История «Gibson Flying V»: 1958-1979
Когда в 1957 году «Gibson» запустили в производство «Flying V», вряд ли кто подумать, что эти «космические гитары» породят многочисленных последователей и подражателей. И хотя оригинальные «Flying V» оказались не самой успешной серией за всю историю компании, сегодня они считаются классикой жанра, вызывая благоговейный трепет коллекционеров. Сегодня мы поговорим об истории этого необычного инструмента, охватив отрезок с 1958 по 1979 год, и сделаем акцент на ранних «Korina» и более поздних, «хендриксоподобных» моделях.
«Отцовство» Flying V приписывают человеку, которого зовут Тед МакКарти (Ted McCarty). В золотую эпоху Gibson (1950-1966) он занимал должность вице-президента компании. За годы его правления были сделаны два архиважных изобретения для индустрии гитаростроения — бридж tune-o-matic и звукосниматель хамбакер. Кроме того, мистер МакКарти дал жизнь процессу, который, по его словам, мог изменить мнение о Gibson, как о «чрезвычайно скучном, традиционном и старомодном» брэнде. Интрига, определенно, не обошлась без … Лео Фендера (Leo Fender), который своими «Телекастерами» и «Стратокастерами» доказал, что форма электрической гитары не имеет решающего значения для звучания. МакКартни увлекла мысль о том, что гитара может быть какой угодно формы. Не только джазовой «банкой» с грифом.
Надо сказать, что решение о создании чего-то «безумного и экстраординарного» пришло не с потолка. Человечество делало семимильные шаги вперед, а гитары Gibson не отражали всех этих процессов. Выслушав нарекания ряда дилеров, Тед МакКарти решил «показать, на что способны «Gibson». При разработке дизайна корпуса были отброшены все клише, условности и стереотипы. Гитары должны были выглядеть «необычно» и «современно». И в тоже время могли быть выполнены на станках и имеющемся оборудовании. По поручению МакКарти в Каламазу (Мичиган) были приглашены дизайнеры, которые сделали бесчисленное количество эскизов. Из них впоследствии получились Flying V, Explorer и Moderne.
Линия Flying V начиналась как громадный треугольник. Однако из соображений веса вырезали V-образную форму. Результат дизайнерских изысканий сначала окрестили Arrow («Стрела»), однако некий офисный острослов нарек гитару Flying V («летящая стрела», «косяк» птиц или перевернутый знак победы). Эта случайно оброненная шутка, чей смысл с трудом переводится на «великий и могучий», приклеилась мертвой хваткой к гитарам «космической» формы.
Прототип «Flying V» (до сих пор существует) был выполнен в 1957 году. Но в розничную сеть гитара поступила лишь в 1958 году.
Футуристический дизайн корпуса — далеко не единственная «фишка». При изготовлении использовалась уникальная порода древесины. Обычно ее называют «африканская лимба» (разновидность красного дерева, но светлее). Однако среди «гибсоновского» персонала по неизвестным причинам прижилось название «Korina». Эта порода дерева использовалась на некоторых лэп-стилах того периода. Африканская лимба была выбрана неслучайно: требовалось «чистое» дерево, которое давало бы инструменту «натуральный» вид. Клен для этих целей оказался непригоден — очень плотная текстура, очень тяжелая древесина. Таким образом, «Корина» становится «официальным материалом» «трио Корины»: Exployer, Moderne и, конечно, же Flying V, которую впервые представили на NAMM-show в 1957-м году. Публика была шокирована. Именно этого и добивались «Gibson». Однако новые инструменты не вызвали серьезного интереса ни у публики, ни у продавцом.
Корпус инструмента был выполнен из двух симметрично склеенных «крыльев». Это легко увидеть невооруженный глазом. Вместе с тем, накладка грифа выполнена достаточно просто: палисандр без кантика и перламутровые позиционные маркеры в форме дотов. По своему оригинальна головка. Она представляет собой как бы наконечник стрелы и идеально продолжает контур деки. Плюс рельефный логотип: крупный, серебряный пластик, который, к сожалению, быстро ломался.
