Мир 7 струнной гитары

Русская семиструнная гитара

Семиструнная гитара – щипковый струнный инструмент, отличающийся по строю от классической разновидности с 6-ю струнами. Русская семиструнка – лучшее музыкальное сопровождение домашних праздников и дружеских посиделок, на ней принято исполнять романсы, народные мелодии.

Конструктивные особенности

Семиструнная гитара условно делится на классическую тонкострунную и цыганскую со стальными струнами. Длина рабочей струны – 55-65 см.

По толщине гитарные струны делятся на:

  • квинты – тонкие;
  • секунды – средние;
  • терции – толстые.

Каждая следующая ниже предыдущей по тону.

Гитарный полый барабан (основа) состоит из двух дек, скрепленных обечайками (боковинами). Для его изготовления используют древесину – липу, ель, кедр – создающую густой, насыщенный звук. Внутри корпуса установлены по схеме Шерцера (параллельно относительно друг друга, поперечно относительно верхней деки) пружины – планки, защищающие деревянную конструкцию от деформации. Лицевая поверхность барабана ровная, нижняя незначительно выпуклая.

Центральная круглая дыра называется розеткой. Бридж делают из плотной древесины, его седло костяное (преимущественно на старых инструментах) либо пластмассовое. Пластиковой накладкой часто украшают цыганскую разновидность музыкального инструмента, на классической элемент отсутствует.

Гриф тонкий: 4,6-5 см в верхнем порожке, 5,4-6 см в нижнем. Его накладку делают из эбенового или иного твердого дерева. Лады стальные либо латунные.

Читайте также:  Чайкин концертная сюита ноты

Характерная особенность русской гитары – соединение грифа с барабаном винтами. Подкручивая винтовые детали, музыкант ставит натягивающий струны порожек на определенную высоту, тем самым создает желаемый звуковой спектр. С повышением порожка приходится прилагать больше сил, чтобы перебирать струны.

Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной

Разница между семиструнной и шестиструнной гитарами минимальная, заключается в строе и количестве струн. Главное конструкционное отличие – добавление баса нижнего ряда, настраиваемого в контроктаве «си».

Один инструмент отличается от другого по строю следующим образом:

  • у 6-струнной гитары квартовая схема – ми, си, соль, ре, ля, ми;
  • у 7-струнного инструмента терцевая схема – ре, си, соль, ре, си, соль, ре.

Дополнительный нижний бас особенно любят рокеры, исполняющие тяжелую музыку на электрогитаре. При подключении комбоусилителя аккорды семиструнного электроинструмента обретают насыщенность, глубину.

История семиструнной гитары

Русская семиструнная гитара – результат экспериментов французского мастера Рене Леконта, хотя считается, что создателем был русский композитор чешского происхождения Андрей Осипович Сихра. Француз первым сконструировал семиструнную модель, но она не прижилась в Западной Европе, а Сихра лишь популяризировал 7-струнную гитару, которая появилась в России в конце 18 века. Всю творческую жизнь композитор посвятил инструменту, создал и исполнял более тысячи музыкальных композиций. Возможно даже, сформировал ныне применяемый строй инструмента. Первый скромный концерт организовал в 1793 году в Вильно.

Есть другая версия возникновения семиструнной гитары. Изобретателем может быть чешский композитор Игнатий Гельд, живший и работавший в то же время, что Сихра. Его перу принадлежит учебник игры на семиструнной гитаре, подаренный в 1798-ом супруге Александра I.

Наибольшую популярность семиструнная модель обрела в России. На ней легко играл и опытный гитарист, и новичок, дворяне исполняли романсы, а цыгане – свои трогательные песни.

Сегодня семиструнный инструмент не концертный, даже не эстрадный. Его ценят и выбирают преимущественно барды. Стоит вспомнить романтичные, мелодичные выступления Окуджавы, Высоцкого. Хотя несколько концертных произведений все же создано. Так, в 1988-ом композитор Игорь Владимирович Рехин написал «Русский концерт», а в 2007-ом гитарист Алексей Александрович Агибалов представил программу «Для гитары с оркестром».

