Мои импровизации для гитары

Рок импровизация >Импровизируй осознанно: Не тот лад? Отлично!

Из всех умений и навыков гитариста владение мажорными ладами, пожалуй, можно считать самым важным. В первую очередь это касается импровизаторов.

Разные звучания и идеи — если пользоваться ими грамотно — могут по-разному влиять на слушателя. А знание ладов — это, по сути, ключ к пониманию многих других важных вещей в музыке. По-разному комбинируя одни и те же семь нот, вы получаете много разнообразных возможностей.

Думаю, каждому из нас доводилось играть на джем-сессии, где — если убрать все мелодические и гармонические эксперименты — в итоге все сводилось к дорийскому ладу. Это надоедает. Сегодня мы посмотрим, как с помощью других ладов можно несколько разнообразить ситуацию. Хочу предупредить сразу: если делать это неправильно, результатом будет жалкая группка фальшивых нот. Но если подойти к вопросу со всей серьезностью и учесть при этом стиль, а также присутствие других музыкантов, которые, возможно, обладают хорошим слухом, этот прием вполне может обогатить ваш арсенал новыми интересными идеями. Итак, за дело!

Импровизация на гитаре. Примеры

Упр. 1 основано на стандартной аккордовой последовательности в А миноре. Это чередование аккордов Am7 и E7#9, украшенное несколькими хендриксовскими фразами. На фоне такой последовательности хочется играть в рамках А-дорийского лада (A-B-C-D-E-F#-G). Я считаю, что в дорийском ладу самой выразительной является шестая ступень. В данном случае это нота F#. Эта нота дает дорийскому ладу несколько более позитивное звучание по сравнению с эолийским (который также называют минорной гаммой). Кроме того, я играю несколько пентатонических ходов, которые подходят ко всем трем минорным ладам (эолийский, дорийский, фригийский).

Читайте также:  Аккорда для гитары третье сентября

Давайте посмотрим на эту прогрессию повнимательнее. Вы заметите, что ни один из этих аккордов не содержит ноту F#. Также в них нет ноты F, которая в данном случае является пониженной шестой ступенью. По этой причине на фоне этой прогрессии я могу играть как в дорийском, так и в эолийском (A-B-C-D-E-F-G) ладах. Посмотрите на Упр. 2 . Здесь я играю ходы в дорийском и эолийском ладах.

Данная прогрессия очень проста. Она не ограничивает нас в мелодическом плане, поэтому мы имеем полное право чередовать дорийский и эолийский лады. Это также полезно знать и в том случае, если вы играете аккомпанемент. Добавление интересных аккордов может подать солирующему музыканту новую идею, но нужно помнить о том, что чем сложнее и напряженнее прогрессия, тем ограниченнее возможности для соло. Поэтому обращайтесь с аккордами аккуратно!

В следующем примере ( Упр. 3 ) я играю на фоне стандартной последовательности во фригийском ладу. Здесь чередуются аккорды Bm7 и C, являющиеся диатоническими для В-фригийского лада (B-C-D-E-F#-G-A). За исключением нескольких проходящих нот, я придерживаюсь этого лада, играя соло. Все это замечательно, но давайте подумаем, что можно сделать, чтобы соло стало чуть менее предсказуемым.

На фоне аккорда Bm7 отлично звучит В-дорийский лад (B-C#-D-E-F#-G#-A). Он придает чисто фригийскому подходу совершенно новый характер. Но как только происходит смена аккорда, эта гамма идет вразрез с нотами аккорда С. Для этих аккордов лучше подходит В-фригийский лад. В отличие от первого примера, где мы брали дорийский лад, здесь мы не можем так просто начать играть в другом ладу. В данном случае многое зависит от того, какой аккорд звучит в настоящий момент. Поэтому здесь ситуация несколько сложнее. Она требует чуть больше опыта и практики.

Табы и ноты к упражнениям 4-7 можно скачать по ссылке ниже:

В Упр. 4 я играю на фоне той же прогрессии, что и прежде, но в гораздо более медленном темпе. Я играю вниз и вверх по гамме восьмыми нотами. На аккорд Bm7 я играю В-дорийский лад, а на аккорд С В-фригийский. Также на смене аккордов я проговариваю, к какой гамме я перехожу. Поиграйте это упражнение несколько раз, чтобы научиться плавно и быстро переключаться от одной гаммы к другой. Этот способ хорошо работает как раз в тех случаях, когда нужно научиться солировать, оперируя разными гаммами, поэтому запомните его.

