бас-гитара
Блог о бас-гитаре
День 6: минорные гаммы на бас-гитаре (часть 2)
Проиграйте несколько мажорных и минорных гамм (разных тональностей). Просто начинайте играть с разных ладов. Играя гаммы продвигайтесь вдоль грифа баса. Обязательно отмечайте про себя какую именно гамму и в какой тональности вы играете. Это неплохое упражнение для тренировки пальцев, заодно вы выучите расположение нот на грифе.
Существует только 1 разновидность мажорной гаммы (её вы уже изучили). Зато у минорной гаммы есть целых 3 разновидности:
1. Натуральный минор (рассмотрен в предыдущей главе)
2. Гармонический минор
3. Мелодический минор
Ступени минорной гаммы (b — означает уменьшение ноты на полтона)
8
Гармонический минор
8
Мелодический минор
Мелодический минор называют еще «Рок» или «Роковым» минором, из-за того, что он очень часто используется в рок-музыке.
Эти гаммы кажутся простыми, но пожалуйста, сконцентрируйтесь на них еще некоторое время. Несмотря на то, что разница между ними всего в 1-2 нотах, эти небольшие изменения очень важны. Играйте эти 3 гаммы настолько быстро, насколько можете (самое главное — играйте правильно!). В процессе игры внимательно слушайте, как эти гаммы звучат. Замечайте отличия в звучании. Это хорошая тренировка для слуха.
Информация о мажорной и минорной гаммах — самое главное, что вы должны усвоить на данный момент. Эти 2 гаммы являются «строительным материалом» для 95-98% всех рок или поп песен современности.
Играйте следующие примеры гамм тональности А (Ля). Пропевайте вслух ноты, которые будете играть.
Источник
Минорный лада для бас гитары
Минорный лад строится по тем же правилам, что и мажорный, поэтому в данной статье мы периодически будем ссылаться на уже изученный мажорный лад, подчёркивая сходства и различия обоих ладов.
Минорный лад
Лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие, называют минорным. Устойчивые звуки минорного лада также, как и мажорного, расположены по терциям. Только у мажорного лада сначала идёт большая терция, затем малая. А у минорного наоборот: сначала малая терция, затем большая. У обоих ладов крайние звуки расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты. Приводим рисунок минорного трезвучия:
Рисунок 1. Пример минорного трезвучия
Минорный лад состоит из семи ступеней (как и мажорный). Гаммы минорного и мажорных ладов различаются последовательностью секунд (разные интервалы между ступенями). Порядок секунд минорной гаммы следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2. Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. Ниже приводим рисунок минорной гаммы (для простоты на примере изображён Ля-минор, поскольку он не имеет при ключе знаков альтерации):
Рисунок 2. Минорная гамма (ля минор)
Приводим схему, на которой обозначены тяготения неустойчивых звуков к устойчивым:
Рисунок 3. Тяготение неустойчивых звуков к устойчивым
Далее всё по аналогии с мажором:
Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени — побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).
Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.
Итоги
Вы познакомились с минорным ладом.
Источник
Как играть минорную гамму на гитаре
Минорная гамма (или эолийский лад по определению системы натуральных диатонических ладов) состоит из 7 звуков. Её формула по ступеням: 1, 2, b3, 4, 5, b6, b7.
Относительно звукоряда мажорного лада 3, 6 и 7 ступени понижены. Интервалы между ступенями гаммы: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
Полтона только между 2 и 3, 5 и 6 ступенями. 8-ая ступень в формуле – это тоника (1 ступень) на октаву выше.
Построим гамму от ноты ля:
Получается: Ля (1) – Си (2) – До (b3) – Ре (4) – Ми (5) – Фа (b6) – Соль (b7) – Ля (8)
Теперь давайте рассмотрим, как играется минорная гамма на гитаре от Ля в позициях (боксах) на грифе с привязкой к основным аппликатурам минорного аккорда.
Для тех, кто только начал учиться играть на гитаре рекомендуем урок «Гамма Ля минор на первых трёх ладах».
Минорная гамма в позициях
1 позиция
От 1 ступени (на шестой струне):
Точки на схематическом изображении грифа – звуки гаммы с обозначением ступеней.
И в этой же позиции (от тоники) аппликатура минорного аккорда на баррэ:
В гитарной сетке цифрами обозначены звуки аккорда (1 – основной тон, 3 – малая терция и 5 – квинта).
Сыграем Ля-минорную гамму, согласно расположению звуков в указанной выше аппликатуре. В восходящем и нисходящем движении:
Табы и ноты 1 позиции (первая ступень Ля на 5 ладу шестой струны):
Обратите внимание, возле каждого звука указано, каким пальцем левой руки прижимать его на грифе: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.