Фабрика Луначарского производила 7-струнные гитары с 1947 года. Помимо классических, сегодня выпускаются электрогитары, применяемые в стилях джент, рок-металл.

Строй семиструнной гитары

Седьмая струна формирует строй октавой ниже классического 6-струнного диапазона. Принятый за стандарт строй таков:

  • ре – 1-ая октава;
  • си, соль, ре – малая октава;
  • си, соль, ре – большая октава.

Чтобы настроить семиструнку, применяют принцип сравнивания высоты звука соседних струн. Одну прижимают на конкретном ладу, вторую оставляют свободной, их звучание должно быть унисонным.

Начинают настройку на слух с первой струны по камертону «ля», прижимают на 7-ом ладу (либо свободную настраивают по фортепианному «ре» 1-ой отавы). Далее настраивают с учетом повторяющихся интервалов. У малой терции определено 3 полутона, у большой – 4, у чистой кварты – 5. На грифе последующий лад по сравнению с предыдущим меняет высоту звука на полутон. То есть лад с прижатой струной указывает на число полутонов, изменяющих звучание свободной струны.

Тональность, оптимальная для игры на русской гитаре:

  • мажор – соль, до, ре;
  • минор – ми, ля, си, ре, соль, до.

Более сложные и менее комфортные по реализации тональности:

  • мажор – фа, си, си-бемоль, ля, ми, ми-бемоль;
  • минор – фа, фа-диез.

Прочие варианты применить сложно.

Разновидности

Производят 3 размерных варианта семиструнной русской гитары. Причем размер может влиять на выбор инструмента, ведь он определяет музыкальные свойства:

  • Большая гитара – стандарт. Длина рабочего отрезка струны – 65 см.
  • Терц-гитара – среднеразмерная. Длина 58 см. Настроена выше предыдущей на малую терцию. Поскольку инструмент транспонирующий, нота обозначается ниже на терцию аналогичной ноты стандартной гитары.
  • Кварт-гитара – малоразмерная. Струна 55 см. Настроена выше стандартной на чистую кварту.

Как играть на семиструнной гитаре

Начинающему гитаристу удобнее играть в сидячем положении. Положив инструмент на ногу, его верхнюю часть слегка уприте в грудь. Рабочую руку прижмите к передней расширенной поверхности барабана. Для устойчивости ногу, на которой лежит гитара, поставьте на низкий стульчик. Вторую ногу не поджимайте. Большой палец кладите на бас-струны. Три средних (мизинец не участвует) передвигайте к ладони. Большой сдвигайте навстречу им, не совмещая.

На первом этапе обучения технике игры на семиструнной гитаре работайте с открытыми струнами, это поможет научиться извлечению мелодии прохождением большого пальца по струнному ряду. Нерабочую руку на этом этапе не задействуйте.

Положите большой палец рабочей руки на 7-ю струну, чуть надавите на нее. Указательный – на 3-ю, средний – на 2-ю, безымянный – на 1-ю. Продвиньте большой палец вниз, на нижнюю струну, в то же время извлеките звуки остальными пальцами из соответствующих струн. Повторяйте действие, продвигая большой палец до 4-ой струны. Выполняйте упражнение до автоматизации навыка.

Источник

7-струнная гитара: настройка, история, конструкция и особенности игры

Как заявляют музыканты, русская семиструнная классическая гитара — самый романтический инструмент, который обладает богатой историей. Эта статья детально познакомит читателя с этим поистине харизматичным инструментом.

