Многим людям это имя ноты

Многим людям это имя ни о чем не говорит ноты

Многим людям это имя ни о чем не говорит ноты

Сфинкс задаст вам загадку и в зависимости от того, правильно или нет вы ответите, благословит либо проклянет вас.

В качестве благословения вы можете получить ресурсы, ману, опыт или очки передвижения.

Проклятие может заключаться в потере ресурсов, запрете на посещение определенных объектов или враждебности всех встреченных монстров.

Ответ должен состоять из одного слова или буквы, без знаков препинания и пробелов.

Для посещения сфинкса у вас должно быть максимальное количество очков передвижения. После разговора с чудовищем вы не сможете передвигаться в этот день.

Что есть у всех? имя

Сперва блеск,
за блеском треск,
за треском плеск. гроза

Без рук, без ног,
а двери отворяет. ветер

Летит орлица по синему небу:
крылья распластала,
солнышко застлала. туча

Без рук, без ног,
а рисовать умеет. мороз

Скатерть бела
весь свет одела. снег

Кого с земли плетью не сгонишь? тень

Не увидать её корней,
Вершина выше тополей,
Всё вверх и вверх она идёт,
Но не растёт. гора

Без голоса кричит,
Без зубов кусает,
Без крыльев летит,
Без горла завывает. ветер

Без замков, без засовов дом,
Слиток золота спрятан в нём. яйцо

Без воздуха живёт она
И, как могила, холодна,
Не пьёт, хотя в воде сидит,
В броне, однако не звенит. рыба

Уничтожает всё кругом:
Цветы, зверей, высокий дом,
Сжуёт железо, сталь сожрёт
И скалы в порошок сотрёт,
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей. время

Слог ПЕРВЫЙ в музыке ищите,
ВТОРОЙ слог в танцах мы найдем,
А ЦЕЛОЕ, уж не взыщите,
У огородника возьмем. репа

Букву и творение поэта мы возьмем;
Соединив их, ЦЕЛЫМ питье мы назовем. вода

Что без начала и конца,
Помимо шара и кольца. время

Мой ПЕРВЫЙ слог в заборе,
ВТОРОЙ найдете в хоре,
При встрече ТРЕТИЙ восклицаем,
А все едою называем. колбаса

Сперва две ноты мы возьмем,
Союз идет за тем;
Во ВСЕМ игру найдем,
Известную нам всем. домино

Мое ПЕРВОЕ найдется в каждой азбуке легко,
А ВТОРОЕ будет нота, что от «до» недалеко.
ТРЕТЬЕ надобно в предлогах хорошенько поискать,
Чтоб потом, сложивши, ЦЕЛЫМ деревцо одно назвать. береза

Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади;
Один позади и два впереди;
Один между двумя и три в ряд.
Сколько всего летело гусей? 3

Сколько концов у пяти с половиной палок? 12

Шли гурьбой:
Тёща с зятем
Да муж с женой,
Мать с дочерью,
Да бабушка со внучкой,
Да дочь с отцом.
Много ли всех? 4

Кто придумал ноты?

Как слова передаются буквами, которые складываются в алфавит, так и музыка прячется в собственных «домиках» – нотах. При помощи нот музыка не улетает, не испаряется в тумане лет и веков. Ни один музыкант не может обойтись без нот, когда он разучивает новое музыкальное произведение или записывает собственное. Без этих немудреных графических знаков не существовало бы всемирной музыкальной библиотеки.

Нотная грамота существовала не испокон веков. Сначала музыку наследовали «из уст в уста». Народные песни, колыбельные, гимны, музыкальные баллады передавались потомкам по памяти. Когда люди поняли, что такой способ наследования музыкального творчества ведет к искажению изначального варианта произведений, тогда и появились первые графические изображения звуков.

«О музыке нужно писать нотами» – говорил знаменитый польский журналист Болеслав Пашковский. Но кто и когда придумал ноты? Откуда произошли их названия?