В Упр. 5 я импровизирую на фоне нашей фригийской аккордовой прогрессии, пользуясь как дорийским, так и фригийским ладами. Получается что-то вроде «прилива» и «отлива» нот. Очень похоже на вдох и выдох, правда?

Проанализируем еще одну ситуацию, где использование разных ладов тоже может пригодиться. На этот раз возьмем миксолидийский лад — любимую гамму любого гитариста-импровизатора. Я просто обожаю этот лад! Он сочетает в себе позитивность и легкость мажора и блюзовое звучание малой септимы. Аккордовая прогрессия представляет собой чередование аккордов D6 и C6, но кроме этого, на протяжении всего трека звучит открытая первая струна. Мне просто очень нравится эффект, который это дает.

Это неплохой подход. Миксолидийский лад звучит отлично практически всегда, и мне довелось слышать огромное количество интереснейших и длинных соло, сыгранных исключительно в этом ладу. Но давайте посмотрим, есть ли другие варианты.

Как и в примере с фригийским ладом, мы не можем просто так менять лады, когда нам вздумается. Гамма должна сочетаться с нотами каждого аккорда. Поэтому попробуем вот что: на фоне аккорда D6 сыграем в D-ионийском ладу (D-E-F#-G -A-B-C#). Большая септима (С#) отлично звучит на фоне этого аккорда. Или, если вам хочется чего-то еще более экзотического, поэкспериментируйте с D-лидийским ладом (D-E-F#-G#-A-B-C#) на фоне того же аккорда. Как только начинает звучать аккорд С6, возвращайтесь в D-миксолидийский лад.

В Упр. 7 я использую тот же подход, что и в прошлый раз. Также обратите внимание на то, что на фоне D6 я иногда играю в ионийском ладу, а иногда в лидийском. Лидийский лад придает соло несколько более необычный характер.

Если вы хотите послушать, как мастера пользуются этой идеей в контексте миксолидийского лада, вот вам кавер-версия Джимми Херринга (Jimmy Herring) на песню Beatles “Within You, Without You”.

Но помните: здесь очень важно не переборщить! Вы наверняка заметили, что даже в случаях, когда я играю новые гаммы, я периодически вставляю и диатонические ходы тоже. Каждый лад — это своего рода ингредиент, придающий произведению новый оттенок. Но если добавить слишком много того или иного ингредиента, никто не сможет разобраться в том, что же получилось. Поэтому не перестарайтесь! Экспериментируйте и находите собственные пути применения этих идей. Удачи!

Пытаюсь научиться импровизации, но пока что слабо получается. Попробую воспользоваться Вашей методикой.

Источник

10 советов по импровизации от Andrew York, Roland Dyens и Dušan Bogdanovic

Первый вопрос, и в некотором смысле самый сложный — осмыслить саму идею импровизации на классической гитаре. Что именно есть импровизация, а что нет? Импровизация — привычная часть музыкального инструментария для гитаристов, специализирующихся на джазе, фламенко, блюграссе, блюзе, роке и других жанрах — оказалась относительно заброшена, если не совсем осмеяна, в жанре современной классической гитары. Конечно, это относится в основном к классической музыке. Но, учитывая историю классической музыки и эволюцию гитары, пожалуй удивительно, что импровизация теперь не играет никакой роли.

Импровизация была обычным явлением в старинной классической музыке. Музыканты эпохи Возрождения, барокко, классического и романтического периодов импровизировали украшения, такие как трели, морденты, апподжиатуры и другие; такие композиторы, как Бах, Моцарт и другие импровизировали все формы, в том числе ричеркар, фугу и вариации. Сегодня этот музыкальный материал кажется каноническим и не подходит для импровизационных экспериментов. Каденция концерта первоначально была разделом между частями, позволяя солистам демонстрировать свои навыки импровизации, и так вплоть до 19-го века, когда композиторы начали выписывать каденции в полном объёме. Исполнители на лютне и виуэле часто импровизировали «прелюдию», чтобы проверить инструмент или сделать вступление перед другой музыкой.