2 позиция
Табулатура Ля-минорной гаммы во 2-ой позиции:
3 позиция
4 позиция
5 позиция
Как играть гамму в разных тональностях
Сыграв ля-минорную гамму во всех позициях, рассмотренных выше, можно использовать боксы и для других тональностей. То есть строить и играть гамму от других звуков.
В таблице все тональности натурального минора. Первая колонка название гаммы. Далее её звуки по ступеням. И последняя колонка – ключевые знаки альтерации для каждой минорной тональности (указываются в нотной записи после ключа). Например, ми минор: 1 диез – F# (фа-диез); до минор: три бемоля – Bb (си-бемоль), Eb (ми-бемоль), Ab (ля-бемоль) и т.д.
Гамма | 1 | 2 | b3 | 4 | 5 | b6 | b7 | 8 | Знаки в тональностях |
Ля минор | A | B | C | D | E | F | G | A | – |
Ми минор | E | F# | G | A | B | C | D | E | 1 диез |
Си минор | B | C# | D | E | F# | G | A | B | 2 диеза |
Фа-диез минор | F# | G# | A | B | C# | D | E | F# | 3 диеза |
До-диез минор | C# | D# | E | F# | G# | A | B | C# | 4 диеза |
Соль-диез минор | G# | A# | B | C# | D# | E | F# | G# | 5 диезов |
Ре-диез минор (энгармонически равная ми-бемоль минор) | D# | E# | F# | G# | A# | B | C# | D# | 6 диезов |
Ми-бемоль минор (энгармонически равная ре-диез минор) | Eb | F | Gb | Ab | Bb | Cb | Db | Eb | 6 бемолей |
Си-бемоль минор | Bb | C | Db | Eb | F | Gb | Ab | Bb | 5 бемолей |
Фа минор | F | G | Ab | Bb | C | Db | Eb | F | 4 бемоля |
До минор | C | D | Eb | F | G | Ab | Bb | C | 3 бемоля |
Соль минор | G | A | Bb | C | D | Eb | F | G | 2 бемоля |
Ре минор | D | E | F | G | A | Bb | C | D | 1 бемоль |
Допустим, нам нужна До-минорная гамма на гитаре. Чтобы её сыграть:
1. Находим в таблице эту тональность. Запоминаем или выписываем отдельно её звуки по ступеням. Также принимаем во внимание знаки альтерации: для До минора – ноты си, ми и ля понижаются на полтона.
2. Определяемся, в какой позиции хотим сыграть. Для начала возьмём 1-ую позицию – от тоники. В гитарной сетке первая ступень на 6 струне. В гамме – это нота До: на 8 ладу шестой струны. Далее смотрим по гитарной сетке следующую ноту (ступень) на шестой струне. Вторая ступень – по гамме Ре: на 10 ладу шестой струны. Затем b3 (третья пониженная) – это ми-бемоль: 11 лад на 6-ой струне.
Если другая позиция, аналогично: смотрим первый звук в сетке – какая ступень, находим на грифе расположение на шестой струне. Например, 5 позиция в до миноре: от b7 ступени – это нота си-бемоль (Bb) на 6 ладу 6-ой струны.
4. Находим звуки гаммы на следующей струне, согласно расположению, указанному в гитарной сетке. И таким образом разбираем полностью бокс (от 6-ой до 1-ой струны).
5. Играем гамму в позиции под метроном в медленном темпе. Можно использовать и гитарную минусовку с аккомпанементом на одном тоническом аккорде (для до минора, соответственно, это аккорд Cm, или Cm7).
Советы по изучению
- По ходу изучения позиций, запоминайте, каким пальцем левой руки какая нота берётся на грифе.
- Изучая гитарные сетки позиций, запоминайте расположение ступеней гаммы на грифе. Сначала можно сфокусировать внимание на ступенях минорного аккорда: где в позиции расположены – 1, b3 и 5 ступени. Если эта задача покажется сложной – ограничиться запоминанием тоники: на каких струнах в боксе 1 ступень минорной гаммы.
- Проигрывание гаммы в позициях включите в ежедневные занятия на гитаре. От тональности к тональности можно переходить последовательно, по мере изучения: сначала ля минор, потом ми минор, си минор и т.д. Или же работать над тональностью, в которой играется произведение, изучаемое вами в данный момент, или рифф, соло.
- В тональностях отдельные позиции повторяются через октаву. Например, в ля миноре 1 позиция от тоники (Ля) на 5 ладу и на 17 ладу. Играйте повторяющиеся аппликатуры. Это поможет быстрей изучить расположение звуков гаммы на всех ладах грифа.
- Запоминайте позиции по аккордам. Можно сыграть аккорд и потом гамму. Например, ля минор: баррэ Am на 5 ладу и звукоряд от тоники.
Успешного изучения минорной гаммы на гитаре!
Источник