Звук фортепиано
Звук фортепиано начала XIX века обладал большой выразительностью, но новые композиторы (за исключением, пожалуй, Шуберта) нуждались еще и в силе звука. Бетховен и Лист, исполняя свои произведения, буквально разбивали инструменты. Один из гостей Бетховена так писал о состоянии его фортепиано:
Вот какое зрелище предстало перед моими глазами: из клавишей верхнего регистра нельзя было извлечь ни звука, а порванные струны смешались, как ветви колючих кустарников после бури.
Современный рояль является потомком французских и английских фортепиано — инструментов с более сильным звуком и большими адаптационными возможностями; венское же фортепиано постепенно исчезло с музыкальной сцены. Интерес к нему возродился лишь недавно: были сделаны точные копии инструментов работы Штейна и Графа, сохранившихся до наших дней. Звук этих инструментов очень отличается от звучания современного фортепиано. Кеннет ван Бартольд описывает его как серебристый, слабый, даже при сильном ударе, и очень прозрачный. Кроме того, соотношение между регистрами (нижним, средним и верхним) отличается от того, что мы видим в современных инструментах. Играя Моцарта, Гайдна или раннего Бетховена, сложно сохранить равновесие, пальцы не справляются с легато: мелодия идет вразлад с аккомпанементом… Наши инструменты не вполне годятся для исполнения музыки, рассчитанной на звучание венского фортепиано; современное фортепиано — неважная замена инструменту тех времен.
У Шуберта были свои взгляды и на фортепиано, и на стиль игры на нем. Его вполне устраивал звук инструмента, и он не жаждал более сильного звучания. В 1825 году в письме к родителям из Штейра, где он проводил отпуск, Франц говорит о своей нелюбви к «романтическому» стилю игры на фортепиано:
Я не выношу этого ужасного битья по клавишам, к которому прибегают теперь даже прекрасные пианисты; оно не доставляет наслаждения ни уху, ни душе.
В том же письме читаем: «…некоторые уверяли меня, что клавиши под моими пальцами поют».
В другом письме, написанном тем же самым летом и адресованном брату Фердинанду, Шуберт рассказывает о том, какое впечатление производит на публику исполнение его песен: «Манера, в которой Фогль поет, а я аккомпанирую так, что кажется, будто мы одно целое, является для этих людей совершенно новой и неслыханной».
Зная, как звучит настоящее венское фортепиано, мы можем лучше понять шубертовскую трактовку Lieder. Решающим в ней является то, что аккомпанемент должен звучать в единстве с вокальной партией, а не подчиняться ей, не быть чем-то второстепенным; поэзия и музыка, сливаясь в единое целое, дают совершенно новое звучание.
Двое из друзей Шуберта оставили потомкам свои рассказы об отношении композитора к фортепиано, о его глубокой убежденности в том, что голос и инструмент должны быть едины. Старый друг Шуберта Альберт Штадлер писал:
Видеть и слышать, как он исполняет свои фортепианные сочинения, было истинным наслаждением. Прекрасный удар, спокойная рука, чистый, ясный звук, игра, полная одухотворенности и чувства. Он принадлежал еще к старой школе хороших пианистов, у которых пальцы не терзают, как хищные птицы добычу, тело бедных клавиш.
Источник
Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки (Гиа по русскому)
Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.
Многие из нас ещё с раннего возраста увлекаются игрой на музыкальном инструменте. Будь то фортепиано или гитара, барабан или саксофон – каждый находит свой «родной» инструмент и звук.
Меня же всегда привлекало нежное звучание струн скрипки. Первый раз я услышала её на концерте классической музыки, который был дан проездом в моём городе. Тишина. Все замерли. Скрипач, который играл, был совсем юн. Он поднял смычок, и, через мгновение, полилась по залу чарующая и печальная музыка. Она то затихала, то снова начинала звучать громко. То резко и быстро, то нежно и плавно. Звучание скрипки было настолько прекрасно и одновременно грустно, что я не смогла сдержать нахлынувших слёз восхищения. Скрипач играл о неразделённой любви и скрипка, словно живая, сама плакала в его руках.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Я была потрясена.
А вскоре я наткнулась на произведение Чехова «Скрипка Ротшильда» о гробовщике Якове, у которого умирает жена. Он от угрызений совести о плохом обращении с ней, начинает играть на скрипке, которая у него только и осталась. В финале рассказа Яков играет последнюю в своей жизни мелодию еврею Ротшильду, которого до этого ненавидел. Скрипка становится символом духовного единства этих людей.