«Не понятно почему нет на свете ноты Му…» или По следам нотной истории

Более 4 тыс. лет назад мелодия была впервые перенесена на клинописную табличку – об этом говорят раскопки археологов в древнем Вавилоне. Конечно, значение и внешний вид звука тогда соотносились совершенно иначе, чем на современном нотном стане. Увы, имя догадливого изобретателя первобытных нот осталось утраченным в веках.

В Древнем Египте, где был сильно развит погребальный культ, и могущественные фараоны оправлялись в загробный мир с почестями и гимнами, также задумывались о переносе музыки на материальный носитель. Для этого использовали иероглифы – изображения светил. Расшифровав закономерности в расположении звезд, солнца и луны на надгробиях, современные учение даже смогли воспроизвести музыкальные композиции древних египтян.

Античность также не осталась в стороне от теории музыки. Известный каждому школьнику Пифагор, искатель гармонии чисел, вывел знаменитую музыкальную формулу fn=(3/2 f)n, в результате которой была найдена последовательность 13 звуков, отстоящих друг от друга на квинту. Так Пифагор придумал ноты и определил, что соотношение частот двух нот, которые отстоят друг от друга на четыре позиции, составляет 3/2.

Что подсказывали средневековым певчим невмы?

В грозный период Средневековья музыканты неоднократно задумывались, как оформить мелодию, ведь петь и играть по памяти – неудобно. И к концу IX века церковные композиторы стали отмечать в своих молитвенниках направление движения мелодии при помощи точек, черточек, крюков и завитушек. Это и были невмы. Средневековая невма указывала на ступень звука или мелодический ход, использовалась для распева литургического текста как мелодия-модель.

Следующей ступенькой в развитии нотной грамоты стала привязка мелодии к ноте «фа», которую обозначали красной линией. Если нужно было петь или играть выше «фа» – то значки ставились выше линии, если ниже – то, соответственно, ниже.

Кто придумал названия нот?

Современный нотный стан, название нот и их внешний вид произошли от новаторства представителей Римской католической церкви. Кто бы мог подумать? Прародитель Священной инквизиции – смертоносного и беспощадного рычага, благодаря деяниям которого музыкальный мир многие века был закован в тиски католичества. Но и мессы нужно было передавать по наследству, поэтому в XI веке монах из Италии Гвидо Аретинский изобрел конструкцию, на которую усадил графически пойманные звуки своих благочестивых баллад. Так и появился нотный стан. Правда, сначала он состоял из четырех линеек. Кроме стана, Гвидо придумал и первые названия нот, которые разучивали его монахи-певчие по молитве святому Иоанну. Каждая строчка этой молитвы пелась, по велению Гвидо, на ступень выше предыдущей. Так появились названия нот:

Во время выступления своего церковного хора Гвидо сгибал разные суставы пальцев на левой руке, указывая на нужные ноты, – первое дирижирование в истории. С тех пор на протяжении многих лет в музыкальной практике использовалась Гвидова рука или «manus Guidonis», где все звуки распространенного в то время звукоряда условно размещались в определенном порядке на суставах пальцев левой руки. К примеру, самый высокий звук музыкант представлял над кончиком среднего пальца.

Ноты флорентийского монаха выглядели как заштрихованные квадратики. Современный овальный вид ноты приобрели к XVII веку. Также, со временем, первая нота поменяла своё название и стала известной нам Do (Dominus), плюс добавили седьмую ноту по имени святого Иоанна – Si (Sancte Ioannes).

Так Библия и католицизм подарили миру одно из самых ценных культурных сокровищ.

Нельзя взять в свой плен запах. Случайный, нерукотворный аромат, который ассоциируется с чем-то важным и дорогим. Нельзя запечатлеть на века чувство – уместить в красивый флакон или перенести на бумагу, оставить потомкам в пример или на жалость. Но музыка – это совсем другое дело. Её можно уловить, по нотам перенести и увековечить до мельчайших подробностей.

Многим людям это имя ни о чем не говорит ноты

“До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами. Вы не задумывалась, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот? В этой статье мы раскроем все тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.

