Мишка меду много съел ноты

Композиторы шутят- Ноты для хора

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


Композиторы шутят

вокально-хоровые произведения для детского и юношеского хора
в сопровождении и без сопровождения фортепиано
составитель В. Прошутинский
“Музыка”, 1989г.
номер 14262

Неизвестный автор. Смелей, смелей! Русский текст Л. Яхнина
О. Лассо. Тик-так. Переложение для детского хора В. Соколова, русский текст Д. Тонского
А. Банкьери Шуточный контрапункт
У. Холборн. Лейтесь, слёзы. Русский текст В. Лунина
Г. Перселл. На заре петух поёт. Русский текст Л. Яхнина
Неизвестный автор. Лягушачий концерт. Русский текст К. Алемасовой
Й. Гайдн. Похвала лености. Переложение для детского хора В. Попова, слова Г. Лессинга, русский текст Н. Мясоедова
В. А. Моцарт. Маленькая пряха. Переложение для хора А. Сапожникова, слова Д. Егера
В. А. Моцарт. Азбука. Хоровая шутка
Д. Гершвин. Радость-ритм. Обработка для хора К. Уорника, переложение для детского хора В. Попова, слова А. Гершвина, русский текст К. Алемасовой
А. Балаж. Маленькая музыкальная азбука. Русский текст М. Павловой
Певец. Силезская народная песня. Русский текст М. Павловой
Милый Генрих. Немецкая народная песня. Русский текст М. Павловой
Весёлые подмастерья. Вестфальская народная песня. Русский текст М. Павловой
Л. Керубини. Весёлый канон. Русский текст М. Павловой
А. Мюллинг. Канон. Русский текст М. Павловой
А. Брукнер. Канон. Русский текст М. Павловой.

Скачать ноты для хора


Мыльные пузыри

шуточные песни русских композиторов в сопровождении фортепиано для детей младшего возраста
составители Э.Свердлик и В.Сигалина
“Музыка”, 1972г.

  • Ц.КЮИ
    • Я умница-разумница
    • Мыльные пузыри
    • У Катеньки-резвушки
    • Котик и козлик. Слова В. Жуковского
  • А. ЛЯДОВ
    • Зайчик. Слова народные
    • Сорока. Слова народные
    • Забавная. Слова народные
    • Петушок. Слова народные
    • Ладушки. Слова народные
    • Колыбельная. Слова народные
  • А. АРЕНСКИЙ
    • Птичка летает. Слова В. Жуковского.
    • Комар один, задумавшись. Слова В. Жуковского
    • Там вдали, за рекой. Слова А. Плещеева
    • Расскажи, мотылек
    • Спи, дитя мое, усни. Слова А. Майкова
  • В. РЕБИКОВ
    • Ой, весна
    • Лягушка
    • Перед дождем. Слова Н. Некрасова
    • Пчелка
  • В. КАЛИННИКОВ
    • Киска
    • Мишка
    • Осень
  • Ю. ЭНГЕЛЬ
    • У меня есть петушок
Читайте также:  Аккордеон левая клавиатура регистры

Скачать ноты

Источник

Детские песни В. Калинникова
материал по музыке на тему

Виктор Сергеевич Калинников (1870 – 1927) — композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории. Большое внимание на музыкальное развитие и формирование Виктора Калинникова оказал его старший брат — Василий Калинников. В 1887 г. брат подготовил Виктора в музыкальное училище. В 1896 г. Виктор окончил училище с медалью и званием свободного художника. Окончил училище по классу гобоя и композиции.

В 1897-1923 г.г. преподавал в Московском синодальном училище.

В 1922-26 г.г. — в Московской консерватории. Руководил хорами, преподавал пение в школах.

Виктор Сергеевич Калинников — автор преимущественно хоровой музыки. Сочинения: 15 хоров a capella:»Элегия»; «Осень» — стихи А.С. Пушкина, «Зима» — сл. Е.Баратынского, «Солнце, солнце встает» — сл. А. Федорова, «Ой, честь ли то молодцу» — сл. А. Толстого, «Звезды меркнут» — сл. И. Никитина, «Нам звезды кроткие сияли» — сл. А. Плещеева, «На старом кургане» — сл. И. Никитина, «Утром зорька» — сл. А. Скитальца, «Кондор» — сл. И. Бунина, «Жаворонок» — сл. В. Жуковского, «Проходит лето», «Спесь» — сл. А. Толстого, «У приказных ворот»-сл.А.Толстого,»Лес»-сл.А.Кольцова; Ряд хоровых обработок русских народных песен для 4-хголосного и 2-хголосного хоров; детские песни в сопровождении ф-но, несколько духовных хоров. Переложения для хора романсов других композиторов: «Рыцарский романс» Глинки; «Море», «Спящая княжна», «Песня темного леса» Бородина; «Менестрель» Аренского; «Ты взойди, солнце красное» Мусоргского; а также «Марсельеза» и «Интернационал»; концертная увертюра.

