3, 6 и 7 ступени понижены. Интервалы между ступенями гаммы: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Полтона только между 2 и 3, 5 и 6 ступенями. 8-ая ступень в формуле – это тоника (1 ступень) на октаву выше.

Построим гамму от ноты ля:

Получается: Ля (1) – Си (2) – До (b3) – Ре (4) – Ми (5) – Фа (b6) – Соль (b7) – Ля (8)

Теперь давайте рассмотрим, как играется минорная гамма на гитаре от Ля в позициях (боксах) на грифе с привязкой к основным аппликатурам минорного аккорда.

Для тех, кто только начал учиться играть на гитаре рекомендуем урок «Гамма Ля минор на первых трёх ладах».

Минорная гамма в позициях

1 позиция

От 1 ступени (на шестой струне):

Точки на схематическом изображении грифа – звуки гаммы с обозначением ступеней.

И в этой же позиции (от тоники) аппликатура минорного аккорда на баррэ:

В гитарной сетке цифрами обозначены звуки аккорда (1 – основной тон, 3 – малая терция и 5 – квинта).

Сыграем Ля-минорную гамму, согласно расположению звуков в указанной выше аппликатуре. В восходящем и нисходящем движении:

Табы и ноты 1 позиции (первая ступень Ля на 5 ладу шестой струны):

Обратите внимание, возле каждого звука указано, каким пальцем левой руки прижимать его на грифе: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.

2 позиция

Табулатура Ля-минорной гаммы во 2-ой позиции:

3 позиция

4 позиция

5 позиция

Как играть гамму в разных тональностях

Сыграв ля-минорную гамму во всех позициях, рассмотренных выше, можно использовать боксы и для других тональностей. То есть строить и играть гамму от других звуков.

В таблице все тональности натурального минора. Первая колонка название гаммы. Далее её звуки по ступеням. И последняя колонка – ключевые знаки альтерации для каждой минорной тональности (указываются в нотной записи после ключа). Например, ми минор: 1 диез – F# (фа-диез); до минор: три бемоля – Bb (си-бемоль), Eb (ми-бемоль), Ab (ля-бемоль) и т.д.

Гамма 1 2 b3 4 5 b6 b7 8 Знаки в тональностях
Ля минор A B C D E F G A
Ми минор E F# G A B C D E 1 диез
Си минор B C# D E F# G A B 2 диеза
Фа-диез минор F# G# A B C# D E F# 3 диеза
До-диез минор C# D# E F# G# A B C# 4 диеза
Соль-диез минор G# A# B C# D# E F# G# 5 диезов
Ре-диез минор

(энгармонически равная ми-бемоль минор)

D# E# F# G# A# B C# D# 6 диезов
Ми-бемоль минор

(энгармонически равная ре-диез минор)

Eb F Gb Ab Bb Cb Db Eb 6 бемолей
Си-бемоль минор Bb C Db Eb F Gb Ab Bb 5 бемолей
Фа минор F G Ab Bb C Db Eb F 4 бемоля
До минор C D Eb F G Ab Bb C 3 бемоля
Соль минор G A Bb C D Eb F G 2 бемоля
Ре минор D E F G A Bb C D 1 бемоль

Допустим, нам нужна До-минорная гамма на гитаре. Чтобы её сыграть:
1. Находим в таблице эту тональность. Запоминаем или выписываем отдельно её звуки по ступеням. Также принимаем во внимание знаки альтерации: для До минора – ноты си, ми и ля понижаются на полтона.

2. Определяемся, в какой позиции хотим сыграть. Для начала возьмём 1-ую позицию – от тоники. В гитарной сетке первая ступень на 6 струне. В гамме – это нота До: на 8 ладу шестой струны. Далее смотрим по гитарной сетке следующую ноту (ступень) на шестой струне. Вторая ступень – по гамме Ре: на 10 ладу шестой струны. Затем b3 (третья пониженная) – это ми-бемоль: 11 лад на 6-ой струне.

Если другая позиция, аналогично: смотрим первый звук в сетке – какая ступень, находим на грифе расположение на шестой струне. Например, 5 позиция в до миноре: от b7 ступени – это нота си-бемоль (Bb) на 6 ладу 6-ой струны.

4. Находим звуки гаммы на следующей струне, согласно расположению, указанному в гитарной сетке. И таким образом разбираем полностью бокс (от 6-ой до 1-ой струны).

5. Играем гамму в позиции под метроном в медленном темпе. Можно использовать и гитарную минусовку с аккомпанементом на одном тоническом аккорде (для до минора, соответственно, это аккорд Cm, или Cm7).

Советы по изучению

  1. По ходу изучения позиций, запоминайте, каким пальцем левой руки какая нота берётся на грифе.
  2. Изучая гитарные сетки позиций, запоминайте расположение ступеней гаммы на грифе. Сначала можно сфокусировать внимание на ступенях минорного аккорда: где в позиции расположены – 1, b3 и 5 ступени. Если эта задача покажется сложной – ограничиться запоминанием тоники: на каких струнах в боксе 1 ступень минорной гаммы.
  3. Проигрывание гаммы в позициях включите в ежедневные занятия на гитаре. От тональности к тональности можно переходить последовательно, по мере изучения: сначала ля минор, потом ми минор, си минор и т.д. Или же работать над тональностью, в которой играется произведение, изучаемое вами в данный момент, или рифф, соло.
  4. В тональностях отдельные позиции повторяются через октаву. Например, в ля миноре 1 позиция от тоники (Ля) на 5 ладу и на 17 ладу. Играйте повторяющиеся аппликатуры. Это поможет быстрей изучить расположение звуков гаммы на всех ладах грифа.
  5. Запоминайте позиции по аккордам. Можно сыграть аккорд и потом гамму. Например, ля минор: баррэ Am на 5 ладу и звукоряд от тоники.

Успешного изучения минорной гаммы на гитаре!

Источник

Читайте также:  Две гитары романс с аккордами
Оцените статью