Скрипка – царица музыки. Игра на ней заставляет душу трепетать, рождает живые чувства. И с этим я полностью согласна.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id11550
Источник
ГЛАВА ПЕРВАЯ. 2. Первые музыкальные впечатления
2. Первые музыкальные впечатления
Мои первые музыкальные впечатления относятся ко времени раннего детства, когда я еще не начинал учиться музыке.
Мать моя, от которой я, по всей вероятности, унаследовал музыкальные способности, хорошо играла на рояле. Хотя она и не была настоящей заправской пианисткой, на помню с каким удовольствием я тогда слушал ее игру. И первая мелодия, глубоко запечатлевшаяся во мне, была мелодия первой темы последней части 8-й, «Патетической», сонаты Бетховена.
До сих пор в моей памяти живо то меланхолическое очарование, которое мотив этот вызывал во мне каждый раз, корда я его слышал. Мне было тогда, вероятно, не больше пяти или шести лет.
Вам, может быть, покажется странным и неправдоподобным, чтобы; в таком возрасте можно было вообще испытывать какое-то «меланхолическое очарование». Я знаю, что и взрослые люди и даже некоторые очень опытные музыканты не могут допустить того, чтобы дети могли тай чувствовать музыку и ее нутро.
Между тем по этому поводу я вспоминаю опыт одного концерта, много лет назад устраивавшегося в Петербурге специально для детей самого раннего возраста, доказывающий противоположное.
В этом концерте, среди песен и романсов, специально подобранных для детского понимания, один из моих учеников, Генрих Статкевич, по моему выбору, должен был исполнить эту «Патетическую сонату».
На концерте присутствовал известный композитор Цезарь Антонович Кюи. Перед началом концерта, просматривая программу и узнав, что выбор этой сонаты был сделан мною, он обратился ко мне со словами:
— Как вы могли в таком концерте поставить в программу эту сонату, да еще целиком? Дети, ведь, ничего не поймут и будут скучать.
А. когда, по окончании концерта, детей попросили сказать, что из программы им понравилось больше всего, записали их ответы и сделали этим ответам подсчет, то оказалось, что огромное большинство детей, среди которых очень многие были в возрасте не старше семи лет, указало на бетховенскую сонату. Да и наблюдая за детьми во время исполнения программы, и я и Кюи видели, с каким особенным вниманием они слушали именно эту сонату и как тихо при этом сидели, видимо получая от нее сильное впечатление.
Кроме игры моей матери соло на рояле, я помню еще, сколько раз большое удовольствие доставляли мне в те же ранние годы детства дуэты, исполнявшиеся ею вместе с моим дядей, ее братом, прекрасно и с большим увлечением игравшим на скрипке.
Дядя, как и моя мать, не был профессиональным .музыкантом. Но когда он брал скрипку в руки, он весь преображался. На лице его появлялось самое серьезное сосредоточенное внимание и какое-то особенное выражение удовольствия от извлекаемых им из своего инструмента мягких; сочных и певучих звуков.
Позднее я узнал от моей матери, что учителем ее и ее брата был некто Зеегофер, у которого оба они занимались в молодости в Одессе. Как видно, Зеегофер, подобно многим немецким музыкантам, был в музыке на все руки мастер., так как учил и игре на рояле и игре на скрипке.
Со слов моей матери я знал также, что учитель их выдавал себя за ученика Бетховена. Однако сколько впоследствии я ни читал книг о Бетховене, нигде среди имен учеников великого композитора не находил его имени, так что утверждение это не могу считать достоверным.
Отец мой не был от природы одарен особой музыкальностью. Правда, он очень любил напевать короткие мотивы из бывших тогда особенно популярными опер Верди — «Трубадура», «Травиаты», «Риголетто», но пел он, сколько мне помнится, довольно-таки приблизительно в отношении чистоты интонации.
Тем не менее, музыку он любил, пожалуй, даже больше, чем любила ее моя мать.
Я всегда и впоследствии удивлялся, как он, не получив никакой музыкальной подготовки, не играя ни на каком инструменте и имея от природы далеко не совершенный слух, любил слушать самую серьезную музыку, упивался ею и, видимо, сильно ее чувствовал.