Гитару оснастили стандартной фурнитурой, которую можно обнаружить на других серийных моделях. Хотя и с золотым покрытием. Звукоснимателями были два хамбакера типа PAF (Patent Applied For), а струнодержатель — tune-o-matic. Вместо tailpiece использовали металлический бридж в форме литеры «V», который повторял контуры корпуса. Струны продевались через корпус и затем попадали на струнодержатель. По своему интересное решение.
Колки — Klusons с пластиковыми головками-«тюльпанами», вроде тех, что ставили на поздние «50` Les Paul Standard». Ручки контроллеров представляли собой традиционные «дамские шляпки». Но что необычно, ручек было три — два отдельных volume на каждый из датчиков и общий tone — выстраивались они в ряд, параллельно линии корпуса. Подобное расположение и комбинация, вероятно, есть влияние «Fender Stratocaster». Пространство под струнами занимала трехслойная фальшпанель (белый/черный/белый; иногда — черный/белый/черный), чья нижняя часть повторяла контур нижнего крыла. Гнездо выхода типа «джек» крепилось на отдельной, круглой трехслойной пластиковой пластине (его расположение на нижнем «крыле»). Цветовая гамма, как правило, соответствовала фальшьпанели. Интересно заметить, что на торцевой части корпуса гитары крепилась резиновая полоска с бороздками, которая, де, предназначалась для фиксации инструмента на ноге исполнителя во время игры сидя. Трудно сказать, как на самом деле работала эта штука и насколько она была эффективна. Вероятнее всего, эта самая полоска скорее носила «прикладной, декоративный характер».
Гитары укомплектовывались коричневыми кожаными кейсами в виде равнобедренного треугольника с розовой или красной плюшевыми подкладками. Первоначальный вариант немного отличается от серийный образцов. Впрочем, отличия не столь существенны.
«Дизайн будущего» появился в каталогах 25 марта 1958 года по цене $247.50 плюс кейс за $75. Потом под вывеской «модернисткие гитары» в каталогах появились две модели Flying V и Explorer (обе по цене $247.50 c кейсом за $75).
На произведенных в 1958 и 1959 годах оригинальных моделях ставились отметки, обозначающие серийный номер: 8 **** и 9 ****. Первая цифра, которая стояла несколько в стороне от последних четырех, обозначала год производства. Так, у Дэйва Дэйвиса (Dave Davis) из «Kinks» была модель 1958 года с серийным номером 8 4643. В промежутке с 1962 по 1963 год «Flying V» выходили скромными тиражами. Их собирали из оставшихся дек и грифов 1958-59, снабдив «свежей» фурнитурой. Для гитар этого периода характерны звукосниматели типа sticker, система струнодержателя tune-o-matic и ручки потенциометров — «дамские шляпки» — с металлическими вставками «tone» и «volume», а также никелевое покрытие фурнитуры. По этому признаку можно без труда опознать «Flying V» данного периода. На них могли попадаться серийные номера 1958, 1959 и 1960 годов.
Рекордом продаж «Flying V» считается отметка 98 шт. в год (81 — в 1958, 17 — в 1959). Многие из этих гитар дошли и до наших дней. Как правило, их владельцы — богатые и знаменитых музыкантов. Среди имен счастливых владельцев можно обнаружить Билли Гибонса (Billy Gibbons), Джея Джейлса (J. Jeils), Нейла Янга (Neil Young) и других. Сегодня цена за оригинальный Flying V колеблется от $35.000 до $100.000 в зависимости от состояния. Неудивительно, что появились люди, которые занимаются подделками знаменитой серии. Опасаясь быть обманутыми, коллекционеры отказываются покупать инструменты, пока продавец не предоставит оригинальный кейс. Korina Flying V были переизданы в начале 80-х, а с 1990 года эта серия вновь запущена в производство.