Что было до того, как появились первые ноты

История нотной записи началась очень давно ㅡ она уходит своими истоками в далекое прошлое. Первые источники с изображением нот дошли до нас из Древней Греции и представляют собой изображение нот в виде букв. Примером такой записи служит Гимн Аполлону (128-127 до н.э), который находится в дельфийском археологическом музее, в Греции.

Позже, в средние века, в церковном пении применялась так называемая невменная нотация. Невма переводится с латинского языка как “кивок головой”. Специальными значками фиксировалась не абсолютная высота ноты и длительность звучания, а только направление движения мелодии. Невмы служили напоминанием для певца, который уже знал музыкальное произведение. Но те, кто ни разу не слышал музыку, не могли её прочесть только по знакам.

В древней Руси невмы получили название крюков, а такая запись называлась крюковой. Народная музыка передавалась из уст в уста, а вот для церковной музыки отсутствие нотной записи было большой проблемой. Сейчас любой музыкант может взять ноты и проиграть или пропеть написанную мелодию. Но когда не было единой системы записи музыки, церковным певцам приходилось учить все гимны и распевы наизусть. Поэтому их обучение было очень сложной задачей, на него уходили годы.

Как появились ноты: кто и где их придумал

Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии!

Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо.

Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

Точки и линеечки: как появилась нотная запись

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

Заметьте, нот гораздо больше, чем линеек, существуют разные голоса: низкие мужские и высокие женские. Как это описать?

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму.

Откуда произошли названия нот

Итак, мы разобрались с линейками и даже затронули тему ключей, но каково же происхождение названий нот? Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея ㅡ он придумал названия нот на латинском!

Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки, чтобы разогреть голос, для которой использовал Гимн Святого Иоанна (легендарного покровителя певцов). И вот какова расшифровка нот на самом деле ㅡ это первые слоги строк духовной песни:

UT queant laxis

RE sonare fibris

MI ra gestorum

FA muli tuorum,

SOL ve polluti

LA bii reatum,

S ancte I oannes.

Гимн переводится следующим образом: «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний». Вот откуда происходят названия нот.

Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ.

Вы возможно удивитесь? А где же нота СИ? И что же за странная нота УТ?

Только спустя более 500 лет неудобную для пения ноту “УТ” заменили на “ДО”, которая происходит, скорее всего, от слова Dominis (Господь). И примерно в это же время добавили ноту “СИ”, которой во времена Гвидо просто не было в звукоряде. Для названия новой ноты взяли первые буквы 2-х слов последней строки гимна ㅡ Sancte Ioannes (Святой Иоанн).

Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость ㅡ они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения.

Такая система также получило имя монаха ㅡ Гвидонова Рука.

В заключение

Вот мы с вами и познакомились поближе с основами языка музыки, поняли, откуда произошли названия нот. А также узнали, кто придумал ноты и удобный способ их записи, что принесло огромную пользу для музыкантов. Теперь, когда вы будете слышать или петь ноты, помните, что это не просто звуки, а зашифрованный гимн святого и покровителя певцов ㅡ Иоанна.

А в нашем проекте знакомство детей с нотками происходит в играх с нотной семейкой! Это моя авторская методика.

Прямо сейчас поиграйте с нотками в веселую игру про котят, которые спасли нотный домик от наглых мышей. Скачивайте музыкально-математическую песенку «13 рыжих котят» по ссылке ниже. Время игры — всего 10 минут!

Автор проекта ДОмузыка
Мария Шаро

#13 Комментарии

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Здравствуйте, Мария!
Очень интересно было узнать о происхождении нот, благодарю за статью! Хочу прочитать статью вместе с сыном, он учится в музыкальной школе. Творческих Вам успехов!

Спасибо, Мария! Нам ( читателям) очень интересно. Доступно! А главное, кажется, в памяти отложилось, не хочу сглазить.))
Встречалось мне еще такое толкование:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.

Mariya, blagodaru!
ochen’ zanimatel’naya informaciya! kak i vse vashi uroki smotrela s ogromnim interesom.

Источник

Оцените статью