Хоры В. Калиникова очень разнообразны. Мелодика близка к городской, речевой интонации. Для творчества Вик. Калинникова характерна красочность гармонии, альтерации, несовершенные кадансы, секвенции. Изложение в основном гомофонно-гармоническое, с развитой подголосной линией и элементами имитации. Диапазоны умеренны.

Сохранилась статья Калинникова «О хоровом пении», которая характеризует его как общественного деятеля, увлеченного широкой просветительской работой. В статье автор указывает два пути приобщения масс к музыкальной культуре: «потребительский» (пассивное слушание музыки) и «воспроизводительский» (участие в исполнении). Наиболее демократическим видом исполнительства Калинников считает хоровое пение («русский народ – народ-певец», говорит композитор). Поэтому он горячо агитирует за развитие хоровой деятельности в стране, указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле. Также в работе Калинников призывает бережно хранить традиции русского народного песенного творчества.

Виктор Каллиников — мастер хорового письма, работая с детьми в школах создал два удивительных собрания: «10 одноголосных детских песен», и «10 двухголосных детских песен». Его произведения отличает мелодическая простота интонации, основанная на диатонике, выразительная партия фортепиано, совершенство формы. Задушевность, элегичность — основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова.

«Детские песни» Виктора Калиникова представляют собой миниатюры, объединённые в цикл. Все миниатюры могут исполняться самостоятельно, но гораздо интереснее и полезнее петь их циклом. Каждая миниатюра отмечена своим характером, ярким индивидуальным обликом, неповторимостью, а вместе они представляют пёструю вереницу образов, обладают определённой логикой развития композиционной структуры, захватывающей как певцов, так и их слушателей. «Детские песни» подкупают своей простотой, красотой, образностью, кантиленой звучания. Музыка живая и искренняя, с органичным и близким миру ребёнка образным содержанием, с изобретательной, гармонически расцвечиваемой партией фортепианного сопровождения.

Скачать:

Вложение Размер
detskie_pesni_v._kalinnikova.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дубровская детская музыкальная школа»

Методическая разработка на тему:

«Детские песни В. Калинникова»

преподаватель Короленкова Н. Е.

16 декабря 2013года

Виктор Сергеевич Калинников (1870 – 1927) — композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории. Большое внимание на музыкальное развитие и формирование Виктора Калинникова оказал его старший брат — Василий Калинников. В 1887 г. брат подготовил Виктора в музыкальное училище. В 1896 г. Виктор окончил училище с медалью и званием свободного художника. Окончил училище по классу гобоя и композиции.

В 1897-1923 г.г. преподавал в Московском синодальном училище.

В 1922-26 г.г. — в Московской консерватории. Руководил хорами, преподавал пение в школах.

Виктор Сергеевич Калинников — автор преимущественно хоровой музыки. Сочинения: 15 хоров a capella:»Элегия»; «Осень» — стихи А.С. Пушкина, «Зима» — сл. Е.Баратынского, «Солнце, солнце встает» — сл. А. Федорова, «Ой, честь ли то молодцу» — сл. А. Толстого, «Звезды меркнут» — сл. И. Никитина, «Нам звезды кроткие сияли» — сл. А. Плещеева, «На старом кургане» — сл. И. Никитина, «Утром зорька» — сл. А. Скитальца, «Кондор» — сл. И. Бунина, «Жаворонок» — сл. В. Жуковского, «Проходит лето», «Спесь» — сл. А. Толстого, «У приказных ворот»-сл.А.Толстого,»Лес»-сл.А.Кольцова; Ряд хоровых обработок русских народных песен для 4-хголосного и 2-хголосного хоров; детские песни в сопровождении ф-но, несколько духовных хоров. Переложения для хора романсов других композиторов: «Рыцарский романс» Глинки; «Море», «Спящая княжна», «Песня темного леса» Бородина; «Менестрель» Аренского; «Ты взойди, солнце красное» Мусоргского; а также «Марсельеза» и «Интернационал»; концертная увертюра.