Повторюсь, модели «Korina» не имели особого успеха. По словам МакКарти, он хотел «ошарашить» владельцев музыкальных магазинов, но те покупали гитары нехотя, для интерьера. Публика также отнеслась к экспериментам «гибсоновского» руководства с прохладцей. И лишь немногие исполнители, такие как Лонни Мэк (Lonnie Mack), Альберт Кинг (Albert King), взяли «шефство» над инструментом. Ну, и конечно, Дэйв Дэйвис.
— Дело было так, — рассказывает Дэйвис. — Я играл на заказном «Guild`е» и во время нашего американского тура ’64-’65, он бесследно исчез. Тогда это был мой единственный инструмент. Пришлось срочно искать замену. Заглянув в ближайший магазин музыкальных инструментов, я не нашел для себя ничего подходящего. И тут увидел эту старую гитару. Она была в пыльном кейсе. Я спросил у продавца: «Что это такое?» На что получил ответ, мол, а, это старая дурацкая гитара. Покупку обошлась мне в $60. Что-то в этом духе…
… А вот какая история связана с Flying V легендарного блюзмена Альберта Кинга. На протяжении всей музыкальной карьеры Flying V были его фаворитами. И вот в 1988-м на свое 65-летие он получает в подарок от гитариста «ZZ Top» Билли Гибонса (Billy Gibbons) мастеровой инструмент. Работа нэшвиллского мастера Тома Холмса (Tom Holmes), который ранее сделал 25 гитар для музыканта «ZZ Top», а также несколько для Бо Диддли (Bo Diddley).
В декабре 1992 года, незадолго до гибели от сердечного приступа, Кинг подарил инструмент его нынешнего владельцу, сводному кузену Ли Кингу (Lee King). Ли со своим братом Сэмом (Sam) пришли в один из лос-анджелесских клубов, чтобы послушать Кинга. Этому выступлению суждено было стать последним в карьере блюзмена.
— Мы были за кулисами, когда Альберт выходил со сцены, — вспоминает Ли Кинг. — Он сказал, что чувствует себя неважно и должен обратиться к врачу. Потом он дал мне гитару, сказав: «Вот — бери и играй». Потом его вызвали на «бис», и он попросил нас с Сэмом выйти вместе с ним. Отыграв номер, он при всех подарил мне гитару. Я был шокирован. Просто не знал как мне благодарить его. На что Альберт ответил, что хочет, чтобы я всего-навсего играл блюз.
Впрочем, я немного забегаю вперед…
Не взирая на успехи своего «заклятого друга» «Fender», который стремительно набирал обороты, «Gibson» упрямо гнул линию производства модернистских гитар. После небольшого успеха первой партии «Firebird» в 1965 году было принято решение возобновить выпуск «Flying V». Известные среди коллекционеров как «first reissues» — «первые переиздания» — эти гитары появились в 1966 году, вызвав еще больше пересудов, чем их предшественники. Как пример — конструкция из на красного дерева. Заостренную головку украсил логотип, выдавленный на огромной крышке, прикрывающей анкерный стрежень. Соединение грифа с корпусом имело больший наклон. Исчезла V-образная пластина-«якорь». Вместо нее появился струнодержатель «Gibson vibrola», наподобие того, что ранее ставилась на дешевые модели «Firebird». Большей стала и фальшьпанель, который теперь располагается под большим углом. Потенциометры теперь образовывают треугольник и установлены на одной с пластине с выходом, который также поменял свою дислокацию. Здесь же — переключатель датчиков. Первоначально в качестве ручек использовали «дамские шляпки» с металлическими «кепками», затем в 1967 году — «шляпа ведьмы». Бридж остался без изменений — tune-o-matic: латунь. В качестве звукоснимателей стали использовать запатентованные хамбакеры с серийными номерами, не PAF`ы, всю фурнитуру — хромировать. Отказались и от резиновой полоски.