Сразу стоит отметить, что семиструнная классическая гитара бывает четырех типов:

  1. Классическая. Содержит обычный строй с добавочным басом ноты B (си). Как ни странно, её единственное преимущество – это расширение басового диапазона. Сюда же попадает и семиструнная электрогитара.
  2. Мексиканская. Это гитара с двумя грифами и, соответственно, 14-ю струнами. Каждую группу струн можно настроить по-разному, в этом преимущество мексиканской гитары. Однако её производство почти полностью остановилось.
  3. Бразильская гитара почти ничем не отличается от классической, за исключением мелких конструктивных нововведений.
  4. Русская. Самый популярный вид семиструнной гитары. Сотни профессиональных музыкантов со всего мира (среди которых такие мэтры, как Пол Маккартни и Булат Окуджава) оценили её своеобразный характер. Этой гитаре и будет посвящена данная статья.

Краткая история русской семиструнной гитары

Отцом русской семиструнной гитары по праву считается Андрей Сихра – основоположник русской гитарной музыки, автор более тысячи композиций. Дебют русской семиструнки произошел в Вильнюсе в 1793 году.

Конструкция гитары

Стоит упомянуть, что русская семиструнная классическая гитара почти полностью отличается от обычной акустической. Несмотря на очевидное одно маленькое различие, её устройство конструкторы радикально переработали. 7-струнная гитара, настройка и игра на которой немного специфичны, потребуют от музыканта повышенных навыков (баррэ, например, взять будет сложнее).

  • Во-первых, строй на русской гитаре полностью другой – D (самая толстая струна), G, H, d, g, h, d1 (там, где ноты с маленькой буквы, – это означает, что нота на октаву выше той, которая написана с большой). Есть и другие строи, но это уже информация для энтузиастов, ибо используются они редко.
  • Во-вторых, в русской гитаре используются только металлические струны. Никакого нейлона.
  • В-третьих, гриф крепится к корпусу при помощи винта, который определяет угол наклона грифа.
  • И в-четвёртых, другое расположение планок внутри корпуса.

Как видно, конструкционная разница довольно большая, но классический инструмент ничуть не сложнее, чем 7-струнная гитара, настройка которой никогда не была проблемой для гитаристов. Даже начинающим музыкантам с лёгкостью удавалось привыкнуть к новой конструкции.

Настройка гитары и игра на ней

Разве может 7-струнная гитара, настройка которой так линейна и проста, вызвать проблемы у новичков? Конечно, нет! Для настройки используется классический набор инструментов: камертон, тюнер и слух (можно использовать все вместе).

Настраивая семиструнную гитару на слух, проще всего сначала наладить самую первую струну (нота Ре) по эталону (им может быть четвёртая струна на обычной гитаре, клавиша пианино или аудиозапись из интернета). Также можно использовать интернет-тюнер.

Теперь можно настраивать остальные струны относительно уже настроенной первой. Вот пошаговая мини-инструкция, описывающая, как настроить первую струну гитары, а затем все остальные:

  1. Вторая струна на третьем ладу должна звучать, как открытая первая.
  2. Третья струна на четвертом ладу — как вторая открытая.
  3. Четвертая на пятом ладу — как третья.
  4. Пятая на третьем ладу — как четвертая.
  5. Шестая на четвертом ладу — как пятая.
  6. Седьмая на пятом ладу — как шестая.

Этим стоит заняться, даже не имея опыта, ибо настройка гитары – это серые будни гитариста. Кстати, струны для 7-струнной гитары абсолютно несложно достать жителям большим городов – в музыкальных магазинах всегда можно найти пару комплектов, а вот тем, кто живёт в маленьких населенных пунктах, придется заказывать их в интернет-магазине.

Что играть на семиструнной гитаре?

Диапазон охватываемых жанров на русской семиструнной гитаре еще меньше, чем на классической. Она категорически не подходит для большинства жанров. Её жанры – это народные баллады, романсы, пьесы и бардовские мелодии. Для обучения отлично подходят мелодии Владимира Высоцкого – они относительно простые и узнаваемые (будет чем в компании похвастать). Табы тоже должны быть «семиструнными».