Импровизационная «прелюдия» — так назвал своё произведение французский гитарист и композитор Roland Dyens, один из самых современных импровизаторов на классической гитаре. «Для меня это почти обряд», — говорит он. «Я люблю импровизировать, и начать концерт с импровизации — лучший способ проверить звук в зале, оценить настроение и реакцию публики, разогреться, почувствовать свою гитару. И это связывает меня с традицией прелюдирования».

Roland Dyens импровизирует на конференции GFA 2012 года:

Импровизация может содержать разные вещи: прыжок в запредельное, спонтанность, немного риска. Её можно определить в наиболее широком смысле как неподготовленную композицию или свободное исполнение музыкального эпизода, не предписанного нотацией или каким-либо другим способом. Создание нового ритма, одновременное приукрашивание гармонии, придумывание новой мелодии или «сиюминутной» вариации мелодии — в импровизации возможны все подходы.

«Один из способов импровизировать — это сочинять на месте», — говорит известный гитарист, композитор и импровизатор Andrew York. «Когда мы импровизируем, мы находимся в дзен-подобном моменте, воспроизводя идеи, которые приходят, надеюсь, без лишних размышлений. Тем не менее, кто-то, кто импровизирует, может иметь и большее чувство времени — и реализовать какие-то идеи развития музыкальной формы. Но на самом деле это довольно сложная задача — держать такую перспективу в голове, когда вы целиком находитесь в настоящем моменте».

Лёгкая композиция

Немногие выдающиеся классические гитаристы импровизируют на регулярной основе; несомненно, не случайно, что большинство из этих импровизаторов также являются и композиторами для инструмента. Хотя импровизация не является обязательным условием для композиции, эти две дисциплины кажутся взаимодополняющими. Roland Dyens отмечает: «У меня есть близкие друзья, которые являются выдающимися композиторами, но которые реально не знают, как сымпровизировать три ноты подряд. Для меня лично, композитор обязательно подразумевает импровизатора, но в реальности это не всегда так».

Dušan Bogdanovic, сербско-американский гитарист и композитор, прославленный своими блестящими импровизациями, говорит: «Я написал в своей книге «Ex Ovo», что в идеальном случае импровизация будет такой же структурированной, как композиция, а композиция —такой же свежей и вдохновенной, как импровизация».

Улучшение импровизационных навыков может помочь нам получить или улучшить навыки композиции на гитаре. «Многие мои пьесы были основаны на импровизации или были рождены из неё», — говорит Andrew York. «Я могу импровизировать, просто играть на гитаре и натыкаться на что-то, что кажется действительно значимым, ярким, немного волшебным. Я стараюсь записывать это сразу на свой iPhone, чтобы зафиксировать своё намерение, эмоциональный момент, а позже это прослушиваю, используя в качестве плацдарма для разработки темы». Однако он предупреждает: «Как только вы начинаете возиться с техникой и технологиями, вы полностью выходите из творческого состояния. Крайне важно оставаться в таком настроении, где происходит творчество, и не начинать использовать те части мозга, которые вы используете для манипулирования техникой».

Итальянско-турецкий гитарист Carlo Domeniconi утверждал, что все гитаристы могут и должны научиться импровизировать, что он называл «liquid composition» (лёгкая композиция). Richard «Rico» Stover пишет в своей книге «Six Silver Moonbeams: The Life and Times of Agustin Barrios Mangore», что великий парагвайский гитарист был легендарным импровизатором, что неудивительно, учитывая его марафонские занятия на инструменте и его потрясающую память. Agustin Barrios постоянно пересматривал свои сочинения и имел склонность импровизировать на концертах, для него музыка была неким мистическим актом.

Bogdanovic и York согласны с тем, что тяжкая ноша выступлений на сверхвысоком техническом уровне у современных классических гитаристов (и классических музыкантов вообще) привела к отсутствию внимания к практике импровизации. «Классическая и современная музыка требует такого внимания и техники, что очень сложно совместить это с одновременной работой по импровизации», — говорит Bogdanovic. «Мое мнение таково, что приходится жертвовать одним, чтобы получить другое. Но я думаю, что классические музыканты и, в частности, гитаристы всё же должны систематически изучать импровизацию, и я вижу некоторые признаки этого, особенно в США».