Хоры В. Калиникова очень разнообразны. Мелодика близка к городской, речевой интонации. Для творчества Вик. Калинникова характерна красочность гармонии, альтерации, несовершенные кадансы, секвенции. Изложение в основном гомофонно-гармоническое, с развитой подголосной линией и элементами имитации. Диапазоны умеренны.

Сохранилась статья Калинникова «О хоровом пении», которая характеризует его как общественного деятеля, увлеченного широкой просветительской работой. В статье автор указывает два пути приобщения масс к музыкальной культуре: «потребительский» (пассивное слушание музыки) и «воспроизводительский» (участие в исполнении). Наиболее демократическим видом исполнительства Калинников считает хоровое пение («русский народ – народ-певец», говорит композитор). Поэтому он горячо агитирует за развитие хоровой деятельности в стране, указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле. Также в работе Калинников призывает бережно хранить традиции русского народного песенного творчества.

Виктор Каллиников — мастер хорового письма, работая с детьми в школах создал два удивительных собрания: «10 одноголосных детских песен», и «10 двухголосных детских песен». Его произведения отличает мелодическая простота интонации, основанная на диатонике, выразительная партия фортепиано, совершенство формы. Задушевность, элегичность — основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова.

«Детские песни» Виктора Калиникова представляют собой миниатюры, объединённые в цикл. Все миниатюры могут исполняться самостоятельно, но гораздо интереснее и полезнее петь их циклом. Каждая миниатюра отмечена своим характером, ярким индивидуальным обликом, неповторимостью, а вместе они представляют пёструю вереницу образов, обладают определённой логикой развития композиционной структуры, захватывающей как певцов, так и их слушателей. «Детские песни» подкупают своей простотой, красотой, образностью, кантиленой звучания. Музыка живая и искренняя, с органичным и близким миру ребёнка образным содержанием, с изобретательной, гармонически расцвечиваемой партией фортепианного сопровождения.

Немалое значение для цельного восприятия этого цикла песен, для истинного нахождения образа, настроения играет верно найденный темп. Р. Вагнер утверждал, что темп является душой исполнения. Темп в лирической музыке характеризуется не механической скоростью, а текущим, изменчивым соотношением всех элементов звучания, составляющих единое целое. Он должен быть гибкий, как живая речь, как непосредственное высказывание. Темп музыки определяется выражаемым ею жизненным состоянием. Темп не бывает строго раз и навсегда зафиксированным (даже если автор выставил метроритмические указания). Вокальная музыка — это льющаяся музыка, произрастание музыкальной мысли в музыкальную форму, это текущее, изменчивое соотношение всех элементов звучания, составляющих единое целое. Поэтому столь важно, прочувствовав с детьми общий характер сочинения и красоту его деталей, создавать живое музыкальное целое на основе темпового единства и естественной агогики.

Все песенки этого цикла начинаются с небольших вступлений, что помогает маленьким детям настроиться на «нужную волну», войти в образ.

Важно между песнями не делать больших остановок, но и не исполнять все песни подряд. Найти тот отрезок времени, чтобы перестроиться на следующий образ и не развалить весь цикл на куски.

Как у бабушки козёл,

У Варварушки седой,

Он под печкою живал,

Всё сухарики едал.

Как просился козелок

На единый на часок,

На единый на часок

Погуляти во лесок:

Уж ты бабушка моя,

Ты Варварушка моя,

Отпусти меня в лесок

Погуляти на часок.

Слова песен народные.

Песня написана в куплетной форме. Динамическое развитие всего произведения проходит от piano в первом куплете до forte в третьем куплете. Вступление, как и во всех песнях этого цикла, лаконично. Оно настраивает хор на спокойный, повествовательный характер песни. Начало первого куплета (4 такта) аккомпанемент представляет собой спокойное аккордовое сопровождение. Далее в партии правой руки появляется мелодия, которая звучит в хоре. Во втором куплете появляется полифоническое изложение мелодии, с хроматическими ходами в партии левой руки, которые вносят интонации просьбы, постепенно усиливается динамика. И в начале третьего куплета проявляется характер образа козла (немного требовательный, капризный), звучит форте, фактура становится аккордовой. Но окончание куплета опять возвращает нас к спокойному характеру. Аккордовое сопровождение исчезает и опять в партии правой руки появляется мелодия с подголосками, которая звучит в унисон с хором, постепенно спадает накал — diminuendo и ritenuto . В конце партия фортепиано повторяет короткую мелодию вступления, как бы возвращая нас спокойному повествовательному образу с которого начиналась эта миниатюра.