В этот период Flying V в основном выпускались с отделкой «Cherry» и «Sunburst». Но были возможны и варианты. Часто использовались «Sparkling Burgundy» и «Candy Apple Red».
Было выпущено менее 200 экземпляров инструмента. По данным «Gibson», 2 — в 1966-м, 111 — в 1967-м, ни одной — в 1968-м, 15 — в 1969-м и 47 — в 1970-м. «Первое переиздание» стало еще более раритетным, чем «Korina». И все же многие исполнители взяли эти гитары на вооружение. У Марка Болана (Marc Bolan) был экземпляр с ореховой отделкой. Энди Пауэлл (Andy Powell) купил себе сразу два «Flying V» — черный и красный.
Но, как бы там ни было, эта модель всегда будет ассоциироваться с Джими Хендриксом (Jimi Hendrix). Джими играл на трех гитарах «первого переиздания». Первая — правосторонняя модель 1967 года (серийный номер — 000256) — ныне принадлежит Дэйву Брюису (EX — «Kane Gang»). Однажды Джими, вдохновившись примером Джорджа Харрисона (George Harrison), раскрасил гитару собственноручно. На внутренней стороне V-образного выреза Хендрикс сделал надпись «Love Drops» (что-то вроде «Любовь здесь больше не живет»). Эту гитару можно услшыать на альбомах «Axis Bold As Love» и «Electric Ladyland». На концертах черный расписанный «Flying V» использовался, главным образом, для исполнения блюзов, вроде «Red House» или «Cat Fish Blues».
Второй правосторонний Flying V 1969-го с отделкой «Sunburst» и серийным номером 932954 был продан с аукциона в 1994 году. На нем было отыграно знаменитое выступление в Maddison Square Garden 18 мая 1969 года.
И, наконец, третьей Flying V была заказная левосторонняя черная гитара (серийный номер — 846476). Для нее характерно необычное золоченное покрытие фурнитуры и еще более неожиданные позиционные маркеры в виде. Сейчас эта гитара находится в «Hard Rock Cafe» (Даллас).
«Медальон»: 1971-1974
За «первым переизданием» последовал небольшой тираж (350 штук) «Flying V», каждый из которых был отмечен золотым «медальоном» или «монеткой», крепившейся либо с тыльной стороны, либо на верхнем крыле. Выпуск серии был приурочен к Олимпийским играм 1972 года. «Медальоны» практически ничем не отличаются от своих предшественников. Разве что используется конструкция «stop tailpiece» (железный брусок за бриджем, сквозь который продеваются струны).
Второе переиздание 1975-79
Оно практически ничем не отличается от «Медальонов». Гитары были выпущены большими тиражами. На этом месте позвольте поставить многоточие. «Flying V» претерпевают многократные переиздания и в наши дни. Но это уже новейшая история…
Источник
FLYING V: ЛЕГЕНДА УДОСТОИЛАСЬ ФИЛЬМА
Гитара Gibson модели Flying V — один из самых знаковых инструментов в истории рока. Её характерный силуэт хорошо известен даже тем поклонникам музыки, которые не любят погружаться в детали. Но у них скоро будет неплохой шанс квалифицированно разобраться во всех гитарных тонкостях – об этой гитаре будет рассказываться в новом документальном фильме “Flying V”, который выйдет на DVD 11 сентября.
67-минутный фильм был снят режиссёром Питером Хансеном (Peter Hansen) и содержит интервью с многими гитаристами, популяризировавшими этот инструмент. И на самом деле, гитара Gibson Flying V на протяжении многих лет использовалась участниками таких известных групп как Metallica, Judas Priest, Slayer, Megadeth. Играли на ней и Jimi Hendrix, Brian May, Tom Petty и многие другие знаменитости.
Маленькая историческая справка: гитара была впервые представлена фирмой Gibson в 1958 году. Вот как выглядела патентная заявка на неё.