«По мере того как развивалась педагогика, а классические гитаристы играли всё более сложные пьесы, требовалось всё больше и больше усилий, чтобы играть на высоком техническом уровне», — добавляет York. «Другое дело, что намного проще быть очень профессиональным исполнителем, чем хорошим импровизатором или композитором. Каждый год мы празднуем победы молодых музыкантов, выигрывающих конкурсы, но при этом мы не собираемся воспитывать каждый год хороших композиторов. Требуется многое, чтобы быть отличным исполнителем, но, как мне кажется, чтобы быть отличным композитором, требуется ещё больше».

Погружение в «мистику»: десять советов

Изучающие классическую гитару могут столкнуться с отсутствием стандартной практики и методики обучения импровизации. Gerald Klickstein в своей книге «The Musician’s Way: A Guide to Practice, Performance, and Wellness» поощряет студентов к тому, чтобы они считали импровизацию компонентом «musicianship zone», в то время как практику чтения с листа, гаммы, арпеджио, этюды и так далее он относит к «technique zone». Импровизация — это акт изысканий, как это называл Van Morrison, «into the mystic». Классические гитаристы, заинтересованные в развитии или совершенствовании импровизационных навыков, могут начать с нескольких относительно простых шагов.

1. Развивайте слух

«Лучший способ начать — это иметь хороший слух», — говорит York. «Развивайте свой слух таким образом, чтобы вы могли слышать разные качества каждого тона по отношению ко всей пьесе. Если вы находитесь в тональности Соль и играете гамму Соль мажор, каждая нота гаммы должна иметь для вас собственное качество, чёткую окраску. Чем лучше вы понимаете, как ноты соотносятся с ладом, тем лучше вы можете импровизировать. Если вы не можете сыграть то, что слышите мысленно, вы не сможете и импровизировать.»

2. Обратитесь к популярной музыке

«Научитесь аккомпанировать популярным песням», — предлагает Dyens. «Это первый и, возможно, самый важный шаг. Затем научитесь делать что-то с гармонией, исследуйте голосоведение, контрапунктическое движение в полифонической музыке. Во Франции у нас есть сильная традиция шансона, например Georges Brassens, Édith Piaf, Jacques Brel. Или, аналогично этому, используйте джазовые стандарты, потому что большинство джазовых стандартов были когда-то популярными песнями, такими как «Over the Rainbow» и тому подобное.

3. Смешивайте

Dyens, York и Bogdanovic — все они отличаются разнообразием своего репертуара и собственных композиций, и все начали импровизировать на самой ранней стадии обучения гитаре.

Слушайте и учитесь играть различные стили, особенно те, которые включают импровизацию: бразильская музыка, рок, турецкая музыка, джаз, что угодно. «Я действительно не вижу больших границ между жанрами, и для меня это просто спектр определённых или не очень определённых стилистических характеристик», — говорит Bogdanovic. «Импровизация ричеркара — это не то же самое, что импровизация блюза, но на данный момент я считаю, что разница в стилях больше связана с историей или маркетингом, нежели чем с творческой реальностью».

4. Арпеджируйте

Вникните в такую пьесу, как «Gymnopédie № 1» Эрика Сати, для которой есть несколько хороших аранжировок для классической гитары. Исследуйте его звучные мелодичные аккорды, сначала как написано, а затем расширьте аккорды в легком движении арпеджио, и наконец более агрессивно, свободным арпеджио. Поздравляем, вы просто импровизировали! Меняйте свой подход каждый раз, когда вы играете пьесу, но прекрасно, если вы обнаружите соблазнительное арпеджио, которое захотите использовать повторно. Затем, измените самостоятельно что-нибудь в аккордовых последовательностях.

5. Будьте открыты

Требования к сольной импровизации на таком полифоническом инструменте, как гитара, высоки, ведь необходимо играть мелодию и гармонию одновременно. «Начните с вдохновения и искренности», — рекомендует Bogdanovic , — «но, что касается тональностей, начиная от блюза и этюдов Каркасси, и заканчивая «Nocturnal» Бриттена, все дороги ведут к Ми, как мажору, так и минору». Тональности с открытыми струнами позволяют нам использовать открытые ноты гитары в качестве выдержанных тонов при импровизации. Попробуйте настройку dropped-D (6-я струна, настроенная в Ре), особенно если вы не слишком знакомы с этой настройкой; она может открыть новые возможности.