Да, кстати, непростая она – 7-струнная гитара, настройка потребуется не только струнам, но и рукам. Придется полностью переучиваться зажимать аккорды на таком инструменте. Техника прижатия будет оставаться полностью прежней, а вод позиции пальцев будут другие, даже в одноимённых аккордах.

Кроме того, железные струны потребуют от пальцев большей выдержки, чем нейлоновые. Некоторое время придется помучиться, пока не образуются рабочие мозоли.

В целом период привыкания у гитаристов среднего звена занимает примерно месяц.

Источник

Строй и настройка семиструнной гитары

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Семиструнная гитара в нашей стране стала пользоваться популярностью с конца XVIII века. Под неё исполняли романсы и народные песни, организовывали концерты. Композиторы сочиняли для этого инструмента проникновенные сольные мелодии. Интересно будет узнать, как настраивается 7-струнная гитара, какие варианты строя существуют. Об этом рассказывается далее в статье.

Виды строя

Строй семиструнной гитары является открытым соль мажорным аккордом. Это стандартный строй русской «семиструнки», где струны звучат такими нотами:

  • струна №7 — D2 (ре большой октавы);
  • №6 — G2 (соль большой октавы);
  • №5 — B2 (си большой октавы);
  • №4 — D3 (ре малой октавы);
  • №3 — G3 (соль малой октавы);
  • №2 — B3 (си малой октавы);
  • №1 — D4 (ре первой октавы).

Запомните! В нотах строй гитары записывается на октаву выше истинного звучания.

Но семиструнная гитара не ограничивается только строем русской гитары. Существует ещё строй гитары цыганской, у которой две струны настроены не так, как у русской — это пятая и вторая струны. Их настраивают на полутон ниже (на ноту си-бемоль), образуя тем самым соль минорный лад настройки инструмента против мажорного русского строя.

Распространён также расширенный испанский строй на основе классической гитары. В этом случае струны звучат следующими звуками:

  • №7 — B1 (нота си контроктавы);
  • №6 — E2 (нота ми большой октавы);
  • №5 — A2 (нота ля большой октавы);
  • №4 — D3 (нота ре малой октавы);
  • №3 — G3 (нота соль малой октавы);
  • №2 — B3 (нота си малой октавы);
  • №1 — E4 (нота ми первой октавы).

Настройка этого варианта семиструнки на слух производится по типу шестиструнок — каждая последующая струна, прижатая в основном на V ладу (кроме третьей) настраивается по открытой предыдущей, начиная с первой. Третью нужно зажать на IV ладу и сравнить звучание со второй открытой.

Выходит, что шесть первых струн в последнем строе (его ещё называют «роковым») настроены стандартным классическим образом, а седьмая струна — на чистую кварту (2,5 тона) ниже шестой. Спрос на такую гитару возрос в 90-е годы прошлого столетия, особенно со стороны музыкальных групп, исполняющих рок-музыку. Известны пониженные строи роковой семиструнной гитары (Drop A, Drop G, Drop F#), где понижается лишь одна седьмая струна на секунду, терцию и кварту соответственно.

Стандартный открытый соль мажорный строй «семиструнки» особенно распространён среди исполнителей русских романсов и авторской песни. Немало любителей игры и на «печальной» соль минорной цыганской гитаре.

К сожалению, среди современного поколения интерес к семиструнной гитаре существенно снизился.

Способы настройки

Среди методов настройки гитары можно назвать такие:

  • на слух;
  • с помощью камертона;
  • с помощью другого музыкального инструмента;
  • посредством электронных тюнеров и специальных программ на ПК и смартфонов.

На слух обычно настраивают исполнители собственных песен (барды) или инструменталисты вокальных коллективов. Это связано с особенностями конкретных вокалистов, диапазоном их голосов. Гитаристам иногда приходится перестраивать инструменты на необходимую тональность для удобства аккомпанирования.