Я вспоминаю, например, как в один из его приездов в Петербург мы вместе с ним были в концерте, в котором прекрасный квартет, во главе с изумительным художником-скрипачом Ауэром и не менее крупным художником-виолончелистом Давыдовым, исполнял серьезнейшее камерное произведение для струнного квартета. Сидя рядом с отцом, я все время; в этом концерте видел, с каким вниманием и наслаждением он слушал эту, казалось бы недоступную для него, музыку. Не раз замечал я при этом, как на глазах его появлялись слезы, свидетельствовавшие о глубоком впечатлении, которое производила на него игра первоклассных артистов. Нужно сказать, что музыка, которую мы тогда слушали вовсе не была печальной, и слезы эти не были слезами грусти ею вызванной, а были слезами умиления от необычайной красоты звука квартетного ансамбля и высокой художественности исполнения.
Ежедневно, приходя во время обеденного перерыва с работы домой и пообедав за полчаса, отец ложился отдыхать и остальные полчаса слушал, как мы с сестрой играли в четыре руки. Я делал это по его просьбе всегда с удовольствием. Сестра же моя, любившая гораздо больше читать интересные книги, чем играть, исполняла желание отца довольно неохотно, но ослушаться его не осмеливалась, так как отец наш был человек с сильным характером, и мы, дети, несмотря на то, что он никогда нас не наказывал, очень его уважали и слушались беспрекословно.
В связи с упоминанием об игравшем с моей матерью брате ее, любителе-скрипаче, мне вспомнился курьезный эпизод, который для вас будет интересен потому, что рассказ о нем немного познакомит вас с музыкальной жизнью больших русских провинциальных городов в то время, когда в них еще не были открыты отделения бывшего «Русского музыкального общества» и вся местная музыкальная жизнь обслуживалась любителями.
Дядя мой не только играл на скрипке, но и отлично знал альтовый ключ и прекрасно играл на альте. Когда он переехал в соседний большой город, находящийся в двух часах езды по железной дороге от нашего городка, он сорганизовал там струнный квартет, в котором исполнял партию альта. Кроме того он принимал деятельное участие в тамошнем музыкально-драматическом кружке, носившем название «Филармонического общества», членом которого он состоял.
Когда я однажды приехал к нему погостить на несколько дней, он как-то утром сообщил мне, что в его квартире вечером состоится репетиция 5-й симфонии Бетховена под управлением директора общества, дирижера Кортмана.
Вечером пришло человек двадцать любителей со струнными и духовыми деревянными инструментами.
Через некоторое время пришел и сам Кортман, совершенно красный и явно сильно выпивший (о том, что в городе он славился не только как отличный музыкант и дирижер, но и как неисправимый пьяница, я уже раньше слышал).
Кортман сел за рояль, на котором он должен был исполнять партии духовых медных инструментов, отсутствовавших на репетиции.
Он играл и одновременно дирижировал свободной рукой, громко делал замечания и указания исполнителям.
Репетиция продолжалась больше часа.
Я до сих пор с ужасом вспоминаю об этой музыке. Большего разброда и большей какофонии мне в жизни слышать не приходилось.
Когда все окончилось и все разошлись, я спросил дядю:
— Что же это завтра будет? Неужели так они и будут играть в концерте?
— Не беспокойся, — ответил он мне. — Завтра в концерте будут играть совсем другие — хорошие любители, а не те, которые репетировали сегодня, этих завтра играть не пустят. Да и Кортман в концерт придет трезвый, так как в день концерта он никогда не напивается. Сегодняшнюю же репетицию устроили только для плохих любителей, чтобы они не были в претензии, что директор «Общества» с ними не занимается.
И действительно, на другой день вечером в концерте я услышал вполне приличное и стройное исполнение хорошими любителями симфонии Бетховена под управлением отличного и талантливого (притом вполне трезвого) дирижера.
Вернусь, однако, к описанию моего домашнего музыкального быта.
Музыки у нас дома было очень много. Кроме меня и старшей сестры, игре на рояле учились у Молла, еще и две младшие мои сестры, а четвертая, самая младшая, училась играть на скрипке у концертмейстера нашего итальянского городского оркестра — Оффичиозо.
В гимназии я сблизился с двумя братьями Пащеевыми — скрипачом и виолончелистом, моими товарищами по классу.