6. Обратитесь к Бразилии

Изучение и исполнение музыки латиноамериканских композиторов может помочь импровизации, поскольку их ритмы и мелодии часто весьма свободны по своей природе и поощряют орнаментацию и другие формы спонтанной интерпретации. Гитарист Benjamin Verdery упомянул в своем блоге, что просто не мог не импровизировать украшения, когда разучил «Julia Florida» Barrios. Бразильская музыка имеет сущность, особенно подходящую для импровизации. Для многих бразильских гитаристов жанровых границ просто не существует: поп, босса-нова, джаз, классика — это всё «violão» (гитара). Раньше, когда люди разыскивали музыку в магазинах, альбомы безупречного исполнителя, композитора и импровизатора Baden Powell чаще встречались в джазовых или бразильских разделах, но он, безусловно, предлагает жемчужины репертуара и для классических гитаристов. Попробуйте, например, «Berimbau» или «Asa Branca» — обе есть в интернете в свободном доступе.

7. Выработайте стратегию начала и завершения

Чтобы импровизировать в конкретной пьесе, выберите часть, которую вы можете использовать в качестве трамплина в импровизацию, и часть, к которой вы перейдёте сразу после вашей импровизации. Последняя может быть той же самой музыкальной фразой, что и первая, или может отличаться. Кода «Consolação» Baden Powell представляет собой раздел, предназначенный для начала импровизации.

8. Ищите уникальные аккорды

Станьте картографом гитары, исследуя различные тональные возможности на грифе. Это произойдёт после того, как вы разработаете свой слух — вы найдете комбинации, которые не являются ни обычными, ни полностью диссонирующими. Коллекционируйте их, как драгоценности, чтобы использовать в уникальных комбинациях, когда импровизируете. «Когда я импровизирую, я обычно играю что-то, что, как я думаю, может работать вместе, некоторые из тысяч вещей, которые могут звучать хорошо», — говорит Dyens. «Импровизация предполагает много музыкальных знаний. «Организованная импровизация» похожа на маленькую сестру композиции. Так что, всё не совсем случайно».

9. Наведите мосты

Начиная с маленьких шагов, таких как орнаментация и арпеджированные аккорды, переходите к более сложной импровизации. Конечно, всё приходит с опытом; гитарный конкурс или концерт — не место, где можно попробовать свою первую импровизацию. После того, как вам стало удобно, попробуйте импровизировать в неформальных ситуациях, таких как кафе или приёмы. Там легче удержаться в седле, поскольку люди болтают и звенят бокалами, и вам не нужно играть абсолютно безупречно. В результате вы будете подготовлены, чтобы импровизировать в концертном зале или в студии звукозаписи.

«На протяжении всех сеансов записи моего нового CD я исполнял варианты каждого из своих произведений, сохраняя тот же темп. Я даже пересмотрел структуру одной части на лету и сымпровизировал новое заключение для другой, которое потом включил в финальный микс. У импровизации во время исполнения есть риски, но есть и награды. Импровизация перед людьми — это вызов», — говорит Bogdanovic. «Конечно, это совсем другая ответственность, нежели чем игра для себя, но, с другой стороны, это очень вдохновляет, и может принести хорошие результаты, ведь вы делитесь своим опытом с широкой публикой».

10. Не беспокойтесь

Не ждите, что каждая импровизация будет превосходной. Качествами хорошей импровизации должны быть свобода, мелодичность, но не банальность; это трудноуловимое трио. Даже лучшие импровизаторы считают, что удачные моменты редки. «Честно говоря, у меня много недостатков, и буду честным — большинство моих импровизаций просто не слишком хороши», — говорит Dyens. «Иногда, но очень редко, я думаю: вау, это заслуживало бы пьесы. Это бывает, но это редкость».

York согласен с этим мнением: «Когда вы импровизируете перед множеством людей, вы надеетесь, что всё будет хорошо. Но получается хорошо не всегда. Я не самый крепкий импровизатор, как например Dušan Bogdanovic — он настоящий гений импровизации. К сожалению, это не похоже на ситуацию, когда вы разучиваете пьесу до такой степени, чтобы на 95 процентов быть уверенным, что исполните её блестяще. Импровизация высшего класса не будет случаться каждый раз. Но когда это получается, это волшебство».

Источник

Оцените статью