С помощью камертона настраивается первая струна, а все остальные — по настроенной предыдущей (вторая по первой открытой, третья по второй и так далее). Иными словами, такой вариант настройки тоже можно отнести к разновидностям метода «на слух», как и следующий способ — по другому музыкальному инструменту.

Новичкам такие способы вряд ли подойдут — их слух пока что не развит. Им лучше воспользоваться электронными устройствами, которые сами определяют степень настройки струн гитары.

На просторах интернета имеются программы, предназначенные для настройки гитары как на слух (они воспроизводят истинное звучание струн, остаётся лишь подстроить свой инструмент в унисон), так и с обратной связью через микрофон (компьютер оценивает звучание гитары). Такие же программы (тюнеры) есть и для смартфонов. Их нужно скачать и установить для ежедневных занятий на гитаре и контроля строя инструмента в процессе обучения.

Ниже предоставляются инструкции настройки русской 7-струнной гитары всеми перечисленными способами.

Пошаговая инструкция для разных видов

Чтобы правильно настроить гитару в домашних условиях на слух, не имея при этом какого-либо другого настроенного музыкального инструмента (фортепиано, баяна) или камертона, необходимо проверить силу натяжения первой струны инструмента. Если натяжение нормальное (струна не задевает при извлечении звуков металлических порожков, не дребезжит и не жёсткая на ощупь), то можно оставить всё как есть, но при этом, опираясь на звук первой открытой струны, настроить все остальные по следующему алгоритму действий:

  • струна №2, прижатая на III ладу, должна звучать в унисон с первой открытой;
  • №3 зажимается на IV ладу — она в этом положении звучит одинаково со второй открытой;
  • №4 тождественна по звуку с третьей открытой, если её прижать на V ладу;
  • №5 зажимается на III ладу и сравнивается по звучанию с четвёртой открытой;
  • №6, прижатая на IV ладу, звучит так же, как и пятая открытая;
  • струну №7 нужно зажать на V ладу, чтобы она звучала одинаково с шестой открытой.

Для подтяжки или ослабления струн при настройке нужно пользоваться колками тех струн, которые необходимо привести в нужный звук.

Важно: настраиваемую струну сначала нужно ослабить, чтобы последним действием колка было натяжение, а не ослабление. В этом случае строй гитары сохраняется дольше.

Если настройка производится по камертону, то такой способ мало чем отличается от предыдущего: первая струна настраивается на звук камертона, а все остальные — на слух по тому же алгоритму, что разобран выше.

При выполнении настройки гитары по фортепиано или другому музыкальному инструменту, кроме транспонирующих (звучащих не так, как пишется в нотах), следует помнить о том, что струны гитары тоже звучат на самом деле на октаву ниже тех нот, которые пишут на нотоносце. Например, первая струна звучит ре первой октавы, а в нотном тексте записывается нотой ре второй октавы. Поэтому такой нюанс следует учитывать при настройках. Та же первая струна приводится в унисон с клавишей ре первой, а не второй октавы фортепиано.

Чтобы не ошибиться, следует ориентироваться со следующим изображением настройки семиструнной гитары по фортепиано.

Настройка с помощью электронного тюнера-клипсы либо тюнера на смартфоне или компьютере, пожалуй, является лучшим выходом и для новичков, и для всех других гитаристов, кому приходится часто перестраивать инструмент. Всего и делов-то — прицепить устройство на головку грифа гитары или открыть программу, а потом, установив автоматический или ручной режим, извлекать звуки из струн и обеспечивать подтягиванием соответствующих колков совпадение частоты колебания с требуемой (контролируется стрелкой или шкалой). На электронных тюнерах имеется световая индикация и сигнализация, по которым можно определить окончание настройки.

Важно: желательно всегда играть только на правильно настроенном инструменте. Слух должен привыкнуть к строю гитары, чтобы позже можно было настройку производить за несколько секунд, лишь проводя пальцем по струнам, определяя тем самым фальшивые ноты строя.

Источник

Оцените статью