Их отец, Федот Пащеев, происходил из крепостных, принадлежавших какому-то крупному помещику, у которого он был чем-то вроде придворного капельмейстера, организовал оркестр из крестьян, сам обучал их игре на разных инструментах и дирижировал этим оркестром.
Своих двух сыновей он также сам обучил музыке.
Младший, Борис, был очень талантлив и отлично играл на скрипке. Впоследствии он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Гржимали, у которого и окончил, после чего служил в оркестре оперы Большого театра в Москве первым скрипачом. Старший, Василий, игравший на виолончели, тоже был способный, но до крайности ленив, и музыканта из него не вышло.
Вся семья Пащеевых была очень музыкальна. Неудивительно поэтому, что, вскоре после более близкого знакомства с этой семьей, мы с Борисом и Василием образовали постоянное домашнее трио и очень много играли вместе у нас дома и у них в семье.
Играли мы, конечно, не. только трио, но и дуэты для фортепиано со скрипкой и для фортепиано с виолончелью. Часто я также аккомпанировал их сольному исполнению.
Играли мы и серьезную музыку и произведения легкого жанра вроде, например, «Оперы без слов» Берио («Opera sans paroles») для фортепиано, скрипки и виолончели.
Я очень любил аккомпанировать и играть в ансамбле. Это — особенное удовольствие. А польза для музыкального развития от этого огромная.
Когда аккомпанируешь, необходимо очень внимательно слушать певца, скрипача или виолончелиста, чтобы возможно тоньше играть свой аккомпанемент и не заглушать солиста, иначе вся музыка делается непонятной и бессмысленной. А когда играешь в ансамбле, все время надо хорошо разбираться, в каких местах на твою долю выпадает аккомпанемент и где, наоборот, ты — главное лицо и должен уметь свою партию выдвинуть на первый план. Особое удовольствие еще испытываешь при аккомпанементе и при ансамблевой игре, когда удается вполне согласованно в ритме играть вместе со своими партнерами.
Согласованность в ритме и уменье разбираться, что в музыке главное и что должно этому главному подчиняться, — все это вместе и является причиной, почему аккомпанемент и ансамблевая игра так развивают общую музыкальность.
Прибавьте к этому еще то, что ни аккомпанировать, ни играть в ансамбле невозможно, если не слушать самым внимательным образом и себя самого и других исполнителей. Вот почему аккомпанемент и ансамблевая игра очень развивают тонкость слуха. Для нас же, музыкантов, раз-: витый слух имеет такое же важное значение, как острое и наблюдательное зрение для художников-живописцев.
В описываемый период моего обучения до поступления в консерваторию я слышал много хорошей музыки, посещая также концерты приезжавших в наш город крупнейших артистов (Николай Рубинштейн, София Ментер, Анна Есипова, Сергей Танеев, скрипач Ауэр, арфистка Цабель, певицы Дезирэ Арто, Алиса Барби).
Из их исполнений мне особенно памятны «Лунная соната» Бетховена (Николай Рубинштейн), соната «Appassionata» Бетховена (Есипова), Фантазия Листа на мотивы оперы «Немая из Портичи» (Ментер) и романсы Шумана и Шуберта (Барби). Кроме того я часто бывал в опере, где слышал, если и не знаменитых, то, во всяком случае, очень хороших итальянских певцов и певиц.
Оперы тогда производили на меня сильное впечатление- Особенно нравились мне «Гугеноты» Мейербера и «Демон» Рубинштейна. По нескольку раз слушал я также оперы Верди «Трубадур», «Риголетто», «Травиату», а также «Фауста» Гуно. Большое удовольствие и большую пользу; приносило мне слушанье опер «Фауста» и «Риголетто», которые я хорошо знал, потому что много раз играл их с сестрой в четыре руки, а также слушанье «Травиаты», каждая нота которой мне была знакома по клавираусцугу для двух рук.
Не мало доставляли художественных музыкальных впечатлений и любительские концерты, организовывавшиеся Молла при участии лучших местных сил. Среди певцов и певиц были очень музыкальные люди с прекрасными голосами, большей частью ученики самого Молла.
Оркестровая музыка, которую я слушал летом в саду в исполнении нашего оркестра под управлением Молла, также пополняла запас моих музыкальных впечатлений и расширяла мое знакомство с музыкальной литературой.
Из всего этого очерка вы видите, с каким обширным и богатым общим музыкальным багажом я в семнадцатилетнем возрасте поступил в консерваторию.
Источник