Идёт кисынька из кухни. Мяу!

У ней глазоньки опухли. Мяу!

— О чём, кисынька, ты плачешь? Мяу!

— Как мне кисыньке не плакать! Мяу!

— Повар пеночкку слизал,

Да на кисыньку сказал.

В этой песне, с помощью музыкальных средств выразительности представлен образ маленькой, обиженной кошечки. Размеренное арпеджио в партии левой руки, построенное на гармониях тонического трезвучия и двойной доминанты, создаёт ощущение раскачивания или спокойного размеренного шага идущей киски. Плавное ведение мелодии в партии правой руки звучит в унисон с хором. Здесь очень важно чувствовать дыхание хора и особенно солиста при пропевании слова «Мяу». Как и в предыдущей песенке после небольшого ritenuto в конце происходит возвращение в первоначальный темп.

Тень-тень, потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день:

Похвалялася лиса, всему свету я краса;

Похвалялся зайка, пойди догоняй-ка;

Похвалялися ежи, у нас шубы хороши;

Похвалялись блохи, и у нас неплохи;

Похвалялся медведь, могу песни я петь;

Похвалялася коза, всем вам выколю глаза.

Если «Козёл» и «Киска» написаны в умеренных темпах, то эта песня более подвижна. Музыка вызывает ассоциации праздничного настроения, возникают образы ярмарочных балаганов. Фортепианная партия не повторяет мелодию, которую поет хор, а имитирует игру народных инструментов: бряцанье, треньканье на балалайке, гудение сопелок и дуделок, а со слов «похвалялись блохи. » тридцатьвторые длительности в партии правой руке подражают шумовому инструменту трещотке. Музыка здесь изобразительна. Слова песни о медведе находят отображение в аккомпанементе (низкий регистр, хроматические, полутоновые ходы). Образ угрожающей козы обрисован «колючими» акцентированными квинтами.

Динамические оттенки этой песни достаточно разнообразны: от p до f. Яркое вступление — квинты на f с акцентами. И вдруг начало песни звучит на p с постепенным нарастанием динамики. Опять прослеживается связь, как в «Козле» и «Киске», между вступлением и окончанием — в окончании те же квинты с акцентами на f.

Мишка мёду много съел

И опасно заболел:

Целых две иль три недели

Должен он лежать в постели.

Мишке больно и неловко:

То живот, а то головка,

И лекарства принимать

Заставляет строго мать.

Как появится лекарство,

Мишка сразу за коварство:

Залезает под кровать,

Чтоб искала долго мать.

В этой песне вступление из триолей в низких регистрах подготавливает хористов к образу больного Мишки. Музыка следует за содержанием текста. «Мишка мёду много съел. » аккомпанемент спокойный, поддерживающий мелодию вокальной строчки. Далее со слов «Мишке больно. » в басу появляются триоли из 16-х, которые имитируют боль и заставляют сопереживать Мишке. « Как появится лекарство, Мишка сразу за коварство. » Здесь очень хорошо интонационно выстроена музыкальная мысль.

-Зайчик мой серенький, скажи, скажи беленький!

Ты куда, куда бежишь, куда прячешься?

— Я бегу, бегу в лесок, за ракитовый кусток,

Охотнички да работнички за мной гонятся, всё охотятся:

в огороде я стоял, да капустку помял.

Образ зайчика, как маленького пушистого и нежного зверька достигнут прозрачностью фактуры — повторяющиеся терции на слабых долях во второй октаве в партии правой руки и мелодия, совпадающая с вокальной строчкой, в партии левой руки. По мере возрастания драматизма в тексте «Я бегу, бегу в лесок, за ракитовый кусток, охотнички да работнички за мной гонятся, всё охотятся. » , композитор отобразил и в музыке постепенное нарастание напряжения с помощью crescendo, появление квинт в басах и их широкие шаги от большой октавы к первой октаве. Кульминация характеризуется яркой динамикой на f , с акцентами в левой руке и изменением темпа poco meno mosso. Вступление и окончание, их схожесть, являются обрамлением, рамой для этой картинки.