Модель, конечно же, поражала радикальным футуро-космическим дизайном, но при этом оставалась более чем рабочим инструментом с отличным характерным звуком. Что касается стреловидного корпуса, то он выглядел даже более необычно, чем Explorer, который Gibson выпустил в том же году. Напомню вам, как выглядит Explorer, чтобы вы могли сравнить.
Помимо классической формы Flying V у Gibson была параллельно разработана модель Moderne – это было в 1957, — с выгнутыми линиями корпуса. Однако её выпуск компания решила приостановить до 1982 года. Вот как она выглядела.
Сегодня гитары Moderne из серии выпуска 1982 года представляют собой достаточною редкость. У одного моего товарища такая есть в коллекции.
Но вернёмся к обычной гитаре Flying V. В 1958 году не было строгих ограничительных правил по экспорту редкой древесины, поэтому многие африканские страны, что называется, «рубили всё под корень». Именно поэтому первоначальная партия гитар Flying V использовала древесину редкого дерева Лимба, которую Gibson маркетировал под торговым наименованием «корина» (“korina”). Именно поэтому гитары первых серий выпуска ценятся гораздо дороже. В более поздних моделях использовалась обычная древесина.
Несмотря на уникальное дерево, первая партия гитар Flying V успеха не имела. Возможно, причиной тому был слишком радикальный дизайн. Всего было произведено и продано менее 100 гитар.
Однако, некоторые гитаристы – например блюз-гитарист Альберт Кинг (Albert King) и рок-гитарист Дэйв Дэвис (Dave Davies) из The Kinks, — сразу признали необычный дизайн и стали популяризаторами модели. Оба этих музыканта остались верны Flying V и спустя долгие годы – и после того, как она была снята с производства.
Некоторый всплеск популярности этих инструментов произошёл через 5 лет после начала производства — в 1963 году, — и тогда компания Gibson приняла решение сделать небольшое количество Flying V из оставшихся деревянных заготовок от первоначальной серии. Эти гитары сейчас тоже представляют коллекционный интерес.
Но оригинальных «деревяшек» было совсем немного, поэтому, когда в 1967 году производство было возобновлено в увеличенных масштабах, инструменты делались уже из «простых» сортов древесины.
В 80-е гитару полюбили представители трэш-метала. Керри Кинг (Kerry King) из Slayer никогда не обходился без неё; она также остается одним из базовых инструментов Дэйва Мастейна (Dave Mustane) из Megadeth.
Ну а Джеймс Хетфилд (James Hatfield) из группы Metallica занимает центральное место на афише фильма – у него имеется Flying V с первых дней существования группы.
Все вышеупомянутые гитаристы дали интервью для фильма.
Забавно, что прежде, чем стать основным инструментом хэви-метала, Flying V была олицетворяла совсем другую эстетику – стреловидный корпус с острыми углами намекал на стиль “streamline”, что, в свою очередь, соотносило это с музыкальной «серфинг эстетикой». Некоторые критики шли ещё дальше в своих ощущениях, видя в формах Flying V прямую параллель с автомобильным стилем Chevrolet Corvette из 50-х.
Но от дизайнерских аспектов перейдём непосредственно к звуку. Рок-н-ролльные музыканты поколения 60-х и 70-х — такие как Дэйв Дэвис (мы о нём уже говорили) и Марк Болан (Marc Bolan) из T. Rex, — с большим удовольствием и гордостью играли на таких гитарах. Вот знаменитая фотография Болана с Flying V.
Дело в том, что оснащенная двумя звукоснимателями типа humbucker, эта гитара выдавала мощный и плотный звук, способный заполнить всё пространство зала. Похоже, что именно это привлекало Дэвиса и Болана – в их игре подразумевалась такая фактура.
Для многих групп – как, например для Judas Priest, — визуальный эффект от использования этих гитар стал частью “stage presentation”.
Даже если вы сами не играете на гитаре, советую вам хотя бы немного разобраться в моделях гитар: это ключ к пониманию многих важных моментов в рок-музыке. Надеюсь, что фильм про Gibson Flying V не обманет ваших ожиданий.
Источник