Наша курочка с мохнатым хохолком,

Хвостик пёстрый держит кверху гребешком.

Она ходит и пшеничку клюёт

И весёлую всё песенку поёт.

Как у бабушки на свадьбе была

И весёлую беседу там вела.

Её дедушка всё в хохлик целовал

И своею дорогою называл.

Как потом она вступила с гусем в бой

И гнала его от бабушки домой.

петушок её в постельку уложил,

На постельку ей конфетку положил.

Эта песенка является рисунком бытовой сценки. Несмотря на мелодичное и напевное проведение мелодии в вокальной партии, характер этой песни шутливый, немного ироничный. Она написана в куплетной форме. Вступление очень мелодичное, напевное. В каждом куплете меняется фортепианное сопровождение. Кульминация песенки в третьем куплете характеризуется уплотнением фактуры, в партии левой руки появляются октавы, усиливается динамика. Здесь встречаются изменения темпа, которые очень органично и последовательно характеризуют действия этой картинки, характер этой песни.

Жил-был царь Картаус,

У него был длинный ус.

На ус повесил арбуз,

На арбуз — огурец,

На огурец — свой царский дворец.

Во дворце был двор,

Во дворе был кол,

На колу была мочало.

Вот его ветром качало, качало.

Не сказать ли сказочку опять сначала?

Текст песни «Царь Картаус» — это «докучливая сказка» или докучная сказка.

Многие исследователи рассматривают докучную сказку как пародию, причем не на смысл, а на установившиеся нормы сказочной техники.

Докучная сказка — веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Это «сказка-шутка» или «сказка-издёвка». Образуется без начала, без конца круг, кольцо, из которого рассказчик не собирается выходить.

Музыка этой миниатюры носит гротесковый характер, подчёркивая причудливость, надуманность и нереальность сюжета. Контрастность штрихов, динамических оттенков, частая смена темпов — рисуют нам нелепый, фантасмагорический образ «царя Картауса».

Песни «Звёздочки» и «Осень» — это миниатюры, рисующие картины природы. За всеми пейзажами стоит человеческая натура. Музыкальная ткань с незаметными переливами тонов, с подголосками: в нижнем голосе в «Звёздочках» и в среднем голосе в «Осени».

Темп в лирической музыке характеризуется не механической скоростью, а текущим, изменчивым соотношением всех элементов звучания, составляющих единое целое. Он должен быть гибкий, как живая речь, как непосредственное высказывание.

У зари-то зореньки много ясных звёзд,

А у тёмной ноченьки им и счёта нет.

Горят в небе звёздочки, пламенно горят,

Будто с ночкой тёмною тихо говорят.

Звёзды мои звёздочки, полно вам сиять:

Птицам нежны песенки время запевать.

Мерцание звёздочек изображается с помощью тремоло октавы ноты «ре» в правой руке, а напевность — мелодическим движением нижнего голоса с подголосками. Песенка состоит из трёх музыкальных предложений, в конце каждого происходит замедление темпа. Мелодия первого и третьего предложения одинакова, только изменение темпа во второй фразе третьего предложения poco meno mosso и усиление партии левой руки октавами подготавливает нас к завершению этой миниатюры. Трель в конце очень изобразительна она имитирует трели птиц и соответствует поэтическому содержанию текста.

Слова К. Бальмонта

Поспевает брусника, стали дни холодней,

И от птичьего крика в сердце только грустней.

Стаи птиц улетают прочь за синее море;

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся, нет в цветах благовонья:

Скоро осень проснётся и заплачет спросонья.

Характер произведения созерцательный, с оттенком грусти и печали. Песня написана в мажорной тональности, что придаёт ей светлый оттенок, не смотря на поэтический текст. Выдержанные ноты в басах наполняют звуковое пространство, над которым плывёт, звучит мелодия. Музыка чутко следует текстовому содержанию: в конце второй строчки со словами « в сердце только грустней» происходит замедление темпа, а со слов « стаи птиц улетают. » темп чуть ускоряется, меняется настроение: из созерцательного приобретает характер движения. Перед словами «Солнце реже смеётся, нет в цветах благовонья» опять, с помощью ritenuto, возвращаемся в первоначальный темп и характер. И со словами «и заплачет спросонья» звучание замедляется и растворяется светлой терцией До мажора.

Источник

Оцените статью